Рабочая программа "Химия 8 класс" к учебнику Г.Е. Рудзитис
рабочая программа по химии (8 класс)

Литвинова Кристина Геннадьевна

Рабочая программа "Химия 8 класс" к учебнику Г.Е. Рудзитис

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_himiya_8_klass.docx42.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе:

Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования.

Планирование составлено на основе авторской программы  Гара Н.Н. ,

 «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/  Н.Н Гара. - 3-е изд.,перераб.-М.: Просвещение, 2019.

 Цели учебного предмета:

  • освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями наблюдать химические явления;  проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии  современных технологий;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.

Задачи учебного предмета:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные и практические работы;
  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

-обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ;

  • создать условия для развития у школьников  интеллектуальной,      эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

-эстетических эмоций;

-положительного отношения к учебе;

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках наглядных пособий, определение значимости любого урока для каждого ученика.

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
  • формирование у учащихся коммуникативной компетентности;
  • формирование гуманистических отношений  и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
  • воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;                                                                                                         оценивать
  • экологический риск взаимоотношений человека и природы;                                                                                                                                                               формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Метапредметные:  

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;                                выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;                                                                                                                                                                                                                                                                                     составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);    
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;                                                    строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Предметные:

          Восьмиклассник научится:

  • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их     существенные признаки;
  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
  • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
  • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
  • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
  • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;
  • давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
  • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
  • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
  • классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
  • раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
  • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
  • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
  • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
  • изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
  • выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
  • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
  • описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;
  • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
  • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Восьмиклассник получит возможность научиться:

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
  • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
  • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
  • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
  • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Первоначальные химические понятия (21 ч)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса.   Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Раздел 2. Кислород. Горение (5 ч)

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение.  Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Раздел 3. Водород (3 ч)

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Раздел 4. Вода. Растворы (8 ч)

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Раздел 5. Количественные отношения в химии (5 ч)

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Раздел 6. Важнейшие классы неорганических соединений (12 ч)

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот.  Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Раздел 7. Периодический закон и строение атома (7 ч)

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

Раздел 8. Строение вещества. Химическая связь (9 ч)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 8 Класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

По плану

Фактически

Раздел 1. Первоначальные химические понятия (21 ч)

1

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства

1

2

Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент

1

3

ПР №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием»

1

4

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

1

5

ПР №2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

1

6

Физические и химические явления. Химические реакции

1

7

Атомы, молекулы и ионы

1

8

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки

1

9

Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы

1

10

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса

1

11

Закон постоянства состава веществ

1

12

Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества

1

13

Массовая доля химического элемента в соединении

1

14

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений

1

15

Составление химических формул бинарных соединений по валентности

1

16

Атомно-молекулярное учение

1

17

Закон сохранения массы веществ

1

18

Химические уравнения

1

19

Типы химических реакций

1

20

Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия»

1

21

КР №1 «Первоначальные химические понятия»

1

Раздел 2. Кислород. Горение (5 ч)

22

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства

1

23

Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе

1

24

ПР №3 «Получение и свойства кислорода»

1

25

Озон. Аллотропия кислорода

1

26

Воздух. Его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения

1

Раздел 3. Водород (3 ч)

27

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом

1

28

Химические свойства водорода. Применение

1

29

ПР №4 «Получение водорода и исследование его свойств»

1

Раздел 4. Вода. Растворы (8 ч)

30

Вода. Методы определения состава воды-анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды

1

31

Физические и химические свойства воды. Применение воды

1

32

Вода-растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде

1

33

Массовая доля растворенного вещества

1

34

Решение расчетных задач «Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации»

1

35

ПР №5 «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества»

1

36

Повторение и обобщение по темам «Кислород. Водород. Вода. Растворы»

1

37

КР №2 «Кислород. Водород. Вода. Растворы»

1

Раздел 5. Количественные отношения в химии (5 ч)

38

Моль-единица количества вещества. Молярная масса

1

39

Вычисления по химическим уравнениям

1

40

Закон Авогадро. Молярный объем газов

1

41

Относительная плотность газов

1

42

Объемные отношения газов при химических реакциях

1

Раздел 6. Важнейшие классы неорганических соединений (12ч)

43

Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение

1

44

Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение

1

45

Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.

1

46

Амфотерные оксиды и гидроксиды

1

47

Кислоты: состав, классификация, номенклатура, получение

1

48

Химические свойства кислот

1

49

Соли: состав, классификация, номенклатура, получение

1

50

Химические свойства солей

1

51

Генетическая связь между классами неорганических соединений»

1

52

ПР №6 Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

1

53

Повторение по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

1

54

КР №3 по теме «Основные классы неорганических соединений»

1

Раздел 7. Периодический закон и строение атома (7 ч)

55

Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов

1

56

Периодический закон Д.И. Менделеева

1

57

Периодическая таблица химических элементов

1

58

Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы

1

59

Распределение электронов по энергетическим уровням

1

60

Значение периодического закона

1

61

Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и строение атома»

1

Раздел 8. Строение вещества. Химическая связь (9 ч)

62

Электроотрицательность химических элементов

1

63

Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи

1

64

Ионная связь

1

65

Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов

1

66

Окислительно-восстановительные реакции

1

67

Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь»

1

68

КР №4 по теме «Строение вещества. Химическая связь»

1

69

Обобщение и систематизация знаний по курсу химии 8 класса

1

70

Итоговая контрольная работа

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс по учебнику Г.Е.Рудзитис

Общая характеристика программы Примерная образовательная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа к...

Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику Г. Е. Рудзитис

Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику Г. Е. Рудзитис...

Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику Г. Е. Рудзитис

Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику Г. Е. Рудзитис...

Рабочие программы по учебникам Рудзитиса Г.Е.

Рабочие программы содержат пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематическое планирование, содержание, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по химии 8 класс (базовый уровень) (авторы учебника Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман)

      Рабочая программа по химии  для 8 класса  основывается  на требованиях   ФГОС.   В ней учитываются основные идеи  формирования униве...

Рабочая программа по химии, 8 класс, по учебнику Г.Е. Рудзитиса

Рабочая программа по химии, 8 класс, по учебнику Г.Е. Рудзитиса, 70 учебных  часов...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....