Урок для 8 класса с использованием здоровьесберегающих технологий «Кислород. Общая характеристика, нахождение в природе, получение».
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Карлова Мария Александровна

Структура урока усвоения новых знаний разработана с учетом ФГОС . Так как  данный урок проводится в системе исправительного учреждения, то пункт "Домашнее задание" отсутствует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karlova.docx163.27 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ ЦО Самарской области

Урок для 8 класса

 с использованием здоровьесберегающих технологий

«Кислород. Общая характеристика, нахождение в природе, получение».

Подготовила учитель

биологии и химии

Карлова М. А.

Цели урока:

Сформировать знания о кислороде как элементе и простом веществе. Знать основные химические реакции получения кислорода в лабораторных условиях и в промышленности. Раскрыть значение кислорода в природе.

Задачи:

Образовательные:
– Уметь понимать понятия “химический элемент” и “простое вещество”
на примере кислорода.
– Уметь характеризовать физические свойства кислорода и способы
собирания кислорода.
– Уметь расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.

Воспитательные:
формирование аккуратности при выполнении лабораторного опыта;
внимательности, бережного отношения.

развивать познавательный интерес, воспитывать культуру труда.

Развивающие:
– Формирование выстраивания логических цепочек, владеть химической
терминологией, познавательной активности, умозаключений и суждений.

учить анализировать полученную информацию; развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации знаний о кислороде; учить выделять причинно-следственные связи на примере свойств и соответствующим свойствам способов получения кислорода;

1. Организационный этап.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы будем говорить об уникальном веществе.

    Подчёркивая его значимость для земных процессов, Яков Берцелиус сказал: « … – это вещество, вокруг которого вращается земная химия»

Самый распространенный на Земле элемент, на его долю (в составе различных соединений, главным образом силикатов), приходится около 49% массы твердой земной коры.

В природе он образуется в процессе фотосинтеза, который происходит в зелёных растениях на свету.

3) Актуализация знаний.

Учащиеся дают характеристику химического элемента- кислорода по его положению в ПСХЭ.

Картинки по запросу псхэ кислород

Картинки по запросу псхэ кислород

Латинское название кислорода – оксигениум – рождающий кислоты.

Формируется таблица «Характеристика кислорода как элемента»

1.

Название химического элемента

кислород

2.

Химический знак

О

3.

Порядковый номер в ПСХС

8

4.

Заряд ядра атома

+8

5.

Общее число  электронов

8

6.

Число протонов в ядре

8

7.

Номер периода

2

9.

Номер группы

6(главная подгруппа)

10

Относительная атомная масса

16г/моль

4) Первичное усвоение новых знаний.

4.1 Открытие кислорода.

В конце ХVIII в. английский ученый Джозеф Пристли занимался нагреванием разных веществ, собирая солнечные лучи при помощи увеличительного стекла. Когда он накалил оксид ртути (II) в приборе, изображенном на рисунке, выделилось много газа. Сначала Джозеф Пристли подумал, что это воздух. Но когда он опустил в сосуд с собранным газом горящую свечу, то увидел нечто необычное. «Меня поразило, — писал Джозеф Пристли, — больше, чем я мог выразить, что свеча в этом газе горела замечательно блестящим пламенем».

Джозеф Пристли поместил одну мышь в сосуд с обыкновенным воздухом, а другую в такой же сосуд с полученным им газом. Первая мышь быстро задохнулась, а вторая в это время еще чувствовала себя хорошо и оживленно двигалась. Джозеф Пристли и сам пробовал дышать полученным газом и нашел, что им дышится особенно легко и приятно.

Открытый Джозефом IIристли газ и был кислород.

В: Какое вещество использовал Пристли для получения кислорода?

В: О каких важных свойствах кислорода вы узнали?

- о способности кислорода поддерживать горение и дыхание.

4.2. Кислород – простое вещество. Физические свойства кислорода

Химический элемент кислород образует вещество кислород.

  1. Молекула кислорода образована двумя атомами
  2. Химическая формула – О2
  3. Относительная молекулярная масса = 32

Вещество кислород вам хорошо известно. Охарактеризуем  его свойства.

  1. Кислород – это газ без цвета, без вкуса, без запаха.
  2. Кислород малорастворим в воде. При 0 оС в 100 объёмах воды растворяется 5 объёмов кислорода. С повышением температуры растворимость газов в воде уменьшается. При 20 оС в 100 объёмах воды растворяется 3 объёма кислорода. Кислородом, растворённым в воде, дышат все организмы, живущие в ней.
  3. ρ = 1, 429 г/л (при 0 оС и 1 атм)
  4. кип = – 183 оС
  5. пл = – 219 оС
  6. При t = – 183 оС и атмосферном давлении 101,3 кПа кислород переходит в жидкое состояние.
  7. Жидкий кислород – это голубая подвижная жидкость, притягиваемая магнитом.
  8. При t = – 219 оС кислород затвердевает, образуя синие кристаллы.
  9. Кислород немного тяжелее воздуха: 1л кислорода весит 1,43 г, а 1 л воздуха весит 1,29. Мr (кислорода) = 32, Мr (воздуха) = 29.

Так как название «кислород»  имеет и химический элемент, и простое вещество, вы должны научиться различать эти понятия.

Задание: Определите, в каких фразах о кислороде говорится как о простом веществе, а в каких — как о химическом элементе.

Фразы

Э

В

1. Многие горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержат кислород.

2. Кислород необходим для дыхания.

3. Относительная атомная масса кислорода равна 16.

4. Кислород был открыт английским ученым Джозефом Пристли.

5. При обычных условиях кислород — газ без цвета, вкуса и запаха.

6. В атмосфере Земли примерно 21% кислорода (по объему).

7. Кислород поддерживает горение.

8. Кислород немного тяжелее воздуха.

В: По какому принципу вы отличали химический элемент от простого вещества?

- простое вещество обладает какими-либо свойствами (цвет, вкус и т.п.), химический элемент входит в состав веществ (простых и сложных).

4.3  Физические свойства. Нахождение в природе.

Картинки по запросу кислород общая характеристика получение

Нахождение в природе.

Кислород – самый распространенный химический элемент в земной коре (49%). Воздух содержит 21% газа кислорода. Кислород является важной частью органических соединений, имеющих большое значение для живых организмов.

Физические свойства: кислород – бесцветный газ, без вкуса и запаха, малорастворим в воде (в 100 объемах воды – 3,1 объем кислорода). Кислород немного тяжелее воздуха (Мr (О2)=2х16=32, p воздуха=29).

4.4  Получение кислорода.

             Получение в лаборатории

1) Разложение перманганата калия (марганцовка):

2KMnOt˚C=K2MnO4+MnO2+O2

2) Разложение перекиси водорода:

2H2O2 MnO2=2H2O + O2

3) Разложение бертолетовой соли:

2KClO3 t˚C , MnO2=2KCl + 3O2

Получение в промышленности

1) Электролиз воды

2H2эл. ток=2H2 + O2

2) Из воздуха

ВОЗДУХ давление, -183˚C=O2 (голубая жидкость)

В настоящее время в промышленности кислород получают из воздуха. В лабораториях небольшие количества кислорода можно получать нагреванием перманганата калия (марганцовка) KMnO4. Кислород мало растворим в воде и тяжелее воздуха, поэтому его можно получать двумя способами:

·        вытеснением воды;

https://sites.google.com/site/kislorodelementivesestvo/_/rsrc/1290801863378/lekcia-kislorod---himiceskij-element-i-prostoe-vesestvo/img005.gif?height=78&width=200

·        вытеснением воздуха (кислород будет собираться на дне сосуда).

https://sites.google.com/site/kislorodelementivesestvo/_/rsrc/1290801897271/lekcia-kislorod---himiceskij-element-i-prostoe-vesestvo/img006.gif?height=164&width=200

 Существуют и другие способы получения кислорода.

5) Первичная проверка понимания.

5.1 Определите степени окисления элементов:

N2O2,   NO      NO2     N2O3       CL2O7      CLO2     CL2O   CLO3      О2

+2-2     +2-2     +4-2   +3-2      +7-2      +4-2     +1-2     +6-2      0

5.2. Отметьте, в каких случаях речь идёт о химическом элементе кислороде, а в каких – о простом веществе кислороде. Обведите цифру правильного ответа: красным – элемент, синим – вещество.

  1. Кислород – газ, плохо растворимый в воде.
  2. Химическая формула кислорода – О2
  3. В воздухе содержится приблизительно 21% кислорода.
  4. Относительная молекулярная масса кислорода - 32
  5. В земной коре содержится приблизительно 47% кислорода.
  6. Валентность кислорода равна двум.
  7. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде.
  8. В промышленности кислород получают из воздуха.
  9. Химический знак кислорода – О.
  10. На долю кислорода приходится 89% массы Мирового океана
  11. Атомная масса кислорода – 16

5.3 Расставить коэффициенты в уравнении,определить тип химической реакции.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56b7863369743/kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva_1.png

6. Первичное закрепление.

  1. С каким веществом вы познакомились сегодня на уроке?
  2. Какие физические свойства характерны для кислорода?
  3. Составьте фразы, в которых говорилось бы о кислороде как о веществе и как о химическом элементе.
  4. Как получают кислород в промышленности?
  5. Как получают кислород в лаборатории?

7. Рефлексия "Синквейн Кислород»".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Например:

1. газ

2. прозрачный, растворимый

3. горит, используется

4. без него нет жизни

5. кислород

Источники

1. А. А.Тыльдсепп, В. А. Корк «Мы изучаем химию». Москва «Просвещение» 2002г.

2. Нестандартные уроки, Химия. Автор-составитель Л. М. Брейгер. Издательство «Учитель» 2002г.

3. http://открытыйурок.рф/статьи/641034/

4. https://infourok.ru/urok-po-himii-na-temu-kislorod-ego-obschaya-harakteristika-i-nahozhdenie-v-prirode-poluchenie-kisloroda-i-ego-fizicheskie-svoyst-391523. 5.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/orghanizatsionnyi_etap_uroka_psikhologhichieskii_nastroi_iz_opyta_rabotyhtml

6. http://himege.ru/kislorod-xarakteristika-elementa-svojstva/

7.https://kopilkaurokov.ru/himiya/uroki/kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока информатики с использованием здоровьесберегающих технологий

На уроке используются активные методы обучения,учитываются психологические особенности и потенциал детской одаренности. Текущая релаксация позволяет снять напряжение после плотного этапа урока. ...

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и его свойства.

Урок закрепления нового материала с использованием ЭОР. В урок включен целый блок упражнений и заданий электронного вида, позволяющие закрепить полученные учениками знания на предыдущих уроках. ...

Конспект урока по теме :Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры "Профилактика плоскостопия"

В уроке использованы  множество упражнений для профилактики плоскостопия , а также для коррекции начальных форм плоскостопия....

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"

Технологическая карта урока по теме: "Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе, получение"...

Кислород: общая характеристика, нахождение в природе, получение.

Презентация для урока химии в 8 классе на тему "Кислород: общая характеристика, нахождение в природе, получение"...

Водород, его общая характеристика. Нахождение в природе. Соединения водорода

Урок химии в 8 классе с презентацией, приложениями...