Примеры дидактических карточек-заданий с дифференцированным обучением
методическая разработка по химии

Моисеенко Анна львовна

в помощь ученику...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profil_10kl.docx18.46 КБ
Файл kartochki-zadaniya.docx13.09 КБ
Файл vse.docx0 байтов
Microsoft Office document icon prilozhenie_3_.doc37 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya_4_.doc43.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_5.doc55 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_6.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный зачёт по химии


Инструкция по выполнению работы

На выполнение дифференцированного зачёта по химии даётся 1,5 часа (90 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 30 заданий.

Часть 1 включает 20 заданий (А1-А20). К каждому заданию даётся 4 ответа, один из которых верный.

Часть 2 включает 10 заданий (Б21-Б30) с выбором трёх верных ответов из шести. При выполнении этих заданий в бланк ответа надо записать цифры, обозначающие элементы правильного ответа.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задание в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время.

За правильно выполненные задания из части 1 Вы получаете по одному баллу. За правильно выполненные задания из части 2 Вы получаете по два балла.

Полученные баллы суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Для получения отметки «3» достаточно набрать 16-25 баллов.

Для получения отметки «4» достаточно набрать 26-36 баллов.

Для получения отметки «5» достаточно набрать 37-40 баллов.

Приступайте к выполнению работы.

Желаем успеха!

Бланк ответов к дифференцированному зачёту по химии

Ф.И.О. учащегося:____________________________

Номер группы:_______________________________

Дата проведения зачёта:_______________________

Номер варианта:______________________________

Часть 1

Ответ

Задания

Часть 2

Ответ

А1

Б21

А2

Б22

А3

Б23

А4

Б24

А5

Б25

А6

Б26

А7

Б27

А8

Б28

А9

Б29

А10

Б30

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

Сумма баллов:___________

Полученная отметка:_________________

Проверил: ___________________

Часть 1

При выполнении заданий этой части укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает выбранный Вами ответ, в соответствующей клеточке бланка для каждого задания (А1-А20).

А1. Вещество, формула которого СH3COOH:

1. алкан

2. спирт

3. карбоновая кислота

4. альдегид

А2. К химическим явлениям относится:

1. испарение воды

2. измельчение руды

3. горение спирта

4. плавление парафина

А 3. Перегонка нефти производится с целью получения:

1. только метана и бензола

2. только метана и бензина

3. различных нефтепродуктов

4. только ароматических углеводородов

А4. Вещества Н2SO4, HCl, HNO3 являются:

1. кислотами

2. оксидами

3. основаниями

4. солями

А5. Формула фенола:

1. C6H13OH

2. C6H5OH

3. C6H5NH2

4. C6H5NO3

А6. Пять электронов находится на внешнем энергетическом уровне атома:

1. калия

2. азота

3. алюминия

4. фтора

А7. Массовая доля серы в сульфиде калия рана:

1. 29,1%

2. 30,4 %

3. 45,1%

4. 58, 2%

А 8. В молекуле глюкозы линейной формы содержатся функциональные группы:

1. -СООН и -ОН

2. –СООН и –Сl

3. –СНО и –ОН

4. –ОН и –Вr

А9. Кристаллическая решётка, характерная для металлов и сплавов:

1. атомная

2. ионная

3. молекулярная

4. металлическая

А10. При действии концентрированной азотной кислоты на белок появляется окрашивание:

1. фиолетовое

2. жёлтое

3. зелёное

4. синее

А11. Процесс разрушения металлов и сплавов под действием внешних условий:

1. восстановление

2. коррозия

3. диффузия

4. испарение

А12. Валентность углерода в органических соединениях:

1. один

2. два

3. три

4. четыре

А13. К реакциям обмена относится реакция:

1. S + O2 = SO2

2. 2NaOH Na2O + H2O

3. AgNO3+HCl = AgCl +HNO3

4. 2HCl + Zn = ZnCl2 +H2

А14. Ковалентная неполярная связь реализуется в соединении:

1. хлороводород (HCl)

2. SiC ( карбид кремния)

3. H2 (водород)

4. CH4 (метан)

А15. Общая формула гомологического ряда предельных одноатомных спиртов:

1. CnH2n-1(OH)3

2. CnH2n(OH)2

3. CnH2n-1OH

4. CnH2n+1OH

А16. Катализаторы, это вещества:

1. ускоряющие химические реакции

2. замедляющие химические реакции

3. не влияющие на химические реакции

4. легирующие добавки

А17. Вещество NaOH – это:

1. кислота

2. соль

3. основание

4. оксид

А18. Аминокислоты – это:

1. окрашенные твёрдые вещества

2. бесцветные кристаллические вещества

3. бесцветные жидкости

4. газообразные вещества

А19. При денатурации белков не происходит изменение:

1. первичной структуры

2. вторичной структуры

3. третичной структуры

4. четвертичной структуры

20. Материал, образующийся при добавлении в бетон железной арматуры, - это:

1. керамика

2. глина

3. железобетон

4. фаянс


Часть 2

При выполнении заданий (Б21-Б30) в бланк ответов запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.

Б21. К реакциям обмена относятся:

1. S + O2 = SO2

2. 2NaOH Na2O + H2O

3. AgNO3+HCl = AgCl +HNO3

4. 2HCl + Zn (NO3) 2= ZnCl2 + 2HNO3

5. SO2 + H2O = H2SO3

6. NaOH + H2SO4 = Na2SO4 +2 H2O

Б22. Оксидами являются:

1. Са (ОН)2

2. Са СО3

3. СаО

4. НС l

5. Na2О

6. SO3

Б23. К классам органических соединений относятся:

  1. арены
  2. алкадиены
  3. оксиды
  4. основания
  5. щелочи
  6. алкены

Б24. Реакции, характерные для спиртов:

  1. горение
  2. присоединение
  3. полимеризация
  4. дегидратация
  5. химически инертны
  6. этерификация

Б25.Среди приведённых ниже веществ, найдите формулы карбоновых кислот:

  1. СН3-СН2-СООН
  2. СН3-ОН
  3. СН3-СН2-СОН
  4. СН3-СООН
  5. СН3-СН2- СН2- СН2-СООН
  6. ОН-СН2- СН2-ОН

Б26. Изомеры углеводорода составом С5Н 12:

  1. СН3-СН2- СН2- СН2-СН 3
  2. СН3-СН2- СН (СН3)-СН 3
  3. СН3-СН2- СН2-СН 3
  4. СН3-СН (СН3)-СН2-СН 3
  5. СН3-СН2- СН=СН 2
  6. С6Н5-СН3

Б27. Формула СН2(ОН)- СН(ОН)- СН(ОН)- СН(ОН)- СН(ОН)- СОН- отражает строение:

  1. этилового спирта
  2. гексозы
  3. винного спирта
  4. альдегидоспирта
  5. этанола
  6. глюкозы

Б28. Уксусную кислоту применяют для:

  1. очистки воды
  2. получения синтетического каучука
  3. для получения лекарств
  4. ацетатного шёлка
  5. ускорения созревания помидоров
  6. консервирования овощей

Б29. Б29. Вещества с ионной связью:

  1. С3Н8
  2. КCl
  3. Na2S
  4. НС l
  5. СаО
  6. SO2

Б30. Оксид кальция вступит в реакцию со следующими веществами:

1. Na2SO4

2. O2

3. HCl

4. H2O

5. NaOH

6. SO3



Предварительный просмотр:

Дифференцированные задания по теме

«Химические уравнения. Типы химических реакций. Расчёты по химическим уравнениям»

Уровень А.

1. В приведенных схемах расставьте коэффициенты и замените стрелки знаком равенства. Определите типы химических реакций.

А) Ba (OH)2 + HCl  BaCl2 + H2O Б) Fe + H2→ Fe3O4 +H2

В) Al + Cl2 → AlCl3 Г) Cu OH → Cu2 O + H2 O

2. Решите задачу, используя следующие данные:

56 г m - ?

Ca + O2→ CaO

Уровень В.

1. Проверьте правильность расстановки коэффициентов учеником в контрольной работе. Перепишите их, расставьте коэффициенты правильно. Определите типы химических реакций.

А) Ca (OH)2 + HCl  CaCl2 + H2O

Б) Fe + 3Cl2→ 2 FeCl3

В) KClO3→ KCl + 3O2

Г) 3Fe + 2H2O→ Fe3O4 +2H2

2. Ученик составил следующую задачу: «Железные опилки(Fe) массой 28 г опустили в раствор хлорида меди (II).Продукты реакции - хлорид железа (II) и восстановленная медь (Cu). Найдите массу выделившейся меди». Затем он решил её. У него получилось 28 г. Правильно ли он решил задачу?

Уровень С.

1. Запишите уравнения химических реакций и определите их типы:

А) При взаимодействии калия с водой образуется гидроксид калия и выделяется газ водород.

Б) При разложении гидроксида алюминия при нагревании образуется оксид алюминия и вода.

В) При взаимодействии алюминия с хлором образуется хлорид алюминия.

Г) При взаимодействии сульфата натрия и хлорида бария образуется хлорид натрия и сульфат бария.

2. Решите задачу. Вычислите массу соли (нитрата меди(II), образующейся при взаимодействии 200 г 15%- ного раствора HNO3 с достаточным количеством оксида меди (II). Продуктом реакции, кроме нитрата меди(II), является вода.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Приложение 3.

Тема «Простые вещества» 8 класс

Минимальный уровень

          1. Какие вещества называются простыми? Приведите примеры. Какие две группы простых веществ вы знаете?

          2. Перечислите физические свойства металлов и неметаллов.

          3. По формулам определите вид химической связи в молекулах простых веществ: N2, Fe, O2, Mg.

          4. Рассчитайте объем (н.у.), массу и число молекул, соответствующие 1,5 моль кислорода.

Общий уровень

          1. Выпишите из перечня формулы простых веществ: Al, Si, NH3, CuO, N2, SO2, O3, CH4, P, Zn, C, SO3, HNO3, Cu. Разделите их на две группы, назовите эти группы.

          2. Сравните свойства простых веществ алюминия и кислорода.

          3. Определите вид химической связи в следующих веществах: азоте, железе, кислороде, магнии.

          4. рассчитайте количество вещества, массу и объем (н.у.) озона, которые содержат 9 · 10²³ молекул этого вещества.

Продвинутый уровень

          1. Дан список веществ: озон, оксид алюминия, азот, сернистый газ, белый фосфор, аммиак, водород, медь, кислород, оксид магния, серебро, железо. Составьте формулы только простых веществ, затем разделите их на две группы и назовите эти группы веществ.

          2. Сравните свойства простых веществ – металлов и неметаллов.

          3. Какие виды химических связей имеют место в простых веществах? Приведите примеры.

          4. Определите массу навески железа, которая содержит такое же число атомов, как и навеска углерода массой 6 г.

Тема «Соединения химических элементов» 8 класс

Минимальный уровень

          1. Определите степени окисления элементов в соединениях по их формулам: Na2S, CuO, SiH4, CO2, Ba3N2.

          2. По формулам распределите вещества по классам: K2O, KCl, NO2, HNO3, KOH, MgSO4, HCl, CuSO4, Ca(OH)2.

Общий уровень

          1. Составьте формулы оксидов азота, в которых азот проявляет степени окисления +1, +2, +3, +4, +5.

          2. Распределите вещества по классам, написав их формулы: гидроксид железа (II), серная кислота, оксид магния, хлорид железа (III), нитрат алюминия, оксид кальция, азотная кислота, гидроксид натрия, сульфат калия.

Продвинутый уровень

          1. Используя периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, составьте формулы пяти бинарных соединений. Укажите степени окисления элементов.

          2. Приведите по две формулы веществ каждого класса. Назовите вещества.

Тема «Изменения, происходящие с веществами» 8 класс

Минимальный уровень 

          1. Из перечня явлений выпишите отдельно химические и физические: горение свечи, таяние снега, скисание молока, возгонка иода.

          2. Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций и укажите тип каждой из них:

          H2 + O2      H2O;

          Fe(OH)3      Fe2O3 + H2O;

          Zn + HCl      ZhCl2 + H2 .

          3. По уравнению химической реакции 2Cu + O2 = 2CuO рассчитайте количество вещества кислорода, который потребуется для реакции с 3,2 г меди.

Общий уровень

          1. Из перечня явлений выпишите только химические и укажите их признаки: плавление парафина, протухание яйца, образование инея, ржавление гвоздя, горение угля.

          2. Запишите уравнения реакций по следующим схемам, расставьте коэффициенты и укажите тип каждой реакции:

          оксид натрия + вода      гидроксид натрия;

          гидроксид алюминия

                                       оксид алюминия + вода;

          хлорид железа (III) + гидроксид калия

                гидроксид железа (III) + хлорид калия.

          3. Определите количество вещества углекислого газа, который выделится при разложении 200 г карбоната кальция.

Продвинутый уровень

          1. Приведите примеры трех химических реакций и укажите их признаки.

          2. Составьте уравнения химических реакций и определите тип каждой из них:

          P + O2      …;

          KOH + H2SO4      … + …;

          Mg + AgNO3      … + … .

          3. Придумайте задачу, при решении которой необходимо провести расчеты по уравнению реакции. Решите ее.

Тема «Растворение. Растворы. Свойства растворов электоролитов»

Минимальный уровень

          1. Запишите уравнения диссоциации следующих электролитов: карбоната натрия, нитрата железа (III), гидроксида бария, азотной кислоты.

          2. Напишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах:

          Zh + HCl      ;

          Cu(OH)2 + HNO3      ;

          Ba(NO3)2 + NaCl      ;

          CuSO4 + KOH      .

          3. По схеме

          Na      NaOH      Na2SO4      BaSO4

напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

Общий уровень

          1. Какие из перечисленных веществ будут диссоциировать в воде: гидроксид калия, гидроксид алюминия, нитрат бария, углерод, серная кислота, кремниевая кислота, оксид цинка, сульфат алюминия? Запишите уравнения их диссоциации.

          2. Какие вещества реагируют между собой:

          а) сульфат меди (II) и гидроксид калия;

          б) цинк и раствор серной кислоты;

          в) карбонат кальция и соляная кислота;

          г) сульфат натрия и соляная кислота?

Напишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах.

          3. По схеме

кальций      оксид кальция      гидроксид кальция      карбонат кальция

хлорид кальция

напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

Продвинутый уровень

          1. Какие электролиты надо растворить в воде, чтобы одновременно в растворе находились ионы H , Na , Cl , SO4 , Al , NO3 ? Составьте формулы и уравнения диссоциации.

          2. Приведите примеры химических реакций, подтверждающих три случая протекания реакций обмена до конца. Напишите их уравнения в молекулярном и ионном видах.

          3. Из приведенных ниже формул веществ составьте схему генетического ряда серы: P, AgCl, CaSO3, NaH2PO4, S, SO3, K2SO4, SO2, H2SO3, H2SO4, CaSO4. Согласно этой схеме составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

     



Предварительный просмотр:

Приложения 4.

Самостоятельная работа 1 по теме «Состав, строение и свойства веществ»

В а р и а н т I

У р о в е н ь 1 (минимальный)

          Выберите правильные ответы.

          1. Ковалентная неполярная связь в молекулах простых веществ, например в  молекуле водорода H2 (иода I2), обычно образуется

          а) между атомами металла и неметалла

          б) между одинаковыми атомами неметалла

          в) между атомами разных неметаллов

          г) между атомом водорода и атомом неметалла

          д) между одинаковыми атомами металла

          е) за счет перехода электронов от одного атома к другому

          ж) за счет перекрывания атомных орбиталей и образования общих пар электронов

          з) за счет электронов, общих для всех ионов металла

          2. Металлическая связь в металлах, например в алюминии (железе), обычно образуется

          а) между атомами металла и неметалла

          б) между одинаковыми атомами неметалла

          в) между атомами разных неметаллов

          г) между атомом водорода и атомом неметалла

          д) между одинаковыми атомами металла

          е) за счет перехода электронов от одного атома к другому

          ж) за счет перекрывания атомных орбиталей и образования общих пар электронов

          з) за счет электронов, общих для всех ионов металла

          и) за счет электростатического притяжения разноименно заряженных частиц

У р о в е н ь 2 (общий)

          3. Установите соответствие. Ответ запишите в виде: 1-2-1.

Формула вещества

В а р и а н т I

В а р и а н т II

1. C.

1. H2.

2.  Fe.

2. Na.

3. Zn.

3. Cl2.

4. I2.

4. Si.

Вид химической связи

  1. Ковалентная неполярная.
  2. Металлическая.

Тип кристаллической решетки

  1. Молекулярная.
  2. Металлическая.
  3. Атомная.

У р о в е н ь 3 (продвинутый)

  1. Предскажите вид химической связи и тип кристаллической решетки

 по следующему описанию вещества: твердое при обычных условиях, имеет низкую температуру плавления и характерный запах, плохо растворимо в воде, неэлектропроводно (твердое при обычных условиях, пластичное, имеет металлический блеск, хорошо проводит электрический ток).

          Самостоятельная работа 2 проверяет умение учащихся определять вид химической связи и тип кристаллической решетки в сложных веществах. Задания варианта II также приведены в скобках.

Самостоятельная работа 2 по теме «Виды химической связи и типы кристаллической решетки»

В а р и а н т I

У р о в е н ь 1 (минимальный)

          Выберите правильные ответы.

          1. Ковалентная полярная связь в молекулах сложных веществ, например в молекуле хлороводорода HCl (воды H2O), обычно образуется

          а) между атомами металла и неметалла

          б) между одинаковыми атомами неметалла

          в) между атомами разных неметаллов

          г) между атомом водорода и атомом неметалла

          д) между одинаковыми атомами металла

          е) за счет перехода электронов от одного атома к другому

          ж) за счет перекрывания атомных орбиталей и образования общих пар электронов

          з) за счет электронов, общих для всех ионов металла

          и) за счет электростатического притяжения разноименно заряженных частиц

          2. Ионная связь в сложных веществах, например в хлориде натрия NaCl (фториде натрия NaF), обычно образуется

          а) между атомами металла и неметалла

          б) между одинаковыми атомами неметалла

          в) между атомами разных неметаллов

          г) между атомом водорода и атомом неметалла

          д) между одинаковыми атомами металла

          е) за счет перехода электронов от одного атома к другому

          ж) за счет перекрывания атомных орбиталей и образования общих пар электронов

          з) за счет электронов, общих для всех ионов металла

          и) за счет электростатического притяжения разноименно заряженных частиц

У р о в е н ь 2 (общий)

  1. Установите соответствие. Ответ запишите в виде: 1-2-1.

Формула вещества

В а р и а н т I

В а р и а н т II

1. KCl.

1. NaF.

2. NH3.

2. CaCl2.

3. SiO2.

3. SiC.

Вид химической связи

  1. Ковалентная полярная.
  2. Ионная.

Тип кристаллической решетки

  1. Молекулярная.
  2. Ионная.
  3. Атомная.

У р о в е н ь 3 (продвинутый)

          4. Назовите вещество, о котором известно, что при обычных условиях оно жидкое, без цвета и запаха, не проводит электрический ток, кипит при 100 гр С и замерзает при 0 гр С (при обычных условиях оно твердое, тугоплавкое, хорошо растворяется в воде, раствор проводит электрический ток, широко используется в повседневной жизни). Какая химическая связь и какой тип кристаллической решетки у данного вещества?



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Дозированная домашняя работа

          ∙ Требование: вам необходимо уметь определять вид химической связи и тип кристаллической решетки в простых веществах.

          Обязательная часть

          У р о в е н ь 1 (минимальный)

          Задание 1. По учебнику изучите материал о ковалентной неполярной связи и выполните указанные учителем упражнения.

          Задание 2. Укажите существенный признак простых веществ: а) состоят из атомов металла; б) состоят из атомов неметалла; в) состоят из атомов одного вида; г) состоят из атомов разных видов.

          Задание 3. Укажите признак, определяющий металлический или неметаллический характер свойств химического элемента: а) заряд ядра атома; б) общее число электронов в атоме; в) число электронов на внешнем энергетическом уровне; г) относительная атомная масса.

          Задание 4. Установите соответствие. Ответ запишите в виде: 1-2-1.

Вид химической связи

  1. Ковалентная неполярная.
  2. Металлическая.

Характер свойств химических элементов, образующих связь

  1. Металлы.
  2. Неметаллы одного вида.
  3. Неметаллы разных видов.
  4. Металл и неметалл.

Механизм (способ) образования связи

          1. Образование общих электронных пар между соседними атомами.

          2. Переход электронов от одного атома к другому.

          3. Обобществление электронов многих атомов.

          Задание 5. Выберите пары химических элементов, между атомами которых может образоваться ковалентная неполярная связь: а) H и P; б) Fe и Cl; в) Na и Cl; г) О и О; д) S и F; е) Fe и Fe.

          Задание 6. Выберите формулы веществ с ковалентной неполярной связью: а) О3; б) KF; в) Н2О; г) Р4; д) СН4.

          Дополнительная часть

          У р о в е н ь 2 (общий)

          Задание 7. Запишите схемы образования металлической связи для:

а) натрия; б) кальция; в) алюминия.

          Образец: Ме – ne – Ме .

          Задание 8. Составьте схемы образования ковалентной неполярной связи в молекулах газообразных веществ: а) хлора; б) азота. Помните, что число неспаренных электронов в атоме определяется как разность между числом 8 и номером группы.

          Задание 9. установите соответствие. Ответ запишите в виде: 1-2.

Тип кристаллической решетки

  1. Молекулярная.
  2. Металлическая.
  3. Атомная.

Вид частиц в узлах кристаллической решетки

  1. Молекулы.
  2. Атомы.
  3. Разноименно заряженные ионы.
  4. Положительно заряженные ионы.

          У р о в е н  ь 3 (продвинутый)

          Задание 10. Вспомните произведение А.Беляева «Продавец воздуха» и охарактеризуйте свойства твердого кислорода, используя его описание, приведенное в книге.

          Задание 11. Почему изделие из кремния при ударе раскалывается на кусочки, а изделие из свинца только расплющивается? В каком из указанных случаев происходит разрушение химической связи, а в каком – нет?

          Задание 12. Почему температуры плавления разных металлов столь различны? Для подготовки ответа на этот вопрос используйте дополнительную литературу.

          Задание 13. Установите соответствие. Ответ запишите в виде: 1-2.

Тип кристаллической решетки

          1.Металлическая.

          2. Атомная.

          3. Молекулярная.

Физические свойства вещества

  1. Твердое, тугоплавкое, растворимое в воде, электропроводное.
  2. Твердое, тугоплавкое, нерастворимое, проводит ток.
  3. Твердое, легкоплавкое, нерастворимое, неэлектропроводное.
  4. Твердое, тугоплавкое, нерастворимое, неэлектропроводное.

          ∙ Требование: вам необходимо уметь определять вид химической связи и тип кристаллической решетки в сложных веществах.

          Обязательная часть

          Ур о в е н ь 1 (минимальный)

          Задание 1. По учебнику прочитайте о полярной ковалентной и ионной связи и выполните упражнения, указанные учителем.

          Задание 2. Укажите существенный признак сложных веществ:

а) состоят из разных веществ; б) состоят из атомов металла и неметалла;

в) состоят из атомов разных видов; г) состоят из атомов разных неметаллов.

          Задание 3. Установите соответствие. Ответ запишите в виде: 1-2-1.

Характер свойств элементов

  1. Неметаллы разных видов.
  2. Металлы.
  3. Неметаллы одного вида.
  4. Металлы и неметаллы.

Вид химической связи

  1. Металлическая.
  2. Ионная.
  3. Ковалентная неполярная.
  4. Ковалентная полярная.

Механизм образования связи

  1. Обобществление электронов многих атомов.
  2. Образование общих электронных пар.
  3. Переход электронов от одного атома к другому.

          Задание 4. Даны химические формулы соединений: NaF, NH3, I2, CH4, H2O, LiCl, HCl. Выберите формулы веществ с: а) ионной связью;

б) ковалентной полярной связью.

          Задание 5. Даны формулы веществ: H2S, Li2O, S8, H2, PCl5, O3, KF, NO2. Выберите формулы веществ, молекулы которых образованы с помощью ковалентной химической связи: а) полярной; б) неполярной.

          Дополнительная часть

           У р о в е н ь 2 (общий)

          Задание 6. Установите соответствие. Ответ запишите в виде: 1-2.

Тип кристаллической решетки

  1. Атомная.
  2. Молекулярная.
  3. Ионная.
  4. Металлическая.

Виды частиц в узлах кристаллической решетки

  1. Полярные молекулы.
  2. Атомы.
  3. Положительно и отрицательно заряженные ионы.
  4. Неполярные молекулы.
  5. Положительно заряженные ионы.

          Задание 7. Укажите признаки вещества с ионной кристаллической решеткой: а) твердое, тугоплавкое; б) легко растворяется в воде; в) плохо растворяется в воде; г) расплав вещества проводит электрический ток;

д) летучее; е) хрупкое.

          Задание 8. В таблице приведены примеры веществ с разными типами кристаллических решеток. Определите тип кристаллической решетки каждого из перечисленных веществ и выпишите буквы, соответствующие правильным ответам. Они образуют название химического элемента. Какой это химический элемент?

Вещество, его формула

Тип кристаллической решетки

ионная

атомная

молекулярная

Лед (вода в твердом состоянии), Н2О

б

в

а

Хлорид натрия, NaCl

з

г

д

Алмаз, С

е

о

ж

Сухой лед (оксид углерода (IV)), СО2

и

к

т

          Задание 9.  Установите соответствие. Ответ запишите в виде: 1-2-1.

Формула вещества

  1. NaI.
  2. CaCl2.
  3. NH3.
  4. H2S.
  5. SiC.

Вид химической связи

  1. Ионная.
  2. Ковалентная полярная.

Тип кристаллической решетки

  1. Молекулярная.
  2. Ионная.
  3. Атомная.

          У р о в е н  ь 3 (продвинутый)

          Задание 10. О соединении с каким видом химической связи идет речь, если известно, что оно твердое, легко превращается в жидкость, имеет запах, плохо растворяется в воде? Дайте аргументированный ответ.

          Задание 11. Установите закономерность заполнения данных рядов и продлите их несколькими примерами:

          а) Fe, S, Cu, Cl, Na, H, …;

          б) NaCl, NH3, LiF, H2O, … .

          Задание 12. Определите типы кристаллических решеток следующих широко используемых в быту веществ: вода, уксусная кислота СН3СООН, сахар С12Н22О11, калийное удобрение КСl, речной песок SiO2 (температура плавления 1710 гр С), аммиак NН3, поваренная соль NaCl. Сделайте обобщенный вывод: по каким свойствам вещества можно определить тип его кристаллической решетки?



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

I Как составить уравнение реакции горения сложного вещества в кислороде

Последовательность действий

Пример: написать уравнение реакции горения сероводорода в кислороде

1. Написать формулы веществ, вступивших в химическую реакцию (левую часть схемы реакции)

H2S + O2

2. В правой части схемы составить по валентности формулы оксидов каждого из элементов, входящих в состав исходного вещества

                                 I     II      IV II

H2S + O2      H2O + SO2

3. Уравнять число атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы (кроме кислорода)

                                   I    II       IV II

H2S + O2      H2O + SO2

(H по 2 атома, S по одному атому)

4. Подсчитать общее число атомов кислорода в правой части схемы

В Н2О 1 атом, в SО2 2 атома – всего 3 атома

5. Рассчитать, сколько необходимо двухатомных молекул кислорода, и поставить коэффициент перед формулой кислорода

3 : 2 = 3/2

H2S + 3/2O2 =

                     = H2O + SO2

6. Если получился дробный коэффициент, следует освободиться от дроби, умножив все коэффициенты на 2 (знаменатель дроби)

2Н2S + 3O2 =

                    = 2H2O + 2SO2

7. Проверить правильность расстановки коэффициентов, подсчитав число атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения

Н – по 4 атома, S – по 2 атома, О – по 6 атомов

          Много ошибок допускают учащиеся при составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства неорганических соединений основных классов. В учебниках приведены только уравнения, поэтому я предлагаю примеры алгоритмических предписаний.

II Как составить уравнение реакции основного (амфотерного) оксида с кислотой

Пример: Fe2O3 + H2SO4

          Помните: в результате таких реакций получаются соль и вода.

          1. Найти в левой части схемы реакции символы металла и кислотного остатка, которые образуют формулу соли, и записать их в правой части, затем через знак «+» записать формулу воды:

          Fe2O3 + H2SO4      FeSO4 + H2O.

          2. Определить валентность металла в исходном оксиде:

           III     II

          Fe2O3.

          3. Определить валентность кислотного остатка по формуле исходной кислоты (по числу атомов водорода):

                II

          H2SO4.

          4. Найденные валентности написать над соответствующими символами в правой части схемы и составить по валентности формулу соли:

           III      II                     II                   III       II

          Fe 2O3 + H2SO4      Fe2(SO4)3 + H2O.

          5. Уравнять число атомов металла в левой и правой частях схемы:

          по 2 атома железа.

          6. Подсчитать число кислотных остатков в правой части схемы и поставить соответствующий коэффициент перед формулой кислоты:

           III    II                         II                 III         II

          Fe2O3 + 3H2SO4      Fe2(SO4)3 + H2O.

          7. Подсчитать число атомов водорода в молекулах кислоты и поставить соответствующий коэффициент перед формулой воды:

                   III     II                        II               III         II

          Fe2O3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 3H2O.

          8. Проверить правильность расстановки коэффициентов, сравнив число атомов кислорода в формулах оксида и воды:

          в Fe2O3 3 атома, и в 3Н2О тоже 3 атома.

III Как составить уравнение реакции щелочи с кислотным оксидом

Пример: KOH + SO2

          Помните: в результате этой реакции получаются соль и вода.

          1. Найти, какая кислота соответствует данному оксиду (мысленно прибавив к нему воду):

          SO2 + H2O = H2SO3.

          2. По формуле кислоты определить кислотный остаток и его валентность:

                II

          H2SO3.

          3. Составить формулу соли, взяв символ металла из щелочи и формулу найденного кислотного остатка:

           I       II

          K2SO3.

          4. Составить схему реакции:

          KOH + SO2      K2SO3 + H2O.

          5. Уравнять число атомов металла, затем – неметалла и водорода:

          2KOH + SO2 = K2SO3 + H2O.

          6. Проверить правильность расстановки коэффициентов по числу атомов кислорода:

          2KOH + SO2 = K2SO3 + H2O.

               4 атома О                               4 атома О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические карточки-задания по орфографии и пунктуации для 5 класса

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением,И-Ы после Ц, З-С на конце приставок,буквы О-ё после шипящих и др. Знаки препинания при прямой речи, обращение и др....

Дидактические карточки-задания по теме:" Рельеф и геологическое строение территории России".

Разноуровневые карточки для закрепления материал по теме: "Рельеф и геологическое строение территории России", география 8 класс....

Физика. 8 класс. Дидактические карточки-задания.

Карточки-задания по два эквивалентных варианта могут быть использованы в качестве раздаточного материала на уроках, при самостоятельной работе дома....

Разноуровневые дидактические карточки-задания по геометрии 7 класс

Предлагаемые разноуровневые карточки-задания для 7 класса по геометрии помогут учителю при организации контроля знаний и умений учащихся. Карточка включает в себя два вопроса задания: первый – теорети...

Дифференцированные карточки задания по изготовлению юбки

Данный материал содержит базовый уровень обработки изделия, уровень возможности, творческий уровень....

Дифференцированное обучение детей со специальными образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения (на примере географии)

В презентации представлен опыт использования уровневой дифференциации на уроках географии. Приведены примеры заданий разного уровня сложности, показано деление учащихся на типологические группы по уро...

Дидактические карточки-задания по теме "Мировой океан", 1-3 вариант, 6 класс.

Дидактические карточки-задания для 6 класса по теме "Мировой океан" предназначены для самостоятельной и проверочной работы по теме. Работу можно проводить, используя атлас,  настенную к...