Программа внеурочной деятельности "Инфознайка" 2 - 3 класс
рабочая программа (информатика и икт) по теме
Программа "Инфознайка" рассчитана на детей младшего школьного школьного возраста, то есть для учащихся 2 - 3 классов. Занятия проводятся по группам, по 1 часу в неделю. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных дидактических игр. По окончании обучения учащиеся должны продемонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютер и применять их в практической деятельности и в повседневной жизни, уметь самостоятельно осуществлять творческие проекты в текстовом редакторе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеурочная деятельность | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
На заседании м/о
рассмотрено и рекомендовано
для утверждения «Утверждаю»
Председатель м/о _______ Плотникова Е.М. Директор ГБОУ СОШ №10
«___» __________ 20 ____ г. ______________ (Пылёва Н.В.)
Программа
внеурочной деятельности
«Инфознайка»
2 – 3 класс
Педагог:
Сарбаева Любовь Владимировна
Чапаевск
2-13 – 2014 учебный год
Содержание
Введение… 1 - 2
Пояснительная записка 2
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1.1.Цели и задачи программы 2 - 3
1.2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины 3 - 4
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Тематический план 4 - 6
Раздел 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации
программы 6
3.2. Рекомендуемая литература 7 - 8
Актуальность
Актуальность данной программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению предмета информатики, стремиться развивать свои информационно – коммуникационные компетенции.
Пояснительная записка
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания.
Внеурочная деятельность по предмету Информатика может помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.
Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.
Характеристика программы
Программа «Инфознайка» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся 2-3 классов.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором 16 учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя.
Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз, для рук. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных дидактических игр.
Срок освоения программы – 1 год.
Объем курса – 34 часа.
Ожидаемый результат:
- По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
- Умение самостоятельно осуществлять творческие проекты в текстовом редакторе.
- Создание банка данных детских работ (статей, рисунков) для использования в учебно-воспитательном процессе.
- Совершенствование материально-технической базы.
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Цели и задачи программы
Цель программы:
формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).
Задачи программы:
- Дать школьникам представления о современном информационном обществе, о значении информации в жизни человека.
- Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации.
- Формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс).
- Дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.
- Обучить учащихся пользоваться программой для работы с числовой, текстовой и графической информацией.
- Ознакомить учащихся с работой на интерактивной доске.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
- Приобщить детей к проектно-творческой деятельности.
- Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету информатика.
- Организовать досуг учащихся в свободное от учёбы время.
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
должны знать:
- правила техники безопасности;
- основные устройства ПК;
- правила работы за компьютером;
- виды информации и действия с ней;
- назначение и возможности графического редактора PAINT;
- возможности текстового редактора WORD;
- возможности интерактивной доски;
должны уметь:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- включать, выключать компьютер;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
- свободно набирать информацию на русском и английском регистре;
- запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
- работать с программами Word, Paint, Калькулятор;
- уметь самостоятельно создавать и защищать творческие мини-проекты.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины
1 год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | ||
Всего | Тео рия | Прак тика | ||
1 | Введение. Правила поведения в компьютерном классе. Правила техники безопасности | 1 | 1 | |
Информация вокруг нас | ||||
2 | Человек и информация. Виды информации. Программно-методический комплекс «Мир информатики» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Роль информации в жизни человека. Обучающая игра «Мир информатики» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Кодирование информации. Работа на интерактивной доске | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Способы передачи, обработки и хранения информации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Знакомство с компьютером. | ||||
6 | Роль компьютера в жизни человека. Презентация «Компьютер в жизни человека» | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Основные устройства компьютера. Их назначение. Работа на интерактивной доске | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Правила работы за компьютером | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Наш помощник - клавиатура. Назначение основных клавиш. Программа «Клавиатурный тренажёр» | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Управляем мышью. Программно – методический комплекс «Мир информатики» | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Знакомимся с операционной системой | 1 | 1 | 1 |
12 | Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Понятия: файл, папка, окно, ярлык | 1 | 0.5 | 0,5 |
Учимся рисовать | ||||
13 | Графический редактор Paint. Назначение, возможности. Панель опций, панель инструментов | 1 | 0,5 | 0,5 |
14,15 | Графический редактор Paint. Разработка и редактирование изображения. | 2 | 1 | 1 |
16,17 | Графический редактор Paint. Создание рисунков | 2 | 1 | 1 |
18 | Программно-методический комплекс «Мир информатики» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Создаем текст | ||||
19 | Знакомство с программой WORD | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Ввод числовой и текстовой информации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Набор и редактирование текста. | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Набор и редактирование текста. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Использование фигурного текста | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Вставка рисунков в текст | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Оформление текста-объявления, текста поздравительной открытки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Считаем на компьютере | ||||
26 | Число как средство представления информации времени, даты, разные форматы записи. Устанавливаем на компьютере дату и время | 1 | 0.5 | 0.5 |
27 | Помощники человека при счёте: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Работа в программе Калькулятор | 1 | 0.5 | 0,5 |
29 | Решение задач Международной игры –конкурса «Инфознайка» | 1 | 1 | |
Компьютер как игровое устройство | ||||
30 | Логическая игра «Учимся думать» | 1 | 0.5 | 0,5 |
31 | Развивающая игра «Приключения на планете чисел» | 1 | 0.5 | 0,5 |
32 | Образовательная игра «Незнайкина грамота» | 1 | 0.5 | 0,5 |
33 | Обучающая игра «Приключения на планете чисел» | 1 | 0.5 | 0,5 |
34 | Программно – методический комплекс «Мир информатики» | 1 | 0.5 | 0,5 |
Итого | 34 |
РАЗДЕЛ 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации
программы.
Программы – Microsoft Windows, MS Word, Paint, Калькулятор.
Технические средства - мультимедийный проектор, компьютеры, внешние носители информации, Интернет, цифровой фотоаппарат, интерактивная доска.
3.2 Рекомендуемая литература.
Основная литература
- Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.
- Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.
- Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. – с. 120-126.
- Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы// Начальная школа, 2005. - № 1. – с. 119-123.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – Москва, 2004
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004. - № 9,10.
- Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989
Дополнительная и справочная литература
1. Максимова Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании
пропедевтического курса информатики// Информатика и образование. – М. 2008. № 12 С. 25-27.
2. Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. -М.2008. № 1.С.56-58
Литература для обучающихся
- «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.
- Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий
- Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991
Медиа - ресурсы
- CD - диск «Приключения на планете чисел». Игры для детей от компании «Бука»
- CD - диск «Незнайкина грамота» - сборник образовательных игр для детей
- CD - диск «Учимся думать» - сборник занимательных игр.
- CD - диск «Клавиатурный тренажёр «Бомбина»».
- CD - диск «Мир информатики» -программно - методический комплекс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
Cтатья "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку для 5 класса"
В данной статье, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку, описаны технологии использования межпредметных связей на уроках китайского языка....