Гормоны
методическая разработка по химии (10 класс)

dzeboevailona

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotki_gormony2_-_kopiya.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ардона Ардонского района РСО-Алания

Разработка урока

на тему :

«Гормоны - система регуляции деятельности внутренних органов» 

Разработала:  Дзебоева Илона Олеговна, учитель химии

Тема: «Гормоны»

Цели: Изучить эндокринную систему — систему регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь, лимфу или спинномозговую жидкость. 

Задачи:

Образовательные:

-систематизировать знания о химической природе, механизме действия  и классификации гормонов  

-рассказать о гормональной регуляции углеводного, липидного, белкового и водно-солевого обмена

- установить механизм действия гормонов. Роль циклазной системы в механизме действия гормонов.

Развивающие:

-развивать умения работать с различными источниками информации;

-развивать интеллектуальные умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные:

- развивать  интерес к предмету.

Методика: выполнение самостоятельных исследований; ролевая игра; демонстрация слайдов с фотографиями гормональных заболеваний.

Форма проведения: урок на основе групповой формы работы.

Использование инновационных технологий: метод  проблемного обучения (проверка гипотезы при проведении  наблюдений);

приёмы технологии развития критического мышления  (логические цепочки).

Оборудование: компьютер, проектор; презентация,

 фотокарточки  –  на каждую группу (определение заболеваний по фото).

Планируемый результат: учащиеся изучают фотографии и понимают важность полученных знаний.

План урока:

I.Стадия вызова.

Логические цепочки

II.Стадия осмысления.

Необходимость правильного питания.

Необходимость  физических упражнений

III.Стадия рефлексии.

1.Составление кластера по теме «Гормоны».

2.Опрос по цепочке.        

IV.Подведение итогов. Выставление отметок.

V.Домашнее задание.

Ход урока:

- Ребята, сегодняшний урок я начну  такими словами: Чувство, которое мы описываем как «счастье», обеспечивается наличием в мозге четырех особых нейрохимических веществ: дофамина, эндорфина, окситоцина и серотонина.

Гормоны – это одни из эволюционно- ранних механизмов регуляции процессов жизнедеятельности в организме, его физиологических процессов в различных органах и системах.

Мы познакомились с человеческой системой и познакомились со свойствами и химическим составом гормонов.

I. Вызов

1. Логические цепочки.

Внимательно  прочитайте  начало  каждого  высказывания в 1-ой графе таблицы. Расставьте карточки в строчках 2-ой графы так, чтобы получились правильные, законченные   по смыслу  высказывания.

Начало высказывания

Окончание высказывания

По химическому составу гормоны делятся:

стероидные гормоны (гормоны коркового слоя надпочечников и половые гормоны);

производные аминокислот (тироксин, адреналин, норадреналин);

пептидные гормоны (рилизинг-гормоны; инсулин, глюкагон, гормон роста).

Свойство гормонов

 высокая физиологическая активность;

каждый гормон регулирует определенный процесс;

каждый гормон действует на определенный орган-мишень.

Восприятие гормонов органами

В органах мишенях есть рецепторы к соответствующим гормонам:

Если гормоны плохо проникают через клеточную мембрану (производные аминокислот и пептидные гормоны):

гормон — рецепторы мембраны — посредники: (простагландины) — фермент аденилатциклаза катализирует синтез цАМФ из АТФ — синтез необходимых белков-ферментов.

Если гормон легко проходит через клеточную мембрану (стероидные гормоны):

гормон — внутриклеточный рецептор — гормон-рецепторный комплекс — синтез белков-ферментов. 

Все ткани и органы имеют механизм обратной связи, который участвует в саморегуляции восприимчивости органов к гормонам:   

при низком уровне определённого гормона автоматически возрастает количество рецепторов в тканях и их чувствительность к этому гормону повышается;

при высоком уровне определённого гормона происходит автоматическое понижение количества рецепторов в тканях и их чувствительности к этому гормону понижается.

Эндокринная система включает:

центральное звено: гипоталамус и гипофиз.
Функция: регуляция работы эндокринных желез.

периферическое звено: эндокринные железы и эндокринные клетки. 
Функция: регуляция работы организма.

Функции эндокринной системы

гуморальная регуляция функций организма;

координация работы всех органов и систем;

гомеостаз организма при изменяющихся условиях внешней среды;         

рост и развитие организма;

половая дифференцировка и репродуктивная функция;

обмен веществ и энергии;

эмоциональные реакции;

психическая деятельность человека.

Гормоны передней доли гипофиза

Соматотропин  (СТГ = гормон роста) стимулирует синтез белков, деление клеток, обмен веществ.

Гиперфункция: гигантизм (1) — рост тела выше 2,0 м; акромигалия (2) — патологическое увеличение отдельных частей тела.

Гипофункция: задержка роста и физического развития (гипофизарный нанизм = гипофизарная карликовость 

гормоны задней доли гипофиза (нейрогипофиза)

Вазопрессин (АДГ = антидиуретический гормон) усиливает реабсорбцию воды в почечных канальцах.

Гипофункция: несахарный диабет (симптом: жажда и усиление диуреза до 15 л мочи в сутки).

Гиперфункция: повышение артериального давления.

Окситоцин регулирует тонус мускулатуры матки и молочных желез.

надпочечники

Гормоны коркового слоя надпочечников

Половые гормоны вырабатываются надпочечниками на протяжении всей жизни человека. В  детском возрасте и после наступления климактерического периода только надпочечники вырабатывают половые гормоны.

  • андрогены — стероидные мужские половые гормоны.
  • эстрогены — стероидные женские половые гормоны.
  • прогестерон — стероидный гормон жёлтого тела яичников.

половые гормоны

андрогены — стероидные мужские половые гормоны.

эстрогены — стероидные женские половые гормоны.

прогестерон — стероидный гормон жёлтого тела яичников.

Дофамин создает чувство радости от того, что человек находит что-то необходимое. Это то чувство, когда люди произносят: «Эврика! Я нашел!». Эндорфин формирует чувство легкости и забвения, которое помогает смягчать боль. Часто такое состояние называют эйфорией. Окситоцин дает человеку ощущение безопасности в кругу себе подобных. Теперь это называется «социальные связи». Серотонин создает у человека чувство признания и уважения со стороны окружающих. 

Физминутка способствует профилактике утомления, нарушения осанки, повышению работоспособности.

Обобщение  учителя:

- Итак, наши гормоны влияют на все аспекты нашей жизни -с момента зачатия и до самой смерти. Они будут влиять на наш рост, половое развитие, формирование наших желаний, на обмен веществ в организме, на крепость мышц, на остроту ума, поведение, даже на наш сон.

II.Осмысление

 «В гормонах сокрыта тайна человека.

Вывод:  Гормоны - это то, что делает нас особенным и непохожим на остальных. Они предопределяют наши физические и психические особенности

III.Рефлексия

1.Составление кластера по теме «Гормоны»

2. Опрос по цепочке.

Ответ одного ученика прерывается в любом месте и предаётся другому жестом учителя.

Выводы  по уроку:

Гормоны (от греч. hormao – привожу в движение, побуждаю) – биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции и выделяются непосредственно в кровь, лимфу .Они обладают способностью повышать или понижать уровень жизнедеятельности организма.

-Знания о гормонах необходимы человеку .

-Гормоны обладают высокой биологической активностью.

-Гормоны действуют только на живые клетки.

Вопросы

-Ребята, что  сегодня на уроке было главным?

-Что было интересным?

-Что нового  вы сегодня узнали?

IV. Подведение итогов. Выставление отметок.

V. Домашнее задание и вопросы:  

Какое воздействие оказывает адреналин и норадреналин  на мышечную работоспособность?

синтез каких гормонов они стимулируют? (стероидных).

Гипофункция коры надпочечников какое заболевание вызывает? (болезнь Аддисона возникает при недостатке кортикоидных гормонов (симптомы: хроническая усталость, истощение, раздражительность, гиперпигментация открытых частей тела).

Уходя с урока, поделитесь своим настроением, было ли вам интересно узнать, что дирижерами нашего организма  являются гормоны?

У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность,  важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево).

Красный - я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.

Жёлтый - я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.

Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома... 

Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ферменты и гормоны.

Урок химии в 10 классе.Много интересной информации....

Презентация. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма (8 класс)

Презентация познакомит учеников с действием отдельных гормонов и заболеваниями при гипо- или гиперфункции гипофиза и щитовидной железы; покажет взаимодействие желез внутренней секреции при росте и раз...

Презентация "К чему приводит избыток и недостаток гормонов"

Презентацию можно использовать при изучении органической химии в 10 классе по учебнику О.С. Габриеляна в теме: "Гормоны" или как дополнительный материал. Слайды сопровождаются текстом...

Разработка урока биологии в 8 классе "РОЛЬ ГОРМОНОВ"

Тема урока: "Роль Гормонов"Предмет биологияКласс 8Сергиенко Наталья Владимировна преподаватель биологииМБОУ СОШ №7 РОССИЯЛенинградская областьГород ВыборгУрок комбинированный. В данной рабо...

презентация "Гормоны"

Презентация предназначена для изучения темы "Гормоны" в 10 классе...

Проект "Щитовидная железа и ее гормоны"

Проект "Щитовидная железа и ее гормоны" и защита проекта в виде презентации....

Проект "Инсулин – гормон поджелудочной железы".

Проект "Инсулин – гормон поджелудочной железы" и защита проекта в виде презентации....