Решение задач по химии
методическая разработка по химии (9 класс)

Журавлёва Лилия Анатольевна

Программа курса "Решение задач по химии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach_po_himii.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Решение задач по химии»

Автор:

Журавлёва Лилия Анатольевна,

учитель биологии и химии

средней школы № 17 “Юнармеец”

г. Мичуринска Тамбовской обл.


Пояснительная записка

        Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения учащимися следующих целей: освоение основных понятий и законов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

        Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 – 9 классах. Данный объём часов недостаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, т.е. служат формированию культурологической системообразующей парадигмы. Предлагаемый курс имеет, прежде всего, практическую направленность, т.к. предназначается не только для формирования новых химических знаний, сколько для развития умений и навыков решения расчетных задач различных типов. Данный курс рассчитан на учащихся 9-х классов и связан с базовым курсом химии основной школы, а также с курсами математики (составление пропорций, алгебраических уравнений) и физики (газовые законы). Химическое содержание многих задач, предложенных программой курса, выходит за рамки базового уровня, т. к. предполагает, что курс выберут школьники серьезно интересующихся химией. Изучение курса предполагает реальную помощь учащимся в подготовке к олимпиадам, а в будущем и к выпускным экзаменам.

        Актуальность курса: задачи в химии решаются не только ради получения правильного ответа как такового. Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навыки самостоятельной работы и служит оценкой степени усвоения теоретических знаний и практических умений. Курс расширяет и углубляет знания учащихся по химии, раскрывает роль химии в решении глобальных проблем человечества, показывает зависимость свойств веществ от состава и строения, направленность химической технологии на решение экологических проблем. Решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.

        Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.

        Основные задачи:

  • обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией,
  • отработать навыки решения простейших задач, в том числе и усложненных,
  • формирование связи между теоретическими и практическими знаниями учащихся,
  • подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах,
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при решении задач,
  • расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к обучению, социализация учащихся через самостоятельную деятельность.

        Содержание курса соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 9 классе. Каждая тема содержит небольшой теоретический материал, а главное – большое количество различных задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно – следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

        Вниманию учащимся предлагаются различные задания по содержанию и по сложности, которые требуют от учащихся активной познавательной деятельности.

        Данный курс предлагает получение учащимся более глубоких знаний по предмету.

        Формы и методы обучения: решение химических задач с использованием логических приемов, выполнение химического эксперимента, работа с учебниками, задачниками и периодической литературой.

        Методы преподавания курса:

  • поисковый;
  • учебный диалог;
  • решение проблемных задач;
  • самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.

        Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

  • повторение теоретических вопросов, изученных в 8 классе и изучаемых в 9 классе, их углубление и расширение;
  • применение теоретических знаний на практике;
  • знакомство с основными типами расчетных задач, включая усложненные;
  • решение задач повышенного уровня сложности, помогающих соотнести имеющиеся знания с их практическим применением;
  • обучение самостоятельному решению задач.

        Формы контроля образовательных достижений учащихся: работа ученика на занятии может быть оценена по двум основным параметрам: активность и правильность самостоятельного решения задач.

        Продолжительность курса: 34 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1 часу в неделю.

        Ожидаемый результат:

  • успешное обучение в последующих классах;
  • знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
  • умение проводить простейшие расчёты;
  • умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;
  • успешная самореализация школьников в учебной деятельности.

        После изучения данного курса учащиеся могут иметь различный уровень качества образования:

  • минимальный – решение простейших задач по алгоритму.
  • достаточный – решение незнакомых задач и выполнение упражнений, для решения которых используются известные алгоритмы.
  • творческий – выполнение заданий и решение задач направленных на развитие творческого потенциала личности.

        Учащиеся должны знать:

  • основные понятия химии «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро», а также газовые законы;
  • законы химии: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро;
  • буквенные обозначения заданных величин и единицы их измерения;
  • расчетные формулы для любых типов задач;
  • строение, физические и химические свойства неорганических веществ.

        Учащиеся должны уметь:

  • определять тот или иной тип расчетной задачи;
  • анализировать условия задачи;
  • выявлять химическую сущность задачи;
  • составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;
  • устанавливать связи между приводимыми в задаче величинами с помощью пропорций или алгебраических уравнений;
  • учитывать соотношения между единицами международной системой физических величин (СИ) и внесистемными единицами;
    производить математические расчеты;
  • использовать несколько способов при решении задачи.

Учебно – тематический план

Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Контроль

1. Введение

1

1

2. Количественные характеристики вещества

9

3

6

3. Количественные характеристики химического процесса

18

6

12

4. Комплексные задачи

6

5

1

Всего

34

10

23

1


Содержание курса

Тема 1. Введение (1 час).

     Классификация типов задач. Физико – химические величины, используемые при решении задач. Понятие о двух сторонах химической задачи – химической и математической. Анализ химической задачи: от содержания задачи к вопросу (синтетический метод анализа) и от искомой величины к известным (аналитический метод). Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.

Тема 2. Количественные характеристики вещества (9 часов).

     Вычисление относительной молекулярной массы вещества по химическим формулам и массовой доли элемента в веществе. Вычисления с использованием понятий «количество вещества» и «число Авогадро». Вычисление относительной плотности газов, относительной молекулярной массы газа по его плотности. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газов. Различные способы решения одной и той же задачи: соотношение масс, сравнение масс, составление пропорции, использование коэффициента пропорциональности, приведение к единице, через алгебраическую формулу, с использованием закона эквивалентов, графический метод решения. Формирование умения составлять условия задач с использованием  вышеназванных  величин.

Тема 3. Задачи с использованием химических уравнений (18 часов).

     Решение задач по алгоритму. Вычисление по химическому уравнению объема газа по известному количеству вещества одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате её. Расчет объемных отношений газов по химическому уравнению. Расчеты по химическому уравнению, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. Расчеты по термохимическим уравнениям.

        Решение задач с использованием различных способов: соотношение масс веществ, сравнение масс веществ, составление пропорции, использование коэффициента пропорциональности, приведение к единице, через алгебраическую формулу, с использованием закона эквивалентов, графический метод решения. Составление условий задач, основанных на химических процессах.

     Массовая и объемная доля компонента в смеси. Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе, приготовленном смешиванием двух растворов или разбавлением концентрированного раствора водой. Использование различных способов для решения: правило смешения, алгебраический, «правило креста», проведение последовательных расчетов. Молярная концентрация растворов и вычисление молярной концентрации. Составление условий задач на растворы.

Тема 4. Комплексные задачи (6 часов).

     Решение задач на вычисление массы компонентов смеси различными способами: составлением алгебраического уравнения с одним неизвестным, двух уравнений с двумя неизвестными. Графический способ решения задач. Решение в общем виде. Формирование умения составлять комплексные задачи.


Календарно – тематическое планирование “Решение задач по химии”

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1

Введение

1

2

Количественные характеристики вещества: количество вещества, масса, объём.

3

3

Массовая, объёмная и молярная доля вещества в смеси.

2

4

Массовая доля элемента в соединении

1

5

Вывод формул соединений

3

6

Расчёт количества исходных веществ и продуктов реакции.

3

7

Решение задач на избыток и недостаток.

3

8

Доля выхода продукта реакции.

3

9

Скорость химической реакции. Химическое равновесие.

3

10

Концентрация растворов.

1

11

Растворимость веществ.

1

12

Электролитическая диссоциация

1

13

Электрохимический ряд напряжений металлов.

3

14

Комплексные задачи по теме “Водород”

2

15

Комплексные задачи по теме “Галогены”

2

16

Составление комплексных задач.

1

17

Презентация авторских задач. Подведение итогов.

1


Литература для учителя

1. Адамович Т.П. Васильева Г.И. “Сборник олимпиадных задач по химии”.

2. Будруджак П. “Задачи по химии”.

3. Ерохин Ю.М.; Фролов В.И. “Сборник задач и упражнений по химии”.

4. “Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс” к учебнику О.С. Габриеляна “Химия – 8 класс”.

5. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. “2500 задач с решением”.

6. Цитович И.К.; Протасов П.И. “Методика решения расчётных задач по химии”.

7. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для нехимических техникумов”.

8. Хомченко Г.П. “Задачи по химии для поступающих в ВУЗы”.

Литература для учащихся

1. Абкин Г.Л. “Задачи и упражнения по химии”.

2. Габриелян О.С. “Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы”.

3. Гаврусейко Н.П. “Проверочные работы по неорганической химии 8 класс”.

4. Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. “Сборник задач и упражнений по химии”.

5. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для средней школы”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Методика решения задач по химии"

Уметь решать задачи есть искусство,приобретающееся практикой.                      Д. Пой...

решение задач по химии практической напрвленности

В данной работе рассматриваютя темы : классификация химических реакций, реакции соединения, разложения , обмена, ОВР реакции.Приведены примеры решения задач на определение количества вещества и массы ...

Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"

Данный курс  предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения  теоретических и практических задач....

решение задачи по химии по теме кремний химия 9 класс

химия 9 класс учебник страница 185 № 3 решение задачи по теме кремний...

Элективный курс по химии 10-11 классы "Алгебраический метод решения задач по химии"

Элективный курс по химии 10-11 классы "Алгебраический метод решения задач по химии" Программа предназначена для учащихся 10—11-х классов, выбравших естественнонаучный (химия) профиль обучения в с...

Элективный курс по химии 10 класс "Решение задач по химии"

Элективный курс по химии 10 класс "Решение задач по химии"...

Программа элективного курса по химии для 9 класса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» (34 часа)

Данный элективный курс составлен на основании авторской программы элективного курса Н.В. Ширшиной, издательство «Учитель», г. Волгоград.2009г.     Программа элективного курса «Реше...