Технологическая карта по химии к уроку "Физические и химические явления. Химические реакции" 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс)

Технологическая карта по химии к уроку  "Физические и химические явления. Химические реакции" 8 класс Рудзитис, Фельдман

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_fiz_i_him_yavleniya.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по химии к уроку по теме: «Физические и химические явления. Химические реакции»

Урок

Предмет

химия

Класс 8

Дата

Тема учебного занятия

«Физические и химические явления. Химические реакции»

Цель и задача учебного занятия

 Сформировать представления о химической реакции и признаках, отличающих химическую реакцию от физического явления.

Основные понятия

Физические явления. Химические явления (химические реакции).

Тип и форма учебного занятия

урок – изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать определение химической реакции, признаки и условия протекания химических реакций. Уметь отличать физические процессы от химических реакций.

Формировать умения ставить вопросы, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения.

Формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. Развивать коммуникативную компетентность, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы.

Основные виды деятельности учащихся

 Учиться наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов. Пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой.

Демонстрация

Примеры физических и химических явлений: изменения, происходящие при растворении сахара в воде, при нагревании сахара, при плавлении и горении парафина, при взаимодействии сульфата натрия с хлоридом бария.

Лабораторный опыт

Изучение физических и химических явлений.

Технологии обучения или элементы технологий

Технология развития критического мышления, игровые технологии, проблемно- развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация знаний

  • Что такое вещество? Тело?
  • По каким признакам характеризуют вещество?

 Работают по карточкам на местах.

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

Ребята вспомните из курса географии и физики, какие изменения могут происходить с веществами?

Ответ: С веществами могут происходить различные изменения. Иногда меняется агрегатное состояние вещества, форма тела, из которого состоит вещество.

Совершено верно. А как вы думаете какое это явление?

Ответ: физическое.

Совершено верно, тогда давайте попробуем сформулировать нашу сегодняшнюю тему.

Учащиеся выдвигают гипотезы и определяют тему урока.

Отвечают на вопросы учителя

Выдвигают гипотезы, предположения, определяют тему и цели урока.

IV. Изучение нового материала

Изучение физических и химических явлений, признаков химических реакций можно осуществить традиционным путём.

Учитель демонстрирует физические явления: испарение воды, разрезание бумаги, растворение сахара в воде — и подводит к выводу, что данные вещества не превращаются в другие, т. е. эти изменения веществ относятся к физическим явлениям.

Затем учитель демонстрирует химические явления: сгорание спирта, ржавление железа (поставить опыт заранее), скисание молока, выпадение осадка при взаимодействии сульфата натрия с хлоридом бария — и подводит к выводу, что при таких изменениях исходные вещества превращаются в новые вещества, т. е. эти изменения относятся к химическим явлениям, или химическим реакциям.

Учащиеся выполняют лабораторные опыты (с. 21— 22 учебника).

По каким признакам химических реакций можно судить, что образовалось новое вещество?

Ответ: выделение теплоты, изменение окраски, появление запаха, образование осадка, выделение газа.

После рассмотрения признаков химических реакций следует перейти к условиям их протекания. При изучении этого материала надо воспользоваться электронным приложением к учебнику и рассмотреть видеофрагменты к § 33.

Важнейшие условия возникновения химических реакций:

  1. Тщательное измельчение и перемешивание веществ.
  2. Предварительное нагревание веществ до определенной температуры.

Работают в тетради, с учебником

V. Закрепление изученного материала

В конце урока можно дать небольшую проверочную работу.

Проверочная работа

Вариант I

 1. Из предложенного перечня явлений выпишите только химические реакции: горение лучины, растворение сахара в воде, ржавление железной проволоки, помутнение хранящейся в сосуде без пробки известковой воды, образование инея, таяние льда.

 2. Какие признаки подтверждают, что пригорание масла во время приготовления пищи — химическое явление?

Вариант II

1. Из предложенного перечня явлений выпишите химические реакции: почернение медной пластинки при нагревании, плавление металла в пламени ацетиленово-кислородной горелки, образование кристаллов соли при упаривании её раствора, выделение пузырьков газа из открытой бутылки с минеральной водой, обугливание лучины, скисание молока.

2. Поясните, какие признаки подтверждают, что гниение пищевых остатков — химическая реакция.

Вариант III

1. Приведите по два примера физических и химических явлений, которые можно наблюдать в быту. Назовите признаки химических реакций.

 2. Приведите пример какого-либо вещества или тела и поясните, какие могут происходить с ним физические и химические явления.

Работают на местах

VI. Рефлексия

Рассмотреть вопросы на с. 24 Тестовые задания

Участвуют в эвристической беседе.

VII. Итоги урока

Выставление оценок.  Домашнее задание: п. 6, с. 21-24, упр. 1-3 на с. 24 

САМОАНАЛИЗ

Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты.

Планируемые результаты: Предметные – закрепили. Метапредментные – связь с географией и физикой установлена. Личностные -  сформированы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС

Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...

Технологическая карта по химии к уроку "Диссоциация кислот, оснований и солей" 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Диссоциация кислот, оснований и солей" 9 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Химический элемент. Нуклиды. Изотопы", 11 класс

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Химический элемент. Нуклиды. Изотопы", 11 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Валентность и валентные возможности атомов" 11 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Валентность и валентные возможности атомов" 11 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку "Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы" 8 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Химические формулы. Относительная молекулярная масса" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Химические формулы. Относительная молекулярная масса" 8 класс Рудзитис, Фельдман...