Статья «Применение технологий деятельностного типа для решения задач ФГОС СОО на уроках химии»
статья по химии (11 класс)

Статья посвящена современным технологиям деятельностного типа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение технологий деятельностного типа для

решения задач ФГОС СОО на уроках химии»

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта среднего образования урок приобретает деятельностный характер, важная роль отводится индивидуально-дифференцированному, проблемному, исследовательскому подходам.  Существенно меняются деятельностные составляющие урока (от практики целеполагания до оценивания достигнутых результатов).

Чтобы ученик развивался, необходимо организовать его деятельность, используя в образовательном процессе современные технологии деятельностного типа. Данные технологии способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий. Преподавание химии по новым стандартам ставит перед учителем практические задачи выбора программы, УМК, технологий и методов обучения, обеспечивающих достижение планируемых результатов, соответствующих требованиям ФГОС.

Педагогическая технология – система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания.

Современные образовательные технологии – это последовательность шагов, этапов к достижению результата, которая включает в себе различные методы, формы и приёмы.

Педагогическая технология характеризуется рядом признаков:

1) Четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения и воспитания.

2) Структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению.

3) Комплексное применение дидактических, технических, компьютерных средств обучения и контроля.

4) Усиление диагностических функций обучения и воспитания.

5) Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.

Деятельностный подход обеспечивает: более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса. Формирование более дружественной, доброжелательной обстановки. Повышение самооценки и коммуникативной компетентности.

 Что позволяет достичь технологии деятельностного типа?

  1. Уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях. Перейти на другой тип отношений между субъектами ОП.
  2. Изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества ненужной информации. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени.

Изучение предмета в старшей школе отличается от преподавания в среднем звене. Не все педагогические технологии можно применять. Связано это психологическими особенностями ребят, с теми требованиями к предметным результатам освоения базового и углубленного курса химии, которые предъявляет ФГОС СОО.

Технологии и методы обучения, которые я использую давно и активно при обучении химии в старших классах: кейс – технология, технологии мастерских на уроках химии, «перевёрнутый класс».

Кейс–технология (кейс – от английского «случай») -используют описание реальной ситуации. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения, выбрать лучшее. Специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, которую необходимо разрешить в составе группы, конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии, в котором обнаруживается проблема, требующая решения. При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Уроки с использованием педагогических мастерских лучше проводить в конце пройденной темы с целью обобщения и систематизации, демонстрации практической значимости изученных веществ или в конце химического практикума, как итог того, что ребята освоили химический эксперимент и могут правильно пользоваться химическим оборудованием. Особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему способствует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Приведу схему классического построения педагогической мастерской: 1.Индуктор - первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Индуктор – это точка изумления, которой может быть слово или образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок – то, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, то есть актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе со смыслом дальнейшей деятельности. В моей практике проведения мастерских были использованы такие индукторы как лабораторный опыт, стихотворный текст и другие. Индуктор чаще всего содержит в себе задание 2.Самоконструкция – создается собственный опыт, формируется идея, гипотеза, проект. На данном этапе развиваются такой прием мыслительной деятельности как деконструкция - процесс разрушения имеющихся представлений, знаний об изучаемом предмете.3.Социоконструкция – создание продукта в группе, что предполагает вначале соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Ценность данного этапа работы не в том, чтобы оценить работу другого, а в том, чтобы провести самокоррекцию и самооценку.4.Социализация, то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текста, выставка рисунков, передача по кругу, показ театральной миниатюры, пантомимы). Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.5.Реконструкция – процесс восстановления знания на новом этапе. 6.Рефлексия – отражение, воспоминание своего проживания мастерской (чувств, ощущений, эвристических моментов) и выход на новую систему проблем. Кульминацией творческого процесса в мастерской является разрыв. Если на обычном уроке ученик приводится к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляется чаще всего как прозрение.

Суть модели «Перевернутого класса» состоит в том, что с лекционным (теоретическим) материалом и презентациями дети знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом тематические видеоролики в Интернете, а традиционное домашнее задание они выполняют на следующий день в классе, участвуя в индивидуальной и групповой деятельности, общаясь с одноклассниками и педагогом. 

Преимуществами модели «Перевёрнутого класса» является то, что:

  • педагоги располагают большим временем, чтобы помочь обучающимся, объяснить разделы, вызвавшие затруднение;
  • ученики, как это часто бывает в традиционной системе, не игнорируют выполнение домашнего задания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке, так как традиционное домашнее задание делается в классе, при поддержке и помощи учителя;
  • обучающиеся не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал несколько раз, пока не поймут его, после просмотра видеоматериала дети записывают возникшие вопросы, и педагог разбирает эти вопросы отдельно,
  • педагог на уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса;
  • использование образовательных возможностей Интернет пространства, общения между учащимися способствуют формированию у детей критического мышления, ответственности за собственное обучение, других интеллектуальных способностей и ключевых компетенций.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника, - это и есть залог успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии деятельностного типа: проектно-исследовательская деятельность в преподавании химии

Тезисы выступления на VI окружной педагогической конференции «Деятельностный метод как средство реализации современных целей образования»...

Технологии деятельностного типа . Технологическая карта урока химии на тему: «Кислоты вокруг нас».

В условиях современной школы необходимо создавать систему обучения, которая, используя лучшие традиции мировой педагогической теории и практики; учитывает индивидуальные особенности обучающихся и обес...

Применение технологий деятельностного типа на контрольно-диагностическом и регулятивно-коррекционном этапах урока».

Применение технологий  деятельностного типа на контрольно-диагностическом и регулятивно-коррекционном этапах урока. Наряду с 5-ти бальной системой можно использовать и другие методики. Рефлексия ...

Применение технологии деятельностного типа на уроках математики. Уроки рефлексии и развивающего контроля.

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа...

"Технологии деятельностного типа как средство реализации ФГОС на уроках истории и обществознания"

quot;Технологии деятельностного типа как средство реализации ФГОС на уроках истории и обществознания"...