Урок химии в формате ОГЭ
методическая разработка по химии (9 класс)

Татьяна Геннадьевна Рассохина

Химия 9 класс (урок в формате ОГЭ).

Тема: Аммиак.

Цель: в ходе проблемного диалога и выполнения заданий изучить свойства аммиака, закрепить знания об азоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_uroku_himii_ammiak.docx492.44 КБ
Файл urok_himii_v_formate_oge.pptx2.42 МБ
Файл himiya_rabochiy_list.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Химия 9 класс (урок в формате ОГЭ).

Тема: Аммиак.

Цель: в ходе проблемного диалога и выполнения заданий изучить свойства аммиака, закрепить знания об азоте.

Ход урока.

1.

Организационный момент.

Критерии оценки

Балл

На уроке

Балл на ОГЭ

2.

Работа в группе: «Перестановки». Расставить карточки-задания по химии согласно спецификации экзаменационной работы ОГЭ по химии.

Критерием оценки задания будет слово – химический термин. (СОЕДИНЕНИЯ)

1

0

3.

Самостоятельно решить задания 1, 2, 4 и ответить на вопрос о соединениях какого химического элемента пойдет сегодня речь на уроке.

АЗОТ

1

3

4.

Мы сегодня будем говорить не обо всех соединениях, а лишь об одном из них. Вернемся к заданию №4. Дайте названия веществам, формулы которых даны.

Все ли вещества оказались Вам знакомыми? Какой у Вас возникает вопрос?

При изучении химии только ли названия веществ нас интересуют?

1) HNO3 – азотная кислота

2) HNO2 - азотистая кислота

3) N2O3 -  оксид азота (3)

4) NH3

Как называется вещество, формула которого NH3?

Еще мы изучаем физические и химические свойства, способы получения.

5.

Решим задание №3 и определим тип химической связи в молекуле изучаемого вещества.

Вещества с ковалентной полярной связью это обычно какие вещества?

Ковалентная полярная

Либо жидкости, либо газы.

1

1

6.

Сформулируйте гипотезу

Изучаемое вещество является либо жидкостью либо газом.

Проверим гипотезу.

7.

Опыт в вытяжном шкафу: смешаем 2 сухих вещества. Насыпаем смесь в пробирку. Закрываем газоотводной трубкой, конец которой направлен вверх. Нагреваем смесь.

Что является признаком этой химической реакции?

Напишем уравнение реакции между данными веществами и установим формулу этого газа.

Получилось 2 вещества, какое же из них газообразное?

Обратимся к таблице нестойких веществ, которые очень быстро разлагаются.

Какой у Вас возникает вопрос?

Выделение газа с резким запахом.

NH3

Как называется этот газ и каковы его свойства.

1

8.

Названию газу будем давать по таблице–определителю, но нам для этого нужно знать его некоторые свойства.

Проверим горит ли этот газ?

Поджигаем лучинку и подносим к порбирке с  газом, выходящим из газоотводной трубки. Наблюдения: Лучинка продолжает гореть. Уравнения реакции:

Газ горит

Проверим газ на растворимость.

Пробирку с аммиаком, не переворачивая, закрываем пробкой, затем опускаем в кристаллизатор с водой и открываем пробку. Наблюдения: Вода заполняет пробирку.

В полученный раствор добавляем фенолфталеин. Наблюдения: раствор с фенолфталеином розовый.

Газ очень хорошо растворим в воде

Выводы: раствор аммиака в воде обладает основными свойствами.

Проверим, взаимодействует ли этот газ с кислотами?

Палочку, смоченную в растворе газа вводим в пробирку с соляной кислотой, не касаясь поверхности кислот. Наблюдения: Появляется «белый дым». Уравнения реакции: 

Выводы: Газ реагирует с кислотами, проявляя основ. св-ва.

9.

Работа с таблицей-определителем газов.

АММИАК

1

Итак, какое соединение азота мы сегодня изучили?

Назовем еще раз его свойства.

Запишите формулу водного раствора аммиака. К какому классу соединений относится?

На какие ионы распадается молекула этого вещества.

Назовите известный Вам ион. 

А другой ион называется ионом аммония.

АММИАК

10.

Закрепление. Решите задание №5; №6; №7, №8, №16

5-2; 6-1; 7-2; 16 - 23

5

5

11.

№15

На какой диаграмме распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу нитрата аммония?

1. Правильно составлена формула вещества – 1балл

2.Правильно посчитана ОММ – 1 балл

3.Правильно записана формула массовой доли – 1 балл

4. Верны расчеты – 1 балл

5. Выбран верный вариант – 1 балл

5

1

12.

Итоги урока. Посчитаем количество баллов в рабочих листах.

Переведем баллы в оценку.

А какую оценку Вы бы получили на ОГЭ по химии в этом случае?

15-13 – оценка «5»

12-10 – оценка «4»

9-7 – оценка «3»

6 и менее – оценка «2»

38-29 – оценка «5»

28-19 – оценка «4»

18-9 – оценка «3»

8 и менее – оценка «2»

15

10

ТАБЛИЦА

НЕСТОЙКИХ

(БЫСТРОРАЗЛАГАЮЩИХСЯ

В ОБЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ)

НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.

Название

Формула

На какие вещества разлагается

Угольная кислота

H2CO3

H2O        +        CO2

Сернистая кислота

H2SO3

H2O        +   SO2

Азотная кислота

HNO3

Частично:

H2O +  NO2        +  O2

Гидроксид аммония

NH4OH

H2O        +    NH3

Пероксид водорода

H2O2

H2          +     O2

РАБОЧИЙ ЛИСТ, 9 класс. 30.01.2019 год.

Ф.И._________________________________________

1.

Этап урока

Рабочее поле

К-во баллов на уроке

Возможный балл на ОГЭ

2.

Работа в группе: «Перестановки».

химический термин __________________________

1/

0

3.

Самостоятельно решить задания 1, 2, 4 

Название химического элемента:_________________

1/

3/

4.

Задание №4. Дайте названия веществам, формулы которых даны.

Все ли вещества оказались Вам знакомыми? Какой у Вас возникает вопрос?

1) HNO3 – _________________

2) HNO2 - _________________

3) N2O3 -  _________________

4) NH3      ____________________

___________________________________________________

5.

Задание №3

Определить тип химической связи в молекуле изучаемого вещества.

__________________________

1/

1/

6.

Гипотеза

Изучаемое вещество является либо ______________ либо _______________.

7.

Что является признаком этой химической реакции?

Напишем уравнение реакции между данными веществами и установим формулу этого газа.

Какой у Вас возникает вопрос?

__________________________

1/

8.

Свойства газа

Подчеркните нужное:

Газ горит/ не горит

Растворяется в воде, не раств

Кислотные/основные св-ва

Регирует/не реагирует с кислотами

9.

Работа с таблицей-определителем газов.

Название газа_____________

1/

10.

Формула водного раствора аммиака.

На какие ионы распадается молекула этого вещества.

Назовите известный Вам ион. 

А другой ион называется ионом аммония.

___________________________

___________________________

___________________________

11.

Закрепление. Решите задание №5; №6; №7, №8, №16

5-___; 6-____; 7-___; 16 - ___

5/

5/

№15

1. Правильно составлена формула вещества – 1балл

2.Правильно посчитана ОММ – 1 балл

3.Правильно записана формула массовой доли – 1 балл

4. Верны расчеты – 1 балл

5. Выбран верный вариант – 1 балл

5/

1/

12.

Итоги урока. Посчитаем количество баллов в рабочих листах.

Переведем баллы в оценку.

15-13 – оценка «5»

12-10 – оценка «4»

9-7 – оценка «3»

6 и менее – оценка «2»

38-29 – оценка «5»

28-19 – оценка «4»

18-9 – оценка «3»

8 и менее – оценка «2»

ОЦЕНКА ЗА УРОК:_________

ГОТОВНОСТЬ ОГЭ:_________

15/

10/

ТАБЛИЦА-ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ НЕКОТОРЫХ ГАЗОВ.

Цвет

Нет

Нет

Нет

Нет

Желто-зеленый

Нет

Нет

Нет

Запах

Нет

Нет

Характерный резкий запах

Запах тухлых яиц

Резкий удушли-вый

Характерный резкий запах

Нет

Нет

Масса

Тяжелее воздуха

Легче воздуха

Тяжелее воздуха

Тяжелее воздуха

Тяжелее воздуха

Легче воздуха

Тяжелее воздуха

Способ собирания

C:\Users\школа\Desktop\slide-10.jpg

C:\Users\школа\Desktop\img1н.jpg

C:\Users\школа\Desktop\img1н2.jpg

C:\Users\школа\Desktop\img11.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/01b9/0003ab38-5f071edf/hello_html_m4a995f32.jpg C:\Users\школа\Desktop\hello_html_m4a995f32.jpg

C:\Users\школа\Desktop\polucheniya_khlora.jpg

C:\Users\школа\Desktop\slide-9.jpg

C:\Users\школа\Downloads\img1.jpg

Растворимость в воде

Да

Малорастворим

Да (кислота)

Да (кислота)

Нет

Да (основание)

Да (кислота)

Малорастворим

Горение в кислороде

Нет

Да, характерный хлопок

Да, при высоких температурах

Да

Да

Да, ярким пламенем

Нет

Да

Взаимодействие с кислотами

Нет

Не т

нет

Нет

Нет

Да, белый дым

Нет

Нет

Формула

О2

Н2

SO2

H2S

Cl2

NH3

CO2

CO

Тип химической связи

КНП

КНП

КП

КП

КНП

КП

КП

КП

Название

Кис-лород

Водород

Сернис-тый газ

Серово-дород

Хлор

Аммиак

Углекc-лый газ

Угарный газ

Ядовитость

Да

Да

Да

Да

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ №15

 1. Правильно составлена формула вещества – 1балл

2.  Правильно посчитана ОММ – 1 балл

3.  Правильно записана формула массовой доли – 1 балл

4.  Верны расчеты – 1 балл

5.  Выбран верный вариант – 1 балл

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ №15

Параметры

Эталон

Балл

1

Правильно составлена формула вещества

NH4NO3

1

2

Правильно посчитана ОММ

14+1*4+14+16*3=

80

1

3

Правильно записана формула массовой доли

W=mэ/mв-ва*100%

1

4

Верны расчеты

W=28/80*100=35

W=4/80*100=5

W=48/80*100=60

1

5

Выбран верный вариант

1

1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «ПЕРЕСТАНОВКИ»

С. Схема строения

электронных оболочек соответствует атому

химического элемента

1) 2-го периода VIIA группы

2) 5-го периода VIIA группы

3) 2-го периода VA группы

4) 5-го периода IIA группы

О. Неметаллические свойства углерода выражены слабее, чем неметаллические свойства

1) бора

2) бериллия

3) алюминия

4) азота

Е. Химическая связь в молекуле NH3

1) ковалентная полярная

2) ионная

3) ковалентная неполярная

4) металлическая

Д. В молекуле какого соединения один из атомов проявляет степень окисления - 3:

1) HNO3

2) HNO2

3) N2O3

4) NH3

И. Основанием и солью являются соответственно:

1) NH4OH и HNO3

2) NH4OH и КNO2

3) NH4OH и N2O3

4) NH4OH и NH3

Н. Признаком протекания химической реакции между сухими веществами: гидроксида кальция и хлорида аммония является

1) выделение газа с резким запахом

2) образование осадка

3) выделение тепла и света

4) изменение цвета

Е. В растворе сульфата аммония находится 0,6 моль положительных ионов. Количество отрицательных ионов в этом растворе равно

1) 0,2 моль

2) 0,3 моль

3) 0,6 моль

4) 1,2 моль

Н. Газ не выделяется в ходе реакции между

1) серной кислотой и карбонатом калия

2) серной кислотой и гидроксидом кальция

3) сульфитом натрия и соляной кислотой

4) сульфатом аммония и гидроксидом натрия

И. На какой диаграмме распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу нитрата аммония?

C:\Users\школа\Desktop\get_file.png 

Я. В ряду химических элементов: мышьяк-фосфор-азотhttps://oge.sdamgia.ru/formula/svg/2f/2f89499f71b3f95d81ddb26c6c20c582.svg

1) увеличивается радиус атомов

2) увеличивается электроотрицат-ть

3) усиливаются кислотные свойства высших оксидов

4) возрастает значение высшей степени окисления

5) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое атомов

Е. задание

Н. задание

Н. задание

Д. задание

И. задание

Я. Задание

С. задание

И. задание

Е. задание

О. задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ХИМИИ В ФОРМАТЕ ОГЭ на основе критериального оценивания Рассохина Т.Г., у читель Гляденской ООШ

Слайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА: создать условия для подготовки обучающихся к ОГЭ по химии

Слайд 3

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ УРОКА : Знакомство со спецификацией контрольной работы Знакомство с кодификатором Знакомство с критериями оценки контр. р аботы Отбор заданий Подбор учебного материала под задания Разработка критериев оценки заданий 7. Разработка рабочих листов 8. Организация урока

Слайд 4

ОТБОР ЗАДАНИЙ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Слайд 5

ОТБОР ЗАДАНИЙ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 на ОГЭ по химии 38-29 – оценка «5» 28-19 – оценка «4» 18-9 – оценка «3» 8 и менее – оценка «2»

Слайд 6

ПОДБОР УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА: 1. Основа - учебный материал О.С. Габриеляна (9 класс); 2. Согласование со спецификацией и кодификатором контрольной работы ; 3. Составление рабочих листов для уроков. + =

Слайд 7

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ: Задание Балл на уроке Балл на ОГЭ 1-8 по 1=8 по 1=8 15 5 1 16 2 2 ИТОГО: 15 11 Перевод баллов в оценку: 15-13 – оценка «5» 12-10 – оценка «4» 9-7 – оценка «3» 6 и менее – оценка «2» 38-29 – оценка «5» 28-19 – оценка «4» 18-9 – оценка «3» 8 и менее – оценка «2»

Слайд 8

РАБОЧИЙ ЛИСТ:

Слайд 9

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 1. Закрепление спецификации: Упражнение «Перестановки»

Слайд 10

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 1. Закрепление спецификации: Упражнение «Перестановки»

Слайд 11

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 1. ХИМИЧЕСКИЙ ТЕРМИН: «СОЕДИНЕНИЯ» С. задание О. задание Е. задание Д. задание И. задание Н. задание Е. задание Н. задание И. задание Я. задание 2. ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ на ЗАДАНИЯ 1-8, 16 («ключ»)

Слайд 12

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 2. Определение темы урока: Задания 1,2,4 1 2 4 Самостоятельно решить задания 1, 2, 4 и ответить на вопрос о соединениях какого химического элемента пойдет сегодня речь на уроке.

Слайд 13

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 3. Конкретизация темы урока: Проблемная ситуация-Задание 4 4 Дайте названия веществам, формулы которых даны. Все ли вещества оказались Вам знакомыми? Какой у Вас возникает вопрос ? При изучении химии только ли названия веществ нас интересуют?

Слайд 14

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 4. Формулировка гипотезы: Задание №3 3 Решим задание №3 и определим тип химической связи в молекуле изучаемого вещества . 1. Вещества с ковалентной полярной связью это обычно какие вещества ? 2. Сформулируйте гипотезу

Слайд 15

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 5. Проверка гипотезы: Лабораторный опыт Опыт в вытяжном шкафу: смешаем 2 сухих вещества. Насыпаем смесь в пробирку. Закрываем газоотводной трубкой, конец которой направлен вверх. Нагреваем смесь. Что является признаком этой химической реакции? Напишем уравнение реакции между данными веществами и установим формулу этого газа. Получилось 2 вещества (Н2О и NH3 ), какое же из них газообразное? Определим его название.

Слайд 16

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 1. Газ горит 2. Газ очень хорошо растворим в воде 3. Раствор газа в воде обладает основными свойствами. 4. Газ реагирует с кислотами, проявляя основ. свойства . 6. Определение названия газа: Лабораторные опыты (свойства газа)

Слайд 17

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 7. Промежуточная рефлексия: - Итак , какое соединение азота мы сегодня изучили? - Назовем еще раз его свойства. - Запишите формулу водного раствора аммиака. К какому классу соединений относится? - На какие ионы распадается молекула этого вещества. - Назовите известный Вам ион. А другой ион называется ионом аммония.

Слайд 18

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 8. Закрепление темы урока: самостоятельная работа Решите задание №5; №6; №7, №8, № 16 При помощи «ключей» проверьте правильность решения Выставьте баллы в «рабочий лист» 5 6 7 8 16

Слайд 19

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: Закрепление темы урока: ЗАДАНИЕ №15

Слайд 20

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: Итоги урока. Посчитаем количество баллов в рабочих листах. Переведем баллы в оценку . А какую оценку Вы бы получили на ОГЭ по химии в этом случае? Задание Балл на уроке Балл на ОГЭ 1-8 по 1=8 по 1=8 15 5 1 16 2 2 ИТОГО: 15 11 Перевод баллов в оценку: 15-13 – оценка «5» 12-10 – оценка «4» 9-7 – оценка «3» 6 и менее – оценка «2» 38-29 – оценка «5» 28-19 – оценка «4» 18-9 – оценка «3» 8 и менее – оценка «2»



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ, 9 класс. Дата_____________ .

Ф.И._________________________________________

1.

Этап урока

Рабочее поле

К-во баллов на уроке

Возможный балл на ОГЭ

2.

Работа в группе: «Перестановки».

химический термин __________________________

1/

0

3.

Самостоятельно решить задания 1, 2, 4 

Название химического элемента:_________________

1/

3/

4.

Задание №4. Дайте названия веществам, формулы которых даны.

Все ли вещества оказались Вам знакомыми? Какой у Вас возникает вопрос?

1) HNO3 – _________________

2) HNO2 - _________________

3) N2O3 -  _________________

4) NH3      ____________________

____________________________________________________________

5.

Задание №3

Определить тип химической связи в молекуле изучаемого вещества.

__________________________

1/

1/

6.

Гипотеза

Изучаемое вещество является либо ______________ либо _______________.

7.

Что является признаком этой химической реакции?

Напишем уравнение реакции между данными веществами и установим формулу этого газа.

Какой у Вас возникает вопрос?

__________________________

1/

8.

Свойства газа

Подчеркните нужное:

Газ горит/ не горит

Растворяется в воде, не раств

Кислотные/основные св-ва

Регирует/не реагирует с кислотами

9.

Работа с таблицей-определителем газов.

Название газа_____________

1/

10.

Формула водного раствора аммиака.

На какие ионы распадается молекула этого вещества.

Назовите известный Вам ион. 

А другой ион называется ионом аммония.

___________________________

___________________________

___________________________

11.

Закрепление. Решите задание №5; №6; №7, №8, №16

5-___; 6-____; 7-___; 16 - ___

5/

5/

№15

1. Правильно составлена формула вещества – 1балл

2.Правильно посчитана ОММ – 1 балл

3.Правильно записана формула массовой доли – 1 балл

4. Верны расчеты – 1 балл

5. Выбран верный вариант – 1 балл

5/

1/

12.

Итоги урока. Посчитаем количество баллов в рабочих листах.

Переведем баллы в оценку.

15-13 – оценка «5»

12-10 – оценка «4»

9-7 – оценка «3»

6 и менее – оценка «2»

38-29 – оценка «5»

28-19 – оценка «4»

18-9 – оценка «3»

8 и менее – оценка «2»

ОЦЕНКА ЗА УРОК:_________

ГОТОВНОСТЬ ОГЭ:_________

15/

10/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по химии в формате ЕГЭ 11 класс с ответами

Предлагаются тесты для 11 классса в формате ЕГЭ с ответами...

Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ.

В данной статье представлена моя методика подготовки учащихся к сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ....

Презентация "Структура экзамена по химии в формате ОГЭ" 8 класс

В данной презентации рассотрена структура экзамена, критерии оценивания, а также приведены некоторые задания. Данная презентация рассчина на учащихся 8 класса, для того чтобы объяснить особенности КИМ...

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...

Проверочная работа по химии в формате ЕГЭ задания 7,8,9,31

Проверочная  работа проводится с целью определения уровня подготовки обучающихся 11-х классов по химии  и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения....