Магия цвета
учебно-методический материал по химии (10 класс)

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация  знаний.
  • Свойства вещества.
  • Состав вещества.
  • Строение атома.
  • Строение иона.
  1. Теория образования цвета раствора.
  2. Цвет в изобразительном искусстве.
  3. Лабораторная работа «Изготовление краски».
  4. Подведение итогов.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока по химии

в 9 классе

Тема:   Химия и цвет.

Цели урока:

  • Обучающая -  Познакомить учащихся с теорией цвета раствора.

  • Развивающая – Повторить основные понятия химии: свойство, молекула, атом, ион, соль, диссоциация. Вспомнить строение атома. Продолжить формирование представления о веществах по плану: состав 🡪 строение 🡪 свойства.

  • Раскрыть место цвета в жизни человека. Продолжить развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды суждения.

Тип   урока:  комбинированный урок.

Методы,   используемые   на   уроке:   фронтальная   беседа, проблемное обучение,  лекция, химический эксперимент, использование ТСО.

Оборудование:   проектор, репродукции картин, слайды к уроку, приготовленные цветные растворы солей, квадратики из цветной бумаги, пробирки, воронка, фильтровальная бумага, фарфоровая чашка, пестик.

Реактивы: Растворы CuCl2, CuSO4, FeCl3, CrCl3, CoCl2, K2CrO4, K2Cr2O7, KMnO4, Na2SO3, NaOH, HCl.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация  знаний.
  • Свойства вещества.
  • Состав вещества.
  • Строение атома.
  • Строение иона.
  1. Теория образования цвета раствора.
  2. Цвет в изобразительном искусстве.
  3. Лабораторная работа «Изготовление краски».
  4. Подведение итогов.

Ход учебного занятия

  1. Организационный момент

Учитель:     Сегодня на уроке мы вместе попытаемся разобраться с природой цвета. Вы часто в жизни встречались с разноцветными веществами, и может быть, задавали себе вопрос: «А от куда берется цвет?»

 

     Но, не находя ответа, воспринимали это как должное и успокаивались.  Да и большинство людей думают о цвете как о чем-то должном,  само собой разумеющемся. Сегодня я попытаюсь разбудить вашу любознательность и помогу вам ответить на вопрос:  «От куда берется цвет?».

     Вначале я предлагаю вам пройти небольшой психологический тест. Перед вами лежат квадратики из цветной бумаги. Выберите тот цвет, который вам особенно нравится. По ходу урока вы можете передумать и поменять цвет.

 (Учащиеся выбирают цвет.)

     Оценивать я вас буду  необычно. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. В конце урока мы  определим самого знающего и сообразительного.  

  1. Актуализация знаний

Учитель:      «Давайте опишем   минералы, которые я вам покажу»

(Учащиеся описывают минералы.)

 Вопрос:

  • «Как одним словом назвать все признаки описанного минерала?»

      Свойства это признаки, по которым вещества схожи или отличаются друг от друга.

Вопрос:  «Назовите свойства,  по которым эти минералы схожи или отличаются друг от друга?»

(Учащиеся называют свойства. Обязательно обратить внимание на цвет.)

     Цвет – это свойство вещества.  (В тетрадь)

Вопросы:  

  • Почему вещества отличаются разными свойствами?
  • Какое строение могут иметь вещества?
  • Что такое молекула?
  • Что такое атом?

      Молекула – это мельчайшая частица вещества, обладающая такими же свойствами,  как и само вещество.

     Атом – это химически неделимая частица.

Минералы, которые я вам показала в большинстве  –  соли….

Вопрос:  

  • Какие вещества называются солями?

       Соли это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.

       Соли – это электролиты, которые при диссоциации образуют положительные ионы металла и отрицательные ионы кислотного остатка.

Демонстрация:

      Приготовление растворов хлорида меди и сульфата меди

Вопросы:  

  • Какой процесс происходит при растворении этих веществ?
  • Что такое диссоциация?
  • Записать диссоциацию этих веществ?
  • Как называется положительный ион?
  • Как называется отрицательный ион?

    Диссоциация процесс распада вещества на ионы в водной среде.

         Катион это положительный ион.

         Анион – это отрицательный ион.

Вопрос:  

  • Сравните, что общего и чем отличаются эти растворы?

Вывод: цвет раствора определяют ионы меди.

Таблица.

Соль

Диссоциация

Цвет

CuCl2

CuSO4

FeCl3

CoCl2

CrCl3

K2CrO4

K2Cr2O7

KMnO4

Вопрос:  

  • Проговорите диссоциацию веществ.
  • Определите ион, определяющий окраску раствора.

FeCl3          Fe3+    +   3Cl-

CoCl2          Co2+    +   2Cl-

CrCl3          Cr3+    +    3Cl-

K2CrO4            2K+    +    CrO42-

K2Cr2O7            2K+    +    Cr2O72-

KMnO4            K+    +    MnO4-

     Цвет  раствора определяется ионами. (В тетради)

        Таблица, которая получилась в результате работы, может пригодится при определении неизвестного минерала.

Демонстрация:

      Предскажите состав предложенного вещества. Как пример, можно взять малахит.  Такой подход в определении веществ  в химии называют методом анализа. Как видите, знание о цвете помогло вам высказать предположение о составе вещества.

  1. Теория образования цвета раствора.

  Учитель:   « Мы готовы идти дальше. Продолжим наш путь.

Вопрос:  

  • При каком условии отсутствует цвет?

Ответ учащихся – Тьма.

      Значит для того, чтобы наблюдать цвет необходимо освещение. А из чего состоит свет.

Демонстрация:

                      спектр

свет

  Само собой напрашивается вопрос:

  • Откуда возникли эти цвета?
  • Почему до этого мы их не видели?

 Свет – это поток частичек. Они очень маленькие, мы их не видим и не ощущаем. Пройдя через призму, они разделились по энергии. Значит:

    Цвет – это поток энергетических частичек, отличающихся друг от друга энергией. (В тетради)

   Вернемся к растворам. Откуда возникли их цвета. Ведь в растворе нет призмы, но зато есть ионы.

Вопрос:  

  • Что называется ионом?

    Ион – это частица, образующаяся в результате отдачи или принятия электрона.

Давайте вспомним, из чего состоит атом?

        Ядро

Атом        +        электрон   =  Ион

                                                            --

        Электронная

        оболочка

      Электроны иона способны прыгать с уровня на уровень, но при условии, что они поглощают энергию.

                     +

Вопрос:  

  • Откуда берется энергия, необходимая для прыжка электрона?

Ответ учащихся – из солнечного света.

Посмотрим следующую схему.

      свет

        цвет

       

        Проходя через раствор хлорида меди, ионы меди  поглощают  все лучи кроме синего, и поэтому раствор нам кажется синим. Проходя через раствор хлорида хрома – зеленым и т.д.

        Цвет раствора – это результат работы электронов.

Вот мы уже почти у цели. Сравните следующие растворы.

Демонстрация:

      Взаимодействие перманганата калия с раствором сульфида калия. В кислой среде – бесцветный.  В нейтральной – коричневый. С щелочной – зеленый.

Вещество

KMnO4

MnSO4

Mn(OH)4

K2MnO4

Ион

MnO4-

Mn2-

MnO2

MnO42-

Цвет

 

 

 

Степень окисления

+7

+2

+4

+6

Количество электронов

18

23

21

19

Вопрос:  

  • Определите степень окисления марганца.
  • Что такое степень окисления?

    Степень окисления – это заряд, приобретаемый атомом в результате полной отдачи или принятия электрона.

Вывод: С изменением степени окисления изменяется окраска раствора.

Демонстрация:

     Доказательством  может служить взаимодействие раствора хромата и бихромата калия с раствором сульфидом калия в кислой среде. В результате образуется раствор зеленого цвета.

K2Cr2O7   +   K2SO3   +    H2SO4   ----   K2SO4    +   Cr2(SO4)3   +   H2O

KCrO4   +   K2SO3   +    H2SO4   ----   K2SO4    +   Cr2(SO4)3   +   H2O

Цвет раствора – это результат работы определенного количества электронов иона.

  1. Презентация с использованием ИКТ

      Отвлечемся от химии. Где, в каком искусстве цвет выступает основным инструментом  деятельности?

 - Живопись.

     Живопись - это искусство воздействия цвета на сознание и чувства человека.

     С  помощью  цвета  художники  могут  выразить  какую-то определенную   идею,  передать   настроение.      Глядя на картину, человек, может заряжаться энергией,   у  него  возникают различные чувства   -  радости,  тревоги,  печали,  покоя  и  т.д.  

      Цвета   можно  разделить  на  две  группы  -  теплые  и  холодные.  Назовите,  какие  цвета  относятся  к  теплым? – Красный, желтый.  К  холодным?  – Зеленый, синий.   Разные цвета  вызывают разные чувства  и  могут  влиять  на  организм  человека.  Желтый  -  радость, оранжевый  жизнерадостность,  зеленый – покой,  синий – прохладу.  Поэтому  важно  правильно  подбирать  цвет  для    разных  помещений, предназначенных   для  работы  и  отдыха. Например,  яркие, темные  цвета  угнетают,   а  спокойные  располагают  к  отдыху.

   Также  с  давних  времен  цвету  придавалось  особое символическое  значение.  Например, красный  цвет  -  это  огонь, тепло, жизнь. Выражает  торжественность,  означает  почет  и  уважение,  праздник.

    К уроку я подготовила несколько репродукций.  Давайте  посмотрим, какие  чувства  вызывают  работы  художников  на  примере  красного  цвета.

1.«Последний день Помпеи»   (авторБрюллов).

 Эта  картина  показывает  катастрофу,  унесшую  жизни  многих  людей.   Здесь   красный  цвет     вызывает   чувство  тревоги,  опасности,  неотвратимое  возмездие  огненной  стихии.    

2.«Купание красного коня» (авторПетров – Водкин).  Здесь  красный  становится  революционным  цветом. Эта  картина  родилась  в  предчувствии  грядущих кровавых  событий  -  войны  и  революции. Казалось  бы,  такая  мирная  сцена,  как  купание  летом  на  реке  коней,  превратилась  в  такой  грозный  символ  благодаря  красному  цвету.

3.«Танец» (автор Матисс). Название  этой  картины  вам  подсказывает,  что  здесь  красный  передает  радостное  праздничное  настроение, энергию движущихся фигур.

     

  Противоположные  чувства  возникают, при взгляде  глядя  на  картину  Шишкина  «На севере диком».  Темные  сине-зеленые  тона  говорят  об  одиночестве,  покое, о  суровом  климате.

       Посмотрите  на  следующую  репродукцию.  Это  икона. Узнали  ли  вы  ее? Назовите  автора  и   название. -  «Троица»  (автор Рублев).

Цвет  в  русской  иконе  имеет  символическое  значение.

       Белый цвет изображает святыню, чистоту, Божественную энергию; золотой - вечность; зеленый - жизнь; синий - тайну; красный - жертвенность; голубой - чистоту. Желтый цвет - цвет тепла и любви; сиреневый обозначает печаль или далекую перспективу; пурпур - победу; черный цвет означает иногда пустоту, отсутствие благодати, а иногда грех и преступление. Черный цвет, соединенный с синим, - глубокую тайну; черный цвет, соединенный с зеленым, - старость.

«Чудо св. Георгия о Змие» Икона символизирует победу добра над злом. Где вы могли видеть эту сцену.

Вывод:

  Таким образом, с помощью цвета в искусстве можно выразить разные чувства настроения.  Психологи говорят, что цвет характеризует качества характера.    

   Вернуться к психологическому тесту.

Желтый – жизнерадостный, веселый. Душа компании. Любит быть в центре внимания.

Красный – энергичный, иногда вспыльчивый,  никогда не любит проигрывать, не прощает обид.

Зеленый – уравновешенный, умиротворенный, рассудительный, созерцающий мир.

Синий – спокойный, дружелюбный человек, не любит быстрых перемен.

  1. Лабораторная работа «Изготовление краски»

      Картины рисуются красками.  Раньше когда не было промышленности, художники изготовляли краску вручную. Они находили в природе или получали сами цветные глины. Затем долго их растирали и смешивали с маслом, потом опять растирали и по необходимости добавляли масло. Чем тоньше растерта краска, тем лучше. Секрет некоторых красок передавался из поколения в поколение.  

     Вот и я вам предлагаю изготовить краску.

Опыт.

     Взаимодействие раствора нитрата свинца  с  хроматом калия.  В результате получается осадок  хромат свинца желтого цвета. Его необходимо отфильтровать. Затем смешиваем осадок с глиной и сахарозой. В результате получаем акварельную краску.

    При выполнении работы повторить правила техники безопасности.

  1. Подведение итогов

    Повторить, как образуется цвет раствора.

     Кто в ходе урока поменял холодный цвет на теплый?. Вы зарядились энергией?. В целом вы удовлетворили свое любопытство?.

     Кто в ходе урока поменял  теплый цвет на холодный?.  У вас остались не решенные вопросы?. Над чем-то вы задумались и обязательно спросите меня об этом?.

     Определить учащегося, набравшего больше всего жетонов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

химия цвета

Слайд 9

Что такое цвет? Что такое свет? Почему возникает цвет в растворе?



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                              Приложение 1.

ФИО педагога                          Александрова Антонида Петровна

Предмет:                                          Химия

Класс:                                               9 класс

Тема:                                                 Химия цвета

Тип урока                                         Обобщение

Цели урока:

  • Обучающая -  Познакомить учащихся с теорией цвета раствора.

  • Развивающая – Повторить основные понятия химии: свойство, молекула, атом, ион, соль, диссоциация. Вспомнить строение атома. Продолжить формирование представления о веществах по плану: состав 🡪 строение 🡪 свойства.

  • Раскрыть место цвета в жизни человека. Продолжить развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды суждения.

Тип   урока:  комбинированный урок.

Методы,   используемые   на   уроке:   фронтальная   беседа, проблемное обучение,  лекция, химический эксперимент, использование ТСО.

Оборудование:   проектор, репродукции картин, слайды к уроку, приготовленные цветные растворы солей, квадратики из цветной бумаги, пробирки, воронка, фильтровальная бумага, фарфоровая чашка, пестик.

Реактивы: Растворы CuCl2, CuSO4, FeCl3, CrCl3, CoCl2, K2CrO4, K2Cr2O7, KMnO4, Na2SO3, NaOH, HCl.

Организационная карта

Время

Этапы

 урока

Предполагаемые

 результаты

Формы

Методы

Действия учителя

Действия ученика

5мин

5 мин

10 мин

5 мин

10 мин

10 мин

2 мин

10 мин

3 мин

1.Подготовительный

Этап

2.Ознакомительный этап

а) актуализация знаний

б) Введение в ситуацию

3.Самостоятельная работа учащихся с выданном в кейсах материалом

4. Обсуждение   рассмотренного материала

5.Демонстрации

а)растворов солей

б) минерала малахита

5.Работа с таблицей

6.Демонстрация

7.Лабораторная

работа «Изготовление краски»

8.Подведение итогов

Вовлечение учащихся в живое обсуждение

Практическое  применение знаний

Создание положительного настроя учащихся

Эмоциональный настрой. Заинтересованность

Поиск решения

Получение новых знаний

Открытие, воспроизведение новых знаний

Практическое применение знаний.

Получение новых знаний

Открытие, воспроизведение новых знаний

Практическое применение знаний.

Открытие, воспроизведение новых знаний

Практическое применение знаний.

Индивидуальная

Групповая

Теоретическая работав группах

Групповая

Практическая работа в группах

Теоретическая работав группах

Практическая работа в группах

Беседа

Наблюдение

Репродуктивный

 

Практический

Анализ и логическое мышление

Словесно-наглядный

ИКТ

Частично-поисковый

Обобщение

Частично-поисковый

Обобщение

ИКТ

Анализ и логическое мышление

Частично-поисковый

Практический

Беседа

Репродуктивный

 

     Перед вами лежит коллекция с минералами. Внимательно рассмотрите их. Какие они?

 Вопросы:  

  • Как, одним словом назвать все признаки описанного минерала?
  • Назовите свойства, по которым эти минералы схожи или отличаются друг от друга?

(обратить внимание на цвет)

Открывает презентацию с темой урока.

        Вначале я предлагаю вам пройти небольшой психологический тест. Перед вами лежат квадратики из цветной бумаги. Выберите тот цвет, который вам особенно нравится. По ходу урока вы можете передумать и поменять цвет.

      Оценивать я вас буду  необычно. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. В конце урока мы  определим самого знающего и сообразительного.  

Отвлечемся от химии.

           Сейчас  я  прочитаю  стихотворение            Э. Асадова «Цвета чувств» и покажу несколько репродукций, которые я подготовила к уроку.

Показывает презентацию картин, поясняя их.

(приложение 2, 3)   

 

       Живопись - это искусство воздействия цвета на сознание и чувства человека.

     С  помощью  цвета  художники  могут  выразить  какую-то определенную   идею,  передать   настроение.      Глядя на картину, человек, может заряжаться энергией,   у  него  возникают различные чувства   -  радости,  тревоги,  печали,  покоя  и  т.д.  

      Цвета   можно  разделить  на  две  группы  -  теплые  и  холодные.  Назовите,  какие  цвета  относятся  к  теплым? – Красный, желтый.  К  холодным?  – Зеленый, синий.   Разные цвета  вызывают разные чувства  и  могут  влиять  на  организм  человека.  Желтый  -  радость, оранжевый  жизнерадостность,  зеленый – покой,  синий – прохладу.  Поэтому  важно  правильно  подбирать  цвет  для    разных  помещений, предназначенных   для  работы  и  отдыха. Например,  яркие, темные  цвета  угнетают,   а  спокойные  располагают  к  отдыху.

   Также  с  давних  времен  цвету  придавалось  особое символическое  значение.  Например, красный  цвет  -  это  огонь, тепло, жизнь. Выражает  торжественность,  означает  почет  и  уважение,  праздник.

     А какое отношение ко всему этому имеет химия?

   

 Сегодня на уроке мы вместе попытаемся разобраться с природой цвета. Вы часто в жизни встречались с разноцветными веществами, и может быть, задавали себе вопрос: «А откуда

берется цвет?» Но, не находя ответа, воспринимали это как должное и успокаивались.  Да и большинство людей думают о цвете как о чем-то должном,  само собой разумеющемся. Сегодня мы с вами должны  ответить на вопрос:  «Откуда берется цвет?». Раздает кейсы с материалом.

(приложение 3)

 

Координирует работу в группах. Отвечает на вопросы, которые возникают в группах.

Просит ответить на поставленные в кейсах вопросы.

Предлагает сравнить растворы солей.

Вопросы:

  • Проговорите диссоциацию веществ.
  • Определите ион, определяющий окраску раствора.
  • Предскажите состав предложенного вещества

  • Дать определение понятиям: молекула, атом, соли как электролиты,
  • Какой процесс происходит при растворении этих веществ? Записать уравнение диссоциации.
  • Как называются ионы, образовавшиеся в результате диссоциации
  • Сравните, что общего и чем отличаются эти растворы?

     Взаимодействие перманганата калия с раствором сульфита калия. В кислой среде – бесцветный. В нейтральной – коричневый. В щелочной – зеленый.

Вопросы:

  • Определите степень окисления марганца.
  • Сделайте вывод о зависимости окраски раствора и степени окисления?

Проводит демонстрацию взаимодействия хромата и бихромата с раствором сульфита калия в кислой среде. В результате образуется раствор зеленого цвета.

Картины рисуются красками.  Раньше когда не было промышленности, художники изготовляли краску вручную. Они находили в природе или получали сами цветные глины.

Затем долго их растирали и смешивали с маслом, потом опять растирали и по необходимости добавляли масло. Чем тоньше растерта краска, тем лучше. Секрет некоторых красок передавался из поколения в поколение.  

     Вот и я вам предлагаю изготовить краску.

(Приложение4)

Вопросы :

  • Как образуется цвет раствора..
  • Кто в ходе урока поменял холодный цвет на теплый?. Вы зарядились энергией?. В целом вы удовлетворили свое любопытство?.
  • Кто в ходе урока поменял  теплый цвет на холодный?.  У вас остались не решенные вопросы?. Над чем-то вы задумались и обязательно спросите меня об этом?.

     Определить учащегося, набравшего больше всего жетонов.

Устные ответы учащихся

Описывают минералы

Устные ответы учащихся

Называют свойства, записываю в тетради

 Выбирают цвет.

Изучение кейсов.

Поиск ответов на поставленные вопросы в самостоятельной работе

Отвечают на вопросы

Составляют и записывают таблицу  в тетради

Записывают в тетрадь вывод

Записывают в тетрадь вывод

Записывают в тетрадь вывод

Самостоятельно изготавливают краску по определенной методике.

Выбирают цвет.

Отвечают на вопросы.

Считают жетоны



Предварительный просмотр:

Приложение 1 к уроку «Химия цвета»

Психологический тест по Люшеру

Желтый – жизнерадостный, веселый. Душа компании. Любит быть в центре внимания. Желтый цвет так же трактуется как цвет озарения.

Красный – энергичный, иногда вспыльчивый, никогда не любит проигрывать, не прощает обид.

Зеленый – уравновешенный, умиротворенный, рассудительный. Созерцающий мир.

Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения. Согласно психологии, люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности

Синий – спокойный, дружелюбный человек, не любит быстрых перемен. Синий в психологии считается цветом покоя, расслабления, погружения в медитацию. Выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает потребность человека в покое.

Фиолетовый  - Фиолетовый цвет предпочитается детьми до наступления половой зрелости. С точки зрения психологии, этот цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке и опоре. Этот цвет любят люди с неустойчивым характером

Коричневый -  отражает стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям.. Выбор его в качестве наиболее предпочитаемого говорит также о физическом истощении. Цвет консервативных людей

Матово-белый - нейтралитет, граница, отделяющая человека от каких-либо переживаний.

 Серый -  часто выполняет роль защиты от проникновения другого человека во внутренний мир испытуемого.



Предварительный просмотр:

Приложение 1 к уроку «Химия цвета»

Психологический тест по Люшеру

Желтый – жизнерадостный, веселый. Душа компании. Любит быть в центре внимания. Желтый цвет так же трактуется как цвет озарения.

Красный – энергичный, иногда вспыльчивый, никогда не любит проигрывать, не прощает обид.

Зеленый – уравновешенный, умиротворенный, рассудительный. Созерцающий мир.

Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения. Согласно психологии, люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности

Синий – спокойный, дружелюбный человек, не любит быстрых перемен. Синий в психологии считается цветом покоя, расслабления, погружения в медитацию. Выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает потребность человека в покое.

Фиолетовый  - Фиолетовый цвет предпочитается детьми до наступления половой зрелости. С точки зрения психологии, этот цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке и опоре. Этот цвет любят люди с неустойчивым характером

Коричневый -  отражает стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям.. Выбор его в качестве наиболее предпочитаемого говорит также о физическом истощении. Цвет консервативных людей

Матово-белый - нейтралитет, граница, отделяющая человека от каких-либо переживаний.

 Серый -  часто выполняет роль защиты от проникновения другого человека во внутренний мир испытуемого.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Э. Асадов

ЦВЕТА ЧУВСТВ

Имеют ли чувства какой-нибудь цвет, 
Когда они в душах кипят и зреют? 
Не знаю, смешно это или нет, 
Но часто мне кажется, что имеют.

Когда засмеются в душе подчас 
Трели, по-вешнему соловьиные, 
От дружеской встречи, улыбок, фраз, 
То чувства, наверно, пылают в нас 
Небесного цвета: синие-синие.

А если вдруг ревность сощурит взгляд 
Иль гнев опалит грозовым рассветом, 
То чувства, наверное, в нас горят 
Цветом пожара - багряным цветом.

Когда ж захлестнет тебя вдруг тоска, 
Да так, что вздохнуть невозможно даже, 
Тоска эта будет, как дым, горька, 
А цветом темная, словно сажа.

Если же сердце хмельным-хмельно, 
Счастье, какое ж оно, какое? 
Мне кажется, счастье как луч. Оно 
Жаркое, солнечно-золотое!

Назвать даже попросту не берусь 
Все их - от ласки до горьких встрясок. 
Наверное, сколько на свете чувств, 
Столько цветов на земле и красок.

Судьба моя! Нам ли с тобой не знать, 
Что я под вьюгами не шатаюсь. 
Ты можешь любые мне чувства дать, 
Я все их готов, не моргнув, принять 
И даже черных не испугаюсь.

Но если ты даже и повелишь, 
Одно, хоть убей, я отвергну! Это 
Чувства, крохотные, как мышь, 
Ничтожно-серого цвета!



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Цвет в искусстве

1.«Последний день Помпеи»   (автор Брюллов).

 Эта  картина  показывает  катастрофу,  унесшую  жизни  многих  людей.   Здесь   красный  цвет     вызывает   чувство  тревоги,  опасности,  неотвратимое  возмездие  огненной  стихии.    

2.«Купание красного коня» (автор Петров – Водкин).  Здесь  красный  становится  революционным  цветом. Эта  картина  родилась  в  предчувствии  грядущих кровавых  событий  -  войны  и  революции. Казалось  бы,  такая  мирная  сцена,  как  купание  летом  на  реке  коней,  превратилась  в  такой  грозный  символ  благодаря  красному  цвету.

3.«Танец» (автор Матисс). Название  этой  картины  вам  подсказывает,  что  здесь  красный  передает  радостное  праздничное  настроение, энергию движущихся фигур.

     

 4. Противоположные  чувства  возникают, при взгляде  глядя  на  картину  Шишкина  «На севере диком».  Темные  сине-зеленые  тона  говорят  об  одиночестве,  покое, о  суровом  климате.

    5   Посмотрите  на  следующую  репродукцию.  Это  икона. Узнали  ли  вы  ее? Назовите  автора  и   название. -  «Троица»  (автор Рублев).

Цвет  в  русской  иконе  имеет  символическое  значение.

       Белый цвет изображает святыню, чистоту, Божественную энергию; золотой - вечность; зеленый - жизнь; синий - тайну; красный - жертвенность; голубой - чистоту. Желтый цвет - цвет тепла и любви; сиреневый обозначает печаль или далекую перспективу; пурпур - победу; черный цвет означает иногда пустоту, отсутствие благодати, а иногда грех и преступление. Черный цвет, соединенный с синим, - глубокую тайну; черный цвет, соединенный с зеленым, - старость.

6.«Чудо св. Георгия о Змие» Икона символизирует победу добра над злом. Где вы могли видеть эту сцену.

Вывод:

  Таким образом, с помощью цвета в искусстве можно выразить разные чувства настроения.  Психологи говорят, что цвет характеризует качества характера.    



Предварительный просмотр:

Приложение4

10 основных правил для анализа кейса

1

Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.

Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.

2

Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.

3

Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.

4

Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.

5

Составление основательного анализа имеющейся ситуации.

6

Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.

7

Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».

8

Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы

9

Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.

10

Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что есть цветы? Любимые цветы поэтов и писателей. (поэтическая экскурсия в мир цветов).

Это воспитательное мероприятие  носит познавательный характер – углубляет знания учащихся по литературе, помогает учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, фо...

Научно - исследовательская работа "Магия цвета"

Данный материал может помочь при изучении потенциала коллектива людей (детей, взрослых)...

проект Магия цвета

Изучение особенности воздействия цвета на работоспособность и поведение учащихся....

Понятия о цвете: теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета.

Понятия о цвете: теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета....

Понятия о цвете: теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета.

Понятия о цвете: теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета....