Технологическая карта по химии по теме "Обратимые реакции. Химическое равновесие."
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Технологическая карта по химии по теме "Обратимые реакции. Химическое равновесие." рассчитан на 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_obratimye_reaktsii_him_ravn.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по химии по теме: «Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии»

Предмет

химия

9 класс

Дата

Тема учебного занятия

«Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии»

Цель учебного занятия

Продолжить формирование представлений о классификации химических реакций. Сформировать представления о понятиях «обратимые и необратимые реакции», «химическое равновесие».

Основные понятия

Обратимые и необратимые реакции. Прямая и обратная реакции. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье.

Задачи

Расширить представления учащихся о многообразии химических реакций, введя представление об обратимых и необратимых химических реакциях.

Тип и форма учебного занятия

урок – изучение нового материала

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Знать определения обратимых и необратимых реакций, химического равновесия, условия смещения химического равновесия. Уметь объяснять на конкретном примере способы смещения химического равновесия.

Понимать значение терминов «обратимые и необратимые реакции», «химическое равновесие». Формировать умения на практике пользоваться основными логическими приёмами, наблюдать, решать проблемы, прогнозировать, формулировать выводы.

 Развивать коммуникативную компетентность, умение уважать иную точку зрения при обсуждении проблемы.

Технологии обучения или элементы технологий

Технология развития критического мышления, игровые технологии, проблемно- развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

Проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация знаний

Какие типы химических реакций вы знаете? Приведите примеры.

Ребята отвечают: разложение, соединение, обмен, замещение.

Работа на местах с тетрадями и у доски.

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

Эта тема перенесена в 11 класс, поэтому на данном уроке рассматриваются первые представления о химическом равновесии. Учитель продолжает формировать понятие «классификация химических реакций». Подробно рассматриваются прямые и обратные реакции. Учащиеся приводят примеры обратимых реакций и дают им определение, тем самым формулируют тему.

Отвечают на вопросы учителя.

IV. Изучение нового материала

Учитель переходит к понятию «химическое равновесие».

В обратимых реакциях скорость прямой реакции максимальная, но она уменьшается из – за того, что концентрация исходных веществ уменьшается. Тут же, скорость обратной реакции минимальна, но она увеличивается по мере увеличения концентрации продуктов реакции. В какой-то момент эти скорости и прямой и обратной реакции становятся равными V1 = V2, такое состояние называется химическим равновесием.

Учитель ставит перед классом проблемный вопрос:

сколько времени будет сохраняться состояние химического равновесия? 

Учащиеся должны прийти к выводу, что состояние химического равновесия сохраняется до тех пор, пока остаются неизменными условия реакции: концентрация веществ, температура и давление. Учитель даёт формулировку принципа Ле Шателье и рассматривает влияние изменения условий реакции на состояние химического равновесия.

Прнцип Ле Шателье:

При изменении внешних условий химическое равновесие смещается в сторону той реакции, которая ослабляет это внешнее воздействие.

С биографией Ле Шателье учащиеся могут ознакомиться самостоятельно, используя электронное приложение к учебнику (§ 5).

 Далее учитель предлагает учащимся вопрос: будет ли влиять на смещение химического равновесия катализатор?

Учащиеся должны ответить, что катализатор в равной мере увеличивает скорость прямой и обратной реакций, при этом химическое равновесие не смещается.

Работают на местах.

.

V. Закрепление изученного материала

1. определите в каком направлении сместится равновесие: а) при увеличении концентрации одного из исходных веществ; б) при повышении температуры; в) при повышении давления в следующих реакциях:

                   2SO2 + O2  2SO3 + Q      

                   N2 + 3H2  2NH3 + Q

                   N2 + O2  2NO – Q

Ответ : а) в правую; в правую;  в правую

             б) в левую;  в левую; в правую

              г) в правую;    в правую;  равновесие.

2. Для какой химической реакции понижение температуры повлияет на смещение химического равновесия в сторону образования продуктов реакции?

                  3O2  2 O3 – Q

                  2H2O  2H2 + O2 – Q

                  C3H6 + H2  C3H8 + Q

Ответ : для третьей реакции.  

3. Работа с карточками.

Работа у доски и на местах с тетрадями и учебником

VI. Рефлексия

Попробуем подвести итоги. Основные выводы:

  1. Что такое обратимые и необратимые реакции?
  2. Что такое химическое равновесие?
  3. Условия влияния на химическое равновесие?
  4. Принцип Ле Шателье.

Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения?

Участвуют в эвристической беседе

VII. Итоги урока

Выставление оценок. Домашнее задание: п. 5, с. 17-18, с. 19 Тестовые Задания.

САМОАНАЛИЗ

Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты.

Планируемые результаты: Предметные – закрепили. Метапредментные – связь с физикой установлена. Личностные -  сформированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по химии для 9 класса "СКОРОСТЬ химических реакций, химическое равновесие"

Данный материал можно использовать для контроля материала в 9 классе при изучении темы "Скорость химических реакций"...

Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС

Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...

Технологическая карта по химии к уроку "Реакции ионного обмена" 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку "Реакции ионного обмена" 9 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Теория химического строения", 10 класс

Технологическая карта по химии к уроку на тему "Предмет органической химии. Теория химического строения" Рудзитиса , Фельдмана рассчитана на 2 часа...

Технологическая карта «Обратимость химических реакций. Химическое равновесие» .

Конспект урока на тему "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие" предназначен для проведения урока в 11 классе, углубленный уровень....

Технологическая карта урока химии в 8 классе "Химические свойства оксидов"

Урок разработан в  соответствие с требованиями ФГОС...