"В гостях у химии"
методическая разработка

Усанкина Наталья Алексеевна

Развитию регулятивных УУД способствует использование в учебном процессе заданий, которые наделяют обучающихся функциями организации их выполнения: планирование этапов выполнения работы, отслеживание продвижения в подготовке к мероприятию, соблюдения графика подготовки и предоставление материалов, поиска необходимых ресурсов, распределение обязанностей и контроля качества выполнения работы при минимализации контроля со стороны учителя.

Примерами такого задания является подготовка и проведение внеклассного мероприятия для младших школьников «В гостях у Химии» учащимися 11 класса в ходе предметной недели. Подготовка к мероприятию способствовало развитию коммуникативных УУД, умений и навыков получения необходимой информации из разнообразных источников; выступающих как  средство развития личности за счет формирования навыков культурного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_himii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В гостях у Химии.

Цель: пробудить интерес к химии у младших школьников, которые ее еще не изучают, и повысить учебную мотивацию у старшеклассников.

Материальное сопровождение:

1.Плакаты – оформление кабинета

2. Реактивы и оборудование далее в разработке в описании каждого опыта.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы познакомимся с новой для вас наукой – химией.

Учась в начальной школе, вы изучаете такой предмет как окружающий мир. Этот предмет знакомит вас с окружающей природой и явлениями. А в старших классах это будут уже отдельные предметы: география, биология, физика, химия. Химию вы начнете изучать только в 8 классе, а сегодня пройдет первое знакомство с миром веществ.

Химия – это волшебная наука, с ее помощью можно творить всевозможные чудеса. Давайте попробуем сделать это вместе. А помогут нам в этом учащиеся 11 класса.

Учитель:

Химия – предмет чудесный,

С ней вы встретитесь везде:

Дома, в школе, в море, в поле,

На воздушном корабле.

Пятно стереть – нужна пятноль,

От моли нужен – антимоль,

От насекомых – карбозоль.

Прическу сохранит нам лак,

Придаст ей блеск и аромат.

«Секунда» - вымоет стекло,

Хрусталь, посуду и окно.

Но и мы с вами можем сами провести некоторые эксперименты – сделаем чудеса своими руками.

Учитель:

Сапоги мои того,

Пропускают Н2О.

О каком веществе идет речь. Правильно, о воде. Сейчас продемонстрируем серию опытов на основе растворов.

Опыт: «Цветная капуста»

Оборудование и реактивы:

3 химических стакана, насыщенные растворы пищевых красителей, листья капусты, помещенные в стаканы накануне.

Листья примут цвет того красителя, в растворе которого помещены черенками.

На основе этого опыта можно объяснить, как происходит питание растений из почвенного раствора. Растения в течении своей жизни впитывают те вещества, которые растворены в почве. Поэтому важно подкармливание растений минеральными добавками.

Опыт: «Цветной взрыв в молоке»

Оборудование и реактивы:

Стеклянная химическая посуда, молоко, пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло.

Молоко налить в неглубокую химическую посуду, добавить в молоко по несколько капель крепкого раствора красителей разных цветов. Затем в центр добавить каплю жидкого мыла, разноцветные красители перемешаются.

Действие жидкого мыла за счет его свойств на капельки жидкостей (или жира): молекулы (частички мыла) проникают в центр капелек жира и растаскивают эту каплю в разные стороны. Жир растворяется.

Опыт: «Зубная паста для слона»

Оборудование и реактивы:

Уксусная кислота. сода, жидкое мыло, гуашь, поднос.

Все смешать в химической колбе на подносе. Смесь вспучится и польется через край на поднос.

При смешивание соды и уксусной кислоты, в результате реакции между ними, выделяется углекислый газ, который и вспучивает смесь, а гуашь – для придания цветового эффекта.

Опыт: «Надувание шарика уксусом и содой»

Оборудование и реактивы:

Сода пищевая, уксусная кислота, воронка, бутылочка из-под уксуса.

Необходимо насыпать через воронку в шарик примерно 2 столовые ложки соды пищевой. В бутылочке из-под уксуса  - 50 мл уксусной кислоты. Необходимо надеть шарик на бутылочку и незаметно высыпать соду. Шарик надуется газом, выделяющимся при реакции кислоты с содой.

Учитель:

На суку сидит сова

Выдыхает СО2.

О каком веществе идет речь? Правильно, об углекислом газе. Все животные,  растения и человек выдыхают углекислый газ. И в этом опыте углекислый газ надул шарик.

Опыт: «Невидимые чернила»

Оборудование и реактивы:

Мензурка, ватные палочки, тетрадный лист, спиртовка, молоко.

Дети пишут на листе бумаги слово ватной палочкой, смоченной в молоке и слегка отжатой. Необходимо лист бумаги нагревать, держа его над горящей спиртовкой достаточно низко, но не допуская возгорания. Буквы проявятся в результате реакции разрушения белка молока под действием нагревания.

Опыт: «Невидимые чернила»

Оборудование и реактивы: 

Раствор крахмала, тетрадный лист, ватная палочка, раствор йода.

Дети пишут на листе бумаги слово ватной палочкой, смоченной в растворе крахмала. Необходимо смазать лист сплошь водным раствором йода. Лист бумаги примет синее окрашивание, но буквы выделятся более насыщенным цветом.

Качественная реакция на крахмал. Йод обладает способностью окрашивать крахмал в синий цвет, и, наоборот, чтобы определить, содержится в каком-либо лекарственном средстве йод, необходимо добавить крахмал (раствор).

Опыт: Выращивание кристаллов

Оборудование и реактивы:

Заранее приготовленная фигурка из деревянных палочек, связанных ниткой, стеклянные стаканы, воронка, вода, соль, стеклянная палочка, простой карандаш, бинт, готовые кристаллы соли, сахара, медного купороса.

Учащиеся 11 класса демонстрируют заготовку опыта:

Необходимо подсыпать в воду соль и размешивать до тех пор, пока соль перестанет растворяться. Значит, раствор насыщенный.  Далее необходимо перелить солевой раствор в другой стакан через фильтр (кусочек бинта, сложенный несколько раз помещаем на воронку); и привязать ниткой деревянную фигурку к карандашу, затем опустить ее в раствор, таким образом, чтобы фигурка не касалась дна и стенок стакана, а карандаш поместить поперек стакана, чтобы он удерживал фигурку. В течение двух недель вырастет кристалл соли.

Продемонстрировать  кристалл соли.

Опыт: «Цветная фотография»

Раствор едкого натра, фенолфталеин, лист бумаги, ватная палочка, пульвезатор.

Заранее сделать рисунок смеющегося человечка раствором щелочи, чтобы подсох. В пульвезатор налить раствор фенолфталеина и сбрызнуть лист бумаги. Рисунок проявится розовым цветом.

Учитель:

Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее.

Мы сегодня открываем наше фотоателье.

Мы готовы приступить к непростой работе:

Моментально получить можем ваше фото.

Вот на этот чистый лист посмотри внимательно,

Веселее улыбнись. Это – обязательно.

Этот снимок проявить мы сумеем запросто.

Фотографию чуть сбрызнем мы из пульвезатора.

Приложение 7.

Опыт: Золотой гвоздь

Оборудование и реактивы:

Раствор медного купороса, раствор серной кислоты, химический стакан, железный гвоздь. Железный гвоздь поместить в пробирку с раствором медного купороса, подкисленный серной кислотой, для увеличения скорости реакции. За время демонстрации другого опыта железный гвоздь начнет покрываться слоем осаждаемой меди.

Учитель:

Все вода, вода, раствор…

Надоевший разговор.

У меня другие планы –

Разожжем-ка мы пламя.

Опыт: «Несгораемый шарик»

Оборудование и реактивы: 2 шарика, стакан воды, свеча, воронка.

Один шарик надуть, подержать над огнем, продемонстрировать детям, что шарик лопнет. Во второй шарик налить воды, надуть и подержать над свечой. Шарик не лопается, так как холодная вода компенсирует жар огня свечи.

Опыт: «Фараонова змея»

Оборудование и реактивы:

Спиртовка, спички, пинцет, таблетка бисептола.

Необходимо зажечь спиртовку, на сухой спирт пинцетом поместить таблетку бисептола, появившийся серый расплав подхватить пинцетом и вытянуть змейку до 15-20 см.

Углекислый газ, выделяющийся при горении органических веществ, вспучивает продукты горения.

Учитель:

Мы еще не то умеем.

Вот сейчас полезут змеи.

Страшные, кусачие.

От страха не заплачете?

Не боитесь? Ну смотрите.

Не все сразу, подождите.

Чтобы змеек рассмотреть,

Нужно хорошо прогреть.

Спирт горит и выделяет

Очень много теплоты.

Соду жаром разлагает

Он до углекислоты.

Он обугливает сахар –

Вот откуда чернота,

Пузырьками раздувает

Сахар углекислота.

Всем понятно? Ясно тут

Змеи отчего ползут.

Мы знакомы с чудесами,

Их умеем делать сами.

Интересные секреты скрыты в этом кабинете?

Жду вас  в следующем году.

Что вы скажете?   ПРИДУ.

Приходите, я вас жду.

В ходе мероприятия учитель является ведущим, учащиеся 11 класса демонстрируют опыты, которые следуют по сценарию.

Дети проявили огромный интерес к опытам «Невидимые чернила», каждому ученику была предоставлена возможность использовать «невидимые чернила», а учащиеся 11 класса прочитывали написанные ими слова.

В заключении мероприятия учащиеся 11 класса подарили всем детям их «портреты».

После мероприятия двое учащихся 3-4 классов проявили интерес к выращиванию кристаллов из соли и сахара. Для них  учащимися 11 класса был приготовлен подробный план процесса, оказана практическая помощь в приготовлении заготовки для выращивания кристаллов.

Используемые источники информации:

  1. Алхимик http://www.alhimik.ru/archNov7.html 
  2. Занимательная химия. В.В.Рюмин – 8-ое изд. испр., доп., перераб.:

Центрполиграф; Москва; 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях"

Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях" рассчитана для детей 6-летнего возраста и может быть использована для занятий с дошкольниками в детском саду...

«Прием гостей. Правила поведения в гостях».

Цель: развитие и формирование у воспитанников нравственных норм общения, навыков культурного поведения дома и в гостях. Задачи:- познакомить с правилами поведения в гостях и с гостями...

Занимательный урок по химии "В гостях у Шерлока Холмса и доктора Ватсона".

Занимательный урок  можно использовать при проведении недели естествознания для учеников 10 и 11 класса. Можно внести элемент соревнования, выяснив, кто является лучшим химиком школы....

Мастер - класс"В гостях у химии"

Виртуальная экскурсия в мир сказок и чудес...

Внеклассное мероприятие на английском языке в 3 классе. "В гостях у Кенги" (правила этикета и приема гостей).

Тема: «В гостях у мамы Кенги» (правила этикета приема гостей).Актуальность: основы этикета, навыки общения.Тип мероприятия: Костюмированное представление.Цель: Формирование у детей основ этикета.Задач...

«Прием гостей. Правила поведения в гостях».

Цель: развитие и формирование у воспитанников нравственных норм общения, навыков культурного поведения дома и в гостях. Задачи:- познакомить с правилами поведения в гостях и с гостями;  - да...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая

Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу.  Программа под названием «М...