Программа внеурочной деятельности "Чудеса в пробирке"_7 класс
рабочая программа по химии (7 класс)

Галич Ирина Викторовна

Программа внеурочной деятельности "Чудеса в пробирке"_7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_chudesa_v_probirke_7_kl.docx44.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Причулымская средняя школа»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета                                          протокол №_________                                                                                                                                                        от «_____»  ________ 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

_____________Т.С. Дмитриева

«_____»  _________  2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Причулымская СШ» ________________ С.А. Петрова

Приказ № ________

«_____»  _________  2021 г.

Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности

«Чудеса в пробирке»

Направление развития личности обучающихся      естественнонаучная

Уровень образования основное общее образование, 7 класс

Учитель     Галич Ирина Викторовна, первая квалификационная категория

п. Причулымский

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса в пробирке» для учащихся 7 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.
  • Основная образовательная программы основного общего образования Лицея №25 – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области.
  • Положение о рабочей программе внеурочной деятельности педагога МКОУ «Причулымская СШ»
  • Программы курса химии для 7 класса авторов О.С. Габриеляна, Г.А. Шипарева (Химия. 7-9 классы: Рабочие программы / сост. Т.Д. Гамбурцева. – М.: Дрофа, 2015 г.)

Цели  программы:

-  Формирование естественно - научного мировоззрения школьников.

-  Ознакомление с объектами и явлениями материального мира.

-  Расширение кругозора,  использование различных методов познания природы.

-  Формирование проектно – исследовательских компетенций обучающихся.

Задачами  программы  являются следующие:

1. Сформировать устойчивый познавательный интерес к  предмету химии:

  • подготовить учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе;
  • развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • формировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
  • формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

2.  Развивать исследовательские и творческие способности учащихся:

  • формировать умение  выполнять и грамотно оформлять исследовательскую работу;
  • формулировать цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу, выделять проблему, объект и предмет исследования, составлять план действий и корректировать его;
  • делать выводы и заключения, анализируя проделанную работу.

3. Формировать информационно-коммуникационную грамотность:

  • развивать  умения самостоятельно искать, отбирать, анализировать, представлять, передавать информацию, используя современные информационные технологии;
  • совершенствовать технические умения и навыки работы с программами по созданию тестовых и графических объектов, документов, презентаций, фильмов.

4. Воспитывать экологическую грамотность:

  • формировать умения прогнозировать возможные последствия деятельности человека для достижения безопасности,  как собственной жизнедеятельности, так и безопасности окружающей среды;
  • формировать умения обеспечить личную экологическую безопасность, делая правильный выбор среди огромного  количества новых химически синтезированных веществ, а так же оценивать  рекламу, содержащую подчас ложные сведения для потребителя или  противоречащую основным законам естественно - научных дисциплин.

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством  О.С. Габриеляна и учебника «Химия. Вводный курс. 7 класс» //  Химия. Вводный курс. 7 класс
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К.  7-е изд., стер. - М.: 2013. - 160 с. //

Рабочая программа внеурочной деятельности  для 7 класса предусматривает изучение предмета в объёме 17  часов в полугодие, 1 час в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на 17 часов.

           

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Системно – деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает:

 - определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, поэтому стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся не только предметным, а в первую очередь личностным и метапредметным.

        Метапредметные результаты  представляют собой  освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями. Личностные результаты представляют собой освоенные  личностные УУД.

Освоение программы обучающимися позволит получить следующие результаты:

- В сфере развития личностных универсальных учебных действий создать условия для формирования:

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений);

• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-

познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления

профильного образования.

- В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий программа способствует:

• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной

компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения.

- Приоритетное внимание уделяется познавательным универсальным учебным действиям:

• практическому освоению обучающимися основ проектно - исследовательской деятельности;

• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

- В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

- В сфере развития планируемых воспитательных результатов курса:

Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний и представлений о химических технологиях, о значение химии в современном мире, различных техниках и видах искусства, использующих достижения химии, понимания их социальной значимости в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), уважения к духовно-нравственным ценностям в процессе комплексного освоения программы,  осмысленного понимания роли и значения культуры в жизни народа, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему   социальной среде.

Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, развитие творческого потенциала личности в процессе исследования и реализации творческих проектов – исследовательской работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников   проходит через участие их в беседах по разным темам, участие в научно – исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ, реализацию исследовательских проектов.

Формирование УУД выступает как цель образовательного процесса, а их сформированность определяет его эффективность.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 1. Химия в центре естествознания (7 часов)

Химия как часть естествознания. Предмет химии. Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.

Моделирование. Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).

Химические знаки и формулы. Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.

Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Агрегатные состояния веществ. Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.

Химия и география. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы.

Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Демонстрации

  • Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение».
  • Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.
  • Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток.
  • Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.
  • Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.
  • Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них.
  • Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).
  • Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк).
  • Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

Демонстрационные эксперименты

  • Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.
  • Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.
  • «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.
  • Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.

Лабораторные опыты

  • Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии.
  • Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.
  • Диффузия перманганата калия в желатине.
  • Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.
  • Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.
  • Определение содержания воды в растении.
  • Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.
  • Обнаружение крахмала в пшеничной муке.
  • Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных соках).
  • Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду.
  • Обнаружение известковой воды среди различных веществ.

Домашние опыты

  • Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина.
  • Диффузия сахара в воде.
  • Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой.
  • Обнаружение крахмала в продуктах питания; яблоках.

Практическая работа № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.

Практическая работа № 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

Глава 2. Математика в химии (3 часа)

Относительные атомная и молекулярная массы. Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.

Массовая доля элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для двухчасового изучения курса).

Чистые вещества и смеси. Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства).

Объемная доля газа в смеси. Определение объемной доли газа в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и наоборот.

Массовая доля вещества в растворе. Массовая доля вещества в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.

Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси  в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

Демонстрации

  • Коллекция различных видов мрамора и изделий из него.
  • Смесь речного и сахарного песка и их разделение.
  • Коллекция нефти и нефтепродуктов.
  • Коллекция бытовых смесей.
  • Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа.
  • Коллекция «Минералы и горные породы».

Домашние опыты

  • Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей.

Глава 3. Явления, происходящие с веществами (5 часов)

Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза.

Дистилляция, или перегонка. Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.

Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.

Признаки химических реакций. Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение и ни поглощение теплоты.

Демонстрации

  • Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом.
  • Респираторные маски и марлевые повязки.
  • Противогаз и его устройство.
  • Коллекция «Нефть и нефтепродукты».

Демонстрационные эксперименты

  • Разделение смеси порошка серы и железных опилок.
  • Разделение смеси порошка серы и песка.
  • Разделение смеси воды и растительного масла с помощью целительной воронки.
  • Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей.
  • Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.
  • Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.
  • Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.
  • Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор — диоксид марганца (IV)).
  • Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора.
  • Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата калия с раствором сульфита натрия.
  • Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.
  • Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия.
  • Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.

Лабораторные опыты

  • Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.
  • Изучение устройства зажигалки и пламени.

Домашние опыты

  • Разделение смеси сухого молока и речного песка.
  • Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация.
  • Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.
  • Растворение в воде таблетки аспирина УПСА.
  • Приготовление известковой воды и опыты с ней.
  • Изучение состава СМС.

Практическая работа № 3. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).

Глава 4. Рассказы по химии (2  часа)

Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученые-химики».

Конкурс сообщений учащихся. «Мое любимое химическое вещество» (открытие, получение и значение).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический  комплект  учителя:

1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80

2. Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.

3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010 -2013.

4.  Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 2010.

5.  Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64

6.  Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985

7. Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 15-26

8. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70

9. Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища". // Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 18-29

10. Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.

Учебно-методический  комплект  учащихся:

1. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.

2. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий  с решениями и ответами. М.: АРКТИ, 2000.

3. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.

4. Мультимедийный учебник «Химия. 8—9».

Учебно – методическое обеспечение:

1. Анкеты.

2. Методики выполнения практических работ.

3. Инструкционные карты по выполнению практических работ.

4. Оборудование и реактивы:

5. Технические средства обучения.

6. Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):

•        персональный компьютер;

•        интерактивная доска;

•        мультимедийный проектор;

•        колонки;

•        диски с занимательными опытами и обучающие мультфильмы по химии.

 Занятия проводятся в кабинете химии, снабженном вытяжным шкафом, мойкой с

горячей и холодной водой, аптечкой для оказания первой медицинской помощи.

Дополнительная литература:

1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80

2. Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.

3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010 -2013.

4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 2010.

5 Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64

6.Григорьев Д.В., Степанов П.Н. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2013

7.Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985

8.Добротин Д.Ю. Настоящая химия для мальчиков и девочек.- М: Интеллект-Центр, 2009

9.Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 15-26

10.Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей.- М: Белый город, 2009

11.Ольгин О.М. Опыты без взрывов. – Химия, 1986

12.Мойе Стивен У. Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми веществами. – АСТ, 2007

13. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70

14. Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища". // Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 18-29

15.Штемплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1996

16. Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.

17.Твои первые научные опыты.- М: Литерра, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности для 1-4 классов " Корригирующая гимнастика"

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательног...

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

Программа внеурочной деятельности "Создаём игры", 5 класс

Программа «Создаём игры» разработана на основе авторской программы « Создаём игры вместе» Чепасова П.А. для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности . в рамках ФГО...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов общекультурного направления «Декоративное творчество»

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овл...

Программа внеурочной деятельности "Инфознайка" 2 - 3 класс

Программа "Инфознайка" рассчитана на детей младшего школьного школьного возраста, то есть для учащихся 2 - 3 классов. Занятия проводятся по группам, по 1 часу в неделю. Занятия проводятся в нетрадицио...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...