Организация учебной деятельности как стимул для самообразования
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Взгляд учителя химии на вопрос побуждения учащихся к самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Санкт- Петербург, Московский  район                                    

                                                                                  ГБОУ гимназия № 526

                                                                                      Назина Татьяна Геннадьевна,
учитель химии высшей категории, почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО (2006;2011гг).

Организация учебной деятельности

как стимул для самообразования

В связи с внедрением ФГОС II поколения существенно меняется не только подход к образовательной деятельности, но и к роли и функции учителя в образовательном процессе. Не останавливаясь на изменениях подробно, раскрою только одну существенную задачу: побуждение учащегося к самообразованию и саморазвитию т.е., к необязательной дополнительной деятельности по непрерывному образованию.

Несомненно, что основа для самообразования, складывается и вырастает из обязательной учебной деятельности. И от того, как организует эту деятельность учитель, решающим образом зависит будет ли востребованным для ученика самообразование.         Самообразование, на мой взгляд, невозможно без нескольких главных и необходимых качеств: наблюдательность (способность подметить едва уловимое, но существенное), способность к интеллектуальному труду, потребность в интеллектуальном развитии, и общекультурные навыки поведения и общения. Исходя из этого, первоочередными задачами учебной деятельности становится воспитание данных качеств.

          Используя опыт работы, акцентирую внимание на следующих важных моментах их формирования.

            Для развития наблюдательности необходимо тщательно и внимательно всматриваться в результат каждого проведенного опыта или эксперимента. Любое наблюдение учащегося является существенным, даже, если оно относится к побочным явлением наблюдаемого процесса. Чем больше увидено, тем более целостно восприятие явления. Например, реакцию взаимодействия перманганата калия с перекисью водорода можно рассматривать и в аспекте признаков реакции, и – условий взаимодействия реагентов, и – влияния концентраций на скорость реакции, и – способа определения продуктов взаимодействия веществ, и……Реальный процесс всегда зависит от многих факторов!

             Задание для наблюдения необходимо давать в условной форме т.е.: «рассмотрите взаимодействие нерастворимого основания с кислотой». Подробности взаимодействия - предмет деятельностного обсуждения, которое приводит, в конечном случае, к возникновению и формулированию вопросов «для себя». Для развития наблюдательности так же важно, чтобы учащийся проводил не серию опытов, а всего один, но подмечал все происходящее.

         Развитие остальных перечисленных выше необходимых качеств личности возможен только при одном условии: учебная деятельность – есть процесс познания, а не получения знаний, объем которых определяется учителем.

          Акцентирую внимание на принципах, определяющих возможность организации процесса познания в учебной деятельности. Во многом они определяются мировоззрением и парадигмой учителя

  1. Оптимистическое прогнозирование.

        По сути, это вера в то, что любой учащийся способен к саморазвитию и заинтересован в самообразовании. Необходимо и важно видеть не только глобальные успехи в усвоении тех или иных знаний, но подмечать любую, даже самую едва заметную динамику личностного роста ученика. Необходимо твердое убеждение в том, что рано или поздно обязательно найдется такое задание, которое не оставит ребенка равнодушным, станет толчком для его дальнейшего развития. Предсказать, когда это может произойти – невозможно т.к. область мотивационного воздействия все еще остается недостаточно изученной, а процесс познания - сугубо индивидуален. Но у меня, как и у любого другого учителя, найдется несколько интересных примеров, подтверждающих высказанное положение.

  1. Деятельностный подход в обучении.

Процесс познания происходит в деятельности и, следовательно, эту деятельность надо организовать. Положительный результат достигается тогда, когда работа над изучаемым материалом осуществляется с помощью системы заданий, а не вопросов. В результате работы над заданиями рождаются вопросы, выходящие за рамки интересов школьной программы, и поиск ответов на них не заканчивается с окончанием учебного времени. Вот некоторые из таких вопросов, возникшие у восьмиклассников при работе над материалом о строении вещества:

-каким образом протоны соединены с нейтронами, что между ними есть;

- что находится между ядром и электронами;

- как расщепили ядро;

- возможно ли столкновение электронов разных атомов;

- как получается «минус» на электроне;

3. Встречу на уроке следует посвящать осмыслению изучаемых фактов, а не ознакомлению с ними.

Возможность для этого предоставляет домашнее задание, различные и многообразные виды которого опять же должны стать не рутинной работой, а способом продвижения мысли и развития ученика. Не останавливаясь подробно на этой теме, отмечу, что качество выполнения домашнего задания зависит сегодня больше, чем когда – либо и от формы, и от формулировки, и от предлагаемого объема и от психологических качеств личности. Замечено, что творческие задания нередко раздражают учащихся т.к. не имеют конкретных предполагаемых границ завершенности, и их реализация плохо поддается самооценке.

  1. Преобладание индивидуальной устной речи, а не письменной.

       Опытные учителя с многолетним стажем работы отмечают, что наиболее высокие баллы по результатам ЕГЭ демонстрируют те учащиеся, которые владеют осмысленно изученным материалом, а не просто «натасканы на вопросы тестов». И ни у кого не вызывает сомнений, что чем больше ученик участвует в диалоговой деятельности, тем более осмысленными становятся его знания по предмету. Учитывая это, вероятно, следует использовать практику устных зачетов и собеседований, в противовес сложившейся практике письменных контрольных работ.

  1. Диагностические работы.

     Идеи внедрения ФГОС II поколения предполагают усиление внимания к личностному развитию ученика и овладению им универсальных учебных действий, что способствует в дальнейшем саморазвитию и самоопределению. В связи с этим, главная функция обучения - контролирующая неизбежно должна перерасти в диагностическую, а контрольные работы по усвоению учебного материала – в диагностические, определяющие наличие или уровень сформированности конкретных учебных действий.

     Приведу пример составленной мною диагностической работы для учащихся 10-го класса, которая не только высвечивает отличие идей разных ступеней системных изменений в образовании, но и демонстрирует кардинальное различие в оценке результатов обучения.

Диагностическая работа по химии (10 кл.; естественнонаучный профиль)

Номер задания

Проверяемые умения

                                   Содержание задания

1

Понимать поставленную задачу

Составьте формулу гомолога для 2,2-диметил-пропана

     

      2

Анализировать объект с указанием существенных признаков

Составьте формулу 2,3- диметил-гексаналя.

Определите гибридизацию каждого атома углерода

Укажите тип гибридизации над каждым атомом углерода в записанной вами структурной формуле.

   3

Получать информацию из представленных данных и преобразовывать информацию из одного вида в другой

Изобразите структуру органического соединения по представленным ниже данным:

содержит 4 атома углерода, два атома кислорода и водород

оба атома кислорода связаны с первым атомом углерода

первый атом углерода sp2 гибридный

длина связи между первым и вторым, вторым и третьим атомами углерода одинакова и равна 0,154 нм

длина связи между третьим и четвертым атомами углерода равна 0,134 нм.

  4

Проанализировать полученную информацию и сделать обобщение в виде вывода

Составьте два уравнения окислительно- восстановительных реакций с участием органических веществ. Приведите пример двух-трех неорганических веществ, которые будут проявлять сходные свойства. Обоснуйте свой выбор.

  5

Убеждать собеседника, аргументируя свою точку зрения, применять знания в незнакомой ситуации

Рассмотрите формулу лекарственного вещества. Составьте уравнения реакций, возможных для данного соединения. Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

  6

Обосновывать свою точку зрения. Привлекая знания различного уровня, различных предметных областей в нестандартной ситуации

В больницу поступило двое пострадавших от отравления. У первого - отравление метиловым спиртом, у второго- фенолом.

Проанализируйте величину опасности каждого вещества.

Обоснуйте, кто из пострадавших нуждается в экстренной помощи

в первую очередь. Предложите набор веществ для оказания помощи и обоснуйте свои предложения.

Время, затраченное на выполнение задания

Оценка выполненного задания

№ задания

предполагаемое

реальное

№ задания

Максимальное число баллов

Предполагаемое число баллов

1

2 мин

1

1

2

4 мин

2

2

3

7 мин

3

3

4

10 мин

4

4

5

15 мин

5

5

6

15 мин

6

6

Обратите внимание на то, что последние два пункта диагностической работы (время, затраченное на выполнение задания и оценка выполненного задания) предполагают самоконтроль и самоанализ.

Не претендуя на бесспорность высказанных суждений, отмечу что они сформировались на протяжении десятков лет опыта работы и хотя бы поэтому заслуживают внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содоклад по самообразованию. Тема: «Использование здоровьесберегательных технологий в организации учебной деятельности

         Моя тема самообразования последние два года: «Использование здоровьесберегательных технологий в организации учебной деятельности».Цель: обеспечи...

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ: методические рекомендации Приходько Е.В.

Настоящие методические рекомендации об организации учебного процесса по преподаванию иностранного языка адресованы методистам муниципальных методических служб, курирующим предметную область «Иностранн...

"Эффективность учебного занятия – стимул к успеху педагога и воспитанника"

Самым главным в работе педагога дополнительного образования является занятие. Самый главный критерий занятия - зто его эффективность. В данном материале рассматриваются планируемые действия педагога Д...

Самооценка как стимул для самообразования и эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ. Доклад.

VIII региональный интерактивный методический семинар«Коррекционно-развивающее обучение: опыт, поиск, развитие»ГКОУ СО «Новоуральская школа № 2»4 декабря 2017 года...