Рабочая программа "Химия 9 класс" к учебнику Г.Е. Рудзитис
рабочая программа по химии (9 класс)

Литвинова Кристина Геннадьевна

Рабочая программа "Химия 9 класс" к учебнику Г.Е. Рудзитис

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_himiya_9_klass.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе:

Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования.

Планирование составлено на основе авторской программы  Гара Н.Н. ,

 «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/  Н.Н Гара. - 3-е изд.,перераб.-М.: Просвещение, 2019.

 Цели учебного предмета:

  • освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями наблюдать химические явления;  проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии  современных технологий;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.

Задачи учебного предмета:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные и практические работы;
  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

-обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ;

  • создать условия для развития у школьников  интеллектуальной,      эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

-эстетических эмоций;

-положительного отношения к учебе;

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках наглядных пособий, определение значимости любого урока для каждого ученика.

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
  • формирование у учащихся коммуникативной компетентности;
  • формирование гуманистических отношений  и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
  • воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе;
  • объяснять суть химических процессов;    
  • называть признаки и условия протекания химических реакций;
  • прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Метапредметные: 

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему ;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • рассмотрение химических процессов;
  • использование химических знаний в быту;
  • объяснение мира с точки зрения химии;

Предметные:

Девятиклассник научится:

  • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
  • называть признаки и условия протекания химических реакций;
  • устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
  • называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
  • называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
  • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
  • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
  • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
  • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
  • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
  • составлять формулы веществ по их названиям;
  • определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
  • составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
  • объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
  • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;
  • называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
  • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
  • определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
  • составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
  • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.

Девятиклассник получит возможность научиться:

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
  • приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
  • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
  • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
  • прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
  • выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
  • характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;
  • приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
  • описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;
  • организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Классификация химических реакций (6 ч)

Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления. Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций  с помощью метода окислительно – восстановительных реакций. С помощью метода электронного баланса.

 Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.

Термохимические  уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. Химические реакции идущие в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты.  Ионы.  Катионы и анионы. Гидратная теория растворов.

Раздел 2. Химические реакции в водных растворах (9 ч)

Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно – восстановительных реакциях.

Понятие о гидролизе солей.

Раздел 3. Галогены (5 ч)

Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе.

Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение  галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора.  Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

Раздел 4. Кислород и сера (8 ч)

Кислород и сера. Положение  в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли.  Качественная реакция на сульфид- ионы. Оксид серы (IV).

Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной  кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.

Раздел 5. Азот и фосфор (8 ч)

Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной  кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение. Соли. Азотные удобрения.

Фосфор. Аллотропия. Физические и химические  свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли и удобрения.

Раздел 6. Углерод и кремний (8 ч)

Углерод и кремний. Положение в периодической системе, строение атомов. Углерод. Аллотропия. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат – ионы. Круговорот в природе.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли.

Стекло. Цемент.

Раздел 7. Металлы (13 ч)

Металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Металлическая связь. Физические свойства. Ряд активности металлов. свойства металлов. Общие способы получения. Сплавы металлов.

Щелочные металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе.

Щелочноземельные металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Магний и кальций , их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли  железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ионы.

Раздел 8. Первоначальные представления об органических веществах (11 ч)

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горение и замещения. Нахождение в природе. Применение.

Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция  присоединения. Качественные реакции. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.

Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение.

Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, Многоатомные спирты, карбоновые кислоты, Сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 Класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

По плану

Фактически

Раздел 1. Классификация химических реакций (6ч)

1

Окислительно-восстановительные реакции

2

2

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.

1

3

Скорость химических реакций

1

4

ПР №1 «Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость»

1

5

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии

1

Раздел 2. Химические реакции в водных растворах (9ч)

6

Сущность процесса электролитической диссоциации

1

7

Диссоциация кислот, оснований и солей

1

8

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации

1

9

Реакции ионного обмена и условия их протекания

1

10

Химические свойства основных классов неорганических соединений

2

11

Гидролиз солей

1

12

ПР №2 Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов»

1

13

КР №1 по темам «Классификация химических реакций. Химические реакции в водных растворах»

1

Раздел 3. Галогены (5ч)

14

Характеристика галогенов

1

15

Хлор

1

16

Хлороводород: получение и свойства

1

17

Соляная кислота и ее соли

1

18

ПР №3 «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»

1

Раздел 4. Кислород и сера (8ч)

19

Характеристика кислорода и серы. Аллотропия.

1

20

Свойства и применение серы

1

21

Сероводород. Сульфиды

1

22

Оксид серы (IV). Сернистая кислота

1

23

Оксид серы (VI). Серная кислота

1

24

ПР №4 Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

1

25

Решение расчетных задач. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему и количеству вещества, содержащего определенную долю примесей

1

Раздел 5. Азот и фосфор (8ч)

26

Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства

1

27

Аммиак

1

28

ПР №5 «Получение аммиака и изучение его свойств»

1

29

Соли аммония

1

30

Азотная кислота.

1

31

Соли азотной кислоты

1

32

Фосфор

1

33

Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и ее соли

1

Раздел 6. Углерод и кремний (8ч)

34

Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода

1

35

Химические свойства углерода. Адсорбция

1

36

Оксид углерода (II) – угарный газ

1

37

Оксид углерода (IV) – углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе

1

38

ПР №6 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов

1

39

Кремний и его соединения. Стекло. Цемент

1

40

Обобщение по теме «Неметаллы»

1

41

КР №2 по теме «Неметаллы»

1

Раздел 7. Металлы (13ч)

42

Характеристика металлов

1

43

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения

1

44

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов

1

45

Сплавы

1

46

Щелочные металлы

1

47

Магний. Щелочноземельные металлы

1

48

Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды

1

49

Алюминий и его соединения

1

50

Железо

1

51

Соединения железа

1

52

ПР №7 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

1

53

Обобщение по теме «Металлы»

1

54

Контрольная работа по теме «Металлы»

1

Раздел 8. Первоначальные представления об органических веществах (11ч)

55

Органическая химия

1

56

Предельные (насыщенные) углеводороды

1

57

Непредельные (ненасыщенные) углеводороды

1

58

Полимеры

1

59

Производные углеводородов, спирты

1

60

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры

1

61

Углеводы

1

62

Аминокислоты. Белки

1

63

Обобщение по теме «Важнейшие органические соединения»

1

64

Обобщение и систематизация знаний по курсу химия 9 класс

1

65

Итоговая контрольная работа

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс по учебнику Г.Е.Рудзитис

Общая характеристика программы Примерная образовательная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа к...

Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику Г. Е. Рудзитис

Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику Г. Е. Рудзитис...

Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику Г. Е. Рудзитис

Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику Г. Е. Рудзитис...

Рабочие программы по учебникам Рудзитиса Г.Е.

Рабочие программы содержат пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематическое планирование, содержание, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по химии 8 класс (базовый уровень) (авторы учебника Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман)

      Рабочая программа по химии  для 8 класса  основывается  на требованиях   ФГОС.   В ней учитываются основные идеи  формирования униве...

Рабочая программа по химии, 8 класс, по учебнику Г.Е. Рудзитиса

Рабочая программа по химии, 8 класс, по учебнику Г.Е. Рудзитиса, 70 учебных  часов...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....