Рабочая программа спецкурса "Сложные вопросы химии"
рабочая программа по химии (11 класс)

Анна Валерьевна Усачева

Данная рабочая программа разработана для более углубленного изучения некоторых разделов химии в 10-11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_himii_10-11_klass.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением

социально-экономических дисциплин»

Рассмотрено

 на заседании  ШМО учителей ________________________________________

Протокол ШМО

№1 от 30.08.2019  

Руководитель ШМО

____________________

Согласовано

Заместитель директора по УР

____________________

____________________

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №20»
______________________

Приказ №______________

 «30» августа 2019 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ______________________________

предмет

                                                  _______________________________

класс

                                                                                                            Составитель:

____________________________________

                                                                                                                                              (Ф.И.О.)                                                                                                                                        

                                                                                            учитель__________________________

                                                                                                                                (предмет)

                                                                                                                     ____________________________________

(квалификационная категория) 

                                   

 

                               

Северодвинск

2019    


Пояснительная записка.

Общие сведения

класс

Количество часов в неделю

Учебные программы, на основе которых составлена рабочая программа

учебник

примечания

10

1

Примерная программа общего образования по химии 10 – 11 класс.

Программа курса химии для 10 - 11  классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.

Автор: Н.Н. Гара.

Региональный компонент общего образования Архангельской области. Химия

Химия – 10

Г.Е. Рудзитис,

Ф.Г. Фельдман

11

1

Химия – 11

Г.Е. Рудзитис,

Ф.Г. Фельдман

ПР – 8

ЛО – 14

КР – 4

РК - 5

Отличительные особенности

Региональный компонент реализуется через материал основного урока.

Цели изучения химии

Изучение химии в старшей   школе на базовом уровне направлено:

 - на освоение  знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;

- на овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойствах веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

- на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

 - на воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

- на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для  решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать / понимать

·  важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

·  основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

·  основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

·  важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

-                  называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-                 определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

-                 характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

-                 объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

-                 выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

-                 проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-                 объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

-                 определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

-                 экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-                 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

-                 безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

-                 приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

-                 критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Проверка  и оценка знаний и умений учащихся.

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

 глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

 Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1».

отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы)

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

 Отметка «2»: 

 допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя

Отметка «1»:

 работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно;

 правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.


Календарно-тематическое планирование

Класс 10

Предмет химия

№ урока по порядку

Раздел. Темы программы, количество часов.

Темы уроков (с учетом РК и практической части программы

Даты

 (по неделям)

Корректи

ровка дат

Примечания

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Теоретические основы органической химии (3 часа)

1.

1. Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

2.

2. Электронная природа химических связей в органических соединениях

3.

3. Классификация органических соединений

УГЛЕВОДРОРОДЫ (12 часов)

Тема 2. Предельные углеводороды  (Алканы) (3 часа).

4.

1. Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия.  Л.О.№1. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.

5.

2. Свойства алканов. Получение и применение.

6.

3. Понятие о циклоалканах. Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода.

Тема 3. Непредельные углеводороды (4 часа).

7.

1. Алкены. Строение этилена. Гомологический ряд. Изомерия и номенклатура. Свойства, применение.

8.

2. П.Р.№1.  Получение этилена и изучение его свойств.

9.

3. Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук.

10.

4. Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Свойства ацетилена и его применение.

Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (2 часа).

11.

1. Бензол – представитель ароматических углеводородов. Строение, свойства, применение.

12.

2. Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов

Тема 5. Природные источники углеводородов (3 часа)

13.

1. Природный и попутные нефтяные газы, их состав и применение. Р.К.1 Углеводородный состав нефти, добываемой в Арх. обл., и сжиженного бытового газа.

14.

2. Нефть и нефтепродукты. Способы переработки нефти. Л.О.№2. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.

15.

3. Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды».

КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (12 часов).

Тема 6. Спирты и фенолы (4 часа).

16.

1. Одноатомные предельные спирты. Строение, свойства, получение, применение. Р.К.2 Состояние и перспективы развития гидролизной промышленности в Арх. обл.

17.

2. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Л.О. №3. Реакция глицерина с гидроксидом меди (II).Р.К.3 Маннит как представитель многоатомных спиртов, его применение.

18.

3. Строение,  свойства, применение фенола.

Р.К.4 Источники фенола в водах Северных рек.

19.

4. Генетическая связь спиртов и фенолов с углеводородами. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 7. Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты (4 часа)

20.

1. Альдегиды. Кетоны. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. Свойства, получение и применение формальдегида и ацетальдегида. Л.О. №4 Получения этаналя окислением этанола.

21.

2. Карбоновые кислоты. Классификация. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. Свойства.

22.

3. П.Р.№ 2. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

23.

4. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. Решение задач на определение массовой  или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного.

Тема 8. Жиры и углеводы (4 часа)

24.

1. Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение. Понятие о моющих средствах. Л.О. №5 знакомство с образцами моющих средств. Л.О.№6. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.

25.

2. Глюкоза и сахароза. Строение молекулы глюкозы. Свойства глюкозы и сахарозы, их применение. Л.О.№7. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II).

26.

3. Крахмал и целлюлоза. Нахождение в природе. Свойства, применение. Л.О.№8. взаимодействие крахмала с йодом.

Р.К.5 Целлюлозно-бумажное производство Арх. обл.

27.

4. П.Р.№3. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (5 часа)

Тема 9. Амины  и аминокислоты (2 часа).

28.

1. Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Свойства. Анилин – представитель ароматических аминов.

29.

2. Аминокислоты. Изомерия, номенклатура. Свойства. Применение.

Тема 10. Белки (3 часа).

30.

1. Белки – природные полимеры. Состав, структура, свойства. Успехи в получении и синтезе белков.

31.

2. Химия и здоровье человека. Решение расчетных задач.

№ урока по порядку

Раздел. Темы программы, количество часов.

Темы уроков (с учетом РК и практической части программы

Даты

 (по неделям)

Корректи

ровка дат

Примечания

32

3. Контрольная работа №2  по темам «Кислород содержащие органические соединения»,  «Азотсодержащие органические соединения».

ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (2 часа)

Тема 11. Синтетические полимеры (2 часа)

33.

1. Понятие о ВМС. Основные методы синтеза. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы.

34.

2. Синтетические каучуки и синтетические волокна. Распознавание пластмасс и волокон.

Календарно-тематическое планирование

Класс 11

Предмет химия

№ урока по порядку

Раздел. Темы программы, количество часов.

Темы уроков (с учетом РК и практической части программы

Даты

 (по неделям)

Корректи

ровка дат

Примечания

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч)

1.

1. Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.

2.

2. Закон сохранения массы веществ. Закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях.

3.

3. Закон постоянства состава вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических  элементов

 Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов (4 ч).

4 -5.

1-2 . Строение электронных оболочек атомов химических элементов

6.

3. Положение в ПС химических элементов Д.И.Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.

7.

4. Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов. Решение  расчетных задач

Тема 3. Строение вещества (5 ч).

8.

1. Виды химической связи. Ионная и ковалентная связи.

9.

2. Металлическая и водородная связи.

10.

3. Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Решение расчетных задач.

11.

4. Причины многообразия веществ

12.

5. Дисперсные системы. Л.О. №1.  Приготовление растворов заданной молярной концентрации.

Тема 4. Химические реакции (6 ч)

13.

1. Сущность и классификация  химических реакций.

14.

2. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

15.

3. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.

16.

4. Электролитическая диссоциация. Сильные и   слабые электролиты. Среда водных растворов. Р.К.1Реакция среды природных водоемов города. Л.О. №2. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

17.

5. Обобщение  повторение изученного материала.

18.

6. Контрольная работа №1 по теме  « Важнейшие химические понятия».

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 5. Металлы (7 ч).

19.

1. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства металлов.

20.

2. Общие способы получения металлов.

21.

3. Электролиз растворов и расплавов. Р.К.2 Применение электролиза на предприятиях города.

22.

4. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Р.К.3 Знакомство с методами защиты от коррозии металлов.

23.

5. Обзор металлов главных подгрупп (А – групп) периодической системы химических элементов.

24.

6. Обзор металлов побочных подгрупп (Б - групп) периодической системы химических элементов.  Л.О.№3. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.  Л.О.№ 4. Знакомство с образцами металлов и их рудами.

25.

7. Оксиды и гидроксиды металлов.

Тема 6. Неметаллы  (5 ч).

26.

1. Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов.

Л.О.№5. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями.

27.

2. Водородные соединения неметаллов. Р.К.4 Применение серы на предприятиях лесохимической переработки в Арх. обл.

28.

3. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты.

Л.О.№6. Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.

29.

4. П.Р.№ 1. Решение качественных  и расчетных задач.

30.

5. Контрольная работа №2 «Металлы и неметаллы»

Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум (4ч).

31.

1. П.Р. № 2. Генетическая связь неорганических и органических веществ.

32.

2. П.Р.№ 3. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

33.

3. П.Р.№ 4. Решение экспериментальных задач по органической химии.

34.

4. П.Р. № 5. Получение, собирание и распознавание газов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Химия»  для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Химия»   для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

Рабочая программа факультатива по химии "Умей задачи по химии" 9 класс

Умение решать задачи – важная часть химического образования. Без решения задач постижение любой из естественных наук, в том числе и химии, не может быть полным. Насыщенность школьной программы по хими...

Рабочая программа кружка по химии "Химия в задачах"

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Да...

рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"

рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"...

Рабочая программа факультатива по химии "Как решать задачи по химии"

Программа факультативного курса предназначена для учащихся 8 класса. Решение расчётных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Химия окружающей среды» по химии для 10 а класса

Актуальность данной программы обусловлена тем, что представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствам...