Водород, его общая характеристика. Нахождение в природе. Соединения водорода
методическая разработка по химии (8 класс)

Ларюхина Ирина Евгеньевна

Урок химии в 8 классе с презентацией, приложениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx34.74 КБ
Файл vodorod.pptx1004.04 КБ
Файл prilozhenie_1_k_uroku_po_teme_vodorod.docx12.7 КБ
Файл prilozhenie_2.docx11.67 КБ
Файл otnositelnaya_plotnost_gazov.docx10.86 КБ
Файл isklyucheniya.docx12.09 КБ
Файл gidridy.docx10.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа п. Ручей

УКМО Иркутской области

Конкурс педагогического мастерства

«Лучшая разработка урока, мероприятия»

«Водород, его общая характеристика. Нахождение в природе. Соединения водорода.»

Комбинированный урок по предмету

«Химия»

                                                                            Составитель:

                                                                                И.Е. Ларюхина

                                                                                учитель химии

               

п. Ручей

Пояснительная записка

Данная тема изучается в разделе "Водород", по программе на изучение данного раздела отводится 5 часов. Это первый урок, на котором учащиеся получают знания о водороде, как химическом элементе. Знания, полученные на данном уроке, будут востребованы при изучении курса химии в 9-11 классах.

На уроке используются ИКТ, необходимость использования компьютерной презентации продиктована следующими причинами:

  • Возможность показа дополнительного иллюстративного материала.
  • Средство для обеспечения наглядности и уплотнения материала.
  • Организация самопроверки без затрат времени урока.
  • Более эффективная работа учащихся на уроке, что способствует формированию более прочных знаний по теме и предмету.
  • Организация разных видов деятельности учащихся.
  • Позволяет экономично расходовать время урока.

Урок начинается с организационного этапа, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Следующий этап – актуализация прежних знаний, на котором проверяются знания по теме «Кислород». На этапе изучение нового материала учащиеся выясняют: характеристику водорода, основываясь на его положение в периодической системе химических элементов; работая с учебников и используя иллюстративный материал  знакомятся с  нахождением водорода в природе,  делают выводы; далее происходит знакомство с основными соединениями водорода, рассматривают номенклатуру. На этапе закрепления учащимся предложена работа по вариантам, где они должны назвать соединения, используя номенклатуру и аргументировать свой ответ.

В результате изучения данной темы учащиеся должны знать: общую характеристику водорода, как химического элемента, где находится водород в природе, как называются основные его соединения. Уметь составлять химические формулы соединений водорода; называть, используя номенклатуру и правила, изученные ранее в теме «Первоначальные химические понятия».

Урок в 8 классе по теме: «Водород».

Тема: «Водород, его общая характеристика. Нахождение в природе. Соединения водорода».

Цель урока: познакомить учащихся с элементом водородом в свете ПСХЭ. Рассмотреть общую характеристику, нахождение в природе. Изучить основные соединения и правила номенклатуры.

Задачи урока:

  1. Сформировать знания обучающихся о водороде, как о химическом элементе. Познакомить с нахождением в природе, основными соединениями и номенклатурой. Ввести понятие относительная плотность газов.
  2. Развивать умение использовать химическую терминологию. Развивать трудолюбие. Умение работать в парах и делать выводы. Способности к самопроверке и самооценке. Продолжить развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды.
  3. Продолжить формирование всесторонне развитой личности, трудолюбия и любви к предмету.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесные, наглядные, использование ИКТ, проблемно-поисковые.

Оборудование: наглядный материал, презентация, проектор, дидактический материал.

Ход урока

  1. Организационный момент  Слайд 1

Предусматривает, чтобы обеспечить нормальную обстановку на уроке, создать эмоциональный настрой.

У – Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Желаю вам отличного настроения во время работы на уроке!

Чтобы стать настоящим химиком, надо знать, уметь и делать! И вот сегодня мы с вами станем на время настоящими химиками! Согласны?

 Посмотрите внимательно на слайд (на слайде: Урок химии в 8 классе на тему???). Тема урока нам пока незнакома, преодолев первый этап, показав свои знания по теме прошлых уроков, мы сможем узнать тему сегодняшнего урока. Слайд 1

  1. Актуализация прежних знаний

У – И так, с каким химическим элементом мы познакомились на прошлых уроках? (выслушиваю ответы обучающихся) Слайд 2

- Дайте характеристику кислорода, как химического элемента (один ученик отвечает у доски, опираясь на периодическую систему)

- Чем отличаются понятия «Кислород, как химический элемент» и «Кислород, как простое вещество»? (выслушиваю ответы обучающихся) 

Подпишите листочки с заданиями, у каждого на парте они находятся и выполним следующее задание, представленное на Слайде 3

Задание. В каком случае речь идет о кислороде, как о химическом элементе, а в каком, как о простом веществе?

  1. Кислород входит в состав воды
  2. Растворенным в воде кислороде дышат рыбы
  3. В воздухе содержится 21% кислорода по объему
  4. Кислород – бесцветный газ
  5. Молекула углекислого газа состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода

После выполнения на слайде ответы представлены Слайд 4

Ответы:

  1. Кислород входит в состав воды – Х.Э
  2. Растворенным в воде кислороде дышат рыбы – П.В
  3. В воздухе содержится 21% кислорода по объему – П.В
  4. Кислород – бесцветный газ – П.В
  5. Молекула углекислого газа состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода – Х.Э

 У - Поменяйтесь, пожалуйста, работами и оцените друг друга, если все правильно – оценка 5 и по убывающей.  

- С какими веществами кислород может вступать в реакцию?

- Что образуется в результате данных реакций? Слайд 5

- Дайте определение понятию оксиды?

Задание. Из предложенного списка веществ необходимо выбрать формулы оксидов, дать название. (Работают устно, выходят к доске по одному)

SO3 Cu2O H2S Li3N ZnS MgCl2 FeO P2O5 Li2O

После того, как выбрали все формулы оксидов, остались еще формулы, задаю вопрос: А можем ли мы назвать эти оставшиеся химические формулы? (Выслушиваю ответы, после называем).

У - Ребята посмотрите внимательно, осталась одна формула Н2S, которую мы пока не можем назвать, мы к ней еще сегодня вернемся.

- Мы повторили, что кислород может взаимодействовать с простыми и сложными веществами с образованием оксидов.

Задание. Решить уравнения, исправив ошибки. (Трое работают у доски с объяснением, а остальные на листочках с данными уравнениями)

Al + O  Al2O5          P4 + O2  P2O3        CH4 +O2  CO2 + HO

После выполнения предлагаю оценить себя

  1. Изучение нового материала

Слайд 6

У – Посмотрите внимательно на слайд, угадайте, о каком газе идет речь в стихотворении?

Я газ, легчайший и бесцветный,

Неядовитый и безвредный

Соединяясь с кислородом

Я для питья даю вам воду! (выслушиваю ответы)

У - Действительно это водород. Слайд 7

 - Открыли тетради, записали число и тему урока: Водород, его общая характеристика, нахождение в природе. Соединения водорода.

Вопрос проблемного характера: Как вы ребята думаете, почему его так назвали? (выслушиваю ответы)

 - Водород или гидрогениум, в переводе с греч.hidro –вода, а genes – рождающий, т.е рождающий воду.

У – Давайте попробуем сформулировать цель урока, что же мы должны сегодня сделать на уроке, исходя из названия темы и ваших ответов? (выслушиваю ответы обучающихся) После этого приходим к одному, что наша цель  Слайд 8: Познакомиться с элементом водородом в свете ПСХЭ, дать общую его характеристику, выяснить, где водород находится в природе и основные его соединения.

- Открыли периодическую систему химических элементов, нашли водород и опираясь на план, представленный на слайде, охарактеризуем его. Слайд 9

(Один ученик работает у доски)

Химический знак – Н (аш)

Период, группа, подгруппа – IA

Химическая формула – Н2

Аr (Н) = 1

Мr (H2) = 2

M (Н2) = 2 г/моль

Валентность I

У - Итак, мы выяснили общую характеристику водорода, а теперь работая с учебником на стр.71 объясните смысл стихотворения, представленного на слайде. Слайд 10

Первый я на белом свете:

Во Вселенной, на планете

Превращаюсь в лёгкий гелий,

Зажигаю Солнце в небе.

 Гость из космоса пришёл

 В воде приют себе нашёл! (выслушиваю ответы, после используя слайды, дополняю ответы учащихся) Слайды 11-15

У - Водород в природе находится в виде газа. По распространенности в нашей Вселенной занимает 1 место. На его долю приходится около 92% всех атомов. Входит в состав основного компонента Земли – вода. Это основная составная часть звезд и межзвездного пространства, 70% массы Солнца. Массовая доля водорода в земной коре составляет 1% - это девятый по распространенности элемент. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет 17% - это 2 место после кислорода, поэтому значение водорода в химических процессах, происходящих на Земле также велико, как и кислорода.

Вопросы проблемного характера:

  1. Может ли водород входить в состав тела человека? (да, в виде воды)
  2. Какую часть составляет вода  от массы тела? (70%)
  3. Может ли водород находится в нижних слоях атмосферы? (выслушиваю ответы)

У - Для того, чтобы ответить на последний вопрос, нам нужно определить водород легче или тяжелее воздуха. В этом нам поможет понятие относительная плотность газов, которая обозначается заглавной буквой Д

Вывешиваю формулу для расчета: Д =  ,   если Д <1,  то легче

Mr (Н2) = 2  Мr (возд) = 29

Д = = =0, 07   Вывод: Д <1,  значит водород легче

Производим расчет у доски и приходим к тому, что водород легче воздуха и находится в верхних слоях атмосферы.

У - Нужно отметить, что кроме того, что водород входит в состав воды, он еще образует соединения с подавляющим большинством химических элементов, кроме инертных газов.

- Вспомним, что это за элементы? (элементы 8А)

- А на какие две группы мы делим все химические элементы? (Металлы и неметаллы). Водород может образовывать соединения  именно с этими элементами. (На слайде представлена схема «Соединения водорода») Слайд16

Объясняю правила составления химических формул соединений с металлами и неметаллами на примере СаН2 – гидрид кальция и HI – иодоводород

 - Соединения водорода с металлами называются гидриды. Чтобы назвать нужно к слову гидрид прибавить название металла в Р.п. А соединения водорода с неметаллами чтобы назвать, нужно назвать неметалл и прибавить слово водород.

У – Запомните пожалуйста, в соединениях водорода с металлами, металл записывают на первое место, а водород на второе, а в соединениях водорода с неметаллами, неметалл на второе место, а водород на первое.

- Теперь вернемся к формуле H2S, которую мы не могли назвать вначале урока. Теперь применив правило назовем. (Выслушиваю ответ)

- Но есть вещества, которые имеют собственные названия, т.е это исключения. (Вывешиваю на доску исключения и каждому раздаю как памятку).

Исключения: СН4 –метан,  NH3 –аммиак, Н2О – вода

4. Закрепление

 - Теперь, используя правила, выполним задание по вариантам. Слайд 17

Задание  Напишите химические формулы и назовите соединения водорода со следующими элементами:

I вариант – фтор, углерод, алюминий

II вариант – железо(III), бром, азот

III вариант – кислород, хлор, медь (II)

(После выполнения задания делаем проверку устно)

   5.Этап подведения итогов урока

Цель: дать качественную оценку работы всего класса в целом и отдельным учащимся.

У – И так с чем мы познакомились сегодня на уроке? (выслушиваю ответы учащихся)

У – Что такое гидриды?

У - Как вы считаете, как вы работали на уроке. (Работу оценивают сами учащиеся)

  1. Домашнее задание Слайд 18

§25 с.76 №2, №3 – по желанию, подготовить сообщение: «Из истории развития воздухоплавания».

  1. Этап рефлексии

У - Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием многое узнать. Мы открыли страницу, изучили тему и закрыли страницу. К какому же выводу мы пришли?  Слайд 19

Если вы согласны с утверждениями, поставьте плюс

1. Я узнал(а) много нового и интересного.

2. На все возникшие в ходе урока вопросы я получил(а) ответы.

3. Мне это пригодится в будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

4. Считаю, что работал(а) добросовестно и достиг цели урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ручей Усть-Кутского муниципального образования Урок химии в 8 классе на тему ???

Слайд 2

Элемент № 8 OXYGENIUM КИСЛОРОД

Слайд 3

Кислород входит в состав воды Растворенным в воде кислородом дышат рыбы В воздухе содержится 21% кислорода по объему Кислород – бесцветный газ Молекула углекислого газа состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода

Слайд 4

Кислород входит в состав воды- Х.Э Растворенным в воде кислородом дышат рыбы - Простое в-во В воздухе содержится 21% кислорода по объему – Простое вещество Кислород – бесцветный газ – Простое в-во Молекула углекислого газа состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода – Х.Э

Слайд 5

Кислород простые сложные продукт ОКСИДЫ

Слайд 6

Отгадайте, о чём идёт речь? Я, газ , легчайший и бесцветный, Неядовитый и безвредный, Соединяясь с кислородом , Я для питья даю вам воду !

Слайд 7

Элемент № 1 Hydrogenium водород

Слайд 8

Тема урока: Водород, его общая характеристика, нахождение в природе. Соединения водорода. Цель урока: познакомиться с элементом водородом в свете ПСХЭ, дать общую его характеристику; с нахождением в природе и основными соединениями водорода.

Слайд 9

Общая характеристика Химический знак – Период, группа, подгруппа - Относительная атомная масса - Химическая формула - Относительная молекулярная масса – Относительная молярная масса - Валентность -

Слайд 10

Водород в природе. Первый я на белом свете: Во Вселенной, на планете Превращаюсь в лёгкий гелий, Зажигаю Солнце в небе. Гость из космоса пришёл В воде приют себе нашёл! (Объясните смысл этого стихотворения изучив материал учебника нахождение водорода в природе стр. 71)

Слайд 11

Нахождение в природе Во Вселенной

Слайд 12

На долю водорода приходится 70 % массы Солнца и других звезд

Слайд 13

Земная кора (массовая доля) 1 % 99 %

Слайд 14

Распространение на Земле Вода – Н 2 О Метан - CH 4

Слайд 15

В составе атмосферного воздуха присутствие водорода менее 0,0001 %

Слайд 16

Соединения водорода с металлами с неметаллами Гидрид + название Металла в Р.п. Название неметалла+ слово «водород» Исключения: H 2 O вода NH 3 аммиак СН 4 метан

Слайд 17

Задание для закрепления Напишите химические формулы и назовите соединения водорода со следующими элементами: I вариант – фтор, углерод, алюминий II вариант – железо( III ), бром, азот III вариант – водород, хлор, медь ( II )

Слайд 18

Домашнее задание §25 с.76 №2, №3 – по желанию Подготовить сообщение: «Из истории развития воздухоплавания».

Слайд 19

Если вы согласны с утверждениями, поставьте плюс. 1. Я узнал(а) много нового и интересного. 2. На все возникшие в ходе урока вопросы я получил(а) ответы. 3. Мне это пригодится в будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни. 4. Считаю, что работал(а) добросовестно и достиг цели урока.

Слайд 20

Спасибо за урок!

Слайд 21

Какое соединение богаче водородом: H 2 O или CH 4 ? РЕШЕНИЕ:



Предварительный просмотр:

Повторение по теме: «Кислород»  Фамилия, имя - __________________

Задание 1 В каком случае речь идет о кислороде, как о химическом элементе, а в каком, как о простом веществе? Напротив каждого примера напишите, если как о химическом элементе, то Х.Э, а если о простом веществе, то П.В.

  1. Кислород входит в состав воды –
  2. Растворенным в воде кислороде  дышат рыбы –
  3. В воздухе содержится 21% кислорода по объему –
  4. Кислород – бесцветный газ –
  5. Молекула углекислого газа состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода –

Оценка –

Задание 2 Решить уравнения, исправив ошибки

Al  + O → Al2O5           

P4 + O2 → P2O3

CH4 + O2 → CO2 + HO

Оценка –

Повторение по теме: «Кислород»  Фамилия, имя - __________________

Задание 1 В каком случае речь идет о кислороде, как о химическом элементе, а в каком, как о простом веществе? Напротив каждого примера напишите, если как о химическом элементе, то Х.Э, а если о простом веществе, то П.В.

  1. Кислород входит в состав воды –
  2. Растворенным в воде кислороде  дышат рыбы –
  3. В воздухе содержится 21% кислорода по объему –
  4. Кислород – бесцветный газ –
  5. Молекула углекислого газа состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода –

Оценка –

Задание 2 Решить уравнения, исправив ошибки

Al  + O → Al2O5           

P4 + O2 → P2O3

CH4 + O2 → CO2 + HO

Оценка –



Предварительный просмотр:

SO3

Cu2O

H2S

Li3N

ZnS

MgCl2

FeO

P2O5

K2O



Предварительный просмотр:

Относительная плотность газов

Д =

если Д <1,

 то легче



Предварительный просмотр:

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 -метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 -метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 -метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 -метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 –метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 –метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 -метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 -метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 -метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 -метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 –метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 -метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 -метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 -метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 -метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 -метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 –метан

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 -метан



Предварительный просмотр:

Гидриды

Исключения

H2O – вода

NH3 –аммиак

СH4 –метан, углеводороды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и его свойства.

Урок закрепления нового материала с использованием ЭОР. В урок включен целый блок упражнений и заданий электронного вида, позволяющие закрепить полученные учениками знания на предыдущих уроках. ...

Водород: Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства

Водород: Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства...

Урок для 8 класса с использованием здоровьесберегающих технологий «Кислород. Общая характеристика, нахождение в природе, получение».

Структура урока усвоения новых знаний разработана с учетом ФГОС . Так как  данный урок проводится в системе исправительного учреждения, то пункт "Домашнее задание" отсутствует....

Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"

Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"...

Кислород: общая характеристика, нахождение в природе, получение.

Презентация для урока химии в 8 классе на тему "Кислород: общая характеристика, нахождение в природе, получение"...

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе

quot;Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода. Физические и химические свойства водорода. Применение водорода"...

технологическая карта урока "Водород, его нахождение в природе и получение. Физические свойства водорода"

Технологическая карта содержит подробное описание урока, задания на формирование читательской грамотности....