ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Овчаренко Елена Игоревна

Статья адресована учителям химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ.

Современная школа должна готовить учащихся, умеющих самостоятельно добывать знания, ориентироваться в конкретной ситуации, критически подходить к той или иной информации. Все это возможно только при достаточной сформированности определенных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, конкретизации. Материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа, непроизвольно лучше запоминается.    

Недаром древнекитайская мудрость гласит:                                                                                                                                                                                  Скажи мне, и я забуду,                                                                                                                                                        Покажи мне, и я запомню,                                                                                                                                                     Дай мне действовать самому,                                                                                                                                                         И я научусь. 

Я в  своей  работе  использую  разные  личностно-ориентированные  технологии,  но  чаще  всего  исследовательское  обучение,  имеющее  практическую  направленность. Технология исследовательского обучения способствует формированию ключевых компетенций у учащихся.

Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…». 

Использование исследовательского метода обучения: 

  • позволяет осуществить максимальную самостоятельность и творческую активность ученика;
  • должен способствовать формированию и развитию творческого химического мышления, привитию исследовательского подхода к выполнению практических работ;
  • овладению доступными для учащихся научными методами исследования химических процессов и явлений.

Реализация технологии исследовательского обучения идет через проведение уроков-исследований, исследовательских практикумов, домашних практических работ и внеурочной исследовательской работы.

На уроках-исследованиях ставлю две цели: дидактическую - обучение предмету  и педагогическую - обучение исследовательской деятельности.

По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков: уроки по выбору темы и метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.

 По уровню самостоятельности учащихся, проявленной в исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования соответствуют начальному (1 уровень), продвинутому (2 уровень) или высшему (3 уровень).

Уровень урока, вид исследования, возрастная группа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Начальный

1 уровень

8-9 класс

 

На доске обязательно пишу названия основных ступеней исследовательской деятельности. Формулирую проблему, сообщаю тему и цель исследования. Даю готовый алгоритм исследовательской работы.

Отвечают на поставленные мной вопросы. Следуют алгоритму работы, предложенному мной. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске.

Продвинутый

2 уровень

9-10 класс

 

На доске записываю названия ступеней исследовательской деятельности по необходимости. Формулирую проблему. Подвожу учащихся к пониманию темы и цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов «проблема», «гипотеза», «вывод» и т.д.

Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются со мной. Получают оценку (правильно или не правильно) за каждый этап работы.

Высший

3 уровень

10-11 класс

 

Формулирую проблему. Подвожу учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создаю условия для исследовательской деятельности: обеспечиваю учебный процесс дидактическим материалом, организую индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группах или парах.

Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без моей помощи и консультации

Таким образом, освоение учащимися исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.

На уроках-исследованиях использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную.

Работая над проблемой повышения мотивации учащихся к выполнению домашних заданий, как-то, вместо чтения параграфов и ответов на вопросы, я попросила детей выполнить дома практическую работу. В дальнейшем я поняла, что такого рода задания очень интересны учащимся, выполняют они их с удовольствием, так как задания непосредственно связаны с жизнью, выполняют работу в комфортных для себя условиях, в своем собственном темпе, в полной мере ощущая себя исследователями. Система домашних практических работ позволяет решать ряд задач, актуальных для современного обучения химии, например, таких как вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, использование межпредметных связей, формирование навыков научной химической речи и умения письменно оформлять отчеты о проделанной работе, применение реактивов бытовой химии, грамотное обращение с веществами в повседневной жизни. В процессе выполнения работ формируются самостоятельность, ответственность, аккуратность. Таким образом, данный вид деятельности стал еще одним инструментом в формировании ключевых компетенций учащихся.

При выполнении исследовательских практикумов и индивидуальных исследовательских работ по химии формируется и информационная компетенция, связанная с критическим отношением к распространяемой по каналам СМИ рекламе. Исследуя состав и качество различных товаров, например, моющих средств, продуктов питания, газированных напитков и других, учащиеся делают выводы о достоверности сведений, заявленных в рекламе, подтверждают или опровергают их.

Творчество – высшая  форма  деятельности  ученика.  Поэтому  одним  из  вариантов  ее  организации  является  создание  учащимися  творческих  проектов  с  использованием  компьютерных  технологий. Считаю, что такой  подход  к  обучению  приносит  свои  положительные  результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии интерактивного обучения на уроках химии

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс п...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Технология игрового обучения на уроках химии

Представлен опыт по самообразованию...

Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания

Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания...

Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания.

Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Под исследовательской де...

Мастер-класс по теме: «Применение технологии исследовательской деятельности на уроках химии».

Теоретико-экспериментальное исследование на тему «Изучение свойств воды из разных источников нашего города».  Целью данного исследования является изучение физико-химических свойств во...

Технология исследовательского обучения на уроках истории

Данная статья помогает как правильно методически проводить технологию исследовательского обучения на уроках истории в старших классах. Данная статья рассматривает теоритические, методические и практич...