Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс)

Рабочая программа по химии 9 класс, О.С. Габриелян, издательство "Просвещение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_9_klass_-_2019-2020_uchgod.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Бобровка

Красноармейского района

Саратовской области»

 

Рассмотрено и принято:

педагогическим советом

протокол    от __________№____

                    УТВЕРЖДЕНО:

      Директор______  /Л.А.Карбаницкая

                   Приказ   от  ______________№________

                                                                                                                                             

                                                                                                   

  

Рабочая программа учебного предмета «Химия»

основного общего образования _9_ класс

 

 

                                                                             

                                                                                                                       

 

                Изучение химии в школе направлено на достижение следующих целей и задач:

цели курса:

  • усвоение основ химической науки;
  • развитие познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
  • политехническая подготовка обучающихся;
  • осуществление трудового воспитания;

задачи курса:

  • усвоение основных химических теорий, законов, понятий;
  • формирование умений решать расчетные и экспериментальные задачи;
  • формирование умений выражать свои мысли с помощью химических терминов;
  • формирование умений и навыков работать в группе, быть аккуратными и внимательными, самостоятельно применять знания и совершенствовать умения;
  • совершенствование умений вычислять, измерять, проводить эксперимент, проектировать;
  • ознакомление с отраслями производства на основе химической технологии, с научными основами производства;
  • развитие внимания, восприятия, памяти, мышления.

Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса

Личностные

в ценностно-ориентационной сфере

— чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного

поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

в трудовой сфере

— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере

— умение управлять своей познавательной деятельностью. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и

практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,  мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные

В познавательной сфере:

 давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;

 описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; моделировать строение атомов элементов 1-3периодов, строение простых молекул;

В ценностно – ориентационной сфере:

 анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

В трудовой сфере:

 проводить химический эксперимент; В сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать

• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ;

• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы;

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава;

уметь

• называть: химические элементы, соединения;

• объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

• определять: состав веществ по их формулам;

• составлять: формулы неорганических соединений;

• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

• вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• безопасного обращения с веществами и материалами;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

• приготовления растворов заданной концентрации.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

9 КЛАСС

Тема 1. Введение.  Обобщение знаний по курсу 8 класса. Химические реакции (6 ч)

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Тема 2. Химические реакции в растворах (9 ч)

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих

реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Демонстрации.

1. Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов.

2. Модель строения земного шара (поперечный разрез).

3. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции

от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.

Лабораторные опыты.

1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II).

4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.

5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.

6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.

7. Моделирование «кипящего слоя».

8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры.

9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы.

10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах.

11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

Тема 3. Неметаллы и их соединения (25 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов —

простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы.

Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды.

Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты.

Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Кремний. Строение атома,

кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации.

1. Образцы галогенов — простых веществ.

2. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием.

3. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

4. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

5. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

6. Поглощение углем растворенных веществ или газов.

7. Восстановление меди из ее оксида углем.

8. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния.

9. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов.

10.Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты.

1. Получение и распознавание водорода.

2. Исследование поверхностного натяжения воды.

3. Растворение перманганата калия или медного купороса в воде.

4. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II).

5. Изготовление гипсового отпечатка.

6. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров.

7. Ознакомление с составом минеральной воды.

8. Качественная реакция на галогенид-ионы.

9. Получение и распознавание кислорода.

10.Горение серы на воздухе и в кислороде.

11.Свойства разбавленной серной кислоты.

12.Изучение свойств аммиака.

13. Распознавание солей аммония.

14.Свойства разбавленной азотной кислоты.

15.Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

16.Горение фосфора на воздухе и в кислороде.

17. Распознавание фосфатов.

18.Горение угля в кислороде.

19.Получение угольной кислоты и изучение ее свойств.

20.Переход карбонатов в гидрокарбонаты.

21. Разложение гидрокарбоната натрия.

22.Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.

 Тема 4. Металлы и их соединения (15 ч)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества.

Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3.

Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации.

1. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов.

2. Образцы сплавов.

3. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.

4. Взаимодействие натрия и магния с кислородом.

5. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты.

1. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами.

2. Ознакомление с рудами железа.

3. Окрашивание пламени солями щелочных металлов.

4. Взаимодействие кальция с водой.

5. Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.

6. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.

7. Взаимодействие железа с соляной кислотой.

8. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Тема 5. Химия и окружающая среда (4 ч)

Химический состав планеты Земля.

Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка

к основному государственному экзамену (ОГЭ) (9 ч)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в

свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.

Итоговое тестирование за курс 9 кл.

Тематическое планирование по химии в 9 классе

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

В том числе

Изучение материала

Практикум

Контроль

1.

Тема 1. Введение.  Обобщение знаний по курсу 8 класса. Химические реакции

6

6

2.

Тема 2. Химические реакции в растворах

9

8

1

3.

Тема 3. Неметаллы и их соединения

25

20

4

1

4.

Тема 4. Металлы и их соединения

15

12

2

1

5.

Тема 5. Химия и окружающая среда

4

4

6.

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка

к основному государственному экзамену (ОГЭ)

9

8

1

Итого:

68

58

7

3

Календарно – тематическое планирование  

№ п/п

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Дата проведения

Корректировка

план

факт

Тема 1. Введение.  Обобщение знаний по курсу 8 класса. Химические реакции – 6ч.

1

Введение.  Инструктаж по ТБ.

1

2

Классификация химических  соединений.

1

3

Классификация химических реакций.

1

4

Скорость химических реакций.

1

5

Скорость химических реакций.

1

6

Обобщение и систематизация знаний по теме 1 «Введение.  Обобщение знаний по курсу 8 класса. Химические реакции».

1

Тема 2. Химические реакции в растворах  -9 ч.

7

Электролитическая диссоциация.

1

8

Основные положения электролитической диссоциации.

1

9

Химические свойства кислот как электролитов.

1

10

Химические свойства оснований как электролитов.

1

11

Химические свойства солей как электролитов.

1

12

Гидролиз солей.

1

13

Гидролиз солей.

1

14

П/р №1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

1

15

Обобщение и систематизация знаний по теме 2 «Химические реакции в растворах»

1

Тема 3. Неметаллы и их соединения  -25 ч.

16

Общая характеристика неметаллов.

1

17

Общая характеристика элементов VIIA –группы – галогенов.

1

18

Соединения галогенов.

1

19

П/р №2. Изучение свойств соляной кислоты.

1

20

Халькогены. Сера.

1

21

Сероводород и сульфиды.

1

22

Кислородные соединения серы.

1

23

П/р№3. Изучение свойств серной кислоты.

1

24

Общая характеристика элементов VА –группы. Азот.

1

25

Аммиак. Соли аммония.

1

26

П/р № 4. Получение аммиака и изучение его свойств.

1

27

Кислородные соединения азота.

1

28

Фосфор и его соединения.

1

29

Общая характеристика элементов IVА –группы. Углерод.

1

30

Кислородные соединения углерода.

1

31

П/р№5. Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат –ионы.

1

32

Углеводороды.

1

33

Кислородсодержащие органические соединения.

1

34

Кислородсодержащие органические соединения.

35

Кремний и его соединения.

1

36

Силикатная промышленность.

1

37

Получение неметаллов.

1

38

Получение важнейших химических соединений неметаллов.

1

39

Подготовка к контрольной работе по теме «Неметаллы и их соединения».

1

40

Контрольная работа по теме «Неметаллы и их соединения»

1

Тема 4. Металлы и их соединения  -15 ч.

41

Общая характеристика металлов.

1

42

Химические свойства металлов.

1

43

Химические свойства металлов.

1

44

Общая характеристика элементов IА –группы.

1

45

Общая характеристика элементов IIА –группы.

1

46

Жесткость воды и способы ее устранения.

1

47

П/р № 6. Жесткость воды и способы ее устранения.

1

48

Алюминий и его соединения.

1

49

Железо и его соединения.

1

50

П/р № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

1

51

Коррозия металлов и способы защиты от нее.

1

52

Металлы в природе. Понятие о металлургии.

1

53

Металлы в природе. Понятие о металлургии.

1

54

Подготовка к контрольной работе по теме «Металлы и их соединения».

1

55

Контрольная работа по теме «Металлы и их соединения»

1

Тема 5. Химия и окружающая среда – 4 ч.

56

Химический состав планеты Земля.

1

57

Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

1

58

Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

1

59

Обобщение и систематизация знаний по теме 5. Химия и окружающая среда.

1

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка

к основному государственному экзамену (ОГЭ)  -9 ч.

60

Повторение. Подготовка к ОГЭ. Вещества.

1

61

Повторение. Подготовка к ОГЭ. Химические реакции.

1

62

Повторение. Подготовка к ОГЭ. Химические реакции в растворах.

63

Повторение. Подготовка к ОГЭ. Неметаллы.

1

64

Повторение. Подготовка к ОГЭ. Металлы.

1

65

Повторение. Подготовка к ОГЭ. Основы неорганической химии.

1

66

Повторение. Подготовка к ОГЭ. Качественные реакции на ионы и некоторые газообразные вещества.

1

67

Итоговая контрольная работа по химии за курс 9 класса.

1

68

Анализ контрольной работы.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...