Рабочая программа внеурочной деятельности "Химия. Первые шаги"
рабочая программа по химии (6 класс)

Сороколетова Ольга Владимировна

Программа носит пропедевтический характер. Предназначен для учащихся 6-7 классов. Способствует расширению кругозора, формированию естественно-научной картины мира, готовит к изучению программы курса Химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya._pervye_shagi_6_kl.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

     Пояснительная записка

     Химия, как наука, занимает одно из центральных положений в естествознании и составляет основу для формирования научного мировоззрения обучающихся. Химические знания необходимы каждому человеку, т.к. они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде.

Данная образовательная программа является источником знаний, она расширяет и углубляет базовый компонент, а также обеспечивает интеграцию необходимой информации естественнонаучной направленности.

Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность.

Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, так как предусматривает воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений.

Актуальность предлагаемой программы вызвана значимостью проблем, которые ставит перед нами сама жизнь – необходимость быть грамотным в окружающем мире химии.

Основные цели курса: 

• подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета «Химия»;

• создать познавательную мотивацию к изучению учебного предмета «Химия»;

• сформировать у школьников на пропедевтическом уровне личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты;

• развить расчётные и экспериментальные умения учащихся.

Задачи:

  • изучить некоторые окружающие нас химические вещества для правильного их применения;
  • развивать умения и навыки обращения с веществами;
  • научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила по технике безопасности;
  • развивать у обучающихся умения работать с научно-популярной и справочной литературой, умения сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы.

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по химии.

     Содержание курса соответствует действующим программам по химии, утверждённых Министерством Просвещения РФ.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

личностные:

  • знание основных химических законов природы,
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение химии; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).

метапредметные:

  • умение работать с разными источниками информации: научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал;
  • умение организовывать свою учебную деятельность;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки при проведении химического эксперимента;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • использовать приобретённые ключевые компетенции для выполнения проектов и учебно-исследовательских работ по изучению свойств, способов получения и распознания веществ;
  • определять источники химической информации, представлять список информационных ресурсов, готовить информационный продукт и презентовать его;
  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относится к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

предметные:

  • знать (понимать):

— химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;

— важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, раствор;

  • называть некоторые химические элементы и вещества;
  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента;
  • определять:

— состав веществ по их формулам;

— возможность протекания реакций;

  • безопасно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • проводить химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности;
  • вычислять:

— массовую долю химического элемента по формуле соединения;

— массовую долю вещества в растворе;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

— для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;

— для критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

  • характеризовать основные методы познания химических объектов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • различать химические объекты (в статике):

— химические элементы и простые вещества;

— металлы и неметаллы и характеризовать относительность принадлежности таких объектов к той или иной группе;

— некоторые систематические и тривиальные термины химической номенклатуры;

— знаковую систему в химии (знаки и формулы, индексы и коэффициенты);

  • различать схемы и уравнения химических реакций;
  • проводить расчёты по химическим формулам:

— для вывода формулы соединения по массовым долям элементов;

— для приготовления раствора с определённой долей растворённого вещества;

  • проводить химический эксперимент с неукоснительным соблюдением правил техники безопасности в домашних условиях.

     Курс имеет практическую направленность: все полученные знания тут же подкрепляются.  Программа курса включает большое число практических работ.

Программа предусматривает использование современных технологий, в частности, личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Формы контроля усвоения учащимися учебного материала: отчёты по практическим работам и самостоятельным творческим работам.

Формы организации учебной деятельности: лекции с элементами беседы, семинары, практические работы исследовательского характера, познавательные игры.

Курс предназначен для учащихся 6-х классов, которые имеют некоторое представление о химических элементах, веществах и их превращениях из курса «Биология», что позволит повысить интерес и усилить мотивацию к изучению такого сложного предмета как Химия. А также может обеспечить преемственность в изучении пропедевтического курса химии для 7 класса.

Программа рассчитана на 1 час в две недели (17 часов в год).

Содержание

(1ч в две недели, всего 17ч)

Химия как часть естествознания.         Естествознание-комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества. Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Свойства веществ, как основа их применения. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование: устройство, назначение, приемы обращения. Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами.

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.        Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперименты лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента.

Моделирование. Химические знаки и формулы.        Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические знаки, химические формулы и химические уравнения). Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Простые и сложные вещества.

Химия и физика. Агрегатное состояние веществ. Понятия «атом», «молекула», «ион». Диффузия. Броуновское движение. Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ: дистилляция, выпаривание, отстаивание, фильтрование, возгонка.

Химия и география.        Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы: магматические, метаморфические и осадочные.

Химия и биология.        Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины), их роль в жизнедеятельности организмов.

Химия и математика. Относительная атомная и молекулярная массы. Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по ПСХЭ Д.И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов. Массовая доля элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов. Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси гомогенные и гетерогенные. Понятие о массовой доле компонентов смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот

Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества. Химические реакции. Признаки химических реакций. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций. Признаки химических реакций: образование осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета, выделение или поглощение тепла.

Качественные реакции в химии. Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него.

Рассказы о реакциях. Представление о процессах фотосинтеза, горения, коррозии: признаки и условия, необходимые для протекания реакций.

Рассказы об элементах и веществах. Представление о металлах (на примере алюминия, железа и золота), неметаллах (на примере водорода и кислорода) и сложных веществах (на примере воды, хлорида натрия и карбоната кальция). Презентация результатов мини-исследований учащихся.

Рассказы об учёных. Знакомство с жизнью и деятельностью отечественных учёных: М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова (игра - викторина).

Итоговое занятие. Мы в мире химии. Значение химии в жизни человека и общества. Современные достижения химической промышленности, улучшающие качество жизни человека: лекарства, препараты бытовой химии, полимеры и т.д. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека: парниковый эффект, сокращение озонового слоя, загрязнения окружающей среды тяжёлыми металлами и нефтепродуктами, кислотные дожди.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Изучаемые вопросы

Эксперимент

1

Химия как часть естествознания.

Естествознание-комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества. Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Свойства веществ, как основа их применения. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование: устройство, назначение, приемы обращения. Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами.

Демонстрация: 

Коллекция разных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства-применение». 

Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.

2

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления.

Эксперимент. Лаборатория.

Эксперименты лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента.

Практическая работа №2. Наблюдение за горящей свечой.

3

Моделирование. Химические знаки и формулы.

Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические знаки, химические формулы и химические уравнения). Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Простые и сложные вещества.

Демонстрация:

Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток.

Практическая работа №3. Изготовление шаростержневых моделей простых и сложных веществ

4

Химия и физика. Агрегатное состояние веществ

Понятия «атом», «молекула», «ион». Диффузия. Броуновское движение. Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления. Признаки химических реакций

Демонстрация:

Модели кристаллических решеток. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта (процесс диффузии). Вода в трех агрегатных состояниях.

Практическая работа №4. Физические и химические явления

5

Разделение смесей

Способы разделения смесей и очистка веществ: дистилляция, выпаривание, отстаивание, фильтрование, возгонка

Демонстрация:

Способы разделения смесей

Практическая работа №5. Очистка поваренной соли

6

Химия и география

Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы: магматические, метаморфические и осадочные

Демонстрация: Коллекция горных пород и минералов. Карта горных пород и минералов Карелии

Практическая работа №6. Сравнение свойств горных пород

7

Химия и биология

Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины), их роль в жизнедеятельности организмов

Практическая работа №7. Химический состав семян

8

Химия и математика. Относительная атомная и молекулярная массы

Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по ПСХЭ Д.И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов

Практическая работа №8. Нахождение относительной молекулярной массы веществ по ПСХЭ

9

Массовая доля элемента в сложном веществе

Понятие о массовой доле химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов.

Практическая работа №9. Нахождение массовой доли элемента в сложном веществе и нахождение формулы вещества по массовым долям образующих его элементов

10

Чистые вещества и смеси

Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси гомогенные и гетерогенные. Понятие о массовой доле компонентов смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот

Демонстрация:

Смеси газообразные, жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и СМС)

Практическая работа №10. Расчёт массовой доли компонентов смеси

11

Массовая доля вещества в растворе

Понятие о массовой доле вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества

Практическая работа №11. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

12

Химические реакции. Признаки химических реакций

Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций. Признаки химических реакций: образование осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета, выделение или поглощение тепла.

Практическая работа №12. Признаки химических реакций

13

Качественные реакции в химии

Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него.

Демонстрация:

Качественная реакция на кислород и углекислый газ.

Практическая работа №13. Обнаружение крахмала в продуктах питания

14

Рассказы о реакциях

Представление о процессах фотосинтеза, горения, коррозии: признаки и условия, необходимые для протекания реакций

Домашний эксперимент (цели, оборудование, этапы, представление результата): 1) Выращивание кристаллов соли; 2) Изучение процесса коррозии железа

15

Рассказы об элементах и веществах

Представление о металлах (на примере алюминия, железа и золота), неметаллах (на примере водорода и кислорода) и сложных веществах (на примере воды, хлорида натрия и карбоната кальция). Презентация результатов мини-исследований учащихся

Демонстрация:

Металлов, неметаллов, веществ

16

Рассказы об учёных

Знакомство с жизнью и деятельностью отечественных учёных: М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова (игра - викторина)

Демонстрация:

Портреты учёных

17

Итоговое занятие. Мы в мире химии

Значение химии в жизни человека и общества. Современные достижения химической промышленности, улучшающие качество жизни человека: лекарства, препараты бытовой химии, полимеры и т.д. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека: парниковый эффект, сокращение озонового слоя, загрязнения окружающей среды тяжёлыми металлами и нефтепродуктами, кислотные дожди. Химическое оружие.

Демонстрация:

Экспонатов музея бытовой химии

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Химия. Первые шаги»

Обучающиеся научатся        

•        знать (понимать):

— химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;

— важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, моль, растворы;

•        называть:

— химические элементы;

•        объяснять:

— физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента;

•        характеризовать:

•        определять:

— состав веществ по их формулам;

— возможность протекания реакций;

•        безопасно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

•        проводить химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности;

•        вычислять:

— массовую долю химического элемента по формуле соединения;

— массовую долю вещества в растворе;

— массу основного вещества по известной массовой доли примесей;

•        использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

— для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;

— для объяснения отдельных фактов и природных явлений;

— для критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Обучающиеся получат возможность научиться

•        характеризовать основные методы познания химических объектов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

•        различать химические объекты (в статике):

— химические элементы и простые вещества;

— металлы и неметаллы и характеризовать относительность принадлежности таких объектов к той или иной группе;

— некоторые систематические и тривиальные термины химической номенклатуры;

— знаковую систему в химии (знаки и формулы, индексы и коэффициенты);

•        различать схемы и уравнения химических реакций;

•        проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям:

— для вывода формулы соединения по массовым долям элементов;

— для приготовления раствора с определённой долей растворённого вещества;

•        проводить химический эксперимент с неукоснительным соблюдением правил техники безопасности в домашних условиях;

•        использовать приобретённые ключевые компетенции для выполнения проектов и учебно-исследовательских работ по изучению свойств, способов получения и распознания веществ;

•        определять источники химической информации, представлять список информационных ресурсов, готовить информационный продукт и презентовать его;

•        объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относится к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

•        создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу "Первые шаги в мир информатики"

Программа курса "Первые шаги в мир информатики" для учащихся 5 классов рассчитана на 35 часов ( 1 час внеделю).  Предложенный курс позволит учащимся не прерывать линию изучения информатики и ИКТ,...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному экологическому направлению в 1-4 классах, н...

Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в химию"

формирование фундамента для дальнейшего изучения химии в системном курсе 8-11 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги к ГТО" (спортивно-оздоровительное направление)

Программа внеурочной деятельности «Первые шаги к ГТО» по физической культуре для учащихся 3 класса. Программа предусматривает ориентацию реализующих ее педагогов на следующие цели:- в...

Рабочая программа дополнительного образования «Первые шаги в науку»

Данная программа  позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний по биологии, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углублений знаний учащихся в области б...

Рабочая программа дополнительного образования "Первые шаги в робототехнику"

Данная программа реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности, рассчитана на 3 года в 5 – 7 классе, по 2 часа в неделю (70 часов в год, 210 часов за 3 года). Одно занят...