Задания, развивающие естественно-научную грамотность на уроках химии
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Серикова Елена Алексеевна

Способствует развитию естественно-научной компетентности обучающихся в период реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno_obyasnyat_yavleniya.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Задания, развивающие естественнонаучную грамотность на уроках химии

             Научно объяснять явления:

Задание № 1.  Прочитайте отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей» А. Конан - Дойла и ответьте на следующие за ним вопросы. «...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я».

Вопрос 1. Фосфор бывает белый, красный и черный. О каком фосфоре идет речь в отрывке? Объясните, почему вы так считаете.

 Вопрос 2. В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Он не учел химических свойств фосфора и его соединений. Проанализируйте содержание отрывка. Почему описанное в нем явление маловероятно? Назовите не менее двух причин.

Задание № 2.Говорят, что дыма без огня не бывает, но у химиков возможно всё! Если смешать при комнатной температуре два бесцветных газа – аммиак (пары нашатырного спирта) и хлороводород (пары соляной кислоты), то сейчас же появится густой белый дым.

Вопрос - как можно объяснить это явление? Ответ поясните, написав уравнение реакции.

Задание № 3.  Это таинственное явление можно наблюдать по ночам на болот и кладбищах   – светящиеся огоньки. С давних времён они вселяли в людей страх и ужас. Считалось, что блуждающие огни заманивали заблудившихся людей в болотную трясину, где они погибали.

Вопрос - какое объяснение дает современная наука этому явлению?

           Интерпретировать научную информацию :

Задание № 1. Дан ряд формул, который составлен по определенному правилу. Догадайтесь, в чем состоит это правило, и допишите недостающие формулы.

а) Na2O, MgO, Al2O3, ..., ..., ..., ...;

б) BeO, MgO, CaO, ..., ... .

Задание № 2. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА   :                                                                РЕАГЕНТЫ :

А) ZnBr2 р-р                                                                                                                                          1) S, H2, H2O

Б) SО2                                                                                                    2) NaOH, O2, Ba(OH)2

В) Na                                                                                                                                                         3) AgNO3, KOH, Mg

Г) HCl                                                                                                   4) Ca, CaO, Hg

                                                                                                              5) Cu, KMnO4, NaOH

                  Проводить учебное исследование:

 Задание № 1.«В вашем распоряжении имеются – порошки железа и серы, вода, химические стаканы, шпатели, фильтровальная бумага, магнит. Подумайте и проведите серию простейших опытов, посредством которых можно ответить на вопрос: изменяться свойства веществ после смешивания или нет?

Задание № 2. С помощью качественных реакций определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы: хлорида аммония, хлорида бария, хлорида алюминия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие естественно-научной грамотности на уроках химии.

Для успешного формирования  естественно-научной грамотности на уроках химии учитель должен понимать, что такое функциональная грамотность, какие формы работы на уроках способствуют формированию и...

Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии.

Сформировать  естественно-научную грамотность на уроках химии у учащихся....

Примеры заданий по формированию естественно-научной грамотности на уроках химии

В работе представлены задания, которые помогут учителю на уроке, для формирования навыков естественно-научной грамотности...

Разработка ситуационной задачи по естественно-научной функциональной грамотности для урока биологии по теме "Разнообразие птиц"

Решение практико-ориентированных заданий по формированию естественно-научной грамотности...

Мои задачи на формирование и развитие естественно-научной грамотности на уроках химии

Мои задачи на формирование и развитие естественно-научной грамотности на уроках химии...

Эффективное использование заданий по формированию функциональной грамотности на уроках химии

Эффективное использование заданий по формированию функциональной грамотности на уроках химии...