Подготовка учащихся к устному собеседованию и ОГЭ по русскому языку
статья по русскому языку (9 класс)

Измалкова Наталья Викторовна

Из опыта работы по подготовке к устному собеседованию и ОГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Измалкова Наталья Викторовна

Учитель русского языка и литературы

Первая квалификационная категория

МБОУ СОШ №8 г. Томмот

Подготовка учащихся к устному собеседованию и ОГЭ по русскому языку.

Образование – клад, труд - путь к нему.

П. Буаст.

Подготовка к ОГЭ и устному собеседованию - процесс трудоемкий. Каждый учитель перестраивает всю систему работы так, чтобы дети успешно сдали экзамен.  Подготовка по русскому языку ведется постоянно, начиная с 5 класса. В 9 классе можно лишь подкорректировать уже имеющиеся знания учащихся.

Итоговое устное собеседование по русскому языку — обязательная часть ОГЭ с 2019 года. И как бы не утверждалось, что ребенок к 9 классу должен не почувствовать трудностей при сдаче данного вида работы, любой учитель понимает, что подготовка необходима. Здесь важна не только теория, но и практика. Как показал опыт, психологическое состояние также играет немаловажную роль. Трудность самого собеседования заключается в том, что на каждое задание время ограничено. Ученик  может растеряться, долго собираться с мыслями. А в этот момент нужна полная сосредоточенность на материале.

Подготовка к устному собеседованию всегда начинается с психологического настроя.  Я отвожу этому этапу важную роль. Ведь каждому ребенку важно знать, что  у него все получится, что не следует сдаваться, если что- то пошло не так, что нужно идти до конца. Затем ребятам разъясняются подробно критерии, по которым их будут оценивать. Критерии я стараюсь дать уже в конце 8 класса, прошу ребят  буквально их выучить за лето. В 9 классе с самого начала года мы начинаем уже непосредственно работать над теорией и практикой, психологически готовить ребят к собеседованию.

Собеседование по русскому состоит из четырёх частей:

  • чтение текста вслух,
  • подробный пересказ прочтённого текста с включением приведённого высказывания,
  • монологическое высказывание,
  • диалог с экзаменатором.

Работу по чтению текста вслух мы проводим на уроках. Ребята вспоминают, что такое интонация, темп, для чего нужны графические символы, как их правильно использовать. Но особое внимание уделяется ошибкам, которые можно допустить на данном этапе. Для этого учащимся раздаются карточки с типичными ошибками. Затем для отработки первого задания учащиеся разбиваются по парам. Один из учеников в паре  слушает и фиксирует ошибки, ставит баллы, другой – выполняет задание. Зачем ученики меняются местами. Такой вид работы позволяет ребятам более осознанно подойти к экзамену, увидеть самостоятельно свои и чужие ошибки.

Подготовка к подробному пересказу  с включением цитаты - самая сложная для учеников часть работы. Здесь мы акцентируем внимание на главную и второстепенную информацию. Теперь для хорошего балла учащиеся должны уловить и то, и другое. Для первичной работы мы делим тетрадный лист пополам. В левой части пишем ключевые слова, в правой части второстепенную информацию. Затем для включения информации задаем вопрос: «Кто сказал эти слова или о ком они?», «Где уместно по смыслу вставить эту цитату?». Шаблоны, по которым можно ввести цитату в текст, дается отдельно на карточке вместе с типичными ошибками. Отработку данного задания провожу сначала в классе, затем  индивидуально с каждым учеником во внеурочное время. Работа именно над этим заданием занимает большую часть всей подготовки. Ведь одно дело научиться пересказывать текст, другое - уложиться в отведенное время.

Работа по подготовке к монологическому высказыванию проводится в классе, затем отрабатывается индивидуально. Мы всегда вспоминаем особенности строения текстов в зависимости от типа речи. Чаще всего ребята выбирают описание фотографии. Сначала мы выделяем два вида фотографий, которые могут быть в задании, затем письменно составляем алгоритм, по которому составляется текст. Монологическое высказывание делим на части, четко указываем количество предложений в каждой части. Обязательно акцентируем внимание на заключительных предложениях.

Четвертое задание, составление диалога, отрабатывается в классе. Чаще всего используется парная и групповая работа.  На этом этапе я делаю акцент на полных ответах, учу ребят понимать суть вопроса. Как показывает практика, с этим заданием ученики в основном справляются.

Когда в классе устное собеседование полностью усвоено и отработано, то ребята приглашаются на индивидуальные консультации после уроков. В один день занимаются примерно 4 человека. На каждого отводится 30 минут: 15 минут на экзамен с учетом времени, 15 минут на разбор ошибок и выставление баллов. Я всегда ребятам рекомендую тренироваться не только в школе, но и дома, выдаю экзаменационные задания. Задания предварительно распечатываю, и они лежат в свободном доступе в классе. Ученик всегда может выбрать себе тот вариант, который еще не делал. С коллегами мы проводим пробные экзамены по устному собеседованию, где ребят оценивает другой специалист. После каждого тренировочного собеседования я провожу работу над ошибками.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку начинается с 5 класса. Она ведется как на русском языке, так и на литературе. Начиная с 5 класса, мы с ребятами заводим специальные тетради и папки для материалов, кластеров, опорных схем, алгоритмов и словарных слов. Это делается для того, чтобы на любом этапе ученики могли вспомнить правила, применить их на практике.

Для родителей и учеников оформляются стенды с памятками по подготовке к ОГЭ, проводятся уроки по заполнению бланков.

ОГЭ состоит из 3 частей:

  • изложение,
  • тестовая часть,
  • сочинение – рассуждение.

Работа над изложением ведётся с 5 класса, где мы учимся сжимать текст разными способами,  выделять микротемы , ключевые слова, второстепенную информацию, сохранять стиль автора, тип речи. В 9 классе эти способы повторяются, отрабатываются на консультациях и уроках. Аудиозаписи изложений используются с разных сайтов, но чаще всего это ФИПИ, Решу ОГЭ, vpr-ege.ru, Яндекс репетитор. В 8 и 9 классе мы работаем только с аудиотекстами. Особое внимание я обращаю  на количество микротем (их должно быть 3), которые необходимо сжать, применив 1 или несколько приёмов сжатия. На уроках – практикумах проводится  анализ, ученики слушают лучшие изложения, делая пометки в своих работах.

 Работа с тестовой частью идет не один год. Каждая тема, изученная в классе закрепляется не только письменными работами, но и тестами. В 9 классе  повторение тем готовится блоками. Наряду с теоретическим материалом ученики выполняют практическую работу по заданиям из демоверсий, предлагаемых разными авторами. Аналогичная работа проводится по всем заданиям.  При подготовке к ОГЭ активно используются видеоуроки, совместная деятельность учителя и учеников, занятия в группах, парах, где сильные ученики помогают слабым. В своей работе я активно использую сайт «Решу ОГЭ», где можно составить свой вариант теста. Домашняя работа дается только по пройденному материалу. На следующем уроке проводится анализ ответов учащихся, работа над ошибками и повторяются вместе с учащимися следующие темы. Задание по тропам отрабатывается на уроках литературы.

Работа по сочинению – рассуждению ведется на уроках русского языка и литературы. Сюда относятся не только уроки по развитию речи, но и небольшие пятиминутки в конце урока, где учащиеся должны написать мини – сочинение на заданную тему, ответить письменно на поставленный вопрос. Для слабых учащихся даются шаблоны для создания сочинения – рассуждения. Мои ученики чаще всего выбирают задание 15.3. Поэтому в дополнение на консультациях мы проводим работу по терминологии, записываем определения, которые составили вместе с учениками в тетрадь, продумываем жизненные аргументы, учимся находить аргументы в тексте. На консультациях я провожу поэтапную работу над сочинением – рассуждением. Например, на первой консультации мы читаем текст, анализируем, затем пишем вступление. Каждый ребенок на занятии получает индивидуальную консультацию по написанному, берет новый текст и продолжает работу. Если первый этап освоен, то мы переходим к следующему этапу, и так далее, пока не выработаем технику написания цельного сочинения. Проверка каждого этапа и в дальнейшем сочинения проводится четко по критериям. Ребятам всегда разъясняется, за что поставлен балл.

Для тренировки перед экзаменом используется система СтатГрад. После каждой работы проводится разбор ошибок.

Таким образом, подготовка к ОГЭ – это большая работа, которая ведется с 5 класса. Важно вести ее последовательно, каждый раз повторяя пройденное. Как показывает опыт, если хорошо подготовиться к сдачи ОГЭ, то и в 11 классе многих трудностей по ЕГЭ можно избежать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное" для подготовки учащихся 10 -11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Данный тест позволяет проверить уровень подготовки учащихся 10-11  классов к выполнению тестовых заданий по теме "Имя существительное". Он охватывает не только правописание данной части ре...

Тест по теме "Глагол" для проверки уровня подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Данный тест позволяет проверить уровень подготовки учащихся 10-11 классов к выполнению тестовых заданий по теме "Глагол" Он отражает не только правописание глагола и его форм,  но и морфологическ...

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...

Работа с текстом на уроках информатики в рамках подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку

В данном архиве представлены материалы из опыта работы  на  региональном семинаре  учителей клуба "Лидер" по теме "Работа с текстом на уроках информатики в рамках подгото...

Подготовка учащихся к устному собеседованию по русскому языку

Пособие предназначено для подготовки к устной части Основного государственного экзамена по русскому языку и содержит тренировочные задания, памятки с рекомендациями, позволяющими избежать типичных оши...

Система подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)

В сообщении говорится о систематической и планомерной работе учителя по подготовке учащихся к устному итоговому собеседованию в 9 классе....

Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе

Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (шаблоны ответов, клише, планы ответов, способы включения высказываний в текст, примеры текстов)...