Главные вкладки

    рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"
    методическая разработка по химии (10 класс) на тему

    Кострикова Ирина Анатольевна

    рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon himiya_i_meditsina.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                     

    Элективный  курс « Химия  и  биология  медицина»  по химии  для учащихся 10  классов  общеобразовательных  школ.

     

    Пояснительная  записка.

        Программа  предназначена для  учащихся, избравших в условиях профильного обучения биолого-химическое направление.

    Содержание программы может быть  рассмотрено как один элективный курс, рассчитанный на 34 часа (1 час в неделю) или  служить основой для разработки относительно  самостоятельных более мелких курсов, основанные на актуализации широких межпредметные   и внутрипредметных   связей.

    Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование показывают, что собственное здоровье и способы его сохранения интересуют многих.

    Элективный курс «Химия и биология в  медицина» поможет учащимся выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширит представление учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, будет способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.

    Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Содержание учебного материала данного  курса  соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Элективные курсы по химии в 10 классе призваны развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии, медицины; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.

    При изучении этого курса формируются понятия о здоровье, компонентах и показателях здоровья, факторах, определяющих здоровье (наследственность, продукты питания, качество среды обитания, образ жизни), о лекарствах и их действии на организм, правильном их употреблении. Всегда необходимо помнить о том, что «доза может убить и доза может вылечить».                            

        Курс «Химия и биология в медицина» позволяет погрузиться в систему вопросов по биологии и химии: химические свойства металлов и неметаллов, химические реакции, химия клетки, продукты питания, наследственность организма.    Содержание данного элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, так как предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений.

    Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

    • системность;
    • целостность;
    • объективность;
    • научность;
    • доступность для учащихся основной школы;
    • реалистичность;
    • практическая направленность.

    Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты.

    Ведущая идея курса: развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь человеку и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством; следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно применять.

    Основные цели элективного курса

    1. Расширить знания учащихся об организме как химической фабрике

    2. Продолжить формирование у учащихся понимания важности сохранения здоровья на биологическом и химическом уровне.

    3,Формирование ключевых компетенций через активную образовательную   деятельность.

    4.Формирование ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности                

                                     Задачи курса

    1. Актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения.

    2. Научить школьников анализировать образ жизни с точки зрения влияния на здоровье.

    3. Выработать у учащихся навыки оценки функционального состояния своего организма.

    4. Обеспечить профессиональную ориентацию старшеклассников.

    5. Вовлечение учащихся в активный познавательный поиск;

    6. Создание условий для творческой самореализации и саморазвития;

    7.Выработка на этой  основе экологически грамотного поведения

    учащихся.

    Учащиеся должны знать:

    - влияние химических веществ  и биологических добавок на здоровье человека и его наследственность;

    - основные правила   и нормы поведения ,позволяющие сохранить  организм здоровым.

     Учащиеся должны уметь:

    - получать необходимую информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней;

    - управлять собой в жизненных различных ситуациях;

    - проводить элементарный анализ веществ;

    - уметь приготавливать настои и растворы на основе  лекарственных  трав.

    Структура курса.

    Введение ( 2 ч)

    Понятие о здоровом  организме. Здоровье – бесценный дар природы. Факторы здоровья. Влияние природных факторов на здоровье человека. Правила гигиены . Здоровый образ жизни.

    Тема  1. Химия здоровья (10 ч)

    Химический состав живого организма. Основные элементы живого организма. Влияние химических элементов и их соединений на организм человека. Значение металлов ,характер воздействия их на человека. Использование меди и серебра в медицине.

    Токсические вещества, особенности их свойств , действие на организм.

    Соли , их  действие на организм, солелечение .Минеральные воды, их состав.

    Биологические добавки, состав и  влияние на организм человека .

    Практическая работы.1.Основа химического анализа на примере исследования состава минеральных вод. 2.Анализ биологических пищевых добавок.

    Тема 2.Химия – союзник медицины(15 ч)

    История развития медицины. Общая характеристика лекарств, фармакологические свойства, фармакокинетика, побочные  действия, взаимодействие с другими лекарственными препаратами. Основные лекарственные формы. Лекарства в нашем доме . Правила приема лекарственных веществ.  Болеутоляющие средства. Антибактериальные и химиотерапевтические средства. Витамины, их биологическая ценность. Вещества, регулирующие рождаемость.

    Лекарственные растения Астраханской области.Фитотерапия.

    Полимеры и медицина.

    Практическая работа.1.Рецепты приготовления  лекарственных настоев. 2. Обнаружение углеводов и спиртов в составе лекарств.

    Тема 3. Химия и наследственность( 2 ч )

    Генная инженерия , её развитие.

    Методы изучения наследственности. Генетическая терминология и символика. Наследственные заболевания человека , их предупреждение.

    Тема 4.Образ жизни и вредные привычки (5 ч )

             Здоровый образ жизни. Вредные привычки: как их избежать, сохранения высокой работоспособности и долголетия.

             Наркотические вещества и их характеристика.

    Исследовательская работа :1.Социальный опрос « Твой образ жизни», 2.Защита проекта «Я – активный участник  или активный наблюдатель».

    Заключение (2 ч)

    Экскурсия в аптеку. Итоговое занятие.

    Учебнотематический план.

    Тема  занятия

    Всего

    В  том  числе

    Лекции

    Практ.

    работа

    Сообщения

    Защита

    проекта

    1.

    2.

                   Введение  ( 2 часа)  

     Для чего  нужно здоровье?                                  

     Сохраним организм здоровым.

    1

    1

    3.

    4.

    5.

    6.7.

    8.

    9.

    10

                 Химия  и  здоровье.(10 часов)   

     Химические  элементы в  организме  человека и их  роль.

    К чему приводит недостаток  химических элементов  в   организме.

    Лечение  металлами. Металлотерапия и её история. Использование меди, серебра в медицине.  

    Где «задерживаются» токсичные  вещества,      

    Соль  и её воздействие на организм. Солелечение.

    Основы химического анализа  на примере исследования состава минеральных вод.

    Биологические пищевые  добавки – польза или вред?

    Анализ биологических пищевых добавок.

     

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    11

    12

    13

    14

    1516

    17

    181920

    212223

    24

    25

    Химия – союзник медицины. (15 часов)

    Медицина : прошлое, настоящее и будущее.  

    Лекарства: история создания. Лекарственные  формы.

    Лекарства : их  применение  и  действие

    Побочные эффекты от употребления лекарств.

    Болеутоляющие  средства.

    Антибактериальные и химиотерапевтические средства.

    Витамины.

    Химия регулирует  рождаемость.

    Лекарства в моем доме.

    Лекарственные  растения  . Фитотерапия.

    Что нужно знать при покупке  лекарств.

    Рецепты  приготовления лекарственных  настоев.

    Полимеры и медицина.

    Этиловый  спирт и его  свойства, используемые в медицине.

    Обнаружение углеводов и спиртов в составе лекарств.

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    .

    1

    1

    1

    1

    1

    1.

    2627

    Химия и наследственность (2часа).

    Генная инженерия : за  и  против.

    Химия и мутационная  изменчивость.

    1

    1

    28

    29

    3031

    Образ  жизни и вредные  привычки (5 часов).

    Здоровый  образ жизни  -  важнейшие условие предотвращения различных заболеваний, сохранения высокой работоспособности и долголетия.

    Наркотические  вещества: метилксантины, опиаты, психостимуляторы и другие.

    Наш социальный опрос « Твой образ жизни».

    Защита проекта « Я – активный участник или активный наблюдатель».

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    32

    33

    Заключение (2часа)

    Экскурсия в аптеку.

    Итоговое занятие.

    1

    1

    1

    34

    Итог

    1

    Итого:

    Лекции-9

    Практические работы-5

    Сообщения-5

    Защита  проекта- 1

    Литература.

     

    1.      Рукк Н.С., Аликберова Л.Ю. Полезная химия. Задачи на каждый день // Химия:      приложение к газете «1 сентября». – 2001. - №16-17.

    2.      Северюхина Т.В.,Сентемов В.В. Исследование пищевых продуктов.// Химия в школе. – 2000.-№5. – с. 72-79.

    3.  Суханов Н.Ю., Чернобельская Г.М. Практикум с валеологической направленностью. //Химия в  школе. – 2002. - №2.- с. 71-72.

    4.  Шульпин Г.Б. Это увлекательная  химия. – М: Химия, 1984. – 184 с.,ил.

    5.  Харлампович Г.Д. и др. Многоликая  химия: Книга  для учащихся, М: Просвещение,   Гроссе Э., Вайсмантель Х.Химия для любознательных. Основы  химии и занимательные опыты, ГДР. 1974. – Пер. с  нем. – Л.: Химия, 1979. – 392с.,ил.

    7. Березин С.В.. Лисецкий К.С., Ореникова И.Б. Предупреждение подростковой наркомании. М.,2000г.,241с.

    8. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм  и наркоманию у подростков.М:«Academ»,

         1999., 144с.

    9.Соловьев М.Ю., Дорогов М.В. Современные методы конструирования лекарственных препаратов.// Химия в школе. – 2007. - №3. – с.8-13.

    10.Авдеев Я.Г., Авдеева Е.В., Савиткин Н.И., Толкачева Т.К.Минеральная вода – чудесный дар природы.// Химия в школе. – 2007. - №2. – с.8-15.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"

    Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по химии " Химия вокруг нас"

    Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется  умение прав...

    Рабочая программа кружка по химии "Химия в задачах"

    Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Да...

    Рабочая программа элективного курса по химии " Химия и мы" 8 класс

    Рабочая программа элективного курса по химии " Химия и мы" 8 класс...

    Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс

    Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии «Химия – союзник медицины»

    Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказа...

    Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины"

    Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины" ...