Смысловое чтение на уроках химии и биологии
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Данильченко Анна Александровна

Чтение-это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_na_urokah_himii_i_biologii.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Смысловое чтение на уроках химии и биологии»

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения.

Чтение – это способность понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определённой цели, узнавать что-то новое, и развиваться, а также участвовать в жизни общества.


Понятие смысловое чтение подразумевает:

● осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,

● извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,

● определение основной и второстепенной информации,

● свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей,

 Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Каждый читатель «возьмёт» из текста ровно столько, сколько он способен «взять» на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии. Смысловое чтение позволяет освоить как научные, так и художественные тексты.

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Выделяют следующие виды чтения:

  • Просмотровое - вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта;
  • Ознакомительное — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация;
  • Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается;
  • Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Основные навыки смыслового чтения включают в себя:
• определение содержательной части текста;
• деление текста на части по их смысловому содержанию;
• определение основной и второстепенной информации;
• извлечение необходимой информации из прочитанного;
 • понимание основной мысли текста;
• свободная ориентация в прочитанном;
• свободное изложение основной мысли текста и практическое применение усвоенного материала.
Значимость формирования и развития навыков смыслового чтения подчеркивается в нормативных документах в сфере образования, так как одним из институтов социализации граждан является система общего обязательного образования, где происходит формирование основ для будущих социальных достижений обучающихся, а также развитие личности учащихся, культурной компетентности. Выявлены особые требования к формированию и развитию навыков смыслового чтения у обучающихся с учетом преемственности в развитии навыков на всех этапах обучения.
Чтобы приступить к использованию методики смыслового чтения необходимо изучить предложенный учащимся материал, который должен:
  • обладать научно-познавательной ценностью,
  • соответствовать возрастным особенностям и интересам учеников
  • соответствовать образовательным целям предметного раздела учебной программы
  • способствовать решению обозначенных в программе задач
Основные этапы смыслового чтения
Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая фаза (предтекстовая деятельность или работа с текстом до чтения) — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

На этом этапе необходима:

  • Постановка целей и задач чтения
  • Актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами.
  • Актуализация предшествующих знаний
  • Формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий
  • Мотивирование читателя
  • Формирования умения и привычки думать над книгой до чтения

 Вторая фаза (текстовая деятельность или работа с текстом во время чтения) — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

На этом этапе необходимо

  • Выдвижение гипотезы о содержании читаемого материала, её подтверждение или отклонение.
  • Размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.

Третья фаза (послетекстовая деятельность или работа с текстом после чтения.)  это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

На этом этапе необходимо применение и использование материала в различных ситуациях, формах, сферах. Работа связана с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Существует несколько приемов и форм, которые занимают мало времени в применении и удобны при работе с разными текстами.

Прием «Чтение по частям».

Форма работы - групповая. Преимущества этого приема в том, что к работе привлечены все учащиеся класса. Текст делится на 4-5 частей. В каждой группе 4-5 человек. Если параграф большой по объему, выбирается один пункт или несколько.

1. Каждый член группы читает свою часть. Сильным учащимся в группах можно дать часть текста большего объема или более сложного по содержанию. Дети должны сконцентрировать чтение только на своей части.

2. Передача содержания текста. (После чтения ответственный за свою часть рассказывает её товарищам в группе)

3. После обсуждения любой ученик вызывается к доске для передачи содержания текста, и каждый из членов группы будет переживать за ответ товарища. Если отвечающий у доски не справляется с ответом, помогают товарищи из группы. Оценки выставляются или всей группе, или выборочно членам группы. Все зависит от ответа учащихся и состава группы.

Приём «Чтение в паре» - удобный прием, так как учащиеся сидят за партами парами. Данный прием можно использовать как для объяснения, так и для закрепления изученного материала.

Прием «Мозговой штурм» используется до чтения текста и позволяет не только активизировать школьников и позволяет разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Приём «Сопоставление / нахождение сходств и различий» – учащимся предлагается сравнить несколько объектов (текстов, схем, картинок).

Приём «Составление списка» – учащимся предлагается перечислить слова, объекты, свойства по определённому вопросу (теме).  В начале урока учащимся предлагается подумать и составить список тех сведений, которые они знают. Затем, работая с текстом параграфа, ребята делят прочитанные сведения на три колонки «Информация, которую я знал до урока», «Информация, которую я узнал на уроке» и «Информация, которую я хотел бы узнать».

Приём «Кластер («гроздь») можно использовать, работая с текстом. Данный приём относится к приёмам критического мышления. Смысловые единицы выделяются из текста и оформляются графически в виде грозди. Применять метод кластера можно на любом этапе урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Приём «Заполнение таблицы» – прочитанную информацию учащиеся интерпретируют в табличную форму, выделяя необходимую информацию для заполнения таблицы из текста.

Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы 

Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Известно, что не каждый вопрос является инструментом развития учащихся. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может использоваться на любой из трех стадий урока. Первоначально учащиеся под руководством учителя осваивают технологию составления «тонких» и «толстых» вопросов с использованием текста учебника, а в последующем делают это самостоятельно.

Приём «Инсерт» –это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

Чтение индивидуальное.

Читая, ученик делает пометки в тексте: 
V – уже знал;        + – новое;           – думал иначе;        ? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для смыслового чтения на уроке биологии в 7 классе по теме" Общая характеристика класса Земноводные"

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобраз...

Мастер-класс "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии"

Разработка мастер-класса "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии". Можно использовать для выступления на методическом объединении, а также для работы на уроке с учащимися при из...

Смысловое чтение на уроках химии

В статье приведен опыт организации работы с учебником при изучении нового материала по химии....

Смысловое чтение на уроках химии

Введение ФГОС второго поколения предъявляет к подготовке учащихся новые требования. Среди познавательных УУД одним из важнейших на сегодняшний день является умение работать с текстом. На уроках химии ...

Смысловое чтение на уроках химии

Смысловое чтение- это вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста.Задачей обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности является:Научить учащихся из...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Формирование смыслового чтения на уроках химии (читательская грамотность)

Формирование смыслового чтения на уроках химии (читательская грамотность)...