Применение алгоритмов на уроках химии
методическая разработка по химии (8, 9 класс)

Барминская Вера Анатольевна

Алгоритм- это выполнение последовательных действий при помощи ориентиров и указаний.Я использую алгоритмы на уроках при объяснении нового материала и закреплении изученного. Не все дети в классе могут воспринимать и запоминать изучаемый материал на слух. Для решения этой проблемы нужно записывать план деятельности и больше использовать наглядности. Что дает использование такого метода обучения: - оптимизировать учебный процесс; - рационализировать обучение, развивая способность мыслить - развивать логическое мышление; - формировать у учащихся умения осуществлять определенные действия и получать конкретный результат; -применять их не только на уроках, но и при подготовке к олимпиадам и экзаменам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_algoritmov_na_urokah_himii.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

Применение алгоритмов на уроках химии

( из опыта работы учителя химии МБОУ СОШ с. Новониколаевки Асиновского района Томской области  Барминской Веры Анатольевны)

Химия- интересная и практически значимая наука. Но в  то же время, химия относится к абстрактно-конкретным наукам и ее изучение  очень часто вызывает определенные трудности у обучающихся.

На самых первых уроках химии обычно у детей «горят глаза».  Но содержание  предмета химии очень обширно и представляет собой копилку огромного числа формул, уравнений, фактов и законов, запомнить которые не просто трудно, а очень трудно.  И с увеличением теоретического материала и его сложности, как правило, интерес к изучению предмета становится меньше. А целью работы учителя должно быть скорее не слово «научить» чему-то, а – «содействовать развитию умения, навыков; создать условия для формирования ….» и главное – научить учиться. В своей педагогической практике с целью повышения качества обученности по предмету я использую различные алгоритмы и памятки. Поставленная цель предполагала решение ряда проблем, для которых необходимо было подобрать эффективные действия, приводящие к решению проблем и к конечному результату по достижению поставленной цели. Я использую  алгоритмы на уроках при объяснении нового материала и закреплении изученного. Не все дети в классе могут воспринимать и запоминать изучаемый материал на слух. Для решения этой проблемы нужно записывать план деятельности и больше использовать наглядности.

 Выполняя каждый раз точную последовательность действий, учащиеся получают конкретный результат.

Алгоритм- это выполнение последовательных действий  при помощи ориентиров и указаний.

Для учащихся алгоритмы являются:

предметом изучения;

основой для овладения способами добывания и применения знаний;

объектом самостоятельной деятельности.

Этапы работы по алгоритму:

  1. Формирование знаний о приеме
  2. Развитие умений пользоваться приемом самостоятельно и в различных связях
  3. Формирование умений пользоваться приемом по аналогии и в сходных условиях.

Алгоритмы, которые я применяю на своих уроках:

- правила составления электронной формулы;

-правила составления формул и уравнений;

- правила определения степени окисления и составления формул по степени окисления

- правила составления уравнений реакций ионного обмена

- правила составления уравнений методом электронного баланса

- последовательность описания химических элементов, свойств веществ, протекания химических реакций;

- определенный порядок приготовления растворов заданной концентрации;

- рациональный способ решения расчетных  и экспериментальных задач;

- оптимальный план проведения химического анализа неорганических и органических веществ

-и другие……………..

Что дает использование такого метода обучения:

- оптимизировать учебный процесс;

- рационализировать обучение, развивая способность мыслить

- развивать логическое мышление;

- формировать у учащихся умения осуществлять определенные действия и получать конкретный результат;

-применять их не только на уроках, но и при подготовке к олимпиадам и экзаменам.

В своей работе я активно использую опыт учителей через интернет сайты, через периодические журналы

Приложения:

Алгоритм составления уравнений окислительно-восстановительных реакций

1.Запишите схему химической реакции

 

H2S  + O2 =  SO2 + H2O

2.Определите степени окисления элементов в левой и правой частях схемы

  +   =     +

3. Найдите элементы, которые поменяли степень окисления

  +   =     +

4.Выпишите знаки химических элементов, изменивших степень окисления и составьте схему электронного баланса.

S-2     -  6 ē     →    S  +4

   +  4 ē      →     2О-2

5. Определите окислитель и восстановитель

S-2     -  6 ē     S  +4   восстановитель

   +  4 ē     2О-2  окислитель

5. Подберите дополнительные множители для уравнений полуреакций так, чтобы число отданных электронов было равно числу принятых.

S-2     -  6 ē     →    S  +4

   +  4 ē      →     2О-2

  2

  3

                                            12

6. Проставьте по найденным множителям стехиометрические коэффициенты в схему реакции перед формулами окислителя и восстановителя (коэффициент 1 опускается)

2H2S  +3O2 =  SO2 + H2O

7.Уравняйте числа атомов тех элементов, которые не изменяют своей степени окисления при протекании реакции.

2H2S  + 3O2 =  2SO2 + 2H2O

8. Проведите проверку по элементу, который не изменял степени окисления.

Число атомов серы, кислорода и водорода в левой и правой частях уравнения одинаково

Алгоритм составления уравнения ОВР методом электронно-ионного баланса:

  • Составить перечень веществ и частиц, присутствующих в системе до начала реакции.
  • Найти среди них окислитель и восстановитель; определить реакцию среды.
  • Составить уравнение полуреакции окислителя.
  • Составить уравнение полуреакции восстановителя.
  • Уравнять число принятых и отданных электронов.
  • Составить ионное уравнение.
  • Составить молекулярное уравнение.

Правила уравнивания атомов кислорода и водорода при составлении полуреакций:

  1. В кислой среде,   ни в левой  ни в правой частях,  не должно быть ионов OH.  Уравнение осуществляется за счет ионов Н+ и молекул воды.

  1. В щелочной среде,  ни в левой ни в правой частях,  не должно быть ионов Н+. Уравнение осуществляется за счет ионов OH   и молекул воды.

  1. В нейтральной среде ни ионов Н+ ни ионов OH  в левой части быть не должно. Однако в правой части среди продуктов реакции они могут появиться.

  4.  Если исходное вещество содержит больше атомов кислорода, чем продукт реакции, то освобождающийся кислород в форме : О–2 связывается в кислых растворах ионами водорода (Н+) в воду, в нейтральных и щелочных растворах — в гидроксид-ионы:

в кислых растворах: О–2 + 2Н+  = Н2О

в нейтральных растворах О–2 +Н+  =ОH

в щелочных растворах: О–2 +НOH= 2OH

  5.   Если исходное вещество содержит меньше атомов кислорода, чем продукты реакции, то недостаток их восполняется в кислых и нейтральных растворах за счет молекул воды,

 в щелочных — за счет гидроксид-анионов:

• в кислых: Н2О=О–2 + 2Н+

• в нейтральных Н2О=О–2 + 2Н+

• в щелочных растворах: 2OH= О–2 + Н2О

Алгоритм составления формулы вещества по известной степени окисления.

1. Запиши знаки ХЭ рядом.

2. Металл на первом месте,  на втором  неметалл.         FeBr 

  • Или: на первом месте менее электроотрицательный ХЭ, на втором – более электроотрицательный ХЭ.         NO

3. По периодической системе определи степени окисления каждого ХЭ, учитывая характер ХЭ – металл (отдает электроны) или неметалл (принимает электроны)

Fe+3Br – 1         N+3O– 2

4. Найди наименьшее общее кратное значение степеней окисления ХЭ, образующих вещество.

3                      10
Fe+3Br – 1         N+5O– 2

5. Раздели наименьшее общее кратное на степень окисления металла (менее электроотрицательного ХЭ) > получишь индекс этого ХЭ, запиши индекс справо снизу этого ХЭ.

3                      10
Fe1+3Br – 1         N2+5O– 2

6. Раздели наименьшее общее кратное на степень окисления неметалла (более электроотрицательного ХЭ) > получишь индекс этого ХЭ, запиши индекс справа снизу этого ХЭ.

3                      10
Fe+3Br3 – 1         N2+5O5– 2

7. Назови соединение.

FeBr3 бромид железа (III)
N2O5 – оксид азота (V)

Алгоритм составления реакций ионного обмена (РИО)

в молекулярном, полном и кратком ионном виде

1).  Записываем уравнение РИО в молекулярном виде:

 

Взаимодействие серной кислоты и хлорида бария:

                              II  II          I   I

H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2HCl

2). Используя ТР указываем растворимость веществ воде:

- Если продукт является М  или Н – оно выпадает в осадок, справа от химической формулы ставим знак ↓;

- Если продукт является газом, справа от химической формулы ставим знак ↑.

 Р             Р            Н               Р

H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 ↓+ 2HCl

Молекулярный вид

3). Записываем уравнение РИО в полном ионном виде. Какие вещества диссоциируют см. в таблице - ПАМЯТКЕ

2H+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- = BaSO4 ↓+ 2H+ + 2Cl-

Полный ионный вид

4). Записываем уравнение реакции в кратком ионном виде. Сокращаем одинаковые ионы, вычёркивая их из уравнения реакции.

Помните! РИО необратима и практически осуществима, если в продуктах образуются:

  • газ;
  • вода;
  • осадок

SO42- + Ba2+ + = BaSO4 ↓

Краткий  ионный вид

Вывод – данная реакция необратима, т.е. идёт до конца, т.к. образовался осадок  BaSO4

Памятка по составлению реакций ионного обмена

  1. определить вещества, которые нужно записать в виде свободных ионов, это:
  • сильные кислоты (они в растворе в виде катионов водорода и анионов кислотного остатка)

Вместо формулы

 в молекулярном уравнении

Записываем в ионном уравнении

HCl

H++Cl-

HNO3

H++NO3-

H2SO4

2H++SO42-

  • растворимые основания (они в растворе в виде катионов металла и гидроксид-ионов)

Вместо формулы

 в молекулярном уравнении

Записываем в ионном уравнении

NaOH

Na++OH-

KOH

K++OH-

Ca(OH)2

Ca2++2OH-

  • растворимые соли (они в растворе в виде катионов металла и анионов кислотного остатка)

Вместо формулы

 в молекулярном уравнении

Записываем в ионном уравнении

Na2CO3

2Na++CO32-

Al(NO3)3

Al3++3NO3-

Cr2(SO4)3

2Cr3++3SO42-

растворимость и заряд ионов уточняем по таблице растворимости

  1. все остальные вещества записать их химическими формулами, а не обозначениями ионов;
  2. в ионных уравнениях перед химическими формулами сохраняются старые коэффициенты, а коэффициенты перед обозначениями ионов получаются как результат умножения коэффициента (стоявшего перед формулой вещества, этот ион образовавшего) и индекса (относившегося непосредственно к этому иону); пример:
  3. если до реакции и после реакции (то есть слева и справа от знака «=») одинаковые ионы в одинаковом количестве, то их сокращают, т. к. они не изменились в результате реакции;
  4. после этого сокращения вместо полного ионного уравнения (ПИУ) получаем краткое ионное уравнение (КИУ), по которому словами можно описать суть реакции как суть изменений.

Пример реакции ионного обмена.

  1. молекулярное уравнение(МУ)

Fe2(SO4)3+6NaOH=2Fe(OH)3↓+3Na2SO4

  1. полное ионное уравнение (ПИУ)

2Fe3++3SO42-+6Na++6OH-=2Fe(OH)3↓+6Na++3SO42-

 (сокращаем катионы натрия и сульфатные анионы, т. к. они не изменились)

3) краткое ионное уравнение (КИУ)

2Fe3++6OH-=2Fe(OH)3

(все коэффициенты кратны числу «2», делим их на него)

Fe3++3OH-=Fe(OH)3

4) суть реакции (по КИУ): каждый катион железа (III) присоединяет три гидроксид-иона,  в результате образуется нерастворимый гидроксид железа (III), который выпадает в осадок.

Литература 

  1. Зуева, М.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. / М.В. Зуева. - Москва: Просвещение, 1989. – 12 с.
  2. Енякова, Т. М. Химия в алгоритмах: пособие для учащихся /Т.Е. Енякова. – 5-е издание. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 38 с.
  3. Косихина, О.С. Теоретические основы системно-структурного подхода к усвоению знаний // Наука и школа. - 2007. - № 1. – 80 с.
  4. Пак, М.С. Алгоритмика при изучении химии./ М.С. Пак – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 112 с.
  5. Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1993. - 63с.
  6. Петрова Н.С. Использование алгоритмических предписаний при решении расчетных задач Журнал. Химия в школе – 1982, №4.

 Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/

                                  https://www.uchportal.ru/

                                  https://infourok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка

Мини-опыт, рассказывающий о применении алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка, способствующих формированию орфографических навыков письма. Ежегодно повышаются требования к уровню грамотнос...

Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка (презентация)

Презентация к мини - опыту "ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМОВ, ТАБЛИЦ И СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"...

Применение ИКТ на уроках химии в общеобразовательной школе.

Из опыта работы с мультимедийным интерактивным комплексом....

"Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" - технологическая карта урока химии, 8 кл.

Данный материал представляет собой   технологическую карту урока химии, 8 класс, учебник Журина по теме "Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" -...

Применение алгоритмов на уроках физики и математики (Сеногноева Ю.В.)

Применение алгоритмов на уроках физики и математики (Сеногноева Ю.В.)...

Применение алгоритмов на уроках Алгебры и начала анализа

Алгебра и Начала аналаза….10-11 класс…Для каждого педагога это волнительно, ответственно, ведь необходимо не только донести информацию до обучающихся, но и быть уверенным в том, что ты п...

Применение алгоритмов на уроках русского языка и литературы (из опыта работы).

Применение алгоритмов на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)....