Из опыта работы учителя химии. Формирование предметных и метапредметных компетенций, учащихся в условиях школьного химического образования.
материал по химии

Лиманская Светлана Викторовна

Из опыта работы учителя химии...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_1.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование предметных и метапредметных компетенций, учащихся в условиях школьного химического образования.

        

ЛИМАНСКАЯ СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА

Профессиональное образование: химик

Стаж педагогической работы (по специальности): 29 лет,

В данной образовательной организации: 3,5 года

Общий трудовой стаж: 29 лет

Наличие квалификационной категории: высшая категория

Урок  это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.

В. Сухомлинский

Деятельность  единственный путь к знанию. Б.Шоу

Условия возникновения проблемы

  1. Появление ФГОС, определяющего новые требования к образовательным результатам (результаты метапредметные, предметные, личностные).
  2. Изменение требований к современному уроку и технологическим условиям его проведения в соответствии с новыми ФГОС.

Актуальность и перспективность опыта.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентированы образования не столько на усвоение знаний, умений и навыков, сколько на получение опыта решения проблем, опыта творческой деятельности. На первый план выходят педагогические технологии, призванные обучить учащегося определенным умениям и способам деятельности и научить его планировать свою работу, привлекать различные источники информации, включать мыслительную деятельность в активную практическую работу.

Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, характеризующих умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Информационная функция образования перестаёт быть приоритетной, определяющей становится функция развития человека, подготовки его к пониманию новых ситуаций, к выработке стратегии нешаблонных действий, способности к перестройке собственных способов работы. Такая расстановка акцентов требует от образования деятельностного подхода в системе развивающего обучения.

Некоторые теоретические аспекты

Методологическая основа стандартов общего образования нового поколения – системно-деятельностный подход. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Реализация технологии системно-деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Теоретико-методологической базой опыта послужили концепция компетентностного подхода (В. И. Байденко, И.А.Зимняя, В. Хуторской); личностно-ориентированный подход в обучении (Е. В. Бондаревская, А. Н. Леонтьев); системно-деятельностный подход П.Я.Гальперина.

Химия как область естественнонаучных знаний хороша интеграцией разнообразных приёмов мыслительных действий: она базируется на строгих методах математического анализа, требует серьёзного осмысления и эмпирического подхода, приемлет и опирается на гуманистическую составляющую доказательности увиденного, – это логика, волшебство превращений, наконец.

Обучение химии на базе эксперимента полностью соответствует концепции ФГОС, поскольку подразумевает системно-деятельностный подход и выполнение всего спектра требований к результатам освоения учащимися программы по химии (личностным, метапредметным и предметным). Научить химии - значит обеспечить формирование компетенций: информационной, учебно-познавательной, коммуникативной, социальной, исследовательской и других.

Немалый личный опыт педагогической работы даёт возможность рассуждать из о разнообразных формах и методах обучения предмету. Я много серьёзно работала над применением в обучении дифференцированного подхода, реализации технологии разноуровневого сопровождения процесса усвоения знаний (метод троекратного объяснения, моделирование успешности, рефлексия самоконтроля). Деятельностный подход к процессу обучения химии имеет огромные преимущества перед традиционными методами обучения: он возводит ребёнка в категорию субъекта открытия учебных знаний.

Не секрет, что учащимся интересно на уроке тогда, когда понятно. Безусловно, внедрение системно-деятельностного подхода в практику образования требует поиска особых организационных видов и форм работы, среди которых, пожалуй, могу назвать: метод учебного сотрудничества, метод критического мышления, метод кейсов, проблемное обучение. Это направление требует серьёзного осмысления и подготовки педагога, методы особенно эффективны в реализации новых образовательных стандартов школьного химического образования основной и средней школы.

Мне близка в работе педагогика сотрудничества.

Я часто использую в работе следующие педагогические приёмы:

- подвожу детей к противоречию и предлагаю самим найти решение
проблемы (например, по теме амфотерность соединений и т.п.);

- демонстрирую противоречия в эксперименте с просьбой объяснить увиденное (например, опыт на смешанный гидролиз и т.п.);

- предлагаю рассмотреть явление с различных позиций (виды изомерии органических соединений и т.п.).

Важнейшим звеном методологии обучения в рамках ФГОС нового поколения по химии я считаю проблемное обучение. Основная функция проблемного обучения – активизация мыслительной активности процесса познания. Учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, моделирует проблемные ситуации. Проблемная ситуация вызывает у учащихся определённую потребность в получении знаний, создавая условия для мотивированного усвоения.  

Применяемые способы создания проблемной ситуации могут быть разными:

демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые неизвестны учащимся и требуют дополнительной информации. Например, при изучении темы аллотропия: рассказ о солдатских мундирах с оловянными пуговицами, которые не выдержали сильных морозов и превратились в порошок. При изучении растворимости, случай, описанный в  романе В. Аксенова, как солдат с помощью воды, ведра и гвоздя смесь бензина и спирта разделил.

противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения. Например, возможно ли существование твердого углекислого газа, газообразного йода (явления сублимации, возгонки).

объяснение фактов на основе известной теории. Например, демонстрация свойств электролитов, гидролиз и электролиз солей.

построение гипотезы и проверка свойств на практике. Например, свойства глицина – представителя класса аминокислот.

нахождение рационального метода решения. Часто предлагаю решить расчетные задачи различными способами. Например, задачи на смеси с двумя неизвестными можно решить системой уравнений, методом соотношений, квадратным уравнением, методом неравенств, графическим методом, методом подбора, наконец.

Работа в современном образовательном учреждении позволяет широко использовать в работе новые компьютерные технологии. Кабинет химии оснащен мультимедийным комплексом, включающим в себя интерактивную доску, проектор, документ камеру, цифровыми лабораториями, качественным лабораторным оборудованием, комплектами микролабораторий. Имеются диски с предметным программным обеспечением, в том числе и интерактивными.

Использование информационно-коммуникационных методов обучения даёт возможность:

-визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране компьютера, в том числе и скрытого в реальном мире;

-проводить лабораторные опыты в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента;

-формировать культуру учебной деятельности;

-дифференцировать процесс обучения;

-осуществлять тренировку процесса усвоения;

-осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;

-обеспечить необходимую информационную составляющую.

Использование современных программных средств на уроках химии даёт ряд преимуществ:

  •  учащиеся легче усваивают материал, проявляют интерес к предмету;
  •  улучшается наглядность, активизируется внимание за счет цвета, звука, движения;
  • можно наглядно демонстрировать опыты с ядовитыми, взрывоопасными вещества;
  •  ускоряется темп урока на 10-15%, повышается информативность.

В канву учебного предмета на уроках различных типов хорошо вплетаются воспитательные аспекты. Тема патриотизма легко реализуется при изучении жизни и деятельности ученых-химиков соотечественников, при изучении отдельных элементов и их соединений важно проводить параллели с историческими событиями, культурными ценностями страны.

Уроки химии, работа с веществом и изучения превращений химических соединений воспитывают наблюдательность, дисциплинированность и требовательность, знаниях о природе химических соединений их роли в жизни человека требовательное отношение к собственной безопасности. На уроках химии и внеклассных мероприятиях легко рассматривать пагубное воздействие на организм человека табакокурения, алкоголизма, действия психотропных препаратов, наркотиков, галлюциногенов, вести пропаганду отказа от вредных привычек.

Давно отмечено, качество усвоения учебных знаний пропорционально частоте контроля. Я достаточно часто провожу кратковременные проверочные работы. Задания в них всегда построены от простого к сложному, учащимся известны критерии оценивания, каждый может оценить: на сколько он максимально справился с данной работой, обеспечена вариативность. Проверочные работы предпочитаю составлять сама с учётом коррекции программного материала. Предпочитаю контрольные работы, содержащую тестовую часть по типологии ОГЭ, ЕГЭ. Это мобилизует учащихся к серьезному отношению к предмету, формирует учебную дисциплину, способствует психологической адаптации. Основной вид моей педагогической деятельности в настоящее время – директор школы, работа учителем химии – любимое дело, с которым я не расстаюсь на протяжении многих лет.

Считаю свой труд достаточно успешным. Несмотря на то, что количество учебной нагрузки последние годы невелико (6 часов в неделю), результативность образовательной деятельности отличается стабильностью и хорошими результатами.

Учить и учиться – вот мой девиз. Учить мыслить, постигать тайны природы и жизни, учить слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Учиться на ошибках, опираться на знания, целеустремлённо идти вперед...

Результативность опыта. Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях, открытых уроках, мастер-классах на семинарах и конференциях различного уровня:

Дата

Мероприятие

Тема

30.03.2019

«Формирование метапред-метных компетенций на уроках химии в старших классах»

Методическое объединение

27.08.2020

«Особенности подготовки и  результативность ГИА по химии в 2019-2020 году»

Методическое объединение

30.08.2017

«Эффективные практики преподавания биологии, химии и экологии»

Республиканская конференция работников образования – 2017 «Реализация «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 

14.03.2019

«Актуальные проблемы методики обучения химии»

Международная научно-практическая конференция, посвящённая 155-летию со дня рождения М.Е. Евсевьева –  55 Евсевьевские чтения

17.11.2017

Открытое внеклассное мероприятие  по химии 9 классе «Неизвестное об известных»

В рамках школьного семинара-практикума

12.04.2018

Открытое внеклассное мероприятие  по химии 9 классе «Неизвестное об известных»

В рамках школьной предметно-методической недели

17.04.2019

Открытый урок химии в 10 А  классе по теме «Кислородо-содержащие органические соединения»

Республиканский семинар-практикум  «Проектирование и реализация  индивидуального образовательного маршрута обучающегося»

Работа по методическое проблеме «Формирование предметных и метапредметных компетенций в условиях школьного химического образования» дает положительные результаты. Стабильный качественный результат учебных достижений школьников, профессиональная ориентация выпускников по направлениям, связанным с естественнонаучным, в том числе и химическим образованием.

Участие детей в предметных олимпиадах и конкурсах за последние 3 года (при условии работы учителем химии в условиях внутреннего совместителя – общее количество рабочего времени учителем – 6 уроков в неделю).  

  • муниципальный уровень: призеров – 6,
  • республиканский уровень: призеров – 3

Использованная литература:

  1. Габриелян О.С., Краснова В. Г. Компетентностный подход в обучении химии. ХвШ, 2007, № 2, с. 16.
  2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005, 101 с. 
  3. Кульневич С. В. Современный урок. Часть 2. Не совсем обычные и совсем необычные уроки / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов-н/Д : Учитель, 2006. – 288 с. 
  4. Приходько О., Богданова А., Окунева В., Продуктивные практики компетентностного подхода в образовании. Монография. – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2017, 600 с.
  5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. М.: Просвещение. - 2006 г.
  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. Народнообразование, 2003, № 5, с. 55–61.
  7.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ №1897 от 17.12.2010 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

"Компетентностно - ориентированные задания на уроках литературы как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся"

Данное пособие предназначено для учителей литературы. Это подборка разных заданий по идеям коллег, добработаная и готовая к использованию на уроках литературы в 9 классе по учебникам Г.И. Беленького....

Из опыта работы учителя немецкого языка по теме "Использование ИКТ- технологий как условие формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам"

Данная работа посвящена проблемам современного образования. Живя в эпоху нано-технологий, мы должны соответствовать требованиям сегодняшнего времени. В ценре внимания современной школы - ученик, его л...

Практико-ориентированные задачи как способ формирования предметных и метапредметных компетенций обучающихся.

В материале задачи с практическим содержанием рассмотрены как одно из основных средств реализации практико-ориентированной технологии в процессе обучения физике, требований ФГОС СО...

Школьный семинар "Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной реализации ФГОС" (презентация)

Школьный семинар "Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной реализации ФГОС" направлен на осознание педагогической проблемы  формирования и разви...

Школьный семинар "Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной реализации ФГОС" (презентация)

Школьный семинар "Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной реализации ФГОС" направлен на осознание педагогической проблемы  формирования и разви...

Работа учителя по формированию предметных компетенций на уроках.

Работа учителя по формированию предметных компетенций на уроках....