Подготовка учащихся к устному собеседованию по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

ОЖГИХИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Пособие предназначено для подготовки к устной части Основного государственного экзамена по русскому языку и содержит тренировочные задания, памятки с рекомендациями, позволяющими избежать типичных ошибок в устном ответе, таблицы, с помощью которых учащиеся смогут оценить свой уровень подготовки к экзамену.

Работая с пособием, выпускники научатся:

  • грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать тексты;

  • выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определенным типом речи;

  • излагать материал на основе личного жизненного опыта;

  • представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге.

Пособие рекомендовано учащимся 8-9 классов, учителям устных предметов и методистам и может быть использовано на уроках и для самостоятельной подготовки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustn_sobesedovanie1.pptx973.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ОГЭ Готовимся к ОГЭ Устное собеседование по русскому языку (Текст №1)

Слайд 2

Задание №1Чтение текста. Вам на уроках географии, несомненно, рассказывали о человеке, изображенном на этой фотографии. Это Николай Михайлович Пржевальский - известнейший ученый, путешественник. Выразительно прочитайте текст о Н.М.Пржевальском вслух. У вас есть 2 минуты на подготовку .

Слайд 3

Николай Михайлович Пржевальский - один из самых великих путешественников в истории человечества. Ему при жизни вручили специально выбитую золотую медаль с его барельефом и надписью: «Первому исследователю Центральной Азии». Пржевальский называл свои грандиозные экспедиции «научными рекогносцировками», то есть разведкой, но их результаты грандиозны. Трудно поверить, что один человек с немногими помощниками мог столько совершить всего за два десятилетия. Он прошел более 33 тысяч километров, в 63 пунктах определил географические координаты, положил на карту 20 тысяч километров пути. Исследования охватили территорию в 6 миллионов квадратных километров. Из Центральной Азии Пржевальский привез гербарий из 16 тысяч экземпляров растений, среди которых оказалось более двухсот видов, еще неизвестных науке. Им открыты 30 новых видов птиц, новые виды млекопитающих: дикий верблюд, дикая лошадь, дикий як, разновидность горных баранов. Его зоологическое собрание состояло из семи с половиной тысяч чучел различных животных, птиц, земноводных, а коллекция насекомых содержала десять совершенно новых для науки родов. (146 слов) (В.Маркин)

Слайд 4

Задание 2. Пересказ текста Известный писатель А.П.Чехов таких людей, как Н.М.Пржевальский, очень любил, ценил в них живую душу, желание трудиться на благо Отчизны. А ведь Пржевальский открывал хребты, плоскогорья, страны, подарил миру первую карту Азии... Перескажите прочитанный вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание А.П.Чехова о Н.М.Пржевальском: «Один Пржевальский ... стоит десятка учебных заведений и сотни хороших книг. Упорное, непобедимое стремление к раз намеченной цели, богатство знаний и трудолюбие, фанатическая вера в науку делает его в глазах народа подвижником... Недаром Пржевальского... знает каждый школьник». (А.П. Чехов) Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У вас есть 1 минута на подготовку.

Слайд 5

«Один Пржевальский ...стоит десятка учебных заведений и сотни хороших книг. Упорное, непобедимое стремление к раз намеченной цели, богатство знаний и трудолюбие, фанатическая вера в науку делает его в глазах народа подвижником... Недаром Пржевальского... знает каждый школьник». (А.П. Чехов) Николай Михайлович Пржевальский - один из самых великих путешествен - ников в истории человечества. Ему при жизни вручили специально выбитую золотую медаль с его барельефом и надписью:«Первому исследователю Центральной Азии». Пржевальский называл свои грандиозные экспедиции «научными рекогносцировками», то есть разведкой, но их результаты грандиозны. Труд- но поверить, что один человек с немногими помощниками мог столько совер - шить всего за два десятилетия. Он прошел более 33 тысяч километров, в 63 пунктах определил географические координаты, положил на карту 20 тысяч километров пути. Исследования охватили территорию в 6 миллионов квад - ратных километров. Из Центральной Азии Пржевальский привез гербарий из 16 тысяч экземпляров растений, среди которых оказалось более двухсот видов, еще неизвестных науке. Им открыты 30 новых видов птиц, новые виды млекопитающих: дикий верблюд, дикая лошадь, дикий як, разновидность горных баранов. Его зоологическое собрание состояло из семи с половиной тысяч чучел различных животных, птиц, земноводных, а коллекция насекомых содержала десять совершенно новых для науки родов. (146 слов) (В.Маркин)

Слайд 6

« Один Пржевальский ...стоит десятка учебных заведений и сотни хороших книг. Упорное, непобедимое стремление к раз намеченной цели, богатство знаний и трудолюбие, фанатическая вера в науку делает его в глазах народа подвижником... Недаром Пржевальского... знает каждый школьник». (А.П. Чехов)

Слайд 7

Задание 3. Монологическое высказывание Выберите один из предложенных вариантов беседы: 1. Увлечение (на основе описания фотографии). 2. Путешествие, которое запомнилось мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта). 3. Нужно ли бережно относиться к родному языку? (Рассуждение по поставленному вопросу.) Вам дается 1 минута на подготовку . Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Слайд 8

ТЕМА 1. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, -какими могут быть увлечения в зависимости от их тематической направленности; -что даёт человеку его увлечение; -в чём преимущества интеллектуальных увлечений; -опишите героев этого фотоснимка и их настроение.

Слайд 9

Задание 4. Диалог Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником. К Теме 1 «Мир увлечений»: 1. Есть ли у вас какое-либо увлечение и в чём его привлекательность? 2. Какие необычные увлечения есть у ваших друзей и знакомых ? 3. Может ли увлечение повлиять на выбор профессии?

Слайд 10

Тема 2. Расскажите о том, как вы путешествовали по стране или по миру. Не забудьте рассказать: - Давно ли вы путешествуете и как ваша семья выбирает страну (город, место) для очередного путешествия? - Какова основная цель путешествий для вас? Вашей семьи? - Какое из путешествий вам запомнилось больше всего и почему? - Что изменилось в вашей жизни благодаря путешествиям?

Слайд 11

Задание 4. Диалог Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником. К Теме 2 «Путешествия»: -Куда вы планируете отправиться в путешествие в ближайшее время? -Есть ли места, куда вам хотелось бы вернуться? -Что бы вы хотели пожелать тем, кто впервые собирается в путешествие?

Слайд 12

Тема 3. Нужно ли бережно относиться к родному языку? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: -Какова роль родного языка и в чём, по-вашему, заключено его богатство? -Что такое словесный мусор? -Почему меняется отношение к языку в наши дни? -Что значит беречь родной язык и чем опасна утрата родного языка для народа?

Слайд 13

Задание 4. Диалог Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником. К Теме 3 «Отношение к родному языку»: - Как вы понимаете выражение «всё доступно нашему языку»? -Что может рассказать о человеке его язык? -Как вы относитесь к привычке употреблять в речи слова-паразиты?

Слайд 14

Литература 1. ФИПИ Демонстрационный вариант устного собеседования по русскому языку – М. 2020 2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения устного собеседования по русскому языку выпускников основной школы –М. 2020 3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся…- М. 2020 4. Г.Т. Егораева ОГЭ. Русский язык. Тренажер. Устное собеседование по русскому языку для выпускников основной школы –м. 2020 5. И.П. Цыбулько , Т.Н. Малышева: ОГЭ-2020. Русский язык. Устное собеседование. Типовые варианты. 20 вариантов – М.2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом на уроках информатики в рамках подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку

В данном архиве представлены материалы из опыта работы  на  региональном семинаре  учителей клуба "Лидер" по теме "Работа с текстом на уроках информатики в рамках подгото...

Алгоритм подготовки к устному собеседованию по русскому языку для учащихся 9-х классов

Данный материал будет интересен для учащихся 9-х классов, которые проходят устное собеседование по русскому языку в середине учебного года. В работе проиллюстрированы 4 вида заданий: чтение текста, пе...

Методика подготовки учащихся к устной части по русскому языку

При выполнении заданий учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение). Оценка выполнения заданий работы осуществлялась экспертом непосредственно в п...

Система подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)

В сообщении говорится о систематической и планомерной работе учителя по подготовке учащихся к устному итоговому собеседованию в 9 классе....

Подготовка учащихся к устному собеседованию и ОГЭ по русскому языку

Из опыта работы по подготовке к устному собеседованию и ОГЭ по русскому языку...

Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе

Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (шаблоны ответов, клише, планы ответов, способы включения высказываний в текст, примеры текстов)...