Разработка урока по химии на тему: "Соединение химических элементов".
учебно-методический материал по химии (8 класс)

Абдулаева Татьяна Ивановна

Обобщение темы: «Соединения химических элементов». Цель урока:     повторить, систематизировать, обобщить, закрепить изученный материал об основных классах неорганических соединений путём логического мышления, типах химических связей и видах кристаллических решёток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soedinenie_himicheskih_elementov.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Химия 8 класс ФГОС ООО

Урок № 37

Тема урока:  Обобщение темы: «Соединения химических элементов».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид: урок-обобщение

Цели урока:

  • обучающая: 1). повторить, систематизировать, обобщить, закрепить изученный материал об основных классах неорганических соединений путём логического мышления, типах химических связей и видах кристаллических решёток;

2). развивать навыки составления генетических рядов элементов;

3). совершенствовать технику проведения химического эксперимента;

  • развивающая: развитие и активизация познавательного интереса к предмету химии у обучающихся; развитие умения составлять генетические ряды металла и неметалла, определять типы химических связей и виды кристаллических решёток, сравнивать и находить общее и отличное между кислотой и солью, основанием и солью, обобщать, делать выводы;
  • воспитательная: формирование всесторонне развитой, гармоничной личности.

Задачи урока: проверить глубину, осознанность научных знаний, умение их применять, оценить ЗУН.

Методы обучения:

  • фронтальная беседа;
  • химический эксперимент;
  • самостоятельная работа

Оборудование:

  • мультимедийная установка: проектор, ноутбук, экран;
  • таблицы: «Классификация неорганических веществ», «Соли»
  • лоток с лабораторным оборудованием (штатив для пробирок, 2 стеклянные палочки, 2 пронумерованные пробирки, лакмусовая бумага)
  • химические реактивы: растворы соляной кислоты и гидроксида натрия.

Должны знать:

  • классификацию неорганических соединений;
  • принципы построения названий веществ разных классов;
  • отличительные особенности веществ разных классов;
  • типы химических связей;
  • типы кристаллических решёток.

Должны уметь:

  • составлять формулу вещества по его названию;
  • называть вещества разных классов по приведённой формуле;
  • определять типы кристаллических решёток;
  • определять виды химических связей;
  • определять степени окисления элементов;
  • определять заряды ионов по таблице растворимости;
  • классифицировать неорганические вещества;
  • составлять формулы соответствующих оксидов гидроксидам, и наоборот.
  • составлять генетические ряды металла и неметалла.

Ход урока

I. Организационный момент                                          

           II. Мобилизация, мотивация.  Запись даты, темы урока, сообщение цели и    задач, хода урока.

III. Повторение, систематизация, обобщение 

     Учитель: Вот уже полгода вы изучаете новый предмет – химию. Химия наука очень сложная, но увлекательная, интересная, полезная. При изучении химии вам приходится изучать еще один иностранный язык: выучить химический алфавит, усвоить правила написания химических предложений, приходится применять математические знания, знания техники безопасности..

        Дорогие ребята! Урок сегодня не совсем обычный. У нас сегодня занимательно-обобщающий урок, цель которого закрепить знания по теме «Соединения химических элементов», подготовиться к контрольной работе. 

     Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и я вас приглашаю совершить путешествие на остров  «Соединений химических элементов»,  на прекрасном

морском лайнере: вы - пассажиры, я - капитан.

Задание №1.  Прежде чем отправиться в путь, необходимо приобрести билеты. Всего один вопрос и вы уже пассажир великолепного морского судна.

 1. Инициалы Менделеева?   (Д.И.)

 2. Чем дышит все живое на Земле?   (кислород)

 3. О каком камне мечтает любая женщина?   (алмаз)

 4. Химическая формула воды?

 5. В честь какой страны назван химический элемент Рутений?

 6. Ковкость – свойство металлов или неметаллов?

 7. Какой единственный жидкий при обычных условиях металл используют в   градусниках?

 8. Кариесу даст отпор вместе с пастой храбрый…

 9. Какая вода мутнеет от дыхания?

10. Кислота, которая содержится в желудочном соке?

11.Элемент, укрепляющий зубную эмаль?

12. Что такое атом?

13. Из-за этого металла гибли целые племена?

14. Во что превращается атом, который потерял или приобрел электроны?

15. Итальянский ученый, открывший один из газовых законов?

16. Изменяет цвет в кислотах и щелочах?

17. Какой элемент утверждает, что может родить воду?

18. «Превращение» в переводе на химический язык?

19. Какие вещества называются простыми?

20. Какие вещества называются сложными?

Учитель:  Билеты приобретены, настроение прекрасное. Прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить вашу готовность к путешествию. Какой багаж знаний вы возьмете с собой в дорогу. Говорят, что повторение – мать учения. Выполните задание и проверьте «С каким багажом знаний вы отправляетесь в путь»

Задание № 2. Перед вами небольшой диктант. В этом тексте необходимо вставить пропущенные слова, чтобы получился смысловой текст.  (Приложение №  2)

1)Оксиды –--это______________

вещества, состоящие из _______ элементов, один из которых ___________, имеющий степень окисления _____ и, стоящий на ___________ месте в формуле.

2)Основания – это __________________

вещества, состоящие из атомов _____________ и одной или нескольких

____________________________.

 

3)__________________ - это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов  водорода и ________________  ______________.

4)Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов _____________

и ______________  _______________.

Учитель:   Билеты куплены, багаж собран и проверен. Тогда в путь!  Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на удивительный и загадочный остров. Много у него тайн и загадок. Остров этот населяют множество маленьких существ-веществ. Каждый химический народ имеет свой состав, особенности, обычаи, традиции. В этой удивительной стране живут вещества простые и сложные, спокойные и уравновешенные, беспокойные и просто буйные. Здесь также можно встретить ядовитые и безвредные, полезные и очень вредные, а ещё кислые и соленые, сладкие и горькие, вкусные и безвкусные вещества. Кроме этого, конфликтные и компромиссные, имеющие разные взгляды на отношение друг к другу, но живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении.

     Итак, все готовы к путешествию. Но вот беда, я забыла сказать название корабля..

Вам нужно решить кроссворд, ключевым словом которого и является название МОРСКОГО СУДНА.

  Задание: № 3   Решите кроссворд и определите ключевое слово, которое будет названием корабля.  (Приложение № 3).

Кроссворд :  Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов:   C,   O,   Al,   N,   Zn,    I,   P,   H,   Pb.

2.

3.

8.

1.

4.

5.

7.

6.

9.

Учитель:   Итак, мы отправляемся в путь на морском лайнере Ломоносов. В ваших судовых дневниках  указаны задания , которые вы будете выполнять  во время следования и отмечать количество набранных баллов за выполненные задания. Чтобы в пути было не скучно, предлагаю поиграть.

Игра № 1:   «Убери лишнее и объясни свой выбор».

1)   Fe2O3,  Cl2O7,  Al2O3,  CaO

2)   HCl,  Na2SO4,  H2SO4,  HNO3

3)   SO3,   BaSO4,   KNO3,   CaCO3

4)   Ca(OH)2,   MgCl2,   Al(OH)3,   Fe(OH)2

5)   CaO,   Mn2O7,   HCl,   N2O5    

Игра № 2: «Угадай родословную» ( какое основание и какая кислота образовали данную соль).   Работа с карточками.

Учитель: Молодцы! Загадки любите? Тогда слушайте.

Загадка 1. Два элемента в них всего-

                 Кислород важней всего. (оксиды)

- Что такое оксиды?

Загадка 2. Водород в состав их входит,

                  За собой остаток водит,

                  Они кислые на вкус

                  Их ……………. зовут. (кислоты)

Какие вещества называются кислотами?

 Загадка 3. Группы атомов о-аш -

Очень важный признак наш,

«Фенолфталеиновый» в нас

 Становится малиновым. (основания)

Что такое основания?

                                 

                    Загадка 4 Металл и кислотный остаток

                                     В них дружно живут,

                                     Эти вещества ……..зовут. (соли)

                   Какие вещества называются солями?

            Игра № 3. Распредели вещества по классам (из предложенного списка выписать отдельно  простые вещества, оксиды, кислоты, основания, соли).

O2,    KOH,   CaO,   HCl,   CaCO3,    NaCl,    H2S,   Cu(OH)2,   HNO3,   NaOH,   P2 O5,   N2,     H2CO3,   Al,    Li2O,   Al(OH)3,   SO3,    NaNO3,    Mg,   Na2SO4   

Простые вещества

оксиды

основания

кислоты

соли

Учитель:   В любом путешествии важно слаженность команды. Проверим, как вы умеете работать в парах.  

Задание № 4:  В лаборатории хранились растворы соляной кислоты и гидроксида натрия. Этикетки со склянок исчезли. С помощью выданных реактивов помогите определить, в какой из них находится кислота, а в какой – щелочь. Задание таит в себе опасность.

Какая опасность таится в работе с кислотами и щелочами? ( кислоты вызывают ожоги, а щелочи разъедают кожу).

Поэтому вспомните технику безопасности при работе с кислотами и щелочами. 

Ученик: В случае попадания щелочи на кожу, следует тщательно и обильно промыть участок кожи водой из-под крана, затем обработать это место раствором борной кислоты, вновь промыть водой. При попадании кислоты промыть кожу водой и обработать раствором соды.

Учитель :Как называются вещества, которые указывают на кислоты и щелочи (индикаторы).

Какие индикаторы вы знаете?   (лакмус, метилоранж, фенолфталеин). 

Давайте вспомним:

Фенолфталеин

Попасть в кислоту - есть ли горше удача? 
Но он перетерпит без вздохов, без плача. 
Зато в щелочах у фенолфталеина
Начнется не жизнь, а сплошная малина.

Метилоранж

От щелочи я желт, как в лихорадке, 
Краснею от кислот, как от стыда. 
Но я бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда.

Лакмус

Как на прогулке от мороза,

 От кислоты я стану розов,                   

 А в щелочи мой вид смешон,

  Я сразу желтый, как лимон!

Лабораторный опыт

«Распознавание кислот и щелочей с помощью лакмуса»

Цель работы. Распознать кислоту и щёлочь с помощью  лакмусовой бумаги

Оборудование  реактивы: штатив с двумя пронумерованными пробирками, две стеклянные палочки, лакмусовая бумага, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия.

Ход работы.

С помощью стеклянных палочек нанесите на полоски лакмусовой бумаги  по одной капле растворов веществ из пронумерованных пробирок.

Задание. Результаты наблюдений занесите в таблицу и сделайте вывод, определив в какой пробирке находится кислота и щёлочь.

№  пробирки

Цвет Лакмуса

Вывод

1

2

  • В какой пробирке находится кислота, а в какой щёлочь?

Дополнительно.  

Задание 8:  Определите, к какому классу относится каждое из предложенных веществ. На пересечении формулы и названия класса выпишите буквы. Из полученных букв сложите слово.

формулы веществ

классы неорганических веществ

оксиды

кислоты

основания

соли

К2О

ф

б

с

о

H2SO4

а

и

к

р

Ba(NO3)2

с

ж

у

н

Cu(OH)2

е

в

и

п

MgO

ш

б

ц

я

Учитель.Наше путешествие подошло к концу. Мы прибыли на остров неорганических соединений. Здесь вас ждет много  нового и интересного о химических веществах и их превращениях, о практической значимости и применении химических соединений.  Я надеюсь, что это путешествие вам запомнится и все, что мы повторили сегодня, пригодятся вам при дальнейшем изучении химии..

Путешествие  окончилась для всех, и пусть всегда в науке вам сопутствует успех.

.

Домашнее задание  

Учитель.Во время путешествия к вашим рюкзакам прицепились паразиты:

а) 2 атома алюминия; б) 3 атома фосфора; в) 10 атомов кислорода;  г) 3 атома водорода. Необходимо составить из символов этих атомов формулы сложных веществ.

 

Всем спасибо за урок! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «В гостях у химического элемента»

Цели:Образовательная.На примере изучения свойств кислорода использовать полученные ранее знания о химических элементах.2.Развивающая.Формирование интеллектуальных умений и навыков: умение анализироват...

Урок по химии на тему: "Соединения кальция применяемые как строительные материалы"

Методическая разработка урока по химии на тему: "Соединения кальция применяемые как строительные материалы", предназначен для обучающихся НПО и СПО по всем строительным специальностям. Данный урок раз...

Разработка урока в 9 классе. Тема: Соединения серы.

Цель урока:•     Рассмотреть свойства важнейших соединений серы.•     Продолжать развивать умение работать с учебником, составлять на основе текста таблицы, схе...

Методическая разработка урока "Периодический закон и Периодическая система химических элементов" Д. И. Менделеева 9 класс

laquo;Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева урок в 9 классе...

Разработка урока по химии, 9 класс: "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Цель урока: закрепление и углубление знаний о типах химических реакций на примере свойств воды....

Разработка урока "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева".

На основании понятий о группах сходных элементов подвести учащихся к осознанному выводу периодического закона, обусловленного предшествующим развитием науки.Задачи урока: Ознакомить школьников с содер...

Методическая разработка урока английского языка по теме: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Данная методическая разработка представляет собой описание занятия по английскому языку на 1 курсе по теме «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии». В разработке предло...