Тема урока: Физические и химические явления.
план-конспект урока по химии (8 класс)

 Технологическая карта урока

Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: Изучение нового материала

Учебник: О.С. Габриеляна.                                                                                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта30.7 КБ
Файл Маршрутный лист102.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: Изучение нового материала

Учебник: О.С. Габриеляна

Тема урока: Физические и химические явления. 

Цель урока:

1. Формирование представлений об особенностях физических и химических явлений, их отличительных признаках.

2.Формирование представлений о признаках и условиях протекания химических реакций.

Задачи:

Образовательные:

- демонстрировать умение самостоятельно определять какие явления относятся к физическим, а какие к химическим;

- определять признаки химических реакций и условия, при которых возможна реакция;

-находить отличия между химическими и физическими явлениями.

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру, интерес к предмету.

Развивающие: развивать логическое мышление самостоятельность, исследовательские умения, творческий подход к решению вопросов.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Научатся:

отличать физические явления от химических;

определять основные признаки, по которым можно отличить физические явления от химических;

приводить примеры химических явлений из повседневной жизни;

применять полученные знания в повседневной практике.

Метапредметные:

Регулятивные:

1. Формировать умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:

1. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

2. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Коммуникативные:

1. Совершенствовать умение

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. Развивать умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Ход урока:

Этап урока

Методы обучения

Учебно-познавательные задачи урока

Формируемые УУД

Методы оценки/самооценки

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

4

5

6

1.Организационный момент

2. Ориентировочно-мотивационный

Стадия вызова интереса к предстоящему действию урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Поджигает сечу и читает отрывок стихотворения Пастернака «Свеча горела на столе». Просит ответить, как символ урока – свеча будет связан   с темой урока. Просит сформулировать

Приветствуют учителя, готовят рабочее место

Метапредметные: организуют рабочее место.

2.Актуализация знаний и выявление возникших затруднений.

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий

1.Фронтальная беседа

2. Учитель предлагает выполнить Самостоятельную работу – задание №1  .

Постановка проблемы

Просит учащихся сформулировать тему урока.

Если есть физические явления, значит имеет место быть и химическим явлениям.

Беседа.  Учитель снова обращает внимание учащихся на горящую свечу. Какие явления мы наблюдаем при горении свечи?

1.Вспомните и перечислите известные вам физические явления в химии.

2.Какие изменения происходят с веществами при физических явлениях?

3.Изменяется ли при этом состав веществ, из которых состоят тела?

4. На чем основаны способы разделения веществ? Сохраняют свои свойства вещества, находящиеся в смеси?  

Контролирует работу учащихся. Выясняет возникшие затруднения. После выполнения самостоятельной работы учитель организует взаимопроверку выполнения задания (Ответы на слайде).

Объявляет тему урока

Предлагается посмотреть слайд презентации.  Можно ли визуально определить какому виду относятся предложенные явления. Вводит понятие «химическая реакция»

По результатам работы предлагает определить главное отличие химических реакций от физических явлений. Итак, при химических реакциях меняется состав вещества. По каким признакам можно судить? Каковы условия протекания химических реакций?

1.Называют физические явления: дистилляция, фильтрование, кристаллизация, возгонка.

2. Изменяется агрегатное состояние вещества, форма или размеры тел.

3.Состав веществ при физических явлениях не меняется.

4. Вещества в смесях сохраняют свои свойства, на этом основаны способы разделения веществ.

Выполняют самостоятельную работу, используя приложение 1.

Осуществляют взаимопроверку, сверяют правильность выполнения задания.

Варианты ответов: химические процессы, явления.

Работа с рисунком

Объясняют сделанный выбор.

Составляют схему: физические Явления………… идут с: ……………   новых веществ не образуется, химические – образуются новые вещества. Дают определение химическим реакциям.

Предметные: умеют  применять знания физических свойств веществ    и использовать их для разделения смесей.

Метапредметные:

целеполагание – ставят задачи с учетом знаний, полученных на предыдущем уроке. 

Метапредметные:

формулируют проблему:  возможность отличия химической реакции от физического явления; умеют выражать свои мысли и донести их в диалоге с учителем

 

Взаимопроверка

Составляют кластер

3.Построение плана ответа на поставленные вопросы.

Демонстрационный и лабораторный эксперименты. Работа в парах.  Учитель Проводит инструктаж по технике безопасности, контролирует работу в парах (задания для лабораторного эксперимента приложение №1 – задание 2. Учитель просит озвучить результат проведенного эксперимента

Ответы на поставленные вопросы можно найти, изучив теоретический материал по учебнику, а можно попытаться найти в результате наблюдений, которые вам предстоит осуществить по ходу демонстрационного и лабораторного эксперимента. Предложите ваши варианты решения проблемы.

 Предлагает обсудить результаты проведенных реакций, отметив их признаки, оценить степень участия в лабораторном эксперименте по пятибалльной системе.

Под руководством учителя разрабатывают план:

1.Провести наблюдения по ходу демонстрационного эксперимента и назвать признаки проделанных реакций.

2. Выполнить лабораторный эксперимент, сделать вывод о существующих признаках химических реакций.

Метапредметные: целеполагание – ставят задачи с учетом новых знаний; формулируют проблему:  возможность отличить химическую реакцию от физического явления; -умеют выражать свои мысли и донести их в диалоге с учителем; планируют: составляют план под руководством учителя.

4.Реализация плана работы.

 Проведение демонстрационного эксперимента

Беседа

Предлагает обсудить результаты наблюдений, отметив дополнительные признаки химических реакций.

После обсуждения результатов наблюдений, полученных в ходе лабораторного эксперимента и составления схемы, предлагает вспомнить признаки реакции, отмеченные в ходе: 1. Проведения эксперимента; 2.  Наблюдения за опытом «Вулкан» и горением свечи. Вопрос: Существуют ли какие-либо еще, кроме названных, признаки химических реакций?

Вводит определение реакции горения. Какие условия необходимо соблюдать чтобы произошло взаимодействие веществ?  Обобщает высказанное учениками предположение на то, что для некоторых реакций, например, горение магния нагревание необходимо только для того, чтобы реакция началась, а для протекания других - нагревание необходимо на протяжении всей реакции.

 Подводит к классификации химических реакций по признаку выделение или поглощение тепла (энергии). Объясняет значение терминов: экзотермическая, эндотермическая.

Учащиеся выполняют в парах лабораторные опыты с использованием инструктивных карточек (приложение 1). Выполняют все.  Один из учащихся озвучивает результаты наблюдений. Оценивают степень своего участия в проведении лабораторного эксперимента и выставляют оценку на бланке ответов. По ходу обсуждения на доске продолжается заполняться кластер, схему, которого заносят в тетрадь.

 

Учащиеся просматривают д/о Опыт №1 Разложение дихромата аммония. Ответы: Да.

  Вариант ответа: выделение тепла и свет. В схеме добавляются признаки: выделение тепловой энергии и света. Записывают в тетрадях: Признаки химических реакций: выпадение или растворение осадка, выделение газа, выделение света и тепла, изменение цвета, появление запаха.   Условия протекания химических реакций: 1) соприкосновение реагирующих веществ (измельчение, растворение); 2) нагревание. Варианта примеров внести в кластер: «Классификация химических реакций по тепловому эффекту», заносят ее в тетрадь. Записывают в тетрадь определения реакций горения, экзо – и эндотермической.

Предметные:

Знают определение «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии. Характеризуют реакции горения, экзо- и эндотермические.

Метапредметные:

- планируют: совместно с учителем составляют план (устно или письменно) выполнения лабораторного опыта; организуют рабочее место; умеют проводить анализ и делать вывод – по итогам лабораторных опытов различают химические реакции по характерным признакам; умеют работать в паре, сотрудничать с учителем и сверстниками для достижения запланированных результатов. Умеют выражать свои мысли и доводить их в диалоге до партнера при выполнении л.о.

Личностные: Убеждаются в познаваемости мира; - осознают необходимость соблюдения правил техники безопасности при выполнении эксперимента; -вырабатывают навыки культуры поведения со сверстниками на уроке.

5.Закрепление и самооценка.

Самостоятельная работа для проверки и оценки знаний

 Задания для выполнения графического диктанта в маршрутном листе. Учащимся 1 варианта  предлагается выбрать физические явления, 2 варианта  химические реакции и  записать в поле, используя условные обозначения Да(-) и Нет(∩) После выполнения задания предлагает ознакомиться с правильными ответами и оценить свою работу.

Выполняют самостоятельную работу (приложение 4), сверяют ответы и выставляют оценку. Маршрутный лист. Задание №3 Графический диктант «Да –Нет» «Да» −; «Нет» - ∩. Приложение№1 задание – 2 Среди перечисленных явлений выберите: 1 вариант- физические; 2 вариант – химические. Результат занесите в таблицу

Явления

I

II

Предметные: знают определение и признаки химических реакций; умеют отличить химические реакции от физических явлений.

Метапредметные: -умеют корректировать ответы.

Личностные:

умеют оценить результаты продвижения к поставлен- ной цели.

Самооценка.

6.Рефлексия деятельности на уроке.

Беседа. Вопросы:

1. Удалось ли вам справиться с заданиями? 2. Какое задание было для вас наиболее интересным?

2.Какое задание было для вас наиболее сложным?

3.Какую бы вы поставили себе оценку за урок?

Назовите самые интересные и успешные моменты деятельности, оцените свою работу: «5» все понял и справился. Для этого возьмите объект с изображение колбы и поместите его по окончанию работы в соответствующую посуду; «4» разобрался, но допустил небольшую ошибку; «3» допустил ошибки, надо время для отработки материала.

Задает домашнее задание: §27, отв. На вопросы 1-6. Выполнить творческую работу по теме: «Химические явления на кухне»; презентация «физические и химические явления»; написать мини сочинения – эссе по данной теме. (желающие получить дополнительную отметку)

1. Отмечают задание (самостоятельная, лабораторная, умение работать в парах и проводить эксперимент, делать выводы, анализировать наблюдения и т.д.). 2. В маршрутном листе выставляют оценку.

Метапредметные:  отмечают интересные моменты  урока, работы по заданиям, предложенных учителем.

Самооценка.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист к уроку по теме:

 «Способа разделения смесей»

Вариант №1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Из §26 Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов. Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:

1)        муки от попавших в неё железных опилок;

2)        воды от растворённых в ней неорганических солей?

Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси и вид явления.

Смесь

Номер рисунка

Способ разделения смеси и вид явления

Мука и попавшие в неё железные опилки

Вода с растворёнными в ней

неорганическими солями

Задание № 2

Лабораторный практикум №1 «Признаки химических реакций»

Цель: научиться экспериментально проводить и распознавать физические и   химические

           Явления.

Провести реакции:

Номер отверстия кюветы

1

Магний

2

Роданид калия

3

Раствор щелочи

4

Сульфат меди

5

Раствор щелочи + Ф/Ф

Добавляемый реактив

Соляная кислота

Хлорид железа (+3)

фенолфталеин

Гидроксид натрия

Соляная кислота

Признак

Какие изменения произошли? Результаты наблюдений занесите в таблицу.

Задание № 3

Выполните графический диктант по теме: «Физические и химические явления»

Да (-)  Нет (∩)

Из перечня предложенных явлений выберите:

1 вариант – физические

2 вариант  - химические

Явления

1 вариант

2 вариант

  1. плавление парафиновой свечи
  2. горение торфяников
  3. разделение смеси железа и серы магнитом
  4. почернение серебряных монет
  5. таяние снежных фигур
  6. подгорание пищи на перегретой сковороде
  7. сушка белья центрифугированием
  8. раскаты грома

  1. распространение запаха духов
  2. горение бенгальского огня
  3. фотосинтез
  4. испарение жидкой ртути
  5. гашение соды уксусом
  6. прогоркание сливочного масла ржавление жестяной банки
  7. высыхание лужи
  8. сублимирование кофе

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

Маршрутный лист к уроку по теме:

«Способа разделения смесей»

Вариант №2

http://chemistry.150shelkovo011.edusite.ru/images/olya.gif

http://schooled.ru/textbook/chemistry/7klas_1/7klas_1.files/image039.jpg

http://iessay.ru/public/page_images/7707/230x0-27.jpg

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Из §26 Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. Какие из названных способов разделения смесей можно применить для разделения и каким видам явлений они относятся:

Смесь

Номер рисунка

Способ разделения смеси и вид явления

Зубной порошок и поваренная соль

Спирт и вода

Масло и вода

Результат занесите в таблицу.

Задание № 2

Лабораторный практикум №1 «Признаки химических реакций»

Цель: научиться экспериментально проводить и распознавать физические и   химические

Явления.

Провести реакции:

Номер отверстия кюветы

1

Магний

2

Роданид калия

3

Раствор щелочи

4

Сульфат меди

5

Раствор щелочи + Ф/Ф

Добавляемый реактив

Соляная кислота

Хлорид железа (+3)

фенолфталеин

Гидроксид натрия

Соляная кислота

Признак

Какие изменения произошли? Результаты наблюдений занесите в таблицу.

Задание №3

Графический диктант: «Физические и химические явления»

Задание № 3

Выполните графический диктант по теме: «Физические и химические явления»

Да (-)  Нет (∩)

Из перечня предложенных явлений выберите:

1 вариант – физические

2 вариант  - химические

Явления

1 вариант

2 вариант

  1. плавление парафиновой свечи
  2. горение торфяников
  3. разделение смеси железа и серы магнитом
  4. почернение серебряных монет
  5. таяние снежных фигур
  6. подгорание пищи на перегретой сковороде
  7. сушка белья центрифугированием
  8. раскаты грома

  1. распространение запаха духов
  2. горение бенгальского огня
  3. фотосинтез
  4. испарение жидкой ртути
  5. гашение соды уксусом
  6. прогоркание сливочного масла ржавление жестяной банки
  7. высыхание лужи
  8. сублимирование кофе

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Физические и химические явления"

Материал презентации позволяет наглядно показать физические и химические явления, которые сопровождают нас в природе и повседневной жизни....

Конспект урока «Физические и химические явления»

Урок могут использовать учителя химии, работающие по любой программе и по учебникам любых авторов, так как это классическая тема  курса химии....

Урок "Физические и химические явления"

Разрабока включает  презентацию и конспект урока "Физические и химические явления". Тип данного  урока - формирование новых знаний и способов действий.  Цель: расширить представлен...

Презентация " Явления" к уроку химии в 8 классе по теме"Физические и химические явления".

Данная презентация позволяет  сформировать представление о химической реакции, о химических явлениях и физических явлениях, выяснить их отличительные особенности. Обучающиеся знакомятся с признак...

Урок Физические и химические явления

Урок содержит план-конспект и презентацию....

Урок "Физические и химические явления"

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков....

Технологическая карта по химии к уроку "Физические и химические явления. Химические реакции" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Физические и химические явления. Химические реакции" 8 класс Рудзитис, Фельдман...