Реализация историко - научного компонента при изучении темы "Нефть"
статья по химии (10 класс)

В статье помещены теоретические и практические рекомендации по использованию историко - научного компонента при изучении темы "Нефть" на уроках химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация историко - научного компонента при изучении темы "Нефть"

I Химия непосредственно связана с историей, потому что химия, как наука формировалась ни одно тысячелетие. Любое открытие, явление имеет свою дату, своего ученого.

Цель любого учителя – привить если не любовь, то  интерес и уважение к своему предмету.

Опыт показывает целесообразность внедрения исторического материала в курс химии. Учить на исторических примерах мы должны , чтобы учащиеся   научились отвечать не только на вопросы, задаваемые учителем, но на те, которые ставит жизнь. Проблемно-исторический подход способствует развитию творческого потенциала учащихся. Важнейшими задачами воспитания активной личности при обучении химии являются формирование личностной и социальной ответственности за принимаемые решения, развитие самостоятельности, толерантности, способности к успешной адаптации в обществе. Формирование социальной активности школьников на основе интеграции историко-химических знаний позволяет решать не только задачи воспитания, но и дидактические задачи химии.

Особенно важно вводить исторические сведения на первом этапе обучения химии. Они формируют интерес к предмету, пробуждают любознательность, а это в свою очередь способствует развитию познавательной потребности, мотивации изучения предмета.

Анализ школьных учебников показал, что исторический материал содержится там в небольшом объеме, печатается в виде сносок, краткой исторической информации в параграфах. Есть портреты ученых и очень краткая биографическая справка , приведены некоторые цитаты.

 Существует множество способов как преподнести  информацию:

1)историческая справка учителя или учеников (исторические сведения о химических производствах, сведения о становлении и развитии химических теории);

2)  описание исторического эксперимента;

3) сообщения учащихся;

4)исторические дискуссии;

5)проблемные ситуации с использованием исторического материала, разрешение которых требует использования предметных знаний и жизненного опыта учащихся;

6) индивидуальные и групповые задания с использованием историко-химического содержания

7) задачи, составленные на основе исторического материала.

8) высказывания учёных-химиков, носящие воспитательное значение.

9) занимательные сведения из жизни и творчества выдающихся учёных-химиков.

II Хочу поделиться опытом включения историко - научного компонента при изучении темы "Нефть". Используя  статьи в периодической печати, интернет - ресурсы , научные издания я подготовила подборку материалов об истории открытия и использования нефти.

Как это ни удивительно, нефть, которую стали добывать промышленным способом только в середине 19 века, сопровождает человечество с древнейших времен. Люди уже давно обратили внимание на черную жидкость, сочившуюся из-под земли. Есть данные, что уже 6500 лет назад люди, жившие на территории современного Ирака, добавляли нефть в строительный и цементирующий материал при строительстве домов, чтобы защитить свои жилища от проникновения влаги. Древние египтяне собирали нефть с поверхности воды и использовали ее в строительстве и для освещения. Нефть также использовалась для герметизации лодок и как составная часть мумифицирующего вещества.

 Возможно, миф о Прометее, который принес людям небесный огонь, зародился благодаря открытию нефтяных источников на Кавказе – именно в горах Кавказа нес наказание благодетель человечества.

Греческий огонь

Нефть и война идут рядом уже не одно тысячелетие». Ещё задолго до нашей эры древние греки взяли на вооружение нефть-сырец. А Византийцы создали с помощью нефти супероружие раннего средневековья – «греческий огонь». Поскольку нефть имеет свойство не гаснуть даже на поверхности воды, это оружие устрашало врага, его так и назвали – “греческий огонь”.». Рецепт его держали в большом секрете, но впоследствии стало известно, что в число ингредиентов входили нефть, сера и селитра  Сосуд со смесью привязывали к метательному копью, которое запускалось огромной пращой. С быстротой молнии и страшным грохотом огненный снаряд летел к цели. Вода не могла погасить распространявшееся во все стороны пламя, поэтому современники полагали, что войско, вооруженное «греческим огнем», победить невозможно.

Интересно, что поражение русского князя Игоря в борьбе с половцами можно объяснить тем, что в распоряжении хана Кончака было это секретное оружие. По мнению историка В. Н. Татищева, у половцев был огромный снаряд для метания огня, благодаря которому они и победили в битве с Игорем в 1184 году. Для составления горючей смеси они использовали нефть из источников Керчи или Тамани.

Добыча нефти в Китае

Не везде нефть собирали только с поверхности. В Китае более 2000 лет назад при помощи стволов бамбука с металлическим наконечником бурили небольшие скважины. Изначально скважины предназначались для добычи соленой воды, из которой извлекалась соль. Но при бурении на большую глубину из скважин добывали нефть и газ. Неизвестно нашла ли нефть применение в древнем Китае, известно только, что газ поджигали для выпаривания воды и извлечения соли.

Керосин

Еще в 1846 году канадский химик Абрахам Геснер придумал, как получать керосин из угля. Но нефть позволяла получать более дешевый керосин и в гораздо большем количестве. Растущий спрос на керосин, использовавшийся для освещения, породил спрос на исходный материал. Так было положено начало нефтедобывающей промышленности.

Первая скважина

По данным некоторых источников первая в мире нефтяная скважина была пробурена в 1847 году в районе города Баку на берегу Каспийского моря. Вскоре после этого в Баку, входящем в то время в состав Российской империи, было пробурено столько нефтяных скважин, что его стали называть Черный город.

Происхождение нефти

Вопрос происхождения нефти – это не абстрактная научная проблема Он важен для всех нас. Около шести десятилетий назад английский геолог С. Пауэрс сказал: «Ко времени, когда из земли будет извлечен последний баррель нефти, еще не будет создана гипотеза ее образования.  Если в недрах земли до сих пор идет органический синтез, есть надежда на открытие все новых и новых залежей нефти.( вода просачивается вниз по трещинам, рассекающим земную кору. Встречаясь в недрах с карбидами железа, вода вступает с ними в реакцию под действием высоких температур и давления. В результате этой реакции образуются оксиды железа и углеводороды, например этан. ) Если же она имеет исключительно органическое происхождение, перспективы неутешительны. ( нефть формировалась из остатков живых организмов – по большей части планктона. Остатки накапливались на дне водных бассейнов, затем уплотнялись и обезвоживались. В условиях ограниченного доступа кислорода в них протекали различные биохимические процессы. Пласт остатков затем опускался на глубину, где в условиях высокой температуры и давления происходило нефтеобразование) Считается, что при сохранении текущего уровня потребления и при добыче нефти из легкодоступных источников она закончится уже во второй половине этого столетия. Однако с развитием технологий нефть будет можно добывать там, откуда раньше ее просто нельзя было извлечь – например, из природных битумов, запасы которых составляют 600 млрд тонн, что более чем в четыре раза превышает доказанные традиционные запасы нефти.

Нефтяные войны

Первыми жертвами нефтяных войн стали народы Америки – индейцы (первая нефть была добыта в Северной Америке в 1682 г.), изгнанные колонистами с плодородных земель в пустыни и полупустыни Америки. Они были истреблены нефтяными королями в течение очень короткого времени, велась охота за скальпами индейцев.

С открытием промышленного способа переработки нефти, нефтяной бизнес получил новый импульс, и практически весь ХХ век и начало XXI прошли под знаком борьбы за нефтяные месторождения и нефтяные рынки сбыта. Приведем наиболее яркие примеры войны за нефть: Гражданская война 1917-1920 гг. в России на южных её рубежах; Сталинградская операция в годы Великой Отечественной войны, когда Адольф Гитлер главной задачей считал отрезать промышленные города России от нефти Каспия; Ирано-Иракская война, унесшая около миллиона человеческих жизней; Ирако-Кувейтская война, в которой Садам Хусейн напрямую задел интересы американских нефтяных компаний.

Последняя нефтяная война еще не закончена. Пока не найдена альтернатива нефти, международные и локальные конфликты неизбежны.

Далее привожу хронологию истории нефти и её использования.

Около  3 тысяч лет до н.э. Египтяне нашли нефти еще одно удивительное применение – они  применяли ее для бальзамирования.

700-500 гг. до н. э. В Вавилоне битум использовали как водонепроницаемое вещество при создании «висячих садов» Семирамиды - одного из семи чудес света, а также туннеля длиной 1 км под р. Евфрат.

330 г. до н.э. Когда войска Александра Македонского дошли до Каспийского моря, то они обнаружили, что в отличие от древних Египта, Рима и Греции, где светильники заправлялись оливковым маслом, местные жители использовали для этого нефть.

7 век н. э. Изобретено супероружие того времени - "греческий огонь", который нельзя было затушить ни водой, ни песком.

347 год н. э. Древние египтяне собирали нефть с поверхности воды. В Китае впервые пробурили скважины в земле для получения нефти. В качестве труб использовались полые стволы бамбука.

1264 год Итальянский путешественник Марко Поло, проезжавший по территории современного Азербайджана, сообщил, что местные жители собирали нефть, просачивающуюся из земли. Примерно в это же время отмечено начало торговли нефтью.

1846 – 1858 год  В 1846 году канадский геолог Абрахам Геснер впервые получил керосин.  В 1857 году была изобретена керосиновая лампа. 

1859 год  Начало нефтедобычи в США. Первая скважина (глубиной 21 метр) пробурена в штате Пенсильвания. Она позволяла добывать 15 баррелей нефти в день.

1862 год Появление новой единицы объема, которой измерялось количество нефти -"баррель" /barrel/"бочка". Баррель нефти равен 42 галлонам (в одном галлоне примерно 4 литра).

1867 год  Аляска была продана Соединённым Штатам за  сумму чуть больше 100 миллионов долларов в пересчёте на сегодняшний день. Через 30 лет после продажи там открыли месторождения золота и началась знаменитая «золотая лихорадка».В 20 веке были открыты и крупные месторождения нефти и газа с общими запасами на сумму в 100—180 миллиардов долларов.

1877 – 1878 года     1877 год. Россия впервые в мире начинает использовать танкеры для доставки нефти из бакинских месторождений в Астрахань.

 1878 год. Американский изобретатель Томас Эдисон изобрел электрическую лампочку. Массовая электрофикация городов и снижение потребления керосина на короткое время ввергло мировую нефтяную промышленность в состояние депрессии.

1891 год  Знаменитый инженер, автор телебашни на Шаболовке В. Г. Шухов внес огромный вклад в развитие нефтяной промышленности. Он не только построил первый в России нефтепровод и танкер, но и создал первую в мире установку термического крекинга нефти. Другими словами он изобрел промышленный процесс получения автомобильного бензина.

1924 год  В фельетоне М.Е.Кольцова «Всё в порядке» (газета «Правда», 1924 год, 22 апр.) рассказывалось о крупной афере, раскрытой при передаче концессии на эксплуатацию нефти в Калифорнии. В афере были замешаны самые высокопоставленные чиновники США. Здесь же было впервые употреблено выражение: «дело пахнет керосином».

1960 год  В Багдаде (Ирак) образована Организация Государств-Экспортеров Нефти (ОПЕК) /OPEC/ Ее основателями стали Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. Сегодня в состав ОПЕК входят 11 стран.

Не без гордости хочу отметить, что урок "Нефть, её состав и использование " с применением историко - научного компонента всегда проходит ярко и вызывает живой интерес у учащихся.

III Подводя итог можно сделать следующие выводы:

 1)Использовании историко - научного компонента при изучении  химии успешно позволяют  повышать интерес к химии и развивать мотивацию её изучения;

2)расширять объем опорных знаний, необходимых для понимания и осознанного усвоения программного материала;

3)активизировать мыслительные процессы у учащихся;

4)формировать у учащихся целостное представление об окружающем мире, использовать полученные теоретические знания на практике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Реализация историко-научного компонента при изучении темы «Нефть» на уроках химии» Шувалова Елена Борисовна, учитель химии ГБОУ СОШ №339 Невского района СПб

Слайд 2

Нефть часто называют “черным золотом”. В глубокой древности славяне называли ее ропанкой, греки – петролеумом. Считается, что современное название – нефть – родилось от арабского “нафта” – вытекать. Одна из ранних теорий происхождения нефти предполагала, что эта черная субстанция – не что иное, как... моча китов, оседающая на дне океанов и затем по подземным каналам проникающая в земные недра. Нефть

Слайд 3

ИСТОРИЯ НЕФТИ Примерно за 6 тысяч лет до нашей эры Шумеры, жившие в междуречье Тигра и Евфрата, встретились с удивительным веществом, выступившем на поверхность земли в виде вязкой массы, похожей на смолу. Это был нефтяной битум. Битум добавляли в смесь из глины, песка и гравия, из которой делали кирпичи. Им же укрепляли кладку, и получившиеся стены оказывались чрезвычайно прочными.

Слайд 4

Битумом покрывали дороги, укрепляли берега искусственных водоемов. Кроме того, им обмазывали лодки и посуду, обеспечивая таким образом водонепроницаемость.

Слайд 5

Битумными мазями лечили чесотку и нарывы, а длительными “ваннами” в нефтяных лужах пытались избавиться от боли в суставах, при болезнях желудка жевали пилюли из нефтяного битума. Считалось, что белая нефть излечивает от простудных заболеваний, а черная - от кашля.

Слайд 6

Около 3 тысяч лет до н.э. Египтяне нашли нефти еще одно удивительное применение – они применяли ее для бальзамирования.

Слайд 7

700-500 гг. до н. э. В Вавилоне битум использовали как водонепроницаемое вещество при создании «висячих садов» Семирамиды - одного из семи чудес света, а также туннеля длиной 1 км под р. Евфрат.

Слайд 8

330 г. до н.э. Когда войска Александра Македонского дошли до Каспийского моря, то они обнаружили, что в отличие от древних Египта, Рима и Греции, где светильники заправлялись оливковым маслом, местные жители использовали для этого нефть.

Слайд 9

Изобретено супероружие того времени - "греческий огонь", который нельзя было затушить ни водой, ни песком . 7 век н. э.

Слайд 10

Древние египтяне собирали нефть с поверхности воды. В Китае впервые пробурили скважины в земле для получения нефти. В качестве труб использовались полые стволы бамбука. 347 год н. э.

Слайд 11

1264 ГОД Итальянский путешественник Марко Поло, проезжавший по территории современного Азербайджана, сообщил, что местные жители собирали нефть, просачивающуюся из земли. Примерно в это же время отмечено начало торговли нефтью. « Если нефть королева, то Баку ее трон. » Уинстон Черчилль

Слайд 12

1846 – 1858 ГОД В 1846 году канадский геолог Абрахам Геснер впервые получил керосин. В 1857 году была изобретена керосиновая лампа.

Слайд 13

1859 ГОД Начало нефтедобычи в США. Первая скважина (глубиной 21 метр) пробурена в штате Пенсильвания. Она позволяла добывать 15 баррелей нефти в день.

Слайд 14

1862 ГОД Появление новой единицы объема, которой измерялось количество нефти -"баррель" /barrel/"бочка". Баррель нефти равен 42 галлонам (в одном галлоне примерно 4 литра). .

Слайд 15

1867 ГОД Аляска была продана Соединённым Штатам за сумму чуть больше 100 миллионов долларов в пересчёте на сегодняшний день. Через 30 лет после продажи там открыли месторождения золота и началась знаменитая «золотая лихорадка». В 20 веке были открыты и крупные месторождения нефти и газа с общими запасами на сумму в 100—180 миллиардов долларов .

Слайд 16

1877 – 1878 ГОД 1877 год. Россия впервые в мире начинает использовать танкеры для доставки нефти из бакинских месторождений в Астрахань. 1878 год. Американский изобретатель Томас Эдисон изобрел электрическую лампочку. Массовая электрофикация городов и снижение потребления керосина на короткое время ввергло мировую нефтяную промышленность в состояние депрессии.

Слайд 17

1891 год Знаменитый инженер, автор телебашни на Шаболовке В. Г. Шухов внес огромный вклад в развитие нефтяной промышленности. Он не только построил первый в России нефтепровод и танкер, но и создал первую в мире установку термического крекинга нефти. Другими словами он изобрел промышленный процесс получения автомобильного бензина .

Слайд 18

1924 ГОД В фельетоне М.Е.Кольцова «Всё в порядке» (газета «Правда», 1924 год, 22 апр.) рассказывалось о крупной афере, раскрытой при передаче концессии на эксплуатацию нефти в Калифорнии. В афере были замешаны самые высокопоставленные чиновники США. Здесь же было впервые употреблено выражение: «дело пахнет керосином».

Слайд 19

1960 ГОД В Багдаде (Ирак) образована Организация Государств-Экспортеров Нефти (ОПЕК) /OPEC/ Ее основателями стали Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. Сегодня в состав ОПЕК входят 11 стран.

Слайд 20

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ Российские исследователи считают, что первое в России и в мире предприятие по переработке нефти построили в 1745 году на реке Ухта братья Чумеловы. На нем делали осветительный керосин и смазочные масла. На Западе, однако, полагают, что первым в мире перегонкой нефти на промышленной основе занялся Игнасий Лукашевич, работавший в 1854-56 годах рядом с городом Ясло в Австро-Венгерской империи (территория современной Польши).

Слайд 21

До появления трубопроводов нефть разливали в бурдюки и бочки и везли на лошадях. Этот способ был очень дорог. Так, в 1877 году пуд (около 16 кг) нефти на апшеронских промыслах стоил 3 копейки, а доставка на расстояние 12 км к нефтеперерабатывающим заводам обходилась в 20 копеек. Танкеры являются самыми крупными судами в мире. Титул самого большого корабля на планете принадлежит норвежскому супертанкеру «Knock Nevis». Его длина – 458 м, ширина – 69 м, дедвейт – 564 763 тонны. Гигант был построен в 1979-1981 годах. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Слайд 22

Всего одна капля нефти делает непригодным для питья 25 литров воды Оригинальный способ очистки вод от нефти предложили шведские и английские ученые. Они решили использовать старые газеты, куски обертки и прочие бумажные обрезки, нарезанные на тонкие полосы длинной 3 мм. Брошенные в воду кусочки бумаги способны впитать количество нефти, вес которой в 28 раз превышает их собственный. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Слайд 23

МИРОВЫЕ ЗАПАСЫ НЕФТИ

Слайд 24

МИРОВЫЕ ЗАПАСЫ НЕФТИ

Слайд 25

Бертран Рассел, английский философ, математик, общественный деятель Во всей Вселенной пахнет нефтью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация историко-географического подхода в процессе изучения географии России

В современной кризисной ситуации, охватившей все сферы общественной жизни, необходимо восстановление утраченной духовности. Гуманизация школьной географии требует поиска новых направлений и в содержан...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-НАУЧНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья использовалась на Первых муниципальтных методических чтениях среди учителей математики и информатики образовательных учреждений, посвященных Т.Ф. Осиповскому "педагогический стиль и ценн...

Реализация историко- культурологического подхода при изучении истории в 6 классе

ИКП - предполагает формирование бережного отношения к культурному наследию, ценностного отношения к памятникам истории и культуры  нашей страны...

Реализация историко-научного компонента при организации внеурочной деятельности по физике

Анализ применения на уроках исторического материала позволяет сделать вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, усиливают творческую активность, развивают математические способнос...

Реализация этнорегионального компонента при изучении курса МХК

Наше общество нуждается в национальной системе личностного развития интеллектуально-одаренных людей, обладающих такими качествами, как инициативность, толерантность, творческое мышление. Поэтому основ...

Реализация этнорегионального компонента при изучении курса МХК

Тема: «Этнокультурный компонент как основа формирования интереса к изучению курса Искусства и МХК».Фрагмент уроков МХК, 11 класс,2 полугодие, тема «Изобразительное искусство реализма...

Формирование содержания историко-научного компонента естественнонаучного образования с позиции системного анализа феномена развития науки.

Историко-научное знание - это сведения обосновных этапах развития науки,  оно способствует гуманизации образования,реализации целей обучения и воспитания, формированию у учащихся навыков рационал...