Смысловое чтение на уроках химии
статья по химии (8 класс)

Смысловое чтение- это вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста.

Задачей обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности является:

Научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл смысловое чтение на уроках химии24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловое чтение на уроках химии

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

/Д.Дидро/

Смысловое чтение- это вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста.

Задачей обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности является:

  • Научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

На уроках химии формируются следующие умения, лежащие в основе смыслового чтения:

  1. Определить цель чтения
  2. Выделить в тексте непонятные слова, толковать их
  3. Отвечать на вопросы по содержанию текста
  4. Выделять в тексте ключевые слова
  5. Выделять смысловые части текста
  6. Выделять главную мысль текста
  7. Озаглавить абзацы (смысловые части текста)
  8. Составить план текста

Для развития умения работать с текстом очень важно систематическое его использование. Любая работа с текстом осуществляется целенаправленно.

«Чтение- один из способов мышления и умственного развития, так как учит размышлять, думать и говорить. Если научимся читать, научимся мыслить! Научимся мыслить, станем успешными и в обучении и в жизни!»- писал В.А.Сухомлинский.

Выделяют следующие виды чтения:

  • Просмотровое чтение- вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
  • Ознакомительное- вид с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
  • Изучающее- вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной         и точной информации и дальнейшая её интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
  • Рефлексивное- самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок.

Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая фаза- это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла. На этом этапе необходимо:

  • Постановка целей и задач чтения
  • Знакомство с важными понятиями и терминами
  • Актуализация предшествующих знаний
  • Формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий

Вторая фаза- это извлечение фактов с помощью имеющихся знаний, интерпретация текста. На этом этапе нужно:

  • Выдвинуть гипотезы о содержании читаемого материала, подтвердить ее или отклонить

Третья фаза- это создание собственного нового смысла. Здесь происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Большое значение для понимания смысла текста имеет его заголовок. Заголовки в популярной литературе для школьников могут быть представлены в виде вопроса, который дает учащемуся направление поиска главной мысли текста. Если в качестве учебного текста используется газетная или журнальная публикация, то ориентироваться на заголовок опасно: зачастую заголовки в периодической печати не соответствуют содержанию печати.

Необходимо также развивать у учащихся умения озаглавливания текста.

Пример.

Благодаря усилиям многих поколений исследователей мы знаем, что воздух- не самостоятельное химическое вещество. Воздух- смесь газов.

Основным составляющим воздуха для нас является кислород, которым дышат живые существа- его в воздухе около 21% по объему. Разбавлен кислород большим количеством азота- 78% от объема воздуха и сравнительно маленьким объемом благородных интертных газов- их около 1%.

Входят с состав воздуха также переменные составляющие- углекислый газ и водяной пар, количество которых зависит от различных причин. Например, углекислого газа много в воздухе городов, лишенных зелени, водяного пара- над поверхностью океанов и морей.

В верхних слоях атмосферы существует еще один газ- озон. Летает в воздухе и разнообразная пыль, которую мы можем легко заметить, глядя сбоку на тонкий луч света, попадающий из-за шторы в затемненную комнату.

  • Озаглавьте текст
  • На основании текста составьте схему
  • Составьте формулы веществ, о которых говорится в тексте

Выделение главной мысли текста

Школьнику предлагается небольшой текст из 5-6 предложений, содержащих только одну главную мысль. Из этого текста ученик должен выписать предложение, в котором выражено главное.

«Простое решение было найдено М.В. Ломоносовым. Вместо того, чтобы прокалить металлы на открытом воздухе, он прокаливал их в запаянных сосудах- ретортах.»

«Металл превращался в окалину, значит, масса должна бы увеличиться. Но, масса сосуда после опыта была такой же, какой была до помещения сосуда на жаровню. Значит, масса содержащегося в сосуде воздуха уменьшилась на столько, на сколько увеличилась масса металла. Масса веществ, вступивших в реакцию, всегда равна массе получившихся веществ. » Б. Степанов

Задание.  Выпишите предложение, в котором выражена главная мысль.

К небольшому тексту можно приложить ряд суждений, каждое из которых вытекает из данного текста и правильно по сути. Но из этих суждений только одно выражает главную мысль текста.

«Химические элементы существуют в окружающем нас мире, они образуют вещества, из которых построен этот мир, и мы сами как его часть. Периодический закон- закон природы; он отражает реально существующую связь между строением и свойствами атомов химических элементов, позволяет систематизировать сведения о химических элементах и их соединениях и наглядно представить их в виде таблицы, которая получила название «Периодическая система химических элементов.» Первые варианты периодической таблицы были составлены Д.И.Менделеевым.»

Суждения, прилагаемые к тексту:

  • Впервые периодическая таблица была составлена Д.И. Менделеевым.
  • Окружающий нас мир образован веществами;
  • Периодический закон отражает объективно существующую связь между строением и свойствами атомов химически элементов.

Задание

Выделить главную мысль текста. Предложить к данному тексту несколько вариантов заголовков, из которых нужно выбрать только один, действительно соответствующий главной мысли.  Умение выделять главное во фрагменте текста лежит в основе формирования умения составлять план текста, который в подавляющем большинстве случаев содержит не одну, а несколько главных мыслей. На начальном этапе обучения можно предложить специально подобранный текст, фрагментированный учителем, и план этого текста. План-это наиболее сжатая форма передачи информации, в которой зафиксирована только последовательность ее изложения.

Более полно информацию передают тезисы- кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения.

Тезисы- это расширенный план. Отличительной чертой тезисов является отсутствие примеров, доказательств положений, которые приводятся в тезисах.

Конспектирование текста

Большинство школьных конспектов представляют собой бездумно переписанный текст параграфа учебника. После того, как ученик овладел в достаточной степени приемами составления плана и тезисов текста, можно переходить к обучению конспектированию. Для обучения конспектированию, особенно в старших классах, лучше использовать не тексты параграфов учебника химии, а исторические, научно-популярные, газетные и журнальные тексты, поскольку тексты учебника, за редким исключением, предлагают информацию в достаточно сжатой форме, в них мало второстепенного.

Приемы смыслового чтения на уроках химии

Прием «Чтение по  частям». Форма работы – групповая. Класс разбивается на группы. В каждой группе 4-5 человек. Текст делится на 4-5 частей.  Каждый член группы имеет свою часть текста и читает только ее. К доске для передачи содержания текста можно вызвать любого учащегося. Если он не справляется с ответом, ему могут помочь товарищи из группы.

Например, урок в 9 классе по теме «получение металлов» текст делится на следующие части:

  • 1 часть «Металлы в природе»
  • 2 часть «Руды»
  • 3 часть «Пирометаллургия»
  • 4 часть «Гидрометаллургия»
  • 5 часть «Электрометаллургия»

Прием «Мозговой штурм» используется до чтения текста и способствует формированию у учащихся нестандартного мышления.

  1. В начале урока учитель дает индивидуальное задание: напишите в течение 3 минут все, что знаете о кислотах.
  2. Работа в парах- думаем. Обмениваемся мнением, дополняем свои записи. Каждая пара готовит по 1 вопросу к изучаемой теме.
  3. Работа в группах. Обмен мнениями, дополняем записи. Каждой группой выбираются самые интересные вопросы, составленные в парах и записываются на доске.

Прием «Вставь пропущенное слово» - в тексте закрывается часть слов и понятий. Задача учащихся- восстановить текст. Например, при изучении темы «Углеводы» можно предложить следующее задание.

Полисахариды- это_________, которые гидролизуются в образованием множества молекул ____________.

Например, __________ выполняет запасающую функцию у растений, накапливаясь в зернах и ________ . Чтобы обнаружить __________ , хватает одной капли раствора йода, цвет тут же станет ________.

Прием «Кластер» («гроздь») можно использовать, работая с текстом, при изучении химических элементов (темы «Углерод», «Водород», «Азот», «Сера»). Смысловые единицы выделяются из текста и оформляются графически в виде грозди.  Применить метод кластера можно на любом этапе урока.

Прием «Корректор»

При расстановке коэффициентов в следующих записях допущены ошибки. Исправьте их.

  1. 4 HgO= 4 Hg+ 2O
  2. 2 Al (OH)3= Al2O3+6H2O
  3. SO2+2O2=2SO3

Прием «Инсерт»- это маркировка текста по мере его чтения. Этот прием лучше всего использовать для проведения уроков усвоения новых знаний, для актуализации новых знаний и умений (по ФГОС)

«V»-я это знаю

«+»- новая информация

«-»- противоречия ранее полученной информации

«?»- непонятные вопросы, требующие разъяснения

Прием «Заполненные таблицы»- прочитанную информацию учащиеся интерпретируют в табличную форму, выделяя необходимую информацию для заполнения таблицы из текста.

Используя на уроках химии прием смыслового чтения, важно понимать, что различные виды деятельности имеют свои методы. Наиболее эффективным методом для данного вида деятельности является метод проблемного обучения. Этот метод способствует развитию у учащихся обосновывать собственную позицию, строить логические рассуждения, самостоятельно анализировать условия достижения цели.

Используемые интернет-ресурсы и литература

  1. Манаенкова З.А. «Приемы и методы смыслового чтения на уроках химии»
  2. https://infourok.ru/priemi-smislovogo-chteniya-na-urokax-himi-1931004.html
  3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.- М.Баласс, 2013-128 с.
  4. Заводнова Н.В. «Развитие логики и речи у детей», изд. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии"

Разработка мастер-класса "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии". Можно использовать для выступления на методическом объединении, а также для работы на уроке с учащимися при из...

Смысловое чтение на уроках химии

В статье приведен опыт организации работы с учебником при изучении нового материала по химии....

Смысловое чтение на уроках химии

Введение ФГОС второго поколения предъявляет к подготовке учащихся новые требования. Среди познавательных УУД одним из важнейших на сегодняшний день является умение работать с текстом. На уроках химии ...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...

Формирование смыслового чтения на уроках химии (читательская грамотность)

Формирование смыслового чтения на уроках химии (читательская грамотность)...

Смысловое чтение на уроках химии и биологии

Чтение-это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения....