Конспект учебного занятия. Качественные реакции на ионы металлов и кислотных остатков
план-конспект урока по химии (9 класс)

Барминская Вера Анатольевна

Методическая разработка урока посвящена проблеме формирования у обучающихся практических умений и навыков по решению экспериментальных задач на распознавание неорганических веществ, определению ионов в растворе. В ходе урока обучающиеся совершенствуют практические умения и навыки проведения химического эксперимента с соблюдением правил ТБ и ОТ, учатся анализировать, описывать и объяснять наблюдаемые явления. Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков, урок практикум Цель урока: Создать условия для теоретического закрепления знаний и практического применения умений и навыков на примере проведения качественных реакций на ионы металлов и кислотных остатков. Задачи урока: 1. Закрепить пройденный материал по темам «Электролитическая диссоциация» и «Реакции ионного обмена». 2. Продолжить обучение работе в командах. 3. Продолжить обучение проведению лабораторных опытов учащимися. 4. Проверить знания учащихся по изученным темам. Формы и методы, применяемые на уроке: практическая деятельность, проблемно - поисковые методы, демонстрация опытов, работа в группах, методические приемы: «Мозговой штурм», «Познавательный тупик», «Кластер», рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uchebnogo_zanyatiya.docx68.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с. Новониколаевки

Асиновского района Томской области

Конспект учебного занятия

Качественные реакции на ионы металлов и кислотных остатков

Целевая группа: обучающиеся 8 класса

Барминская Вера Анатольевна

                                   учитель химии первой

квалификационной категории

ноябрь 2020 г.

Класс: 8

Учитель: Барминская Вера Анатольевна

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков,

               урок практикум

Цель урока:

Создать условия для теоретического закрепления знаний и практического применения умений и навыков на примере проведения качественных реакций на ионы металлов и кислотных остатков.

Задачи урока:

  1. Закрепить пройденный материал по темам «Электролитическая диссоциация» и «Реакции ионного обмена».
  2. Продолжить обучение работе в командах.
  3. Продолжить обучение проведению лабораторных опытов учащимися.
  4. Проверить знания учащихся по изученным темам.

Формы и методы, применяемые на уроке: практическая деятельность, проблемно - поисковые методы, демонстрация опытов, работа в группах, методические приемы: «Мозговой штурм», «Познавательный тупик»,  «Кластер», рефлексия

Оборудование и реактивы:

мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, рефлексивные карты, демонстрационное оборудование, инструкции ТБ, этикетки от минеральных вод.

Планируемые результаты:  урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:

  1. Личностные УУД: научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни;
  2. Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения
  3. Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

  1. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Структура урока:

Мотивационный этап

Постановка проблемного вопроса

Проверка знаний («мозговой штурм»)

Основная часть урока: демонстрация опытов, экспериментально- исследовательская часть, теоретическая часть

Закрепление и  применение знаний

Рефлексия

Объяснение домашнего задания

Ход урока:

Здравствуйте ребята. На прошлом уроке я   вас  попросила принести на урок этикетки от  бутылок с минеральной водой.

За чем?.... 

Прочитайте, пожалуйста,  информацию о составе воды. Что вы видите?  Каков состав минеральной воды? Варианты ответов детей

Химический состав минеральной воды представляет собой, в первую очередь, разнообразные комбинации из шести основных компонентов: натрий (Na), кальций (Са), магний (Мg), хлор (Сl), сульфат (SO4) и гидрокарбонат (НСО3). Как называются эти частицы?

Ответы детей…  Ионы…

На предыдущих уроках мы изучили теорию электролитической диссоциации, реакции ионного обмена. При сливании одних растворов электролитов реакции протекают, а в других случаях – нет. Почему? По каким признакам можно судить о протекании реакций?

Ответы детей

А как вы думаете, как  можно проверить, а действительно ли  в минеральной воде содержатся данные ионы? (Приём «Познавательный тупик»)

Варианты ответов детейПровести химические реакции …. Какие?.... 

Я принимаю ваши предположения. Давайте пока отложим этикетки, мы к ним еще вернемся и сформулируем наш вопрос: Как можно экспериментально определить состав  вещества?

 Прежде, чем перейти к решению нашего вопроса, давайте настроимся на «рабочий лад» («мозговой штурм»)

Предлагаю вам  «блиц - опрос»: Ребята, вам необходимо закончить предложение (По цепочке на местах  учащиеся заканчивают предложение, которое зачитывает учитель, вопросы дублируются на слайде).
1. Положительно заряженный электрод - …(анод).
2. Отрицательно заряженный электрод - …(катод).
3. Положительно заряженные частицы -…(катионы).
4. Отрицательно заряженные частицы -…(анионы).
5. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…(электролиты).
6. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…(неэлектролиты).
7. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).

8. Реакции, протекающие между растворами электролитов, называются…. (реакциями ионного обмена)

9. Реакции ионного обмена  протекают до конца, если… (образуется осадок, газ или малодиссоциируемое вещество, например вода)

10. Кислоты распадаются при электролитической диссоциации  на   ( +ионы водорода и  - ионы кислотного остатка)

11.Растворимые  основания  распадаются при электролитической диссоциации  на  ( +ионы металла и - гидроксид ионы)

12. Соли  распадаются при электролитической диссоциации на ( +ионы металла и  -ионы кислотного остатка)

 Теперь, я думаю, можно приступить  к решению проблемного вопроса нашего урока. И начнем мы с просмотра демонстрации опытов.

Демонстрация опытов учителем:

К растворам хлорида меди II  и сульфата меди II приливаю раствор щелочи гидроксида натрия. Наблюдаем выпадение голубого осадка Cu(OH)2

 и в том и другом случае

На слайде уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде

Какой вывод можно сделать, проанализировав состав двух солей и продукта реакций?

Варианты ответов детей……..

А сейчас ребята, вам самим предстоит провести лабораторные опыты.

 Экспериментальная часть.  Учащиеся проводят лабораторные опыты

Повторение правил техники безопасности. Мы должны работать согласно ТБ, соблюдая все правила обращения с химическим оборудованием и химическими реактивами, в том числе с кислотами и со щелочами.

Вариант первый:  В двух пробирках находятся  растворы хлорида бария и гидроксида бария, добавьте в обе пробирки раствор серной кислоты. Что наблюдаете, запишите уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде. Сделайте вывод.

Вариант второй: В двух пробирках находятся  растворы карбоната натрия и карбоната кальция (кусочек мела), добавьте в обе пробирки раствор соляной кислоты. Что наблюдаете, запишите уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде. Сделайте вывод.

Проанализируем демонстрационный опыт и опыты, проведенные вами. Какой вывод мы сделаем?

Варианты ответов детей….  Для  обнаружения одних ионов можно использовать другие ионы, условием такого взаимодействия является образование нерастворимого вещества определенного цвета или выделение газа

Учитель анализирует ответы детей и объясняет понятие качественных реакций, знакомит с таблицей (приложение 1)

              Качественными называют реакции, которые позволяют отличить одни вещества от других, узнать качественный состав неизвестных веществ.

Качественные реакции - это легко выполнимые, характерные химические реакции, при которых наблюдается появление или исчезновение окрашивания, выделение или растворение осадка, образование газа и др..

Для определения катионов и анионов есть таблицы, качественные реакции на многие ионы из этой таблицы мы уже знаем, с некоторыми нам еще предстоит познакомиться.

Основные качественные реакции на катионы и анионы представлены в таблице в файлах у вас на столах и на стенде нашего кабинета.

       Определить наличие в растворе таких ионов как Li+, Na+, К+, Са2+, Sr2+ с помощью химического взаимодействия невозможно, так как эти ионы не могут быть связаны в растворе с образованием нерастворимого вещества.

Определить наличие в растворе катионов можно как с помощью химических реакций, так по окраски пламени. Катионы некоторых металлов при внесении их солей в пламя окрашивают пламя в определенный цвет.(Демонстрация видео опытов)                

Некоторые ионы можно определить двумя способами и по химическому взаимодействию, и по цвету пламени. Например, ионы Ba2+ окрашивают пламя в желто-зеленый цвет, но также ионы Ba2+вступают в реакцию с анионами SO42- с образованием сульфата бария BaSO4, осадка белого цвета.

Вывод:    Реакции, используемые для распознавания различных веществ, называют качественными. Вещество, с помощью которого проводят качественную реакцию, называется реактивом на определяемое вещество.

Выступление подготовленного ученика о применении качественных реакций (2 минуты)

Закрепление, применение знаний

Творческое задание:  Каждый человек знает,  и я думаю, любит сказки в любом возрасте. Я предлагаю вам применить полученные  знания при  решении следующих задач.

Вариант первый: Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.

Составьте и запишите молекулярное и сокращённое ионное уравнения реакции

Вариант второй: Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2. Составьте и запишите молекулярное и сокращённое ионное уравнения реакции

Подведем итог урока: На слайде текст, ученики читают, вставляя пропущенные слова

Для определения присутствия веществ и ионов используются  ____________(качественные реакции).  Качественная реакция – это __________________________ (химическое превращение), сопровождающееся  ___________________ (характерными)признаками - ________________(аналитическим) сигналом. Эти реакции широко используются при проведении  качественного анализа, целью которого является определение наличия веществ или ионов в растворах или смесях. Качественный анализ – совокупность химических и физических методов, применяемых для обнаружения веществ и ионов. Вещество, с помощью которого проводят качественную реакцию, называется ________________________________(реактивом на определяемое вещество).   В качественном анализе используют легко выполнимые, характерные химические реакции,  при которых наблюдается  изменение ___________ (окраски), выпадение ___________(осадка). выделение _____________( газа).

Составление «Кластера»

После беседы учитель предлагает учащимся  заполнить схему, используя понятия:Качественная реакция, аналитический сигнал, образование осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета

Должно получиться:

Качественная реакция

Аналитический сигнал

Образование осадка

Выделение газа

Появление

запаха

Изменение цвета

Рефлексия:

Продолжите фразы:

1.На уроке я работал….

2.Урок для меня показался….

3.Мое настроение…..

4.Материал урока мне был…..

5.Домашнее задание мне кажется …..

Домашнее задание:   просмотреть записи урока

Обязательное

Задача №1: Предложите способ доказательства наличия тех ионов, которые указаны на этикетке минеральной воды

Дополнительное

Задача №2:Многие из Вас дома используют фильтры для очистки питьевой воды. Раньше в состав фильтра входил только активированный уголь, который является очень хорошим адсорбентом (поглощает вредные вещества). В наше время появились фильтры «нового поколения», которые способны связывать ионы в составе воды, их называют ионнообменниками. Выскажите своё мнение о целесообразности использования таких фильтров в домашних условиях. Подумайте, какие ионы входят в состав ионнообменников , если они предназначены для устранения жесткости и железа в воде.

Используемая литература:

  1. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян.  – 2- е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2013. – 286с.
  2. Химия 8-9 класс. Методическое пособие/ О.С.Габриелян, А.В.Купцова, - М.: Дрофа, 2013. – 222 с.

Приложение

КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА КАТИОНЫ

Катион

Воздействие или реактив

Признаки

  Li+

Пламя

Карминово-красное окрашивание

  Na+

Пламя

Желтое окрашивание

К+

Пламя

Фиолетовое окрашивание

Са2+

Пламя

Кирпично-красное окрашивание

Sr2+

Пламя

Карминово-красное окрашивание

Ва2+

S042-

Выпадение белого осадка, не растворимого в кислотах: Ва2+ + S042-c BaS04c

Пламя 

Желто-зеленое окрашивание

Сu2+

Вода

Гидратированные ионы Сu2+ имеют голубую окраску

ОН -

Осадок голубого цвета                           Сu2+   +2ОН- → Сu(OH)2

РЬ2+

S2-

Выпадение черного осадка: Pb2+ + S2- cPbS c

Аg+

Cl-

Выпадение белого осадка; не растворимого в HNO3, но растворимого в конц.
NH
3 • Н20:
Аg+ +Cl
-cAgCl c

Fe2+

гексацианоферрат (III) калия (красная кровяная соль) K3[Fe(CN)6]

Выпадение синего осадка:
К
++ Fe2+ + [Fe(CN)6]3-c KFe[Fe(CN)6]4

3Fe2+ +2 [Fe(CN)6]3-c Fe3[Fe(CN)6]2

ОН -

Объемный хлопьевидный осадок белого(светло-зеленого) цвета, буреющий на воздухе в результате окисления        Fe2+   +2ОН- → Fe(OH)2

Fe3+

  гексацианоферрат (II) калия (желтая
кровяная соль)
K
4[Fe(CN)6]  

Выпадение синего осадка:
К+ + Fe
3+ + [Fe(CN)6]4- c KFe[Fe(CN)6]c

4Fe3+ + 3[Fe(CN)6]4- c Fe4[Fe(CN)6]3c

роданид-ион
NCS
-

Появление ярко-красного окрашивания Fe3+ +3NCS- =Fe(NCS)3

ОН -

Объемный хлопьевидный осадок бурого цвета     Fe3+   +3ОН- → Fe(OH)3

Al3+

щелочь (амфотерные свойства гидроксида)

Выпадение объемного осадка белого цвета, растворяющийся в избытке щелочи и растворах кислот                                  Al3+   +3ОН- → Al(OH)3

Zn2+

ОН -

Выпадение объемного осадка белого цвета, растворяющийся в избытке щелочи и растворах кислот                                  Zn2+   +2ОН- → Zn(OH)2

NH4+

щелочь, нагревание

Запах аммиака:                                     NH4+ + ОН-c NH3 c+ Н20

Н+
(кислая среда)

Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый

красное окрашивание 
красное окрашивание

КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА АНИОНЫ

Анион

Реактив

Признаки

S042-

Ва2+ (растворимые  соли бария)

Выпадение белого осадка, нерастворимого в кислотах:
Ва
2+ + S042-c BaS04c

N03-

конц. H2SO4 и Си

Образование голубого раствора, содержащего ионы Сu2+, выделение газа бурого цвета (NO2)
Cu + 4HNO3cCu(NO3)2 + 2NO2 + 2Н20

РО43-

ионы Ag+

Выпадение светло-желтого осадка в нейтральной среде: ЗАg+ + Р043-c Аg3Р04c

СrO42-

ионы Ва2+

Выпадение желтого осадка, не растворимого в уксусной кислоте, но растворимого в HCI: Ва2+ + СrO42-c BaCr04c

S2- 

ионы РЬ2+

Выпадение черного осадка:                      Pb2+ + S2-c PbSc

Н+ (растворы кислот)

Выделение газа  с запахом тухлых яиц     2H+ + S2- → H2S

СО32-

ионы Н+

Выделение газа 2Н+ + СO32-c Н20 + С02

ионы Са2+

выпадение белого осадка, растворимого в
кислотах: Са
2+ + С032- =  СаСОзc

SO32-

ионы Н+

Появление характерного запаха S02:      2Н+ + SO32-c Н20 + S02

SiO32-

ионы Н+

Выпадение студенистого осадка               2Н+ + SiO32-c H2SiO3

F-

ионы Са2+

Выпадение-белого осадка:                      Са2+ + 2F-c CaF2

Cl-

ионы Аg+

Выпадение белого осадка, не растворимого в HN03, но растворимого в конц. NH3 • Н20: Аg+ +CI-c AgClc 
AgCI + 2(NH
3• Н20) c [Ag(NH3)2]+ + CI- + 2Н2О

Br-

ионы Аg+

Выпадение светло-желтого осадка, не растворимого в HN03:                               Ag+ + Br-= AgBrc осадок темнеет на свету

I-

ионы Аg+

Выпадение желтого осадка, не растворимого в HNO3 и NH3 конц.:                          Аg+ + I- c АgIc осадок темнеет на свету

ОН- 

(щелочная среда)

индикаторы: лакмус
фенолфталеин

синее окрашивание,

 малиновое окрашивание

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Вещество

Реагент

Признаки протекания реакции

CO2   газ без цвета и запаха, не ядовит, растворим в воде

известковая вода Са(ОН)2

Са(ОН)2 + С02 c СаСО3c + Н20,     СаСО3 + С02 + Н2c Са(НС03)2 Выпадение белого осадка и его растворение при пропускании изб.  С02

баритовая вода Ba(OH)2

Bа(ОН)2 + С02 c BаСО3c + Н20,     BаСО3 + С02 + Н2c Bа(НС03)2 Выпадение белого осадка и его растворение при пропускании изб.  С02

SO2   газ без цвета, с резким запахом, ядовит, растворим в воде

известковая вода Са(ОН)2

Са(ОН)2 + S02 c СаSО3c + Н20,      СаSО3 + S02 + Н2c Са(НS03)2 Выпадение белого осадка и его растворение при пропускании изб.  S02

баритовая вода Ba(OH)2

Bа(ОН)2 + S02 c BаSО3c + Н20,      BаSО3 + S02 + Н2c Bа(НS03)2 Выпадение белого осадка и его растворение при пропускании изб.  S02

H2S   газ без цвета, с запахом тухлых яиц, ядовит, растворим в воде

Растворимые соли Pb2+, Cu2+, Ag+

Образуются осадки черного цвета, нерастворимые в растворах кислот, которые растворяются при нагревании в конц. HNO3    Pb2++ H2S  = PbS +2H+

Cu2++ H2S  = CuS +2H+

2Ag++ H2S  = Ag2S +2H+

NH3   газ без цвета, с резким запахом, очень хорошо растворим в воде, ядовит

Н20, индикаторы

Раствор аммиака ( аммиачная вода, нашатырный спирт) окрашивает индикаторы: лакмус – в синий цвет, метилоранж – в желтый, фенолфталеин – в малиновый.

HCl (газ)

Образуется белый дым

NH3 + HCl = NH4Cl

O2 газ без цвета и запаха, мало растворим в воде

Тлеющая лучинка

Тлеющая лучинка загорается

C+ O2 = CO2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качественные реакции на ионы (таблицы)

Документ содержит две таблицы "Качественные реакции на катионы" и "Качественные реакции на анионы" и может использоваться как справочный материал в лабораторном практикуме по решению качественных зада...

Качественные реакции на ионы 9 класс

Качественные реакции на ионы 9 класс...

Практическая работа № 3. По теме: «Качественные реакции на ионы»

Цель работы: проведение качественных реакций на ионы; Задачи работы:Научиться распознавать наличие определенных ионов в растворе;На основе теории электролитической диссоциации научиться сос...

Качественные реакции на ионы железа

В данном материале представлены конспект урока и презентация по теме: "Качественные реакции на ионы железа"...

Технологическая карта урока химии "Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+"

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цели урока:Образователная: Создать условия для формирования понятий о генетическом ряде железа(II) и железа (III), качественных реакциях на ионы  Fe2+и...

Практическое исследование "Качественные реакции на ионы железа Fe 2+ b Fe 3+"

Игровые задания для учащихся 8-9 классов "Качественные реакции на ионы железа"....

Урок-практикум "Качественные реакции на ионы металлов"

Практическая работа направлена на формирование и совершенствование умений распознавать вещества на основе знаний качественных реакций на ионы металлов в растворе....