Оксиды углерода (II) и (IV)
план-конспект урока по химии (9 класс)

Конспект урока "Оксиды углерода (II) и (IV)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_oksidy_uglerodaii_i_iv.docx859.12 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока  химии

«Оксиды углерода (II) и (IV)» (с использованием ЦОР)

9 класс

Разработал: Бобринева Валентина Владимировна,

учитель МАОУ СОШ №3 г. Черняховска

Калининградской области

Цель урока: 

создать условия для формирования знаний у учащихся об оксидах углерода, их свойствах,  получении, применении, физиологических действиях  на организм человека и природу в целом.

Задачи урока:

  • образовательные: усвоение учащимися строения, физических и химических свойств, углерода, получение и применение угарного и углекислого газов, их физиологическое действие на организм человека,  учить работать с ЦОР (LearningApps,);
  • развивающие: развивать умения работать в парах; способствовать развитию памяти, логики и интеллекта, развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к изучению природы материков Земли;
  • воспитательные: способствовать формированию культуры общения при работе парах, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.

Планируемые образовательные результаты:

  • личностные: умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать и работать в коллективе; высказывать и анализировать собственные суждения, подтверждая их фактами;
  • предметные: систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксидов углерода, усвоить строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, качественную реакцию на углекислый газ, физиологическое действие на организм угарного и углекислого газа, продолжить работу по развитию умений сравнивать, составлять уравнения реакций, работать с текстом учебника.
  • овладение практическими умениями работы с ЦОР.
  • метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выполнять учебные действия в соответствии с заданием.

Тип урока: Урок – освоения нового материала, с элементами повторения и лабораторными опытами.

Базовый учебник: 

Учебник под редакцией О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова «Химия»  9 класс, изд. М.: Просвещение, 2019 год

Оборудование к уроку: 

Таблица – периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, кристаллические решетки алмаза, графита, углекислого газа, планшеты или ноутбуки для индивидуальной или парной работы с использований ЦОР, интерактивная доска, проектор, компьютер.

Для лабораторной работы учащихся: лабораторная посуда (пробирки, штатив для пробирок), реактивы (соляная кислота, карбонат кальция, гидроксид кальция).

Ход урока:

1) Организационный момент.

Приветствие учителя.

Ориентирование на изучаемую тему.

Сегодня нам предстоит познакомиться с двумя соединениями: один- яд, а другой обеспечивает нас пищей; один способен гореть и поэтому является топливом, а другой - сам образуется в результате горения, но при этом используется для тушения пожаров; один постоянно образуется в каждой нашей клетке, а попадание другого в наш организм может закончится смертью. Кто они эти столь непохожие друг на друга соединения? Это - оксиды углерода, добавляем личные имена каждого (оксид углерода(II) и оксид углерода(IV)) и напоминаем их тривиальные названия - угарный газ и углекислый газ.

2) Повторение темы «Углерод. Соединения углерода»

Учитель предлагает ученикам вспомнить изученный на прошлом уроке материал. На планшетах (ноутбуках) перейдите по предложенной ссылке и выполните задание (работа с приложением LearningApps)  https://learningapps.org/624063,               интерактивная доска  https://learningapps.org/624063

Задание 1. Дайте сравнительную характеристику графиту и алмазу

C:\Users\2\Desktop\Снимок экрана (6).png

Проверка выполненного задания. (Один ученик приглашается к доске и выполняет задание на интерактивной доске, класс проверяет)

3) Изучение новой темы «Оксиды углерода (II) и оксида углерода (IV)».

     При изучении новой темы предлагается:

  1. Вспомнить определения несолеобразующего оксида, кислотного оксида.
  2. Вспомнить химические свойства кислотных оксидов.
  3. Выполнить лабораторный опыт «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств ».  
  4. С помощью текста учебника составить сравнительную характеристику оксидов углерода. Данные, которые будут получены в ходе изучения темы, заносятся в таблицу (таблица  прилагается). Часть таблицы заполним на уроке, остальное – самостоятельно дома.

Сравнение оксидов углерода.

Признак сравнения

Оксид углерода (II)

Оксид углерода (V)

Формула и название

СО (угарный газ)

СО2 (углекислый газ)

Получение

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/15e9c4c8-4d51-a643-b626-db48ff50f3b9/index.htm

Физические свойства

Химические свойства

Физиологическое действие на организм

Применение

Ученикам предлагается посмотреть по ссылке лабораторный опыт получения углекислого газа и самостоятельно исследовать его свойства (провести качественную реакцию на определение СО2). Учителем проводится инструктаж по технике безопасности. Учащиеся проводят опыт и  самостоятельно записывают  уравнение реакции в таблицу. Приложение: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/15e9c4c8-4d51-a643-b626-db48ff50f3b9/index.htm

4) Закрепление, полученных знаний по теме «Оксиды углерода»

Итоги заполнения таблицы проверяются у доски. Ученики записывают уравнения реакций, дают названия веществам.                                                                          Ответ:

Сравнение оксидов углерода.

Признак сравнения

Оксид углерода (II)

Оксид углерода (V)

Формула и название

СО (угарный газ)

СО2 (углекислый газ)

Получение

2С + О2 = 2СО

(недостаток кислорода)

СО2 + С = 2СО

С + О2 = СО2 (при полном сгорании С)

в лаборатории:

СаСО3 + 2НCl = CaCl2 + CO2 + H2O  

В промышленности:

СаСО3 = СаО = СО2

Физические свойства

Бесцветный газ, без запаха, плохо растворимый в воде.

Бесцветный газ, слегка кисловатый на вкус, в 1,5 раза тяжелее воздуха. Растворим в воде.

Химические свойства

1.Горит синим цветом

2СО + О2 = 2СО2

2.Восстанавливает металлы

СО + CuO = Cu + +CO2

Восстановитель

2СО + Н2 = 2С + Н2О

Окислитель

3. не взаимодействует со щелочами, основными оксидами

1.Не поддерживает горение.

2.Горение магния в среде углекислого газа

СО2 + 2Мg = 2MgО + С

Окислитель

3. Взаимодействие со щелочами

СО2 + 2NaOH = Na2CO3 +Н2О

СО2 + NaOH = NaHCO3

СО2 + Ca(OH)2 = CaCO3 + Н2О

  1. С основными оксидами

СО2 + СаО = СаСО3

Физиологическое действие на организм

Очень ядовит. Смертельная концентрация угарного газа 0,1%

В малых дозах стимулирует дыхание, в больших количествах вызывает торможение дыхательного центра

Применение

Тест для самопроверки.

Задание 2. Необходимо вставить пропуски в текст, выбрав из предложенного списка слова  (работа с приложением)  https://learningapps.org/2069648

C:\Users\2\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (8).png

 5)  Подведение итогов. Определение домашнего задания.

1. § 21, заполнить до конца таблицу, упр.6 а, б.

2. Творческое задание (по желанию) придумать экологическую сказку, рассказ, придумать кроссворд, где героями будут изученные оксиды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Углерод и его соединения. Оксиды углерода.

Парная лабораторная работа на получение углекислого газа и изучение егосвойств. Проводится в 9 классе. Легко и доступно для всех учителей....

Углерод и его соединения. Оксиды углерода.

Урок посвящен оксидам углерода, выполняется как парная лабораторная работа. Прост и доступен для проведения любому учителю!...

Урок по химии на тему: "Оксиды углерода"

На данном уроке формируются знания о кислородсодержащих соединениях углерода; рассмотриваются свойства  и физиологическое воздействие на организм человека  оксидов углерода IIи IV; а также с...

План-конспект открытого урока по химии на тему "Оксиды углерода (II) и (IV). Карбонаты"

Тип урока комбинированный. На уроке применяются стихотворения по теме. Есть таблица с тривиальными названиями соединений углерода. На закрепление даются задания исследовательского характера....

урок химии в 9 классе по теме "Оксиды углерода"

разработка урока химии в 9 классе по теме "Оксиды углерода"...

Оксид углерода (IV)

Раздел "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды"...

Углерод. Оксиды углерода.

урок химии в 9 классеЦель: Познакомить учащихся с углеродом и его свойствами, аллотропными видоизменениями, которые образует углерод. Совместно с учащимися рассказать о вредных и полезных  свойст...