Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
элективного курса
«Химия вокруг нас»
по химии
для 10 класса
Костриковой Ирины Анатольевны
учителя химии
2014-2015 учебный год
Календарно-тематическое планирование
по химии
класс: 10
учитель Землякова Галина Михайловна
Количество часов:
всего - 35 ; в неделю – 1 ;
Плановых контрольных уроков- ч., зачетов - , тестов - ч., практических работ- 11ч., лабораторныхработ –
Административных контрольных уроков: ч.;
Планирование составлено на основе: программы курса химии О.С. Габриеляна для 10-11классов общеобразовательных учреждений и на основе факультативного курса для учащихся 10
Учебник:
Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Габриелян, О.С.- М.: Дрофа, 2012.
Дополнительная литература :
Для учащихся:
- Энциклопедический словарь юного химика. /Под ред. Трифонова Д.Н. – М.: Педагогика-Пресс,1999
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М., АСТ пресс.
Для учителя:
1 Быстрое Г.П. Технология спичечного производства. – М.–Л.:
Гослесбумиздат, 1998.
2. Витт Н. Руководство к свечному производству. – Санкт-Петербург:
Типография департамента внешней торговли, 2004.
3. Войтович В.А., Мокеева Л.Н. Биологическая коррозия. – М.: Знание,
1980. № 10.
4. Войцеховская А.Л., Вольфензон И. И. Косметика сегодня. – М.: Химия,
2007.
Пояснительная записка
Направленность программы. Согласно требованиям Федерального стандарта основного общего образования, изучение школьного курса химии как составляющей предметной области "Естественнонаучные предметы", направлено на обеспечение формирования целостной научной картины мира и воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Предмет предполагает овладение учащимися межпредметным анализом различных сфер жизни человека. Данная дополнительная образовательная программа, используя деятельностный подход в обучении, способствует более глубокому изучению курса химии и позволяет учащимся овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать и моделировать химические процессы; сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; оценивать полученные результаты, понимая постоянный процесс эволюции научного знания, что в конечном итоге способствует самообразованию и саморазвитию учащихся.
Умение определять химические компоненты в окружающем мире является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения ими учебного материала, наличия навыков применения приобретенных знаний в новых ситуациях. Процесс определения включает сочетание теоретического материала, предусмотренного программой, с умениями логически связывать воедино отдельные химические явления и факты, что стимулирует более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний курса химии. Вместе с тем умение определять химическую сторону окружающих процессов поможет ориентировать процесс обучения на «зону ближайшего развития» ученика, развивая его личностные, метапредметные и предметные результаты, способствуя профессиональному самоопределению.
Новизна программы заключается в возможности изучения учащимися новых тем, не рассматриваемых программой предмета, а именно позволяет строить обучение учащихся классов с учетом максимального приближения предмета химии к практической стороне жизни, к тому, с чем учащиеся сталкиваются каждый день в быту.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в учебном плане МАОУ СОШ предмету «Химия» отведено всего 2 часа в неделю (8-11 классы), что дает возможность сформировать у учащихся лишь базовые знания по предмету. В тоже время возраст 8-11 классов является важным для профессионального самоопределения школьников. Возможно, что проснувшийся интерес к химии может перерасти в будущую профессию. С другой стороны, представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствами общественного потребления, решение данных проблем раскрывается в данной дополнительной образовательной программе.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является более глубокий анализ программных тем по предмету «Химия» и их расширение, связанное с практической стороной жизни человека («Химия и питание», «Химия и окружающая среда», «Химия и медицина», «Химия и косметика», «Живопись глазами химика» и др.). Другой особенностью курса является его краеведческая составляющая, а именно организация многочисленных экскурсий для учащихся на различные промышленные предприятия и лаборатории, для получения наглядного представления о химической стороне работы предприятий Ростовской области
Цель дополнительной образовательной программы:
Формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия.
Основные задачи курса:
- Образовательные:
- освоить новые темы, не рассматриваемые программой, имеющие прикладное назначение;
- использовать теоретические знания по химии на практике;
- изучить экологические аспекты в свете химических процессов.
- Воспитывающие:
- формировать личностные умения (целенаправленность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность, волевые качества и т.д.);
- воспитывать экологическую культуру.
3. Развивающие:
- формировать метапредметные навыки работы с учебной литературой, сетью Интернет;
- формировать ИКТ-компетентости;
- развивать логическое мышление, внимание, творческие способности посредством выработки рациональных приемов обучения.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения, всего 35часов: (1час в неделю).
Предлагаемый курс адресован учащимся 10 класса для формирования научных представлений о химии в повседневной жизни; развития профессиональных склонностей к предмету химия.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- итоговый контроль через составление учащимися творческих отчетов, эссе и пр.;
-выполнение учащимися исследовательских и поисковых работ;
- участие в научно-практических конференциях и творческих конкурсах по химии;
- составление сборников полезных советов «Хороший хозяин»;
- публикации в интернете
Ожидаемые результаты - пройдя данный курс, учащиеся получат расширенные знания по предмету химия; смогут результативно выступать на творческих химических конкурсах; повысят экологическую культуру; получат полное представление об окружающем мире с позиций химических явлений.
Дополнительная образовательная программа направлена на достижение обучающимися различных результатов:
-Личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, бережное отношение к окружающей среде;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; знание и стремление к соблюдению экологической безопасности на производстве;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить исследования, наблюдения, составлять отчеты наблюдений.
-Метапредметных результатов:
1) использование умений и навыков по предмету в других видах познавательной деятельности;
2) применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
3) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
4) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
5) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
6)использование различных источников для получения химической информации.
-Предметных результатов:
1) В познавательной сфере:
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
-описывать и различать химические явления, протекающие в окружающем пространстве;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и протекающие в природе и в быту химические реакции;
-делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
-структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
2) В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
- анализировать и оценивать последствия использования различной продукции с точки зрения химического состава для человека и лично для себя;
- принимать участие в акциях «За химическую безопасность родного края».
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | дата | дата | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | План факт | ||||
Раздел 1. Живопись глазами химика | 3 | |||||
1 | Углерод. Графит. Сажа | 1 | 5.09 | |||
2 | Ультрамарин. Создание новых красок. Краски разных времен | 1 | 12.09 | |||
3 | Оксиды металлов – хромофоры художественных красок. Соли в палитре художника | 1 | 19.09 | |||
Раздел 2. Металлы как материал для создания произведений искусства | 3 | |||||
4 | Позолота. Декоративное окрашивание металлов | 1 | 26.09 | |||
5 | Чугун: и волшебство и вдохновенье | 1 | 3.10 | |||
6 | Сталь от оружия до ювелирных изделий. Коррозия и памятники Химическая викторина «Великие металлы нашей области» | 1 | 10.10 | |||
Раздел 3.Химические вещества – строительные материалы | 3 | |||||
7 | Известь. Глина. Песок. Цементы Бетоны. Строительные растворы История стеклоделия. Состав и виды стекла Стекольные строительные материалы | 1 | 17.10 | |||
8 | Древесина - уникальный строительный материал | 1 | 24.10 | |||
9 | Красный глиняный кирпич и силикатный кирпич. Гипсокартон Знакомство с образцами различных видов керамических изделий и минералов. Экскурсия «Строительные материалы в архитектуре родного села» | 1 | 31.10 |
№ | Тема занятия | Количество часов | дата | дата | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
Раздел 4.Химия и окружающая среда | 3 | план | факт | |||
10 | Человек и биосфера. Уровни экологических проблем | 1 | 14.11 | |||
11 | Антропогенные источники загрязнения окружающей среды в Ростовской области Понятие о ПДК (предельно допустимых концентрациях) вредных веществ в атмосфере, воде, пищевых продуктах | 1 | 21.11 | |||
12 | Очистка сточных вод (физическая, химическая, биологическая) Нефть, уголь и экологические проблемы | 1 | 28.11 | |||
Раздел 5. Химия и питание | 3 | |||||
13 | Значение правильной организации питания Неорганические вещества, используемые в питании | 1 | 5.12 | |||
14 | Химический состав пищевых продуктов Продукты долгого хранения Сладости Пряности Пищевые добавки | 1 | 12.12 | |||
15 | Получение искусственных пищевых продуктов Комплексное использование компонентов пищи Экскурсия на хлебозавод | 1 | 19.12 | |||
Раздел 6. Препараты бытовой химии в нашем доме | 3 | |||||
16 | Техника безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии Состав и практическое использование растворителей. Меры предосторожности в работе с огнеопасными веществами | 1 | 26.12 | |||
17 | Мел, гипс, известняк. Состав, свойства. Полезные советы по практическому использованию Полиэтилен, оргстекло, пенопласт Лавсан, капрон, нитрон, хлорин | 1 | 16.01 | |||
18 | Химчистка на дому Составление сборника полезных советов «Хорошая хозяйка (хозяин)» | 1 | 23.01 |
№ | Тема занятия | Количество часов | дата | дата | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
Раздел 7. Химия и медицина | 3 | план | факт | |||
19 | Из истории медицины Агрессивная перекись Глюкоза – источник энергии | 1 | 30.01 | |||
20 | Ионы натрия на службе здоровья Всем известный аспирин Любимые поливитамины. Элементы жизни Необычные способности медицинских препаратов | 1 | 6.02 | |||
21 | Экскурсия в поликлинику, в аптеку | 1 | 13.02 | |||
Раздел 8.Химия и косметика | 3 | |||||
22 | История косметики Бархатистая кожа | 1 | 20.02 | |||
23 | Декоративный макияж Империя ароматов | 1 | 27.02 | |||
24 | Золотистый локон | 1 | 6.03 | |||
Раздел 9. Химия и экологическая безопасность | 3 | |||||
25 | Химические выбросы предприятий города Влияние радиации на организм человека Заболевания человека, вызванные загрязнением окружающей среды | 13.03 | ||||
26 | Кислотные дожди как результат деятельности человечества Смог - химический апокалипсис наших дней Способы защиты окружающей среды | 20.03 | ||||
27 | Проведение школьной акции: «За химическую безопасность родного края!» | 3.04 |
№ | Тема занятия | Количество часов | дата | дата | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
Раздел 10. Химия в растениеводстве | 3 | план | факт | |||
28 | Понятие об агрохимии. Условия жизни и питания растений Роль химических элементов в жизни растений Виды почв Ростовской области, их состояние. Качественный анализ почвы Кислотность почвы | 1 | 10.04 | |||
29 | Химическая мелиорация почвы Удобрения, их классификация. Органические удобрения Важнейшие минеральные удобрения. Микроудобрения Хранение и применение удобрений. Нормы внесения | 1 | 17.04 | |||
30 | Приготовление растворов минеральных удобрений Стимуляторы роста растений Пестициды Экскурсия на КФХ | 1 | 24.04 | |||
Раздел 11.Химия в животноводстве | 5 | |||||
31 | Активные химические добавки для животных | 1 | 8.05 | |||
32 | Вакцинация-вред или польза | 1 | 15.05 | |||
33 | Дезинфекция животных - способ химической защиты от паразитов | 1 | 22.05 | |||
34 | Химическое клонирование животных | 1 | 27.05 | |||
35 | Животноводческие продукты, содержащие ГМО Заключительная конференция «Роль химии в сельском хозяйстве» | 1 | ||||
35 | ||||||
Итого: | 24ч | 11ч | ||||
Резерв: | ||||||
Всего: | 35 часов |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Живопись глазами химика(3часа)
Углерод. Графит. Сажа
Химические свойства и применение углерода. История появления карандашей. Применение углерода в виде сажи для изготовления художественных красок.
Ультрамарин. Создание новых красок
История создания ультрамарина. Принципы организации химического производства свинцовых и цинковых белил.
Оксиды металлов – хромофоры художественных красок
Оксиды, их свойства и применение. Химический состав оксидных пигментов. Cr2O3, Pb3O4, Al2O3, Fe2O3 – получаемые на их основе краски. Кристаллогидраты.
Соли в палитре художника
Сульфиды: HgS – киноварь, CdS – желтый кадмий, Al3S3 – аурипигмент – основа изготовления масляных и акварельных красок. Малахит.
Краски разных времен
Пигменты растительного происхождения, эмульсии, масла. Химический состав охры, принципы изготовления красок.
Раздел 2. Металлы как материал для создания произведений искусства(3 часа)
Позолота
История развития золотобойного искусства и позолоты. Приемы золочения и древнерусской иконописи.
Чугун: и волшебство и вдохновенье
Состав, свойства, применение чугуна в изобразительном искусстве, литье из чугуна. Архитектура.
Сталь от оружия до ювелирных изделий
Состав и получение стали. Златоуст и Тула – оружейные центры России. Декорирование стали.
Коррозия и памятники
Коррозия металлов. Виды коррозии, выделяемые реставраторами. Проблема сохранения памятников искусства.
Декоративное окрашивание металлов
Декорированное окрашивание меди. Серебрение меди и ее сплавов. Воронение стали. Оксидирование стали.
Химическая викторина «Великие металлы нашего города».
Раздел 3.Химические вещества – строительные материалы(3 часа)
Известь. Глина. Песок. Цементы
Химический состав, места добычи природных ископаемых Нижегородской области. Виды цемента, определение качества по входящим компонентам.
Бетоны. Строительные растворы
Приготовление строительных растворов, их классификация, применение, проверка качества методами химического анализа.
Красный глиняный кирпич и силикатный кирпич. Гипсокартон
Механический состав глин, их классификация. Лечебные свойства глины, применение в медицине. Историческая справка производства кирпича в Ростовской области. Технология производства гипсокартона, его химический состав.
Древесина - уникальный строительный материал
Ценные виды древесины Нижегородской области, химическая обработка древесного строительного материала.
История стеклоделия. Состав и виды стекла
Стекло фараонов, египетская монополия стекольного производства, его химический состав. Классификация стекол, определение прочности и ее зависимость от химических добавок.
Стекольные строительные материалы
Стекловата, ее состав, применение. Проблема современных пластиковых окон.
Знакомство с образцами различных видов керамических изделий и минералов
Определение химических добавок, определяющих цвет керамических изделий, бытовые изделия из керамики. Просмотр виртуальной коллекции минералов.
Экскурсия «Строительные материалы в архитектуре села»
Раздел 4.Химия и окружающая среда (3часа)
Человек и биосфера. Уровни экологических проблем
Место человека в окружающем мире. Основные экологические проблемы г.Арзамаса.
Антропогенные источники загрязнения окружающей среды в г. Арзамасе
Понятие окружающей среды. Основные источники загрязнения Ростовской области.
Понятие о ПДК (предельно допустимых концентрациях) вредных веществ в
атмосфере, воде, пищевых продуктах
Канцерогены в продуктах питания, их обнаружение и выяснение действия на организм.
Выбросы предприятий города Ростов-на-Дону.
Очистка сточных вод (физическая, химическая, биологическая)
Характеристика и описание методов очистки сточных вод. Домашние фильтры, их классификация.
Нефть, уголь и экологические проблемы
Химический состав природных углеводородных ископаемых, основные экологические проблемы их использования.
Сообщения учащихся о проблемах окружающей среды
Раздел 5. Химия и питание (3 часа)
Значение правильной организации питания
Составление рационов питания. Причины нарушения обмена веществ.
Неорганические вещества, используемые в питании
Поваренная соль, пищевая сода их химический состав и свойства, влияние на организм человека.
Химический состав пищевых продуктов
Изучение химического состава продуктов питания, выявление вредных компонентов, исключение продуктов питания с вредными веществами из рациона, замена на более качественны продукты.
Продукты долгого хранения
Сроки хранения продуктов, правила использования замороженных продуктов.
Сладости
Нормирование потребления продуктов, содержащих глюкозу. Влияние шоколада на деятельность мозговых центров.
Пряности
Историческая справка появления специй в России, основные пряности, используемые при приготовлении пищи, их влияние на пищеварительный тракт. Понятие вкус пищи.
Пищевые добавки
Биологические активные вещества, включение их в рацион питания. Химические компоненты, входящие в их состав, влияние на общее самочувствие.
Получение искусственных пищевых продуктов
Продукты питания, содержащие генетически модифицированные вещества, их влияние на репродуктивную сферу.
Комплексное использование компонентов пищи
Комплексное питание, его значение для здоровья. Вымывание отдельных химических элементов; включение в рацион биологически активных компонентов.
Экскурсия на хлебозавод
Раздел 6. Препараты бытовой химии в нашем доме(3 часа)
Техника безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии
Правила хранения препаратов бытовой химии, техника работы с ними, первая помощь при отравлениях.
Состав и практическое использование растворителей. Меры предосторожности в работе с огнеопасными веществами
Химический состав растворителей, определение их качества по составу. Причины горючести растворителей, способы их тушения.
Мел, гипс, известняк. Состав, свойства. Полезные советы по практическому использованию
Химические формулы природных строительных материалов, основные месторождения, способы добычи.
Полиэтилен, оргстекло, пенопласт
Экологические проблемы использования современных полиматериалов, их химический состав, способы получения и утилизация.
Лавсан, капрон, нитрон, хлорин
Химический состав, сферы применения, способы утилизации.
Химчистка на дому
Использование нашатырного спирта для очистки пятен, применение отбеливателей с активным озоном.
Составление сборника полезных советов «Хорошая хозяйка (хозяин)»
Раздел 7. Химия и медицина (3 часа)
Из истории медицины
От лекарства до врачебной практики. Первые препараты на травяной основе.
Агрессивная перекись
Особенности состава и строения перекиси водорода, химические свойства. Медицинское применение пероксида водорода.
Глюкоза – источник энергии
Использование глюкозы в качестве медицинского препарата. Биологическое объяснение использования глюкозы в медицине. Химическая природа глюкозы.
Ионы натрия на службе здоровья
Хлорид натрия – один из основных компонентов плазмы крови. Физраствор. Медицинское применение физраствора. Обезвоживание организма.
Всем известный аспирин
Сложная химическая формула аспирина. Лечебные свойства аспирин.
Любимые поливитамины. Элементы жизни
Биологическая роль витаминов. Витамины – медицинские препараты. Химическая природа витаминов. Сочетание витаминов и микроэлементов. Потребность организма человека в микроэлементах. Роль микроэлементов в жизнедеятельности организма. Элементы жизни. Поговорим подробней о железе. Малокровие. Уровень гемоглобина.
Необычные способности медицинских препаратов
Фенолфталеин – химический индикатор. Уротропин – ингибитор коррозии. Ризорцин (тимол) – медицинский препарат и определитель углеводов. Фенол – природное дезинфицирующее вещество и ядохимикат.
Экскурсия в больницу
Раздел 8.Химия и косметика (3часа)
История косметики
Возникновение профессиональной косметологии, основные наборы косметолога. Естественная или химическая красота.
Бархатистая кожа
Химический состав кремов для лица и рук. Глицерин- важнейший компонент смягчения кожи.
Декоративный макияж
Влияние цветных теней на кожу век, причины аллергий на косметическую пудру.
Империя ароматов
Химизм запаха. Диффузия. Цветочные и мускусные компоненты туалетных вод.
Золотистый локон
Состав современных шампуней, правила использования шампуней, содержащих гель для тела. Причины облысения.
Сообщения учащихся о косметических препаратах
Раздел 9. Химия и экологическая безопасность (3 часа)
Химические выбросы предприятий города
Предприятия города Арзамаса. Основные выбросы и их влияние на человека и окружающую среду.
Заболевания человека, вызванные загрязнением окружающей среды
Аллергии: приобретенные и врожденные. Астма – болезнь дыхательных путей. Способы улучшения экологической обстановки Ростовской области.
Влияние радиации на организм человека
Фоновый уровень радиации. Генетические изменения организма. Измерение радиационного фона.
Кислотные дожди как результат деятельности человечества
Причины возникновения кислотных дождей. Основные кислоты, образующие дожди антропогенного характера. Влияние кислотных дождей на окружающую среду
Смог - химический апокалипсис наших дней
Виды смога, его химический и физический состав. Заболевания, вызванные частицами смога. Источники возникновения смога.
Соли и их применение в быту
Неорганические соли, применяемые для приготовления пищи. Обнаружение солей в средствах для мытья посуды по составу.
Проведение школьной акции: «За химическую безопасность родного края!»
Раздел 10. Химия в растениеводстве (3 часа)
Понятие об агрохимии. Условия жизни и питания растений
Роль химических элементов в жизни растений. Макроэлементы и микроэлементы.
Роль химических элементов в жизни растений
Основные химические элементы, содержащие в проводящей системе растений, их значение и функции.
Виды почв Ростовской области, их состояние
Черноземы, суглинки, песчаные почвы. Зависимость урожая от механического состава почвы.
Качественный анализ почвы
Взятие образцов почвы, определение их механического состава.
Кислотность почвы
Определение кислотности почвы, по растениям, произрастающим на ней. Химические элементы, определяющие кислотность почвы.
Химическая мелиорация почвы
Известкование кислых почв. Определение дозы извести. Гипсование солонцовых почв.
Удобрения, их классификация. Органические удобрения
Роль удобрений в современном растениеводстве. Классификация удобрений по характеру микроэлементов, входящих в их состав. Дозы внесения органических удобрений.
Важнейшие минеральные удобрения. Микроудобрения
Калийные, фосфорные, азотные удобрения, их влияние на рост растений, правила внесения в почву.
Распознавание минеральных удобрений
Определение минеральных удобрений по цвету, способности растворения в воде, температуре плавления.
Хранение и применение удобрений. Нормы внесения
Способы хранения минеральных и органических удобрений. Определение норм внесения удобрений по площади участка.
Приготовление растворов минеральных удобрений
Растворение минеральных удобрений в воде. Определение некачественных удобрений. Механическое внесение под вегетативные органы растений.
Стимуляторы роста растений
Фитогормоны и стимуляторы роста. Применение фитогормонов и их синтетических аналогов в растениеводстве. Гуминовые препараты – стимуляторы роста.
Пестициды
Стимуляторы роста растений. Последствия употреблений продукции, содержащей пестициды, для организма человека
Экскурсия на КФХ
Раздел 11.Химия в животноводстве (5 часов)
Активные химические добавки для животных
Влияние химических добавок на прирост животноводческой продукции. Состав добавок для увеличения яйценоскости кур, их влияние на состояние птиц.
Вакцинация-вред или польза
Зависимость продолжительности жизни животных от регулярной вакцинации. Виды вакцин, их химический состав, нормы введения.
Дезинфекция животных - способ химической защиты от паразитов
Основные виды дезинфекции, ее влияние на животных. Дезинфекция растительными препаратами. Химический состав дезинфицирующих препаратов.
Химическое клонирование животных
Химические реагенты, необходимые для клонирования. Отличия клонированных животных от обычных.
Животноводческие продукты, содержащие ГМО
Определение ГМО продуктов по этикеткам и составу, их влияние на организм человека.
ГМО продукты – необратимое будущее человечества. Способы замены ГМО продукции на натуральные.
Заключительная конференция «Роль химии в сельском хозяйстве».
Предполагаемые результаты обучения
В результате изучения ученик должен
знать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Методическое обеспечение программы
№ | Название раздела | Формы занятий | Методы и приемы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Живопись глазами химика | Комбинированные тематические занятия | Рассказ, объяснение, беседа, создание ситуации новизны, актуальности, успеха, доклады, проведение конкурсов, мозговой штурм экскурсия | Конспект занятия, презентация, компьютер, интерактивная доска, медиапроектор набор акварельных красок | Разработка мульмедийных презентаций на тему-химический состав красок |
2 | Металлы как материал для создания произведений искусства | Комбинированные тематические занятия | Рассказ, объяснение, беседа, создание ситуации новизны, актуальности, успеха, эвристический метод, проведение конкурсов, мозговой штурм | Конспект занятия, презентация, компьютер, интерактивная доска, медиапроектор, коллекция металлов | Химическая викторина «Великие металлы нашей области» |
3 | Химические вещества – строительные материалы | Комбинированные тематические занятия | Рассказ, объяснение, беседа, создание ситуации новизны, актуальности, успеха, эвристический метод, доклады, проведение конкурсов практическая деятельность групповая работа экскурсия. | Конспект занятия, презентация, компьютер, интерактивная доска, медиапроектор образцы цемента, песка, глины | Изготовление коллекций из природных строительных материалов |
4 | Препараты бытовой химии в нашем доме | Комбинированные тематические занятия | Рассказ, объяснение, беседа, создание ситуации новизны, актуальности, успеха, доклады, проведение конкурсов | Конспект занятия, презентация, компьютер, интерактивная доска, медиапроектор | Сообщения учащихся о препаратах бытовой химии. |
5 | Химия и окружающая среда | Комбинированные тематические занятия | Рассказ, объяснение, беседа, создание ситуации новизны, актуальности, успеха, доклады, проведение конкурсов, мозговой штурм | Конспект занятия, презентация, компьютер, интерактивная доска, медиапроектор | Сообщения учащихся о проблемах окружающей среды. |
6 | Химия и питание | Комбинированные тематические занятия | Рассказ, объяснение, беседа, создание ситуации новизны, актуальности, успеха, эвристический метод, доклады, проведение конкурсов практическая деятельность групповая работа, экскурсия | Конспект занятия, презентация, компьютер, интерактивная доска, медиапроектор этикетки с составом пищевых продуктов поваренная соль, пищевая сода | Составление электронных таблиц пищевых продуктов, содержащих канцерогены и ГМО |
7 | Химия и повседневная жизнь человека | Комбинированные тематические занятия | Рассказ, объяснение, беседа, создание ситуации новизны, актуальности, успеха, доклады, проведение конкурсов | Конспект занятия, презентация, компьютер, интерактивная доска, медиапроектор поваренная соль, пищевая сода | Составление сборника полезных советов «Хорошая хозяйка (хозяин)». |
8 | Химия и медицина | Комбинированные тематические занятия | Рассказ, объяснение, беседа, создание ситуации новизны, актуальности, успеха, доклады, проведение конкурсов, мозговой штурм, экскурсия | Конспект занятия, презентация, компьютер, интерактивная доска, медиапроектор | Участие в акции по забору крови, для детей больных раком крови |
9 | Химия и косметика | Комбинированные тематические занятия | Рассказ, объяснение, беседа, создание ситуации новизны, актуальности, успеха, эвристический метод, доклады, проведение конкурсов практическая деятельность групповая работа | Конспект занятия, презентация, компьютер, интерактивная доска, медиапроектор косметическая пудра | Сообщения учащихся о косметических препаратах. |
10 | Химия и экологическая безопасность | Комбинированные тематические занятия | Рассказ, объяснение, беседа, создание ситуации новизны, актуальности | Конспект занятия, презентация, компьютер, интерактивная доска, медиапроектор | Проведение школьной акции: «За химическую безопасность родного края!» |
11 | Химия в растениеводстве | Комбинированные тематические занятия | Рассказ, объяснение, беседа, создание ситуации новизны, актуальности, успеха, экскурсия | Конспект занятия, презентация, компьютер, интерактивная доска, медиапроектор набор минеральных удобрений | Участие в акции озеленения родного села |
12 | Химия в животноводстве | Комбинированные тематические занятия | Рассказ, объяснение, беседа, создание ситуации новизны, актуальности, успеха, эвристический метод, доклады, проведение конкурсов практическая деятельность групповая работа | Конспект занятия, презентация, компьютер, интерактивная доска, медиапроектор кормовая добавка «Несушка» | Заключительная конференция «Роль химии в сельском хозяйстве» |
Учебно-методическое обеспечение курса
Видеофильмы
1. Лабораторное оборудование (В видеоуроке рассматривается лабораторное оборудование, приемы работы с ним).
2. Смеси веществ (Нужно обязательно знать разницу между чистыми веществами и смесями. Не говоря уже о методах разделения смесей. Данный видеоурок рассматривает различные виды смесей и способы их разделения)
3.Номенклатура органических соединений (В видеоуроке рассматриваетсяСуществование нескольких вариантов названий органических веществ. Чаще всего все знакомы с тривиальной номенклатурой – бытовыми названиями. Такая номенклатура неприменима в качестве универсальной. Поэтому ИЮПАК выдвинул на эту роль систематическую номенклатуру.)
4. Гомологический ряд алканов ( В данном видеоуроке освящены физические и химические свойства веществ, относящихся к гомологическому ряду алканов.)
5. Ковалентная связь (Из 117 элементов периодической таблицы комбинируется огромное количество молекул. Данный видеоурок рассматривает причину их соединения - химическую связь, а точнее, два примера ковалентной связи – неполярную и полярную.)
Электронные справочные материалы
1.Варгафтик М.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей — М.: Наука, 1972 — 720 с.
15.Свойства органических соединений. Справочник / Под ред. А. А. Потехина. Л.: Химия, 1984. — 520 с.
23.Химическая энциклопедия т.1 абл-дар, М.:Советская энциклопедия, 1988 — 625 с.
24.Химическая энциклопедия т.2 даф-мед, М.:Советская энциклопедия, 1990 — 673 с.
27.Химическая энциклопедия т.5 три-ятр, М.:Большая российская энциклопедия, 1998 под ред. Зефирова Н.С.
Дидактический материал (справочные таблицы и диаграммы)
Номенклатура
- Номенклатура неорганических ионов
- Названия характеристических групп органических соединений
- Структурные формулы циклических органических соединений
Квалификация реактивов
- Квалификация химических реактивов и высокочистых веществ
- Квалификация реактивов по областям применения
Свойства воды и водяного пара
- Свойства воды от 0°C до 100 С°C (плотность, вязкость, теплоемкость, теплопроводность и др.)
- Свойства насыщенного водяного пара в зависимости от температуры(давление, плотность, теплота парообразования)
- Температура кипения воды при различном давлении
Плотность водных растворов при 20°C
- Плотность водных растворов серной, азотной и соляной кислот, гидроксидов натрия и калия, аммиака
- Плотность водных растворов кислот: муравьиная, уксусная, трихлоруксусная, молочная, лимонная
- Плотность водных растворов сульфатов меди, аммония, марганца, магния и цинка
- Плотность водных растворов хлоридов лития, кальция, бария, магния, цезия, железа, аммония, стронция
Зависимость плотности от температуры
Зависимость температуры кипения жидкостей от давления
Вязкость
Теплопроводность
Термодинамические свойства
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя
1. Краткая химическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1961 –
1967. Т. I—V.
2. Советский энциклопедический словарь. – М:: Сов. энциклопедия, 1983.
3. Августиник А.И. Керамика. – Л.: Стройиздат, 1999.
4. Андреев И.Н. Коррозия металлов и их защита. – Казань: Татарское
книжное изд-во, 2003.
5. Бетехтин А.Г. Минералогия. – М.: Гос. изд-во геологической
литературы, 2006.
6. Бутт Ю.М., Дудеров Г.Н., Матвеев М.А. Общая технология силикатов. –
М.: Госстройиздат, 2001
7. Быстрое Г.П. Технология спичечного производства. – М.–Л.:
Гослесбумиздат, 1998.
8. Витт Н. Руководство к свечному производству. – Санкт-Петербург:
Типография департамента внешней торговли, 2004.
9. Войтович В.А., Мокеева Л.Н. Биологическая коррозия. – М.: Знание,
1980. № 10.
10. Войцеховская А.Л., Вольфензон И. И. Косметика сегодня. – М.: Химия,
2007.
11. Дудеров И.Г., Матвеева Г.М.,. Суханова В.Б. Общая технология
силикатов. – М.: Стройиздат, 2005.
12. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. – М.: Знание, 1998.
13. Козмал Ф. Производство бумаги в теории и на практике. – М.: Лесная
промышленность, 1998.
14. Кукушкин Ю.Н. Соединения высшего порядка. – Л.: Химия, 1991.
15. Кульский Л.А., Даль В.В. Проблема чистой воды. – Киев: Наукова думка,2006.
16. Лосев К.С. Вода, – Л.: Гидрометеоиздат, 1996.
17. Лялько В.И. Вечно живая вода. – Киев: Наукова дума, 2003.
18. Петербургский А.В. Агрохимия и система удобрений. – М.: Колос, 2003.
19. Теддер Дж., Нехватал А., Джубб А. Промышленная органическая химия. —
М.: Мир, 2006.
20. Улиг Г.Г., Реви Р.У. Коррозия и борьба с ней. – Л.: Химия, 2004.
21. Чалмерс Л. Химические средства в быту и промышленности – Л.: Химия,
2005.
22. Чащин А.М. Химия зеленого золота. — М.: Лесная промышленность, 1987.
23. Энгельгардт Г., Гранич К., Риттер К. Проклейка бумаги. – М.: Лесная
промышленность, 1975.
Литература для учащихся
1.Авдонин И.С. Агрохимия. М.: Изд-во МГУ, 1982;
2.Андросова В.Г., Карпов В.А., Климов И.И. и др. Внеклассная работа по химии в сельской школе. М.: Просвещение, 1983;
3.Анспок П.И. Микроудобрения. Справочник. М.: Агропромиздат, 1990;
4.Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. М.: Дрофа, 2005, 255 с.
5.Артюшин Н.Л. Удобрения в интенсивных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур. М.: Агропромиздат, 1991;
6.Безуглова О.С. Удобрения и стимуляторы роста. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000;
7.Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2001, 301с.
8.Галактионов С.Г. Биологически активные соединения. М.: Молодая гвардия, 1988, 271с. 9.Гельфман М.И., Юстратов В.П. Химия для высшей школы. СПб.: Лань, 2001, 472 с.
10.Колтун М. Мир химии. М.: Детская литература, 1988, 303 с.
11.Комаров О.С., Терентьев А.А. Химия белка. М.: Просвещение, 1984, 143 с.
12.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. М.: Экзамен, оникс 21 век, 2001, 719 с.
13.Курдюмов Г.М. 1234 вопроса по химии. М.: Мир, 2004, 191 с.
14.Левичева Н.Б., Иванчикова И.Г. Практикум по неорганической химии. Калининград, 1997; Мельников Н.Н. Пестициды: Химия, технология и применение. М.: Химия, 1987;
15.Метельский А.В. Химия в экзаменационных вопросах и ответах. Минск: Беларуская энцыклапедыя, 1999, 541 с.
16.Минеев В.Г., Ремпе Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. М.: Росагропромиздат, 1990; Петербургский А.В. Основы агрохимии. М.: Просвещение, 1981;
17.Петербургский А.В. Агрохимия и система удобрений. М.: Колос, 1976; Постников А.В. Химизация сельского хозяйства. М.:
18.Росагропромиздат, 1989; Радов А.С., Пустовой И.В., Корольков А.В. Практикум по агрохимии. М.: Колос, 1971;
19.Сударкина А.А., Евсеева И.П., Орлова А.Н. Химия в сельском хозяйстве. М.: Просвещение, 1981.
20.Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984, 184 с.
21. Эткинс П. Молекулы. М.: Мир, 1991, 215 с.
Адреса Интернет-сайтов с аннотациями
1.http://www.alhimik.ru
АЛХИМИК
Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию. Включает методические рекомендации для учителей химии, справочники, биографии великих химиков, разделы "Веселая химия", "Химия на каждый день" и много другой интересной и полезной информации.
2.http://www.chemistry.narod.ru
Мир химии
Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии (ограническая, агрохимия, геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия), раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д.
3.http://hemi.wallst.ru
Химия. Образовательный сайт для школьников
Электронный учебник по химии для средней школы, пригодный для использования как в обычных, так и в специализированных классах, а также для повторения материала в выпускном классе и для подготовки к экзаменам. На сайте опубликован ряд приложений: таблица Менделеева, таблица электроотрицательностей элементов, электронные конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного решения.
4.http://www.college.ru/chemistry/
Открытый колледж: химия
Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, ядерная химия, химия окружающей среды, биохимия); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения.
5.http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Органическая химия
Электронный учебник по органической химии для средней школы. В учебнике излагаются теоретические основы органической химии и сведения об основных классах органических веществ. Приводятся рекомендации по решению задач. Учебные тексты сопровождаются большим количеством графических иллюстраций и анимаций, в том числе трехмерных.
6.http://chemistry.r2.ru
Уроки по химии для школьников
Сайт содержит теоретический материал по химии, структурированный по урокам. В разделе "Упражнения" можно найти задания на закрепление теоретического материала. В разделе "Задачи" разбирается решение основных типов задач. Разделы "Контрольные работы" и "Олимпиады" содержат соответственно примерные варианты контрольных работ (с решениями для самопроверки) и тексты олимпиад для школьного тура. В разделе "Экзамены" опубликованы билеты для учеников 9 и 11 классов с примерным содержанием практической части билетов.
7.http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html
Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической химии
Предоставляются справочные материалы (словарь химических терминов, справочные таблицы, биографии великих химиков, история химии), а также тестовые вопросы.
8.http://www.edu.nsu.ru/noos/chemistry/
Химический раздел
Программы школьных курсов и спецкурсов по химии, электронные учебники, олимпиады, справочники по органической химии, советы, правила техники безопасности, интересные опыты, применение химии в повседневной жизни, коллекции ссылок на химические ресурсы Интернета, юмор.
9.http://www.mari-el.ru/mmlab/home/organic/www/main.htm
Гипермедиа обучающий учебник "Общая и неорганическая химия для WWW"
Фрагменты гипермедийного учебника по органической химии, включает основные положения органической химии. Содержит графические и анимационные иллюстрации.
10.http://www.chem.isu.ru/leos/bases.html
Химический ускоритель – список документов
Базы данных электронной справочно-информационной системы "Химический ускоритель".. Содержит ссылки на учебные пособия (глоссарий терминов, используемых в органической и физической органической химии, толковый словарь по стереохимии, классификатор классов органических соединений и др.); справочники по методам органической химии (справочник по именным реакциям, именные реакции в синтетических методах органической химии, классификатор реагентов по типам реакций и др.); справочники по фосфорорганическим соединениям.
11.http://lyceum1.ssu.runnet.ru/~vdovina/sod.html
Расчетные задачи по химии
Сборник расчетных задач по неорганической химии (разделы "Галогены", "Сера и ее соединения", "Подгруппа азота", "Подгруппа углерода", "Химические свойства металлов", "Электролиз", "Концентрация растворов", "Соли"), органической химии (разделы "Углеводороды", "Кислородсодержащие соединения", "Азотсодержащие соединения", "Углеводы"), а также список рекомендуемой литературы.
12.http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/
Химическая страничка
Задачи для олимпиад по химии, описание интересных химических опытов, словарь химических терминов, сведения из геохимии (происхождение и химический состав некоторых минералов).
13.http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry
Образовательный сервер тестирования по химия
Бесплатное оn-line тестирование, требует регистрации в системе. Тестовые задания включают в себя составление уравнений и выбор условий проведения химических реакций, классификацию элементов и сложных веществ, вопросы по структуре молекул, количественный расчет реагентов, способы идентификации веществ.
14.http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/chem/
Банк педагогического опыта
Банк передового педагогического опыта в преподавании химии. Опубликованы следующие разработки: реферат по химии на тему "Вода", примерный план КВН по химии, тестовые работы (9 класс) разного уровня сложности, методические указания "Экологическое образование и воспитание учащихся при обучении химии в 8 классе", ролевая игра на уроке химии на тему "Производство серной кислоты", "Получение ацетатного волокна путем применения газа озона", подробное описание уроков на тему "Первоначальные химические понятия" и "Углеводы" и др
15.http://www.ipk.alien.ru/education/s-school/org-him.html
Аграрная школа
Методические рекомендации по проведению компенсаторного курса "Органические вещества", который предполагается изучить в конце 9 класса на 10 уроках. На сайте предложено подробное планирование каждого урока, включая цель урока, порядок его проведения, контрольные вопросы и задачи, химические диктанты.
16.http://www.1september.ru/ru/him.htm
Еженедельное приложение "Химия" к газете "1 сентября"
Можно найти содержание всех номеров приложения, а также познакомиться с отдельными статьями.
17.http://www.1september.ru/ru/him/2000/no38_1.htm
Именные реакции
История науки в школьном курсе органической химии. Данные об ученых-химиках разных стран – первооткрывателях тех или иных химических превращений (реакций, перегруппировок, идентификационных проб, правил и т. п.).
18.http://teacher.km.ru/chem.phtml
Учимся учиться: Химия
Обучающие и демонстрационные компьютерные программы по химии (программа с информацией о каждом элементе, а также позволяющая проводить вычисление массы и объема веществ; программа для расчета активности ионов; программа для определения массы вещества для приготовления раствора с заданной концентрацией и объемом и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Речевой этикет»
Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уваже...
Рабочая программа элективного курса по математике для 10-11 классов "Параметры и модули"
Данная программа позволяет сформировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ...
Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...
Рабочая программа элективного курса по геометрии "Симметрия вокруг нас"
Предлагаемая программа нацелена на развитие интереса учащихся, на развитие их творчества, на формирование представлений о симметрии, на развитие образного мышления учащихся, на формирование картины...
Авторская рабочая программа элективного курса (предмета) по химии "Химия в помощь сельскому жителю - владельцу земельного участка"
Предлагаемый элективный курс (предмет) предназначен для учащихся 9 (10) классов сельских школ. Имеет прикладную направленность, способствует профессиональной ориентации старшеклассников. Сохраняя стру...
Рабочая программа элективного курса по математике "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа элективного курса по математике "Геометрия вокруг нас"...
Рабочая программа элективного курса Основы общей химии 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Основы общей химии "11 класс...