ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная химия»
рабочая программа по химии (7 класс)

Тополь Вера Николаевна

Структура рабочей программы

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности;

3) тематическое планирование

4) формы организации внеурочной деятельности

5)Результативность курса

6)Учебно-методическое обеспечение

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanim_himiya.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Занимательная химия»

для обучающихся 7 классов

уровень образования (основное общее)

направление внеурочной деятельности—общеинтеллектуальное










Разработчик:

Тополь Вера Николаевна, учитель химии

высшей категории

                                                Нижневартовск, 2019

Структура рабочей программы

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности;

3) тематическое планирование

4) формы организации внеурочной деятельности

5)Результативность курса

6)Учебно-методическое обеспечение

  1. Результаты освоения внеурочной деятельности

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные:

  • анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака;
  • проводит классификацию по заданным критериям;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях;
  • устанавливать последовательность событий;
  • определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию);
  • принимать и сохранять учебные цели и задачи;
  • осуществлять контроль при наличии эталона;
  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки;
  • строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора;
  • формулировать вопросы.

Предметные:

  • умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»;
  • знание химической посуды и простейшего химического оборудования;
  • знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;
  • умение определять признаки химических реакций;
  • умения и навыки при проведении химического эксперимента;
  • умение проводить наблюдение за химическим явлением;
  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Т е м а 1. Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами (2 ч)

Цель. Активизировать знания учащихся по правилам техники безопасности при обращении с бытовыми химическими веществами.

Содержание. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении и ожогах: нашатырным спиртом, уксусной кислотой, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами, растворителями и лакокрасочными материалами, отбеливающими, чистящими и дезинфицирующими средствами, бытовым газом.

Т е м а 2. Вода (3 ч)

Цель. Изучить физико-химические свойства воды, сформировать понятие о лечебных свойствах минеральных вод.

Содержание. Характеристика природных вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, лечебные свойства. (Основные понятия: разновидности природной воды, классификация минеральных вод.)

Т е м а 3. Соли (5 ч)

Цель. Конкретизировать знания учащихся о солях, применяющихся в быту, их свойствах и практическом применении.

Содержание. Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни. Хлорид натрия как химическое сырье и консервант. Сода, ляпис (нитрат серебра), марганцовка (перманганат калия), нашатырный спирт: свойства, применение. Практическая работа: выращивание кристаллов, опыты с поваренной солью, марганцовкой, содой. (Основные понятия: поваренная соль, сода, ляпис, перманганат калия, нашатырь)

Т е м а 4. Моющие средства (4 ч)

Цель. Сформировать понятие о синтетических и натуральных моющих средствах, умение распознавать маркировку на одежде.

Содержание. Моющие синтетические и натуральные средства. Вещества для подкрахмаливания, подсинивания, отбеливания, стирки белья. Условные обозначения на этикетках одежды. Синтетические моющие средства (СМС) и охрана природы.

Практическая работа: приготовление мыла в лабораторных условиях. (Основные понятия: синтетические и натуральные моющие средства, отбеливающие средства, маркировка на этикетках.)

Т е м а 5. Парфюмерия и косметика (5 ч)

Цель. Конкретизировать знания учащихся о парфюмерных и косметических средствах, а также средствах личной гигиены.

Содержание. Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение.

Практическая работа: изучение влияния фторсодержащих зубных паст на прочность зубной эмали.

(Основные понятия: парфюмерия, косметика, духи, лосьон, крем, шампунь, зубная паста, зубной порошок, дезодорант.)

Т е м а 6. Химический состав пищи (6 ч)

Цель. Расширить знания учащихся о правильном питании, составе пищи, ее приготовлении и хранении.

Содержание. Проблемы питания в современном мире. Хранение продуктов. Химизм процесса варки пищи. Химический состав основных продуктов питания: хлеба, молока, мяса, рыбы, консервов, сахара, овощей, фруктов и т.д.

Пищевые красители в домашних условиях. Витамины. Практическая работа: опыты по изучению состава пищевых продуктов.
(Основные понятия: питательные вещества, состав пищи, правила хранения продуктов, витамины.).

Т е м а 7. Лекарства (3 ч)

Цель. Сформировать понятие о природных и синтетических лекарственных препаратах, о вреде самолечения.

Содержание. Лекарственные препараты природные и синтетические. Химический состав наиболее часто используемых лекарств. Правила применения лекарственных препаратов. Лекарства на грядках, в лесу и на лугу.

Подведение итогов (7 ч)

Содержание: подготовка и защита проектов.

  1. Тематическое планирование

Тема раздела

Теория

Практика

Всего

1

Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами

2

2

2

Вода

1

2

3

3

Соли

2

3

5

4

Моющие средства

2

1

3

5

Парфюмерия и косметика

3

2

5

6

Химический состав пищи

3

3

6

7

Лекарства

1

2

3

8

Защита проектов

3

4

7

  1. Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

1.

Аудиторная

22

2.

Поисковое исследование

6

3.

Практикум

6

  1. Результативность курса

Результативность курса

Участники

1

Проектные работы

Обучающиеся 7-х классов

2

Участие в предметных олимпиадах

Обучающиеся 7-х классов

  1. Учебно-методическое обеспечение

Кукушкин Ю.Н.

М.: Высшая школа

1992

Опыты без взрывов

Гроссе Э., Вайсмантель

Л.: Химия, Ленингр. отд-ние.

1978

Химия для любознательных

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru

Использование ЦЛ на уроках химии

http://volkova12.ucoz.ru/INFORMATIZ/Master_proekt/Sborniki/inf_sreda_13.pdf

Технические средства обучения:

  • Цифровая лаборатория «Архимед», планшет «NOVA-5000» с набором датчиков
  • Компьютер
  • Принтер
  • Фотоаппарат

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занимательные опыты на кухне

Домашние леденцы. Кулинария - увлекательное занятие. Сейчас сделаем домашние леденцы.

Для этого нужно приготовить стакан с теплой водой, в которой растворить столько сахарного песка, сколько может раствориться. Затем возьмите соломинку для коктейля, привяжите к ней чистую нитку, закрепив на ее конце маленький кусочек макарон (лучше всего использовать мелкие макаронные изделия). Теперь осталось положить соломинку сверху стакана, поперек, а конец нитки с макарониной опустить в сахарный раствор. И набраться терпения. Когда вода из стакана начнет испаряться, молекулы сахара начнут сближаться и сладкие кристаллы станут оседать на нитке и на макаронине, принимая причудливые формы. Эти же леденцы будут гораздо вкуснее, если к сахарному раствору добавить сироп от варенья. Тогда получатся леденцы с разным вкусом: вишневые, черносмородиновые и др.

"Жареный"сахар

Возьмите два кусочка сахара-рафинада. Смочите их несколькими каплями воды, чтобы он стал влажным, положите в ложку из нержавеющей стали и нагревайте ее несколько минут над газом, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими каплями.

Почему неспелые яблоки кислые?

Неспелые яблоки содержат много крахмала и не содержат сахара. Крахмал - вещество несладкое. Как узнать, что в продукте содержится крахмал? Сделайте некрепкий раствор йода. Капните им в горстку муки, крахмала, на кусочек сырого картофеля, на дольку неспелого яблока. Появившаяся синяя окраска доказывает, что во всех этих продуктах содержится крахмал. Повторите опыт с яблоком, когда оно полностью созреет. И вас, наверное, удивит, что крахмала в яблоке вы уже не найдете. Зато теперь в нем появился сахар. Значит, созревание плодов - это химический процесс превращения крахмала в сахар.

Съедобный клей

Вашему ребенку для поделок понадобился клей, а баночка с клеем оказалась пустой? Не торопитесь в магазин за покупкой. Сварите его сами. Сварите ему небольшую порцию густого киселя, показывая ему каждый из этапов процесса. Для тех, кто не знает: в кипящий сок (или в воду с вареньем) нужно влить, тщательно перемешивая, раствор крахмала, разведенного в небольшом количестве холодной воды, и довести до кипения. Думаю, ребенок будет удивлен, что этот клей-кисель можно есть ложкой, а можно и склеивать им поделки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная география»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная информатика"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная информатика" для 5-6 классов...

Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная информатика" 2-4 класс

Программа «Занимательная  информатика» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся  2-4 классов.Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действи­те...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная химия"

Программа по курсу внеурочной деятельности с рецензией...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»5-9

Результаты освоения курса внеурочной деятельности,содержание изучаемого курса, тематическое планирование...

Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная химия"

Предлагаемая программа носит обучающий, развивающий характер. Является необходимой для учащихся основной ступени, так как способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся через усвоение ал...