Нефть
методическая разработка по химии (10 класс)

Моисеенко Анна львовна
 
Методическая разработка презентации, конспекта урока, лабораторного опыта, дополнительного материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительный материал по теме «Перегонка нефти как начальная стадия нефтепереработки»

Немного из истории…

В 1840 г. губернатор г. Баку направил в санкт-петербургскую Академию наук несколько бочек с нефтью для изучения её промышленного использования и получил через некоторое время ответ: «Это вонючее вещество пригодно только для смазки колёс у телеги». Ответ характеризовал сотрудников академии с не лучшей стороны – в эти годы уже появились первые перегонные заводы в России (на Кавказе) и в Америке.

Переработку нефти на Кавказе впервые начали братья Дубинины, крепостные из Владимирской губернии. Аппарат Дубининых был очень прост. В качестве топлива для перегонки нефти использовались дрова. Основной целью перегонки было получение керосина.  Из 30 вёдер нефти получали 16 вёдер керосина. Керосин широко применяли как топливо для керосиновых ламп, керогазов. Интересно, что остальную часть нефти обычно уничтожали сжиганием, она долгое время не находила применения. Однако с изобретением двигателя внутреннего сгорания именно эта фракция – бензин – оказалась едва ли не самым главным, самым ценным продуктом нефтепереработки.

Современная нефтепереработка – это сложный комплекс производственных процессов, направленный на получение нефтепродуктов, а также сырья для нефтехимии и органического синтеза. До стадии перегонки нефть  очищают от примесей солей и воды.

Так как нефть – сложная смесь природных углеводородов различной молекулярной массы, то первичная переработка – это перегонка нефти, которая позволяет разделить нефть на отдельные фракции в соответствии с температурой кипения углеводородов.

Перегонка основана на разнице температур кипения углеводородов, входящих в состав нефти, т.е. перегонка – физический процесс, с углеводородами не происходят химические превращения.

В  промышленности перегонку нефти осуществляют в установке, которая состоит из трубчатой печи и  ректификационной (разделительной)  колонны. В печи находится змеевик (трубопровод). По трубопроводу непрерывно подается нефть, где она нагревается до 350°С и в виде паров поступает в ректификационную колонну (стальной цилиндрический аппарат высотой 50 - 60 м). Внутри она имеет горизонтальные перегородки с отверстиями, так называемые тарелки. Пары нефти подаются в колонну и через отверстия поднимаются вверх, при этом они постепенно охлаждаются и сжижаются. Менее летучие углеводороды конденсируются уже на первых тарелках, образуя газойлевую фракцию. Более летучие углеводороды собираются выше и образуют  керосиновую фракцию, ещё выше собирается  лигроиновая фракция. Наиболее летучие УВ выходят в виде паров из колонны и сжижаются, образуя бензин. Часть бензина подается обратно в колонну для орошения поднимающихся паров. Это способствует охлаждению и конденсации соответствующих УВ. Жидкая часть нефти, поступающей в колонну, стекает по тарелкам вниз, образуя  мазут, представляющий собой ценную смесь большого количества тяжёлых углеводородов. Такая перегонка называется фракционной.

Состав фракций и интервалы их температур кипения на разных заводах могут сильно различаться в зависимости от исходного состава нефти. И, кроме того, на современном производстве перегонка происходит не в одной, а последовательно в нескольких ректификационных колоннах. Это обусловлено экономическими соображениями (меньше затраты энергии) и необходимостью получить более чистые продукты.

Главный недостаток такой перегонки ― малый выход бензина (не более 20 %).

Заполните таблицу:

Продукты фракционной перегонки нефти

Название фракции

Состав

tкипения

Применение

Ректификационные газы

 

 

 

Газолиновая фракция (бензин)

 

 

 

Лигроиновая фракция

 

 

 

Керосиновая фракция

 

 

 

Дизельное топливо

 

 

 

Мазут

 

 

 

 Дополнительный материал по теме «Крекинг нефтепродуктов»

Термический крекинг

Для получения высококачественных нефтепродуктов фракции нефти подвергают вторичной переработке, так как при прямой перегонке получается только 15-20 % бензина, остальное –  высококипящие продукты. Их  высокая температура кипения обусловлена тем, что молекулы таких углеводородов представляют собой слишком длинные цепи.  Процесс расщепления углеводородов нефти на более летучие вещества называется  крекингом (англ. to crack – колоть, расщеплять). Крекинг даёт возможность значительно повысить выход бензина из нефти. Впервые крекинг-процесс в России предложил в конце 19 века  инженер Владимир Григорьевич Шухов.

Сущность крекинга заключается в том, что при нагревании происходит расщепление крупных молекул углеводородов на более мелкие, в том числе на молекулы, входящие в состав бензина. Обычно расщепление происходит примерно в центре углеродной цепи по С—С-связи, например:

С16Н34 → С8Н18 + С8Н16

гексадекан октан октен

Однако разрыву могут подвергаться и другие С—С-связи. Поэтому при крекинге образуется сложная смесь жидких алканов и алкенов.

Получившиеся вещества частично могут разлагаться далее, например:

С8Н18 → С4Н10 + С4Н8

октан бутан бутен

С4Н10 → С2Н6 + С2Н6

бутан этан этилен

Такой процесс, осуществляемый при температуре около 470°С -550°С и небольшом давлении,   называется   термическим     крекингом. Этому процессу обычно подвергаются высококипящие нефтяные фракции, например мазут.

Бензин, получаемый термическим крекингом, невысокого качества, не стоек при хранении, он легко окисляется, что обусловлено наличием в нём непредельных углеводородов.

Более перспективен каталитический крекинг.

Этот процесс был впервые осуществлён в 1918 году Н.Д. Зелинским. Его проводят в присутствии катализатора (алюмосиликатов: смеси оксида алюминия и оксида кремния) при температуре 450 — 500°С и атмосферном давлении. Обычно каталитическому крекингу подвергают дизельную фракцию. При каталитическом крекинге, который осуществляется с большой скоростью, получается бензин более высокого качества, чем при термическом крекинге. Это связано с тем, что наряду с реакциями расщепления происходят реакции изомеризации алканов нормального строения.

Кроме того, образуется небольшой процент ароматических углеводородов, улучшающих качество бензина.

Бензин каталитического крекинга более устойчив при хранении, так как в его состав входит значительно меньше непредельных углеводородов по сравнению с бензином термического крекинга.

Таким образом, высокое качество бензина, получаемого каталитическим крекингом, обеспечивается наличием в его составе разветвленного строения углеводородов и ароматических углеводородов.

Дополнительный материал по теме «Бензин: состав и октановое число. Детонация»

Бензин – основное топливо для двигателей внутреннего сгорания. От его качества зависит работа двигателя, его долговечность, скорость передвижения. Давайте посмотрим, как работает автомобильный двигатель.

Смесь паров бензина с воздухом засасывается в цилиндр и сжимается поршнем.   

Сжатая смесь поджигается электрической искрой от запальной «свечи». Углеводороды, входящие в состав смеси, сгорают с образованием оксида углерода (IV) и воды, а также оксида углерода (II). Образующиеся газы двигают поршень, совершая работу. Чем сильнее сжимается смесь паров бензина и воздуха, тем больше мощность двигателя. Однако смеси некоторых углеводородов, входящих в состав бензина, сгорают со взрывом еще до достижения максимального сжатия. И происходит это не от электрической искры, а от высокой температуры в цилиндре. При этом взрывная волна стихийно распределяется в сжатом пространстве цилиндра. Она с огромной скоростью ударяет о поршень, о чем свидетельствует характерный стук в двигателе. Такое взрывное сгорание, называемое детонацией, приводит к преждевременному износу двигателя.

Было установлено, что детонацию в основном вызывают углеводороды нормального (неразветвленного) строения. В то же время углеводороды с разветвленной углеродной цепью, а также непредельные и особенно ароматические углеводороды допускают значительное сжатие паров бензина с воздухом.

Для характеристики качества бензина разработана октановая шкала. Каждый вид автомобильного топлива характеризуется октановым числом. За ноль принята способность к детонации у н-гептана, который детонирует очень легко. Октановое число относительно устойчивого к детонации 2,2,4 – триметилпентана, чаще называемого изооктаном, принято за 100.

По этой шкале бензин с октановым числом 92 имеет такие же детонационные свойства, как смесь 92 % (по объёму) изооктана и 8 % гептана. Именно октановое число указывают в маркировке бензина. Чем выше октановое число, тем мощнее может быть двигатель.

Октановое число бензиновой фракции, получаемой непосредственно перегонкой нефти, не превышает 65 – 70, такой бензин не подходит для современных двигателей.  Бензин с более высоким октановым числом получается при крекинге. В зависимости от типа крекинга бензин имеет октановое число 70 -80. Качество бензина можно улучшить также  риформингом.  Риформинг – это процесс ароматизации бензинов, осуществляемый путём нагревания их в присутствии платинового катализатора. Более дешёвый и лёгкий путь увеличения октанового числа состоит в добавлении к бензину некоторых веществ, изменяющих характер горения топлива. Так, детонационную стойкость бензина увеличивают небольшие количества тетраэтилсвинца Pb(C2H5)4.

Такой бензин называют этилированным. Однако при его использовании в окружающую среду из выхлопных газов попадают чрезвычайно вредные для неё и здоровья человека соединения свинца. Чтобы отличить этилированный бензин от обычного, его окрашивают в красновато-фиолетовый цвет.  Во многих странах и большинстве городов России использование этилированного бензина запрещено.

В настоящее время в мире широко распространены антидетонационные кислородсодержащие добавки к моторному топливу, такие, например, как метанол,  этанол и другие. При сгорании топлива с этими добавками в выхлопных газах не появляется никаких дополнительных загрязнений. К сожалению, в России пока применение кислородсодержащих добавок распространено мало.

Об экологических проблемах, связанных с нефтью расскажет 5 группа.

Дополнительный материал по теме «Экологические проблемы, связанные с нефтью»

Нефть нерастворима в воде и её плотность меньше, чем у воды, попадая в неё, нефть растекается по поверхности, препятствуя растворению кислорода.

Если нефть попала в водоём, то   нефтяная пленка на поверхности воды нарушает обмен тепла, влаги и газов между водной средой и атмосферой, в результате нарушается биологическое равновесие.             Количество поступающей за год в Мировой океан нефти оценивается в 5–10 млн. т. Нефть и нефтепродукты попадают в океан не только при аварии судов, но и при  разведке, добыче и сливе балластных вод танкерами. 1 л разлитой нефти загрязняет приблизительно около 40 тыс. л  морской воды. Воздействие нефти на экосистемы проявляется по-разному, в зависимости от степени загрязнения. Это может быть:

Непосредственное отравление живых организмов с летальным исходом.
Нарушение физиологической активности.

Прямое обволакивание нефтепродуктами живых организмов, отсутствие доступа кислорода. Возникновение болезней, вызванное попаданием в организм углеводородов.

Негативные изменения в среде обитания.



Предварительный просмотр:

Лабораторный опыт №1.

Тема: Физические свойства нефти.

Ход работы:

1. Рассматриваем пробирку с нефтью (масленичная жидкость, темно-бурого цвета, почти черного с характерным запахом.)

Нефть не напоминает по запаху бензин, с чем ассоциируется представление о ней. Аромат нефти придают сопутствующий сероуглерод, остатки растительных и животных организмов.

2. Растворяем нефть в воде (не растворяется, на поверхности образуется пленка). Плотность пленки меньше воды, поэтому она находится на поверхности.

Лабораторный опыт №1.

Тема: Физические свойства нефти.

Ход работы:

1. Рассматриваем пробирку с нефтью (масленичная жидкость, темно-бурого цвета, почти черного с характерным запахом.)

Нефть не напоминает по запаху бензин, с чем ассоциируется представление о ней. Аромат нефти придают сопутствующий сероуглерод, остатки растительных и животных организмов.

2. Растворяем нефть в воде (не растворяется, на поверхности образуется пленка). Плотность пленки меньше воды, поэтому она находится на поверхности.



Предварительный просмотр:

Сообщение «Нефть как природный источник углеводородов»

Исторические сведения

Нефть известна человечеству с давних времен. Как показали археологические раскопки, на берегу Евфрата она добывалась 6-7 тыс. лет до н. э.  Нефть использовалась  для освещения жилищ, добавлялась в состав  для бальзамирования трупов.

В Китае бурение было известно ещё в XVIII в. до нашей эры. Для ее добычи строились нефтяные колодцы. Китайцы употребляли нефть для освещения, как лекарство и в военных целях. Китайские воины из “огненных повозок” бросали горшки с горящей нефтью в ряды врагов.

В VII веке н. э. Византийцы создали так называемый “греческий огонь”. В одном из многочисленных рецептов, которые греки хранили в глубочайшей тайне, написано "Возьми чистую серу, нефть, винный камень, смолу, поваренную соль, деревянное масло; хорошенько провари все вместе, пропитай этим составом паклю и подожги. Такой огонь можно погасить только песком или винным уксусом". В средние века она использовалась главным образом для освещения улиц. В ХV веке в Париже появились первые асфальтированные улицы. Главное, нефть стали использовать для керосиновых ламп, для заделывания щелей и смоления судов

Несмотря на то, что, начиная с 18 века, предпринимались отдельные попытки очищать нефть, она использовалась почти до 2-ой половины 19 века в натуральном виде. В  этот период  в связи с ростом промышленности и появлением паровых машин стал возрастать спрос на нефть как источник смазочных веществ. Это привело к бурному развитию добычи нефти и способов ее переработки.

Первые нефтяные компании перевозили нефть в винных бочках, баррелях, вместимостью 48 галлонов или 180 литров. Потом стали наливать по 42 галлона, или 159 литров. В коммерции баррель (42 галлона) до сих пор служит для измерения количества нефти.

Происхождение нефти

Происхождение нефти является одной из тайн природы. Спор об этом относится к числу “великих геологических споров”, еще не завершенных.

Существует 2 теории происхождения нефти: неорганическая теория и органическая теория.

Предложение о неорганическом происхождении нефти выдвинул в 1876 г. Д.И. Менделеев. Он считал, что вода, попадающая в недра Земли по трещинам-разломам в земной коре, под действием высоких температур и давлений реагирует с карбидом железа, образуя углеводороды, которые поднимаются по трещинам породы, скапливаясь в пустотах – ловушках.

Основы биогенной теории происхождения нефти в нашей стране заложили академики В.И. Вернадский и И. М. Губкин. Согласно этой теории нефть образовалась из остатков наземной растительности, которые сносились реками в водоёмы, и морского зоо- и фитопланктона. Один из существенных доводов в пользу этой точки зрения наличие в составе нефти спор и пыльцы растений, а также азотсодержащих органических соединений, вероятно, ведущих своё происхождение из хлорофилла растений и гемоглобина животных.

Вопрос о происхождении нефти имеет не только теоретическое значение. Он прямо связан с проблемой исчерпаемости ресурсов природных источников углеводородов. Согласно биогенной теории запасы нефти образовались в ранние геологические эпохи, и сейчас, сжигая углеводородное топливо, человечество необратимо тратит ту энергию, которую запасли доисторическое живые организмы. Если же нефть постоянно образуется в глубинах Земли, то бурение глубоких скважин позволит найти практически неисчерпаемые запасы. Окончательное решение этого вопроса учёным ещё предстоит найти, хотя на сегодняшний день все-таки наиболее доказанной считается теория биогенного происхождения нефти.

Что такое нефть?

Нефть – горючая маслянистая  жидкость обычно темного цвета, иногда почти чёрного, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет, и даже бесцветная,  с резким своеобразным запахом, немного легче воды (плотность 0,73-0,97 г/см3), в воде нерастворима. Нефть – жидкость очень сложного состава, включающая в себя около 1000 различных веществ, большая часть которых – углеводороды (90%)и органические соединения, содержащие кислород, серу, азот и другие элементы. Остальные компоненты нефти включают воду, соли и механические примеси (глину, песок и т.д.) Обычно нефть содержит три вида углеводородов – парафины, циклопарафины (нафтены) и ароматические. Большая роль в изучении состава нефти различных месторождений принадлежит российским химикам Д.И. Менделееву, В.В. Марковникову, Н.Д. Зелинскому и др.

Добыча нефти

Нефть добывают в основном с помощью бурения скважин на суше, морях и океанах. Нефть и сопутствующий газ находятся в пластах под давлением, поэтому нефть как бы вытесняется давлением на поверхность. Такой способ добычи называется фонтанным. По мере добычи нефти давление в пласте уже становится недостаточным, поэтому это давление создают искусственно. Для этого бурят рядом не одну, а две скважины и в одну из них пропускают газ под определенным напором, а через другую скважину этот газ вытесняет оставшуюся нефть. Нефть, только что добытую из скважины, называют сырой. Сырая нефть – это сложное вещество, имеет вид маслянистой жидкости и представляет собой смесь углеводородов. Всего всех углеводородов входящих в состав смеси около 70 %. А остальные 30 % - это неуглеводородные компоненты и вода. Если отделить воду от нефти, то получим товарную нефть. Однако ее нельзя использовать ни в качестве топлива, ни в качестве сырья для химических процессов. Она должна быть переработана.

Хранение и транспортировка нефти.

Транспортировка нефти и газа на нефтеперерабатывающие химические заводы и на электростанции очень удобна. По железным и автомобильным дорогам нефть перевозят в цистернах, а по морям и океанам — в нефтеналивных судах—танкерах. Но во многих случаях нефть и газ можно подавать на любые расстояния по трубам.

Нефтепроводы и газопроводы—магистрали из стальных труб, уложенных неглубоко в земле, — протянулись на десятки тысяч километров.

А вот хранить нефть и газ сложнее, чем уголь и руду. Для хранения нефти и получаемых из нее нефтепродуктов, например бензина, нужно строить специальные металлические резервуары. Они похожи на гигантские консервные банки. Стенки нефтехранилищ окрашивают серебристой алюминиевой краской, хорошо отражающей солнечные лучи, чтобы нефть и нефтепродукты не нагревались.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕФТЬ

Слайд 3

Значение нефти для России Нефть основной источник сырья на котором держится вся экономика России. Россия добывает нефти на 7,5 трлн.руб. в год. Но однако нефть не вечна и ученые говорят что скоро нефть закончится.

Слайд 4

Добыча нефти

Слайд 5

«Транспортировка нефти» Нефтеналивной танкер нефтепровод

Слайд 6

Нефтеперарабатывающий завод

Слайд 7

Состав нефти

Слайд 8

Физические свойства нефти: - маслянистая жидкость; - от светло-бурого до черного цвета; - имеет характерный запах; - немного легче воды; - практически не растворяется в воде; - нет определённой t кипения.

Слайд 9

Продукты, получаемые из нефти

Слайд 10

название фракции t кипения химический состав продукты переработки Газолиновая фракция 40-200°С С 5 Н 12 – С 11 Н 24 газолин бензин (авиационный, автомобильный) Лигроиновая фракция 150-250°С С 8 Н 18 – С 14 Н 30 лигроин (горючее для тракторов) Керосиновая фракция 180-300°С С 12 Н 26 – С 18 Н 38 керосин (горючее для тракторов, реактивных самолётов и ракет) Газойльная фракция выше 275°С С 19 Н 40 газойль – дизельное топливо Мазут остаток атомов С до многих десятков Мазут: соляровые масла (дизельное топливо) смазочные масла (автотракторные, авиационные, индустриальные) вазелин (основа для косметических средств и лекарств) Гудрон (дорожное строительство)

Слайд 11

Крекинг нефтепродуктов Крекингом называют процесс расщепления углеводородов, содержащихся в нефти, в результате которого образуются углеводороды с меньшим числом атомов углерода в молекуле

Слайд 12

Термический и каталитический крекинг Термический крекинг Каталитический крекинг Протекает при 470-550°С Протекает при 450-500°С и в присутствии катализатора Бензин содержит много непредельных углеводородов Бензин содержит много углеводороды с разветвлённой цепью Обладает высокой детонационной устойчивостью ( взрывоустойчивостью ) Обладает ещё большей детонационной устойчивостью Менее устойчив при хранении Более устойчив при хранении

Слайд 13

Пиролизом называют разложение органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре. Продукты – газообразные УВ. 2СН 4 → С 2 Н 2 + 3Н 2 ( t = 1500 0 )

Слайд 14

Нефтепродукты при пиролизе пиролиз Непредельные газообразные ароматические Этилен ацетилен бензол толуол

Слайд 15

Риформинг способ переработки нефтепродуктов в результате которого получают индивидуальные ароматические углеводороды, водород или бензин с повышенным содержанием аренов .

Слайд 16

Экологические проблемы, возникающие при использовании и переработке углеводородов

Слайд 17

Гибель живых организмов

Слайд 19

Загрязнение земной поверхности

Слайд 20

Загрязнение воды

Слайд 21

Загрязнение атмосферы продуктами сгорания

Слайд 22

причины Аварийные ситуации Утечка при перевозке Поступление со сточными водами

Слайд 23

последствия Нефтяные пятна в водоемах и почве Гибель растений и животных

Слайд 24

Методы борьбы с загрязнениями механический химический биологический

Слайд 25

Всё в твоих руках ! ЧЕЛОВЕК !

Слайд 26

НО! Будь милосердным!

Слайд 27

«Сжигать нефть – все равно, что топить ассигнациями» Д.И.Менделеев

Слайд 28

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!



Предварительный просмотр:

 Нефть.

Способы переработки нефти

(Урок химии в 10 классе)

             

2011 г.

http://r-money.ru/pap/scripts/imp.php?a_aid=4d73ec8968a5d&a_bid=af16b9ce&chan=p21

Цели и задачи урока:

  • Углубить и расширить представления школьников о природных источниках нефтехимического сырья, доказать, что нефть – ценный источник углеводородов.
  • Формировать умения самостоятельно работать с новыми источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать требуемую информацию.
  • Развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мнение.
  • Опираясь на решение воспитательных задач, формировать у учащихся экологическую грамотность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы и методические приемы: проблемно-поисковый

Оборудование: пробирки с нефтью,  коллекция «Нефть и нефтепродукты», CD «Уроки Кирилла и Мефодия.10-11 класс», CD «Химия 10 класс», презентации учащихся, мультимедийное оборудование, учебник химии 10 класса, автор Габриелян О.С., рабочий лист

ХОД УРОКА

I. Подведение к теме 

Урок начинается с постановки проблемы: Что необходимо для передвижения средств передвижения?

(ответы учащихся)

Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать может быть историки назовут нефтяным или пластмассовым наш период. Нефть – является наиболее титулованным видом полезных ископаемых. Ее величают и «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото». Нефть создала новую отрасль промышленности – нефтехимию, она же породила ряд экологических проблем.

Каждый учащийся получает  рабочий лист, на котором работает в течение всего урока.

Задание учащимся - Возьмите рабочие листы. Прочитайте пункты и сделайте пометки + (знаю), ? (не знаю, не уверен в этих знаниях или  хотел бы расширить свои знания по этому вопрос).

Поднимите руки те, у которых возникли вопросы после ознакомления с рабочим листом. Чтобы вы смогли убрать вопросительные знаки с этого текста, я предлагаю вам разнообразные формы деятельности на уроке: внимательно послушать выступление ученика с исторической справкой, лабораторную работу по изучению физических свойств нефти, работу в группах и выступление представителей каждой группы для того, чтобы рассмотреть нефть с разных позиций.

От вашей работы на уроке зависит успех всего класса.

II. Изучение нового материала

1.Работа с картой по определению нефтедобывающих регионов России.

2.Сообщение учащегося «Нефть как природный источник углеводородов»

3. Лабораторная работа «Физические свойства нефти» (работа в парах)

4. Групповая работа. Изучение нового материала проходит при работе в четырех группах, с использованием CD «Уроки Кирилла и Мефодия.10-11 класс», учебника химии и дополнительного материала. Каждая группа получает небольшую тему и алгоритм работы по заданной теме.

Группа № 1 работает над темой: Первичная переработка нефти. Применение нефтепродуктов. Группа№2. - Вторичная переработка нефти

Группа №3. - Бензин: состав и октановое число. Детонация

Группа №4. - Экологические проблемы, связанные с использованием и транспортировкой нефти.

Каждая группа работает по изучению своего материала в течение 10-15 минут.

Физминутка на снятие мышечного напряжения

Затем выступают докладчики от каждой группы. Их выступления сопровождаются слайдовой презентацией. Учащиеся заполняют рабочий лист.

После выступления докладчика от 1 группы, один ученик выполняет задание на интерактивной доске (CD «Химия 10 класс»), остальные знакомятся с понятием «баррель».

III. Закрепление. 

После выступления докладчика от 2 группы учащиеся выполняют задание 1 в рабочем листке.

1.Выполните зад.7 на с.62 в учебнике

После выступления докладчика от 4 группы учащиеся выполняют задание 2 в рабочем листке.

2.Выполните тест.

  1. Нефть разных месторождений имеет разный цвет, т.к.
    а) находится на разной глубине в недрах Земли;
    б) имеет разное соотношение углеводородов;
    в) плохо растворима в воде.
  2. Первичной переработкой нефти является:
    а) крекинг
    б) пиролиз
    в) ректификация.
  3. При ректификации нефти самая легкая фракция
    а) бензин
    б) керосин
    в) мазут
  4. При ректификации нефти самая тяжелая фракция:
    а) бензин
    б) керосин
    в) мазут
  5. Благодаря какому свойству нефть в ректификационной колонне делится на фракции:
    а) разной растворимости
    б) разной температуре кипения
    в) разной глубине залегания
  6. Пиролиз – процесс, при котором происходит:
    а) каталитическое разложение нефтепродуктов
    б) очистка нефтепродуктов под действием водорода
    в) разложение нефтепродуктов без доступа кислорода  (Ответы:1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-в)

IV. Подведение итогов урока

Нефть – главный товар в мире, от цены которого в немалой степени зависит «самочувствие» глобальной экономики. Нефть и продукты ее переработки – то, без чего сегодня человечество не проживет и дня. Мы рождаемся и живём в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. Но сожалением приходится констатировать, что более 90 % этого ценнейшего углеводородного  сырья расходуется пока как топливо, только оставшиеся 10 % тратятся на химическую переработку.

В  заключение нашего урока я бы  хотела, чтобы вы объяснили, почему Д.И. Менделеев говорил, что топить нефтью, это всё равно, что топить ассигнациями? (ученики высказывают свои предложения).

Менделееву приписывают не совсем то, что он имел в виду, - фраза, конечно, не имела отношения к важности развития нефтехимических производств. Эти слова сказаны в связи с сжиганием лёгкой бензиновой фракции. Но, к сожалению, по бережливости с углеводородным сырьём мы ушли не намного дальше. Достаточно вспомнить факелы попутных нефтяных газов в районах нефтедобычи и факелы над нефтеперерабатывающими заводами. Напрасно сжигая нефтепродукты, человечество приближает момент их исчерпания. По прогнозам, нефти в мире должно хватить на 40 лет. Кроме того, сжигание углеводородного сырья приводит к печальным экологическим последствиям: от смога на улицах городов до увеличения концентрации углекислого газа в атмосфере Земли, которое, по мнению некоторых учёных, может привести к глобальному изменению климата на планете.

Оцените себя

Рефлексия Продолжите фразу

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Урок мне дал для жизни…

Домашнее задание: учебник §8,в.2-5



Предварительный просмотр:

Тема урока:        Нефть. Способы переработки нефти.

  1. Нефтяная промышленность России____________________________________
  2. Нахождение в природе ______________________________________________
  3. Происхождение нефти_______________________________________________
  4. Транспортировка и хранение нефти____________________________________

__________________________________________________________________

  1. Состав нефти

  1. Лабораторная работа «Физические свойства нефти» (работай в паре)

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Плотность

Растворимость в воде

Температура кипения

Вывод: Нефть – это___________________________________________________

____________________________________________________________________

1группа. «Первичная переработка нефти. Применение нефтепродуктов»

                  (Работайте по учебнику §8, с. 56-59)

  1. Перегонка нефти - это процесс__________________________________________

_______________________________________________________________________

Название фракции

Температура кипения

Химический состав

Продукты переработки

Ректификационные газы

Газолиновая фракция

Лигроиновая фракция

Керосиновая фракция

Газойльная фракция

Мазут

  1. Недостатки фракционной перегонки нефти_______________________________

2группа. «Вторичная переработка нефти»

((Работайте по электронному учебнику «Уроки Кирилла и Мефодия», урок 6)

  1. Крекинг – это________________________________________________________

____________________________________________________________________

Термический крекинг

Каталитический крекинг

  1. Пиролиз – это процесс_________________________________________

_______________________________________________________________

                                                       

  1. Риформинг - это процесс_________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3группа. «Бензин: состав и октановое число. Детонация»

                  (Работайте по учебнику §8, с. 60-61 и дополнительному материалу)

  1. Октановое число ____________________________________________________
  2. Детонация__________________________________________________________

                                              Формулы

      Гептана                                                                     Изооктана (2,2,4-триметилпентана)

4группа. «Экологические проблемы, связанные с использованием и транспортировкой нефти» (Работайте по учебнику §8, с. 56 и дополнительному материалу)

                           

             

   

Задания.

1.Выполните зад.7 на с.62 в учебнике

2.Выполните тест.

  1. Нефть разных месторождений имеет разный цвет, т.к.
    а) находится на разной глубине в недрах Земли;
    б) имеет разное соотношение углеводородов;
    в) плохо растворима в воде.
  2. Первичной переработкой нефти является:
    а) крекинг
    б) пиролиз
    в) ректификация.
  3. При ректификации нефти самая легкая фракция
    а) бензин
    б) керосин
    в) мазут
  4. При ректификации нефти самая тяжелая фракция:
    а) бензин
    б) керосин
    в) мазут
  5. Благодаря какому свойству нефть в ректификационной колонне делится на фракции:
    а) разной растворимости
    б) разной температуре кипения
    в) разной глубине залегания
  6. Пиролиз – процесс, при котором происходит:
    а) каталитическое разложение нефтепродуктов
    б) очистка нефтепродуктов под действием водорода
    в) разложение нефтепродуктов без доступа кислорода

Итог урока 

Как Вы понимаете слова Д.И. Менделеева о том, что топить печь нефтью, все равно, что топить ассигнациями?

Оцените себя

Рефлексия Продолжите фразу

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Урок мне дал для жизни…

Домашнее задание: учебник §8,в.2-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нефть

Презентация к уроку...

«Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинск...

НЕФТЬ И ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ

Презинтация использует к уроку по теме "Нефть"....

Урок химии в 10 классе "Нефть. Способы переработки нефти"

Урок химии в 10 классе (базовый уровень) по учебнику О.С. Габриеляна...

Нефть и состав, свойства. Экономические и химические аспекты добычи и переработки нефти. Интегрированный урок

Интегированный урок гоеграфии  и химии. Нефть: состав, свойства.  Экономические и химические аспекты добычи и  переработки нефти....

Деловая игра на уроке химии в 10 кл. по теме "Нефть и способы ее переработки. Использование нефти"

Деловая игра по теме"Нефть" расширяет и углубляет знания уч-ся по теме, способствует развитию навыков коллективной творческой работы по разным аспектам знаний,с точки зрения историка,географ...

Нефть - богатство ЯМАЛА, нефть - проблема ЯМАЛА

Нефть- важнейшее полезное ископаемое. По запасам и добыче нефти наша страна занимает одно из ведущих мест в мире. Нефть является не только ценным химическим топливным сырьём, важнейшим источником энер...