Формирование и оценка познавательных компетенций обучающихся на уроках химии
статья по химии

Королькова Анна Юрьевна

В своей работе на уроках химии я использую метапредметные связи на разных этапах урока. Да и собственно, на разных уроках, но особенно ярко результат метапредметности мне видится при проведении химического эксперимента...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_i_otsenka_.docx131.08 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и оценка познавательных компетенций обучающихся

 на уроках химии

Королькова А.Ю., учитель химии ГБОУ лицей № 179

В своей работе, на уроках химии я использую метапредметные связи на разных этапах урока и, собственно, на разных уроках – уроки-лекции, уроки- практикумы, уроки решения расчетных задач, но особенно ярко результат метапредметности, мне видится, при проведении химического эксперимента. Кроме того, с 2020 года в экзамен по химии за курс 9 класса вынесены практические задания с проведением эксперимента. Что еще больше актуализирует выбранную тему. Разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений.

Особенность предмета химии заключается в многообразии заданий: работа с текстом, работа с графиками, работа с применением средств ИКТ, работа с расчетными задачами и работа с реактивами. Среди огромного числа положительных моментов некоторые я бы выделила отдельно, именно они особенно высвечиваются при выполнении экспериментальных заданий:

  • Учащиеся учатся классифицировать, оценивать, анализировать информацию; учатся делать выводы; принимать продуманные решения.
  • Метапредметность дает учащимся возможность размышлять; способствует активности учащихся в учебном процессе; активизирует мышление.
  • Учащиеся учатся работать в группах и парах; повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.
  • Формируются коммуникативные навыки; учащиеся учатся работать с большим объёмом информации; выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.
  • Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

Обучая школьников мыслить, мы таким образом, подталкиваем их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации.

Выдержка из программы по химии

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

8-й класс

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

9-й класс

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

8-й класс

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

9-й класс

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.  

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

- осознание роли веществ (1-я линия развития);

- рассмотрение химических процессов (2-я линия развития);

- использование химических знаний в быту (3-я линия развития);

- объяснение мира с точки зрения химии (4-я линия развития);

- овладение основами методов естествознания (6-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

8-й  класс

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

9-й класс

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предлагаю вашему вниманию примеры заданий по химическому эксперименту, которые могут быть использованы как отдельные практические работы или как элементы урока при проведении лабораторных опытов. При оценивании всегда использую классическую пяти-бальную шкалу, в которую перевожу баллы набираемые аналогично баллам системы ОГЭ (или ЕГЭ). Причем перевод для быстроты удобно рассчитывать так: выполнено 50% и менее - двойка, 51%-70% - тройка, 71%-85% - четверка, более 85% - пятерка. Если задание состоит из конкретных маленьких ответов (например, в химическом диктанте), то за каждый ответ я присваиваю 1 балл. Допустим в работе максимальное количество 15 баллов. Тогда в соответствии с критериями отметку «%» получат набравшие 15 и 14 баллов. Отметку «4» набравшие 13, 12 и 11 баллов. Тройку – заработавшие 8, 9 и 10 баллов. При проведении химического эксперимента помимо учебных предметных и метапредметных знаний и умений обязательной проверке и оценке подлежит знание техники безопасности и умение работать с реактивами и лабораторным оборудованием.

8 класс. Тема «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Строение пламени». Работа выполняется индивидуально.

Задание:

  1. Рассмотрите посуду, лежащую перед вами на подносе. Найдите соответствие на картинке. Под каждым рисунком подпишите название

D:\HARRY POTTER\Desktop\посуда.jpg

  1. Приёмы обращения со спиртовкой. Вспомните правила обращения со спиртовкой. Соблюдая правила техники безопасности зажгите спиртовку. Внимательно рассмотрите её пламя. Потушите колпачком.
  2. Строение пламени. Добавьте рисунок пламени недостающими элементами и подпишите зоны.
  3. Приёмы обращения со штативом. Подпишите все детали на рисунке штатива.

D:\HARRY POTTER\Desktop\спиртовка.jpg

D:\HARRY POTTER\Desktop\пламя.png

D:\HARRY POTTER\Desktop\штатив.jpg

Таблица оценки:

Предмет мониторинга

Баллы

Максимальные баллы

Знание техники безопасности,

2

Умение работать с лабораторным оборудованием

2

Знание строения спиртовки

2

Знание устройства штатива

2

Знание названий химической посуды

10 (1 б за каждый пункт)

Знание зон пламени

3

Умение формулировать выводы (сравнивать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи)

5

Итого

26

Отметка

8 класс. Тема «Получение кислорода. Методы собирания кислорода. Химические свойства кислорода». Работа выполняется в парах.

Получение и свойства кислорода

Получение и собирание кислорода.

Соберите прибор, как показано на рисунке 25 (учебник), и проверьте его на герметичность. Закрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки почти доходил до дна пробирки, в которой будет собираться кислород. Перед началом обогрева вещества сначала следует обогреть всю пробирку, а затем нагревайте дно.

Горение в кислороде угля.

Возьмите лучину и обожгите ее в пламени спиртовки. Затем немного притушите её. Внеся ТЛЕЮЩУЮ лучину в пробирку с кислородом убедитесь, что вам удалось собрать кислород.

Выполняя вышеизложенные задания будьте внимательны, используя черновик делайте пометки о выполнении и фиксируйте свои наблюдения. После проведения опытов необходимо записать все проведенные химические реакции с указанием признаков и условий проведения процессов. Сделайте выводы о способах получения и методах собирания кислорода. Запишите вывод о его химических свойствах.

Таблица оценки:

Предмет мониторинга

Баллы

Максимальные баллы

Знание техники безопасности

2

Умение работать с лабораторным оборудованием

1

Умение работать с реактивами

1

Знание признаков протекания химических реакций

2

Знание условий протекания реакций

2

Умение составлять формулы веществ

2

Умение составлять химические уравнения

5

Умение формулировать выводы (сравнивать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи)

3

Итого

18

Отметка

8 класс. Тема «Получение водорода. Методы собирания водорода. Химические свойства водорода». Работа выполняется в парах.

Получение и свойства водорода

Получение и собирание водорода методом вытеснения воздуха.

Соберите прибор, как показано на рисунке 34 (учебник), и проверьте его на герметичность. Закрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки почти доходил до дна пробирки, в которой будет собираться водород.

Горение водорода.

Проверьте собранный вами водород на чистоту. Для этого пробирку, наполненную водородом, держа отверстием вниз, поднесите к пламени горелки.

Горелка должна быть размещена на расстоянии не менее 0,5 м от прибора, в котором получали водород. Если вы собрали чистый водород, он сгорает спокойно, с характерным звуком «п-пах». Если водород содержит примесь воздуха, слышен характерный свистящий хлопок.

Выполняя вышеизложенные задания будьте внимательны, используя черновик делайте пометки о выполнении и фиксируйте свои наблюдения. После проведения опытов необходимо записать все проведенные химические реакции с указанием признаков и условий проведения процессов. Сделайте выводы о способах получения и методах собирания водорода. Запишите вывод о его химических свойствах.

Отчет о работе оформите в рабочей тетради в виде таблицы, рисунки и схемы приборов изобразите схематично:

Что делали (коротко, ясно и четко)

Что наблюдали

Химические уравнения

Выводы

Таблица оценки:

Предмет мониторинга

Баллы

Максимальные баллы

Знание техники безопасности

2

Умение работать с лабораторным оборудованием

1

Умение работать с реактивами

1

Знание признаков протекания химических реакций

2

Знание условий протекания реакций

2

Умение составлять формулы веществ

2

Умение составлять химические уравнения

5

Умение формулировать выводы (сравнивать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи)

3

Итого

18

Отметка

8 класс. Тема «Химические свойства кислот». Работа выполняется индивидуально.

Задание:

  1. В две пробирки налейте по 1-2 мл соляной кислоты и поместите в первую пробирку гранулу цинка, а во вторую пробирку – кусочек медной проволоки (пластины). Что наблюдаете?
  2. В две пробирки налейте по 1-2 мл уксусной кислоты и поместите в первую пробирку гранулу цинка, а во вторую пробирку – кусочек медной проволоки (пластины). Что наблюдаете?
  3. Опишите наблюдения лаконично, укажите признаки протекания химической реакции. Укажите признаки протекания реакции.
  4. Сформулируйте вывод о взаимодействии неорганических и органических кислот с металлами.

Таблица оценки:

Предмет мониторинга

Баллы

Максимальные баллы

Знание техники безопасности

2

Умение работать с лабораторным оборудованием

1

Умение работать с реактивами

1

Знание признаков протекания химических реакций

21

Умение составлять формулы веществ

1

Умение составлять химические уравнения

5

Умение формулировать выводы (сравнивать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи)

3

Итого

15

Отметка

9 класс. Тема Экспериментальные задачи по теме «Качественные реакции». Работа выполняется в парах/группах.

Задание:

Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества. К каждому элементу первого столбца подберите элемент из второго столбца.

А) сульфат меди и сульфат цинка

1) хлорид бария

2) сульфат цинка

В) серная кислота и гидроксид натрия

3) гидроксид натрия

С) хлорид бария и хлорид железа (III)

4) фенол/фталеин

5) хлорид железа (III)

Д) карбонат натрия и серная кислота

6) серная кислота

7) сульфат меди (II)

В две пробирки возьмите пробы веществ, соответствующих букве задания. При помощи ОДНОГО вещества, выбранного вами из правого столбца, осуществите реакцию, демонстрирующую правоту вашего ответа.

ОТВЕТ, согласованный в группе, запишите в таблицу ответов:

А

В

С

Д

Запишите уравнение реакций, подтверждающих/обосновывающих ваш выбор.

Пояснение к реакции/выбору/ОТВЕТУ

ФИ решающего

А)

В)

С)

Д)

Таблица оценки:

Предмет мониторинга

Баллы

Максимальные баллы

Знание техники безопасности

2

Умение работать с лабораторным оборудованием

1

Умение работать с реактивами

1

Знание признаков протекания химических реакций

2

Знание условий протекания реакций

1

Умение составлять формулы веществ

2

Умение составлять химические уравнения

4

Умение формулировать выводы (сравнивать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи)

2

Итого

15

Отметка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В современной педагогике акцентируется внимание на формировании метапредметных умений и навыков, на развитие у школьников цельного представления о явлениях в природе и взаимосвязях между ними, что дел...

Формирование развития познавательной активности обучающихся на уроках химии посредством опытно - экспериментальной деятельности

Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обуче...

ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В многочисленных публикациях показано, что исследовательская деятельность на уроках биологии повышает познавательную (когнитивную) активность обучающихся, так как способствует формированию прочных ест...

Методическое пособие "Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка направлена на формирование и развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся; создание условий для формирования компетенций обучающихся; создание условий для развития и ...

Модульные уроки как средство развития учебно-познавательных компетенций обучающихся на уроках биологии

В статье представлен материал исследования по организации и проведению модульных уроков....

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать глобальные проблемы  на уровне межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировозз...