Дипломная работа "Жизнь и деятельность Марии Кюри-Склодовской"
материал

Усанкина Наталья Алексеевна

Мария Кюри - знаменитый физик и химик - вместе со своим мужем Пьером Кюри положила начало новой эре в истории человечества - эре изучения и использования атомной энергии. Ни одна женщина-ученый XX века не пользовалась такой популярностью на всем земном шаре, как Мария Кюри.

Мария Кюри – первая женщина дважды лауреат Нобелевской премии -высшей международной почести, которой  отмечается труд ученых.

Мария Кюри была избрана почетным членом ста шести различных научных учреждений, академий и научных обществ. Так, в частности, она была почетным членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, с 1912 года – членом Института экспериментальной медицины в Петербурге, с 1914 года – почетным членом Научного института в Москве и с 1926 года – почетным членом Академии наук СССР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mariya_kyuri-sklodovskaya.doc447.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Балаковский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации» (НОУ ДПО «БИППиПК)

Кафедра «Социально-гуманитарных и естественно-прикладных дисциплин»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Жизнь и деятельность Марии Кюри-Склодовской»

Слушатель:

Усанкина Наталья Алексеевна

Группа:  216-Д

Профессиональная переподготовка

Программа:

Теория и методика преподавания химии

Балаково, 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАРИИ КЮРИ-СКЛОДОВСКОЙ

1.1.    Биография

          1.1.1. Детство

          1.1.2. Юность. Времена мрака

          1.1.3. Призвание

          1.1.4. «Луч светлый истины найдите…

          …И стройте будущий Дворец для будущих людей…»

          1.1.5. Выход из положения

          1.2.   Париж

          1.2.1. Сорбонна – «конспект Вселенной»

          1.2.2. «Я беру солнце и бросаю…»

          1.3.   Семейная жизнь? Ученая карьера?

          1.3.1. Замужество

          1.3.2. Лучи Беккереля. Выбор темы диссертации

          1.3.3. Свойство атомов. Методы определения радиоактивности вещества

          1.3.4. Первый шаг к открытию радия

          1.3.5. Открытие полония и радия

          1.4.   Дело всей жизни

          1.4.1. Одна миллионная часть урановой руды. Метод Кюри

          1.4.2. Стадии технологии выделения урана

          1.4.3. Четыре года в сарае

1.5.   Признание в научном мире

          1.5.1. Один дециграмм чистого радия. №83 и выше

          1.5.2. Трудное житье. Награда

          1.5.3. Закон радиоактивного распада

          1.6.   Дальнейшее изучение радиоактивности

3

            1.6.1. Распад атомных ядер

            1.6.2. α- β- γ- лучи. Их характеристики

            1.6.3. Проникающая способность

            1.6.4. Сбылась мечта алхимиков

            1.6.5. Ряд открытий, между которыми … лет

            1.6.6. Открытие нейтрона

            1.7.   Цена успеха

            1.7.1. Терапевтическое действие радия

            1.7.2. Слава

            1.7.3. Гибель Пьера. Мадам Кюри – первая женщина-профессор

            1.7.4. Международный эталон. Радиоактивные часы Кюри

            1.7.5. Дважды лауреат Нобелевской премии. Франция – Отечество по призванию. Отечество???

            1.8.   Институт радия – корпус Кюри

            1.8.1. Радий на пользу людям

            1.8.2. Война. Служить Отечеству

            1.8.3. Мир. Расцвет

            1.8.4. Активная социальная деятельность

            1.8.5. Лаборатория

            1.8.6. Искусственная радиоактивность

            1.8.7. Неутомимая, нечеловеческая деятельность!

2.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Электронное приложение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Истоки понимания сложной структуры атома – в трудах многих поколений исследователей, труды которых создали трамплин «для прыжка в бездну атома».

Первым ученым, сделавшим шаг в эту бездну, стал немецкий физик, лауреат Нобелевской премии Вильгельм Конрад Рентген, который объявил об открытии им в 1895 году неизвестного излучения (Х-лучи), способного беспрепятственно проникать через различные вещества, позже получившего называние рентгеновское излучение. В 1896 году профессором парижской Высшей технической школы А.Беккерелем было открыто явление испускания ураном лучей без воздействия солнечного света, эстафета в исследовании нового явления, получившего впоследствии название «радиоактивность» была передана А.Беккерелем его молодой сотруднице Марии Склодовской Кюри. Она продолжила исследование со своим мужем, известным уже к тому времени талантливым физиком Пьером Кюри.

 Выделение носителей излучения оказалось не только трудной интеллектуальной задачей, но  было сопряжено с тяжелым физическим трудом. В 1898 году молодые ученые открыли, что источником лучей Беккереля может быть не только уран, но и торий, открыли еще два новых элемента, получивших название – полоний и радий, имеющий в два  миллиона большую, чем у урана активность и огромную проникающую способность.

Мария Кюри - знаменитый физик и химик - вместе со своим мужем Пьером Кюри положила начало новой эре в истории человечества - эре изучения и использования атомной энергии. Ни одна женщина-ученый XX века не пользовалась такой популярностью на всем земном шаре, как Мария Кюри.

Мария Кюри – первая женщина дважды лауреат Нобелевской премии -высшей международной почести, которой  отмечается труд ученых.

5

Мария Кюри была избрана почетным членом ста шести различных научных учреждений, академий и научных обществ. Так, в частности, она была почетным членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, с 1912 года – членом Института экспериментальной медицины в Петербурге, с 1914 года – почетным членом Научного института в Москве и с 1926 года – почетным членом Академии наук СССР.

Нередко можно слышать вопрос о том, кто был гениальнее: Пьер или  Мария? Кому принадлежит большая роль в сделанном открытии?

Истинная наука – это дело коллективного труда людей, и определить долю отдельных ученых в итогах научных исследований – задача трудная и подчас ненужная.

Как отмечает профессор доктор биологических наук В.В.Алпатов, Мария Кюри пережила своего мужа на двадцать восемь лет, и за это время в значительной степени ее трудами учение о радиоактивности выросло в новую отрасль физики и химии. Благодаря ее деятельности, радиоактивность нашла широкое применение в медицине, в первую очередь в лечении рака.

6 июня 1905 года Пьер Кюри выступает от себя и от имени жены перед Стокгольмской академией наук. Он говорит о последствиях открытия радия: в физике оно изменило основные представления, в химии породило смелые гипотезы об источнике той энергии, которая вызывает радиоактивные

явления. В геологии и метеорологии оно дало ключ к явлениям, до сих пор необъяснимым. В биологии действия радия на раковые клетки дало положительные результаты.

Радий обогатил Знание и послужил Благу. Но не может ли он послужить и Злу?

 «…Можно себе представить и то, - говорит Пьер, - что в преступных руках радий способен быть очень опасным, и в связи с этим следует задать такой вопрос: является ли познание тайн природы выгодным для человечества, достаточно ли человечество созрело, чтобы извлекать из него

6

только пользу, или же это познание для него вредоносно?...  Я лично принадлежу к людям, мыслящим…, что человечество извлечет из новых открытий больше блага, чем зла». [3, с. 186-187]

 Э.Резерфорд совместно с Ф.Содди пришли к выводу, что радиоактивное излучение является результатом распада атома.

В 1922 году в Ленинграде был создан Государственный радиевый институт, внесший громадный вклад в изучение естественных и искусственных радиоактивных элементов, в том числе и актиноидов, директором которого стал академик В.И. Вернадский.  В 1932 году  Д.Коккорофт и Э.Уолтон, вслед за ним и К.Д. Синельников и А.К. Вальтер впервые осуществили ядерную реакцию превращения лития в гелий. Советские физики и независимо от них В.Гейзенберг предложили гипотезу, согласно которой атомное ядро состоит из протонов и нейтронов. 1934 год  группа советских физиков под руководством С.И. Вавилова обнаружила и теоретически объяснила эффект свечения жидкости при движении в ней электронов со скоростью большей, чем фазовая скорость света в этой жидкости, который лег в основу метода точного измерения скорости и направления движения электронов, мезонов, протонов и γ- квантов высокой энергии. В 1958 году П.Черенков, И.Франк, и И.Тамм за это открытие были удостоены Нобелевской премии. В этом же году Н.Н. Семенов опубликовал

созданную им теорию цепных химических реакций, которая позднее легла в основу теории самоподдерживающихся разветвленных ядерных реакций, на основе которой были созданы атомные реакторы. В 1956 году за общую теорию цепных реакций академик Н.Н. Семенов был удостоен Нобелевской премии.

И современная действительность подтвердила предсказания Пьера Кюри.

          Явление радиоактивность раскрыло сложную структуру атома, а это привело к пересмотру коренных представлений об окружающем нас мире, к

7

ломке устоявшейся, классической картины мира. Квантовая механика была создана специально для объяснения явлений, происходящих внутри атома. Это вызвало в свою очередь пересмотр и развитие математического аппарата физики, химии и ряда других наук. Самые современные отрасли промышленности обязаны своим возникновением радиоактивным атомам, в первую очередь, конечно, атомная энергетика и связанная с ней атомная промышленность. Экономическая и военная стратегия крупнейших государств мира строится с учетом использования энергии атома.

 «Мир рвался в опытах Кюри огромной атомной бомбой…» Эти слова поэта А. Белого оказались пророческими. Первый шаг к освобождению ядерной энергии и использованию ее в мирных  и, к сожалению, в немирных целях был сделан в опытах второго поколения этой семьи, а именно Фредерика и Ирен Жолио-Кюри.

 Как останется в памяти людей светлый июньский день 1954 года, когда в Обнинске дала промышленный ток первая в мире АЭС, так и не забудется и август 1945 года, - то страшное утро Хиросимы.

Говоря о духовном облике Марии Кюри, мы не можем вполне удовлетвориться ее служением науке и практике в отрыве от социальных проблем. Вырвавшись из мрачных условий существования поляков под властью царской России, Мария Кюри продолжала считать, что только одно национальное освобождение принесет счастье народу. Она не могла понять, что помимо национального гнета и порабощения одних народов другими на земле существует еще и гнет капиталистической системы, тормозящее свободное развитие человеческой личности.

 Биография Марии Кюри одно из захватывающих жизнеописаний в мировой литературе. Образ незабвенной Марии Кюри - истинной героини в борьбе за науку, ученой, преодолевшей огромные трудности и жизненные тяготы.

  1. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАРИИ СКЛОДОВСКОЙ-КЮРИ

1.1. Биография

1.1.1. Детство.

Французский физик Мари Склодовская-Кюри (урожденная Мария Склодовская) родилась в Варшаве (Польша). Она была младшей из пяти детей в семье Владислава и Брониславы (Богушки) Склодовских. Мария воспитывалась в семье, где занятия наукой пользовались уважением. Ее отец преподавал физику в гимназии, а мать, пока не заболела туберкулезом, была директором гимназии. Мать Марии умерла, когда девочке было одиннадцать лет.

           Ее старшая сестра Броня, находя, что очень скучно учить азбуку в одиночку, решила «играть в учительницу» с четырехлетней Маней. Несколько недель обе девочки занимались тем, что раскладывали  буквы алфавита, вырезанные из картона. И вот, когда однажды Броня, запинаясь, стала читать родителям по складам какой-то простой текст, Маня не выдержала, взяла книгу из рук сестры и почти бегло прочла первую страницу книги. В дальнейшем, если и не сделала новых замечательных успехов, то лишь потому, что родители, как опытные и осторожные педагоги, старались не давать ей книг. Они боялись этой скороспелости в их дочери. Мария блестяще училась и в начальной, и в средней школе.

1.1.2. Юность. Времена мрака.

Жестокая судьба для поляка – быть в 1872 году «русским подданным»  и в то же время принадлежать к польской интеллигенции, среди которой гнет навязанного рабства чувствуется еще острее, чем в других сословиях. После двух неудавшихся восстаний польского народа (1831, 1863 г.г.) пускаются в ход все средства, в страну вливается целая волна русификаторов – служащих полиции, чиновников, учителей. Их задача: следить за поведением поляков, преследовать их религию, запрещать крамольные книги и газеты и постепенно отучать от родного языка.  В каждом учебном заведении Польши

9

гнездится глубокий антагонизм. История страны преподается тайно под прикрытием уроков рукоделия.

Склодовский слыл вольнодумцем и расположением школьного начальства не пользовался и в 1973  году он лишается места учителя, а тем самым казенной квартиры и дополнительного жалованья.

Еще в юном возрасте Мари ощутила притягательную силу науки. В 1883 году Маня Склодовская окончила гимназию с золотой медалью.

1.1.3. Призвание.

Маня Склодовская в детстве, юности, в ее учебных занятиях здорова, честна, чувствительна, и весела. Но никакие особенные способности не выделяют Маню из среды других детей, ее подруг и сверстниц. Еще ничего не указывает на особенный талант.  Призвание Мари выявляется благодаря двум личностям, самым близким и родным, - отцу и старшей сестре. Маня любит своего отца, он ее покровитель, ее учитель. Склодовский знает кроме польского и русского латинский, греческий языки, свободно говорит по-французски, по-немецки, по-английски, в курсе успехов математики, химии и физики.

На пути к осуществлению мечты о высшем образовании – бедность семьи. В 16 с половиной лет Мари узнает трудности и унижения, какие ожидают репетитора. Она мужественно вступила на путь частных уроков.

1.1.4. «Луч светлый истины найдите…

…И стройте будущий Дворец для будущих людей…»  

Поэт Аснык  [3, с. 46].

Как и у многих молодых людей у нее была своя тайная, горячо волнующая, охваченная чувством патриотизма жизнь. Служение Польше занимало первенствующее место над вопросами личного благополучия, любви и брака.  Но Маня принадлежала к той среде польской интеллигенции,

10

у которой сложилась определенная тенденция отказа от неорганизованных, стихийных выступлений за автономию. Сейчас важно одно: работать, повышать в Польше цивилизацию, поднимать народное образование.  Данная эпоха отличается приобретением огромного значения точных наук в Европе. Искусство, культура отходит на второй план. Юношество, склонное к категорическим суждениям, сразу поставило химию и биологию выше литературы.

 Маня вступила в тайный «Вольный университет», в котором профессоры-добровольцы, помогавшие молодежи расширить свой кругозор, читали курсы анатомии, естественной истории и социологии.

   Сами слушатели «Вольного университета становятся наставниками. Мария берет на себя работниц швейной мастерской, читает им книги и составляет библиотеку на польском языке. Маня мечтает не только о математике и химии.  Она мечтает изменить современный общественный порядок. Она стремится просветить народ. По своим передовым идеям Маня – социалистка в полном смысле слова. Однако она не примыкает к варшавской группе студентов–социалистов. В силу возраста она с одинаковой восторженностью отдается патриотическим чувствам, и своим интеллектуальным запросам.  

1.1.5. Выход из положения.

Мари  и Броня, которая уже определилась с выбором своей мечты получить высшее медицинское образование, обдумывают вместе, как им устроить свою жизнь в будущем, в связи с запретом на прием женщин в Варшавский университет. Они разработали план: Мари в течение пяти лет будет работать гувернанткой, чтобы дать возможность сестре окончить медицинский институт, после чего Броня должна взять на себя расходы на высшее образование Мари.  Броня получила медицинское образование в Париже и, став врачом, приглашает к себе сестру.

11

1.2. Париж

1.2.1. Сорбонна – «конспект Вселенной».

В1891 г. Мари поступила на факультет естественных наук Парижского университета (Сорбонны). Непредвиденные  трудности встают перед Мари в первые же недели ее студенчества. Уровень ее подготовки был недостаточен для университетских лекций. Легко и весело живется ей у Брони, но нет возможности сосредоточиться. Семейный совет решает, что Мари поселится в квартале по соседству с университетом, лабораториями и библиотеками. Теперь Мари полностью отключается от всего окружающего, ведет спартанский образ жизни, более трех лет  будут посвящены только учению, чтобы достигнуть заветной цели - университетского диплома.

1.2.2. «Я беру солнце и бросаю…» [3, с. 80]

Чтобы услышать эту фразу, произнесенную мудрым и величественным ученым, стоило бороться и страдать все эти годы.

 В 1893 г., окончив курс первой, Склодовская получила степень лиценциата по физике Сорбонны (эквивалентную степени магистра). Через год она стала лиценциатом по математике второй в своем классе. Никогда эта «вечная» студентка не бывала так довольна, так горда собой, своей бедностью, своею независимой, одинокой жизнью в чужом городе, своими достижениями в овладении человеческими знаниями. Эти четыре года Мари Кюри называла «героической эпохой».

         Огромный энтузиазм придает двадцатишестилетней польке силу не обращать внимания на материальные лишения. Впоследствии любовь, материнство, супружеские заботы, ежедневный тяжелый труд изменят в реальной жизни образ Мари. Но в ту эпоху она витает в другом мире свободно и легко и на всю жизнь сохранит о нем мысль, как о единственно чистом, истинном.

12

1.3. Семейная жизнь? Ученая карьера?

1.3.1. Замужество.

В созданном Мари мире, требовательном и признающем одну страсть – науку, находят место только родственные чувства, и любовь к порабощенной отчизне. Таково жизненное кредо двадцатишестилетней девушки. Ее обуревают научные идеи, ее преследует бедность, изводит напряженная работа.

Не удивительно, что талантливая полька, обреченная самой бедностью на уединение, сохраняет себя для творческой работы. Но и талантливый ученый, француз, подсознательно ждал ее.  «… умственно одаренные женщины – редкость…» [3, с. 98].

В 1894 г. в доме одного польского физика-эмигранта Мари встретила Пьера Кюри. Пьер был руководителем лаборатории при Муниципальной школе промышленной физики и химии. Мари Склодовская занималась исследованием намагниченности стали, и ее польский друг надеялся, что Пьер сможет предоставить Мари возможность поработать в своей лаборатории. Сблизившись сначала на почве увлечения физикой, Мари и Пьер через год вступили в брак.

Их дочь Ирен родилась в сентябре 1897 г. Через три месяца Мари завершила свою работу о магнитных свойствах закаленных сталей, которая появится в «Известиях Общества поощрения национальной промышленности» и начала искать тему для диссертации.

1.3.2. Лучи Беккереля. Выбор темы диссертации.

В 1896 г. А.Беккерель обнаружил, что урановые соединения испускают глубоко проникающее излучение, которое в отличие от рентгеновского, не было результатом возбуждения от внешнего источника энергии, а внутренним свойством самого урана.  Кюри решила заняться изучением

этого излучения (как новой области исследований), которое она

13

впоследствии назвала радиоактивностью. Работу начала в 1898 г.  с определения других веществ, обладающих подобным урану свойством.

1.3.3. Свойство атомов.  Метод определения радиоактивности вещества.

Определением источника непрерывного испускания лучей и, следовательно, непрерывной, потери энергии занялась мадам Кюри.

В своих опытах М. Кюри использовала в качестве признака радиоактивности способность радиоактивных веществ ионизовать воздух (рисунок 1.1) [4, с. 514], как более чувствительный признак, чем способность радиоактивных веществ действовать на фотопластинку.

Рисунок 1.1. Измерение ионизационного тока

Примечание: 1 - корпус ионизационной камеры, 2 - электрод, отделенный от 1 изолирующей пробкой 3, 4 - изучаемый препарат, 5 - электрометр. Сопротивление  R=108 – 1010  Oм. При достаточно высоком напряжении батареи все ионы, образуемые в объеме камеры ионизующим излучением, собираются на электроды, и через камеру течет ток, пропорциональный ионизационному действию препарата. В отсутствие ионизующих агентов воздух в камере является непроводником, и ток равен нулю.  

Опыты М. Кюри привели к следующим результатам:                                

1. Радиоактивность обнаруживают не только уран, но и все его  

14

химические  соединения. Радиоактивные свойства были обнаружены

еще у одного элемента - тория и у всех его химических соединений.

 2. Радиоактивность препарата с любым химическим составом равна радиоактивности чистых урана или тория, взятых в количестве, в котором они содержатся в этом препарате.

Последний результат означает, что свойства молекулы, в состав которой входит радиоактивный элемент, не влияют на радиоактивность. Таким образом, радиоактивность представляет собой не молекулярное явление, а внутреннее свойство атомов радиоактивного элемента.[4, с. 514]

1.3.4. Первый шаг к открытию радия.

Вскоре Кюри совершила гораздо более важное открытие: урановая руда (урановой смоляной обманки), испускает более сильное излучение Беккереля, чем соединения урана и тория, и в четыре раза более сильное, чем чистый уран. Она высказала предположение, что в урановой смоляной обманке содержится еще не открытый и сильно радиоактивный элемент. Весной 1898 г. она сообщила о своей гипотезе и о результатах экспериментов Французской академии наук: «…Два урановых минерала: уранит (окисел урана) и хальколит (уранилфосфат меди) – значительно активнее, чем сам уран. Этот крайне знаменательный факт вызывает мысль о том, что в данных минералах может содержаться элемент, гораздо более активный, чем уран…». [3, с. 130]

Так был сделан первый шаг к открытию радия.

1.3.5. Открытие полония и радия.

При выделении нового элемента супруги Кюри, обрабатывая урановую руду кислотами и сероводородом, разделяли ее на известные компоненты. Исследуя каждую из компонент, ими было установлено, что сильной

радиоактивностью обладают только две из них, содержащие элементы

15

висмут и барий. Поскольку открытое Беккерелем излучение не было

характерным ни для висмута, ни для бария, они заключили, что эти порции вещества содержат один или несколько ранее неизвестных элементов. В июле и декабре 1898 г. Мари и Пьер Кюри объявили об открытии двух новых элементов: «…Если существование этого металла подтвердится, мы предлагаем назвать его «полонием» - по имени страны, откуда происходит один из нас» [3, с. 132], и «…В силу различных, только что изложенных оснований мы склонны считать, что новое радиоактивное вещество содержит новый элемент, который мы предлагаем назвать радием. Новое радиоактивное вещество, несомненно, содержит также примесь бария, и даже в очень большом количестве, но, несмотря на это обладает значительной радиоактивностью.

Радиоактивность же самого радия должна быть огромной».[3, с. 135] –  В «Докладах Академии наук» в 1898 году.

1.4. Дело всей жизни

          1.4.1. Одна миллионная часть урановой руды. Метод Кюри.

Поскольку Кюри не выделили ни один из этих элементов, они не могли представить химикам доказательства их существования. И супруги Кюри приступили к нелегкой задаче – экстрагированию двух новых элементов из урановой руды. Они установили, что вещества, которые им предстоит найти, составляют лишь одну миллионную часть урановой смоляной обманки. Чтобы экстрагировать их в измеримых количествах, исследователям необходимо было переработать огромные количества руды.

Метод Кюри заключался в разделении обрабатываемого материала на две фракции путем воздействия определенных веществ. Измерение их

радиоактивности показывало, в какую из этих фракций ушло искомое радиоактивное вещество. Эта фракция подвергалась новой обработке и

разделению на две части - и снова находилась фракция, содержащая

16

радиоактивное вещество, и т. д. (рисунок 1.2). После каждого нового

разделения получались фракции, все более богатые данным радиоэлементом, пока не удалось выделить чистое вещество в виде его соли. Метод Кюри получил с тех пор разнообразные применения.

Рисунок (1.2) Суть метода дробной кристаллизации

          Примечание: белые кружки – раствор, черные – осадок.

Первые шаги способа выделения, концентрирования и очистки заключались в выделении радия из восьми тонн руды посредством проведения 20 000 операций по перекристаллизации. Каждая такая операция (серия) заключалась в перетаскивании очередной порции в 20 кг в стоящий на огне чан, растворении солей радиоактивных элементов, а затем отделении раствора от пустой породы и выпаривания. И так 20 000 раз.[5, с. 11]

1.4.2. Стадии технологии выделения урана.

Поскольку состав руд переменный, то технология выделения урана очень трудоемкая и длительна и должна предусмотреть возможность

попутного выделения в чистом виде всех ценных компонентов руды - комплексную переработку. Включает в себя стадии:

  1. предварительное концентрирование руды позволяет отделить

17

минералы урана от других минералов, присутствующих в руде. Используют

разницу в плотности минералов (флотацию).  Первичные урановые минералы  (уранит или урановая смоляная руда) тяжелее других компонентов руды. Если руду размолоть и размешать в воде, то минералы урана оседают первыми и отделяются таким образом от примесей.  Вторичные урановые минералы, наоборот, легче пустой породы и из взвеси осаждаются последними.

2) нагревание или обжиг выполняются с той же целью – удаляются примеси перед дальнейшей переработкой.

3) выщелачивание - процесс перевода урана из твердой фазы в водный раствор, откуда его извлекают, отделяя от примесей. Эта первая химическая операция по переработке руды. Заключается она в «разваривании» руды с кислотой или щелочью. Выбор типа вскрытия руды  определяется химической природой соединений урана, и сопутствующими примесями, оставшимися после предварительной обработки.

Кислотное вскрытие заключается в обработке руды серной кислотой при перемешивании, с этой же целью проводят нагревание.  Оксид UO2 – основной компонент ураносодержащих минералов – в разбавленной серной кислоте H2SO4  нерастворим, поэтому процесс ведут в присутствии окислителей, которые переводят U(IV) в растворимый U(VI), - MnO2,  Cl2,  хлоратов, кислорода, солей железа (III) или ванадила:

UO + 2Fe3+   →   UO22+ + 2Fe2+

UO2 + 2VO2+ + 4H+  →  UO22+ +2VO22+ + 2H2O

Если концентрат руды содержит много карбоновых примесей, то на их растворение идет много кислоты и процесс становится экономически

невыгодным. В таких случаях используется выщелачивание (обработка рудного концентрата раствором карбоната натрия). Метод основан на

образовании устойчивых и растворимых в воде комплексных ионов

уранилтрикарбонатов  UO2(CO3)34-, не способных образовывать компоненты

18

примесей. В составе комплексного иона уран переходит в раствор в степени окисления +6, поэтому и при карбонатном выщелачивании необходимо использование окислителей. Чаще всего кислород используется под давлением, и процесс растворения проводят при повышенной температуре:

UO2+1/2O2+3CO32-+H2O → UO2(CO3)34-+2OH

Преимущество карбонатного выщелачивания неоспоримо, но для некоторых руд неэффективно.

Для селективного выделения урана его многократно переводят из одной степени окисления в другую; на каждой такой стадии он освобождается от тех или иных примесей.

Дробное осаждение и дробная фракционная кристаллизация  - классические методы разделения смеси элементов.  Они исключительно трудоемки (как показал опыт Мари Кюри), но практически безотказны. При дробном осаждении пользуются различной растворимостью соединений урана в той или иной степени окисления.

 4) отделение урана от примесей и выделение его в чистом виде из раствора.

 Из растворов после выщелачивания уран перевести в осадок проще всего восстановлением его водорастворимой формы (степень окисления +6) до нерастворимой (степень оксиления +4) и осадить уран в виде фосфата. Это справедливо и для других радиоактивных элементов.[5, с. 100-103]

Приложение 1: 1.20-3.05, 12.10-14.23, приложение 2: 0.22-3.45

1.4.3. Четыре года в сарае.

В течение последующих четырех лет Кюри работали в примитивных и вредных для здоровья условиях. Урановую смолку после извлечения из нее

урановых солей в виде отходов им предоставил директор рудников Иоахимсталя в Богемии. Они занимались химическим разделением в больших чанах, установленных в продуваемом всеми ветрами сарае.

19

Анализы веществ им приходилось производить в крохотной, плохо оборудованной лаборатории Муниципальной школы.

В таких условиях чета Кюри будет работать с 1898 по 1902 год.

В первый год они работают над химическим выделением полония и радия, добывают радиоактивные продукты, а затем измеряют интенсивность их излучения. Пьер стремиться уточнить свойства радия, изучить новый металл. Мари продолжает переработку руды, чтобы получить чистые соли радия. «Мне приходилось обрабатывать в день до двадцати килограммов первичного сырья, и в результате весь сарай был заставлен большими химическими сосудами с осадками и растворами...».[3, с. 139]

Работа блестяще продвигается вперед. В течение 1899 и 1900 годов Пьер и Мари опубликовали статью об открытии индуцированной радиоактивности, вызываемой радием, другую статью – о явлениях радиоактивности и третью – о переносе электрического заряда посредством обнаружения лучей. Для Физического конгресса 1900 года они пишут общий обзор по исследованию радиоактивных веществ, который вызывает огромный интерес в научном мире.

1.5. Признание в научном мире

1.5.1. Один дециграмм чистого радия. № 83 и выше.

Развитие новой науки о радиоактивности принимает ошеломляющий размах. Мари Кюри приближается к своей цели. Прошло то время, когда она стояла во дворе в клубах дыма и следила за тяжелыми котлами, где

растворялся исходный материал. Наступает следующий этап в работе:

 очистка и дробная кристаллизация растворов высокой радиоактивности.      В 1902 году Мари одерживает победу. Ей удалось выделить один дециграмм

чистого радия и установить его атомный вес, равный 225. Радий занял клетку под номером 88 в Периодической системе химических элементов. Соль радия испускала голубоватое свечение и тепло. Теперь радий получил официальное

20

признание. Выделить полоний им не удалось, так как тот оказался продуктом распада радия.

Радий является постоянным спутником урана в рудах, но содержится в ничтожных количествах — примерно 1 г радия на 3 т урана; ввиду этого добыча радия представляет собой весьма трудоемкий процесс. Радий — один из самых редких и дорогих металлов. Он ценится как концентрированный источник радиоактивных излучений.

Приложение 3: 4.09-6.00

Дальнейшие исследования Кюри и других ученых значительно расширили число известных радиоактивных элементов. Все элементы с порядковым номером, превышающим 83, оказались радиоактивными. Они были найдены в виде небольших примесей к урану, радию и торию.

Таким же образом были найдены радиоактивные изотопы элементов таллия Z=81, свинца Z=82 и висмута Z=83.

Радиоактивными оказались также элементы: самарий, калий, рубидий.  Радиоактивность этих элементов слаба и обнаруживается с трудом.

1.5.2. Трудное житье. Награда.

В этот трудный, но увлекательный период жалованья Пьера не хватало, чтобы содержать семью. Несмотря на то, что интенсивные исследования и маленький ребенок занимали почти все ее время, Мари в 1900 г. начала преподавать физику в Севре в Высшей нормальной школе – учебном                 заведении,  готовившем учителей средней школы. Овдовевший отец Пьера  

переехал к Кюри и помогал присматривать за Ирен. С 1899 по 1904 год супруги Кюри, то вместе, то в сотрудничестве с кем-нибудь из коллег,   публикуют тридцать два научных сообщения: «О химических

свойствах лучей радия» (Мари Кюри и Пьер Кюри, 1899 г.). «Об атомном

 весе бария, содержащего радий» (Мари Кюри, 1900 г.). «Новые радиоактивные вещества и их лучеиспускание» (Мари Кюри и Пьер Кюри,

21

1900 г.). «Об индуцированной радиоактивности, вызываемой солями радия» (Пьер Кюри и Андре Дебюрьен, 1901 г.). «О радиоактивных телах (Мари Кюри и Пьер Кюри, 1901 г.). «Об атомном весе радия (Мари Кюри, 1902 г.). «Об абсолютном измерении времени (Пьер Кюри, 1902 г.). «Об индуцированной радиоактивности и эманации радия (Пьер Кюри, 1903 г.).

«О теплоте, самопроизвольно выделяемой солями радия (Пьер Кюри и А. Лаборд, 1903 г.). «Исследование радиоактивных веществ (Мари Кюри, 1903 г.). «О радиоактивности газов, выделяемых минеральными водами (Пьер Кюри, М. Бушар и В. Вальтазар, 1904 г.). «Физиологическое действие эманации радия (Пьер Кюри, М. Бушар и В. Вальтазар, 1904 г.). [3, с.158-159]

Завершив исследования, Мари закончила свою докторскую диссертацию. Работа называлась «Исследования радиоактивных веществ» и была представлена Сорбонне в июне 1903 г. В нее вошло огромное количество наблюдений радиоактивности, сделанных Мари и Пьером Кюри во время поиска полония и радия. По мнению комитета, присудившего Марии научную степень, ее работа явилась величайшим вкладом, когда-либо внесенным в науку докторской диссертацией. В декабре 1903 г. Шведская королевская академия наук присудила  Нобелевскую премию по физике

Беккерелю и супругам Кюри. Мари Кюри стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии.

          1.5.3. Закон радиоактивного распада.

           Все радиоактивные ядра неустойчивы, имеет смысл говорить о вероятности распада данного ядра за данный промежуток времени. Вероятность распада ядра прямо пропорциональна количеству ядер и промежутку времени. Вероятностные события подсчитываются

использованием закона больших чисел: поведение отдельного ядра не предоставляется возможным предвидеть, но с большой точностью можно предвидеть поведение очень большого количества ядер. Вероятность того,

22

что в данный промежуток времени одна из частиц распадется, тем больше, чем больше число частиц.

Количество ядер   Nt, которое распадется за бесконечно малый промежуток времени   ∆t, пропорционально общему числу частиц  N0, существующих к моменту времени  t (рисунок 1.3):

                        ∆Nt/ ∆t = - λ N0,  или   Nt = N0е-λt,              (1)

где  λ - константа радиоактивного распада;   

(1) - закон радиоактивного распада.

Рисунок 1.3. Кривая радиоактивного распада.

         Примечание: величина τ = 1/λ – средняя продолжительность жизни ядра данного изотопа. В случае постоянной и максимальной скорости  (при t = 0 и

N = N0), то все ядра распались бы за время τ – физический смысл средней продолжительности жизни.

Скорость ядерного распада характеризуется еще одной величиной – периодом полураспада. Прологарифмируем (1) по основанию натурального логарифма:

23

ln Nt = ln N0 - λt,  или   λt = ln N0 - lnN;    ln(N0/N) = λt             (2)

Величину ограничивают таким интервалом времени, за которое распадается половина от первоначального количества. Такой интервал времени называется периодом полураспада Т1/2. Приняв t = Т1/2, и зная, что от начального количества атомов ко времени Т1/2 осталась половина N = N0/2, преобразуем (2):     

N0/N = 2;   t = Т1/2   и   ln2 = λ Т1/2 ;    Т1/2  = ln2/λ = 2,3 х lg2/λ;

                                             Т1/2 = 0,693/ λ;                              (3)

                                             Т1/2 = 0,693 τ                                 (4)

Уравнения (1) – (4) – разные формы записи основного закона радиоактивного распада, а величины Т1/2, λ, τ – количественные характеристики ядер данного изотопа.

Период полураспада является одной из основных характеристик радиоактивного вещества. Многочисленные опыты показали, что период полураспада радиоактивного вещества есть строго постоянная величина, которая не может быть изменена такими воздействиями (в доступных нам пределах), как охлаждение, нагрев, давление, магнитное поле, силы химического средства и др.  Радиоактивный распад есть свойство атомных ядер, а для изменения атомного ядра энергия обычных земных воздействий недостаточна.

Если в результате распада получаются ядра стабильного изотопа, то

можно определить период полураспада исходного материнского вещества (ядра которого распадаются). Элемент, ядра которого образуются в результате распада, назовем дочерним. Из уравнения (2):

                       lgN=λ/2,303 х t +lgN0                                                    (5)

Практически измеряют не количество атомов элементов, а их радиоактивность с помощью различных детекторов (счетчика Гейгера-Мюллера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры). Количественной

24

единицей активности является 1Ки (Кюри): радиоактивность изотопа, равная активности 1 г радия, в котором за 1с происходит 37 млрд. распадов.

Связь активности А с периодом полураспада:

А=Nλ/3,7х1011-=Nх0,693/ Т1/2/3,7/1011-=1,87х10-11N/Т1/2        (6) [5, с. 33-36]

1.6. Дальнейшее изучение радиоактивности

1.6.1. Распад атомных ядер.

Еще до того, как супруги Кюри завершили свои исследования, их работы побудили других физиков также заняться изучением радиоактивности. В 1903 г. Э.Резерфорд и Ф.Содди выдвинули теорию, согласно которой радиоактивные излучения возникают при распаде атомных ядер. При распаде (испускании некоторых частиц, образующих ядро) радиоактивные ядра превращаются в ядра других элементов.  В 1906 г. Мари Кюри  согласилась принять теорию Резерфорда-Содди как наиболее правдоподобное объяснение радиоактивности.

1.6.2. α -, β-, γ – лучи. Их характеристики.

Углублялись знания о природе излучения. А.Беккерель  и независимо от него С.Мейер и Э.Швейдлер обнаружили, что радиоактивные излучения радия и полония отклоняются в магнитном поле, в состав излучения входят компоненты, несущие электрический заряд различного знака.

А.Беккерель установил, что часть радиоактивного излучения

представляет собой поток электронов (β- лучи), Э.Резерфорд установил, что часть излучения отклоняется магнитным полем в направлении, противоположном β- лучам, обладает большой ионизирующей способностью (α- лучи).  α-излучение в воздухе при атмосферном  давлении преодолевает

 лишь расстояние от 2,5 до 7,5 см. В условиях вакуума  электрическое и магнитное поля заметно отклоняют его от первоначальной траектории.

25

Направление и величина отклонений указывают на то, что  α-излучение - это поток положительно заряженных частиц, для которых отношение  заряда к массе (e/m) в точности соответствует дважды ионизированному атому гелия (He2+). На основании этих данных Резерфорд сделал вывод о том, что они являются ядрами атома гелия.

А. Виллард обнаружил, что 0,01% радиоактивного излучения не отклоняется в магнитном поле и способно проникать через любые преграды (γ- лучи) (рисунок 1.4). [4, с.516]

Рисунок 1.4. Отклонение радиоактивного излучения магнитным полем

Примечание: 1 - радиоактивный препарат, 2 - свинцовый экран, 3 - фотопластинка, 4 - лист бумаги толщины 0,1 мм

а) траектории лучей в отсутствие магнитного поля;  б) траектории

лучей в магнитном поле (штриховой круг проекции  полюсов  магнита; линии поля направлены из-за плоскости чертежа на нас);  в) лист бумаги толщиной 0,1 мм полностью поглощает α- излучение.

β-излучение отклоняется  в магнитном и электрическом  полях, но

в противоположную сторону, чем α-излучение и на большее расстояние. Это указывает на то, что β-излучение является потоком отрицательно

заряженных частиц малой массы. По отношению e/m Резерфорд

 идентифицировал β-частицы как обычные электроны.

γ-излучение не отклоняется в магнитном поле и, следовательно, не имеет электрического заряда. γ-лучи были идентифицированы как  жесткое

26

 (имеющее очень высокую энергию) электромагнитное излучение. [4, c. 521]

Приложение 3:  3.04-4.00

1.6.3. Проникающая способность.

α-, β-, γ- излучения сильно отличаются друг от друга по способности проникать сквозь вещество. При помещении между препаратом 1 и щелью экранов возрастающей толщины, α- частицы полностью поглощаются  листом бумаги толщины около 0,1 мм (рисунки  1.4(в), 1.5(а)). Поток β- частиц постепенно ослабляется с увеличением толщины экрана и поглощается полностью при толщине алюминиевого экрана в несколько миллиметров (рисунок 1.5(б)). Наиболее проникающим является γ- излучение. Слой алюминия толщины 5 мм не ослабляет интенсивности γ- излучения (рисунок 1.5(б)). [4, с. 517]

Рисунок 1.5. Поглощение радиоактивных излучений веществом

Вещества с большим атомным номером обладают значительно

большим поглощающим действием для  γ- излучения; в этом отношении γ-

излучение сходно с рентгеновским. Так, 1 см свинца Z = 82 ослабляет

пучок γ- излучения примерно в два раза (рисунок 1.5(в)).

1.6.4. Сбылась мечта алхимиков.

(Э. Резерфорд и с Ф. Содди):  Образующийся при распаде атома, сопровождающийся радиоактивным излучением элемент тоже может быть

радиоактивным, тогда цепочка радиоактивных превращений продолжится до

тех пор, пока не образуется устойчивый к распаду (стабильный) элемент. Так

27

образуются семейства.

Всякое радиоактивное превращение связано с испусканием либо  α-, либо β- частицы. Некоторые превращения сопровождаются еще и γ- излучением, например, превращение RaC в RaC' (рисунок 1.6). [4, с. 532]

Рисунок 1.6. Радиоактивное семейство урана

Примечание: А - массовое число ядра, Z -порядковый номер,  ○- радиоактивные изотопы,  ◙ -устойчивый изотоп, наклонные стрелки - α- распад, вертикальные стрелки - β- распад.

В природе существуют еще два радиоактивных семейства. Родоначальником одного из них является торий, родоначальником другого -  редкий изотоп урана 23892U. α- распад ядра 23892U приводит, (согласно факту, что α- частицы - это дважды ионизированный атом гелия с зарядом 2 и

 массовым числом 4 - 42He), к образованию ядра с зарядом 92 - 90 = 2 и массовым числом 238 - 4 = 234, т.е., изотопа тория 23490Th. Этот изотоп тория, UX1 (уран-икс-один), также оказывается радиоактивным веществом, испускающим β- частицы. Продуктом β- распада 23490Th оказывается 23491Pa  изотоп элемента протактиния с атомной массой 234, называемый - UX2. Этот

изотоп опять-таки радиоактивен и т.д. Цепочка последовательных продуктов распада урана, радиоактивное семейство урана, изображена на рисунке 1.6.

28

Только после 14 следующих друг за другом распадов атом урана превращается в нерадиоактивный или  стабильный изотоп свинца 20682Pb.

Приложение 3: 8.39-9.26

Распад урана приводит к накоплению свинца. И действительно, урановые руды всегда содержат свинец. В урановых рудах накапливаются и все промежуточные продукты цепи распада урана. Радий является пятым продуктом в этой цепи. Первым потомком радия является Rn - радиоактивный инертный газ радон (называемый иногда эманацией радия).

Накопление радиоактивных продуктов превращения ограничивается их распадом. Чем меньше период полураспада вещества, тем быстрее оно распадается и тем меньше его содержание в материнском веществе (уране или радии).[4, с. 533]

По величине периода полураспада все радиоактивные изотопы делят на долгоживущие и короткоживущие. Уран и радий относятся к долгоживущим элементам, хотя периоды полураспада отличаются: для урана – 4,5 млрд. лет. В каждую секунду из числа атомов, содержащихся в 1 грамме вещества, распадается 12000. Атомов в 1 грамме урана – 3х1021 , и убыль в 12000 незаметна. У радия период полураспада составляет 1590 лет. Мари Кюри в 1907 году подарила Парижскому радиевому институту 1 грамм радия, лишь к 3497 году от подаренного радия останется полграмма. Радон, в который

превращается радий, имеет период полураспада 3,8 дня.  Чем тяжелее атом изотопа, тем быстрее он распадается.

1.6.5. Ряд открытий, между которыми … лет.

1911 г. Э. Резерфорд обнаружил существование атомного ядра и обосновал планетарную теорию строения атома.

В 1919 г.  Э. Резерфорд осуществил первую ядерную реакцию при облучении азота  α- частицами: быстрые α- частицы, способны проникать внутрь легких ядер и расщеплять их на части, при облучении α- частицами

29

азота, бора и других элементов возникают новые частицы, также создающие сцинтилляции, но отличающиеся от α- частиц большей проникающей способностью. Они оказались быстродвижущимися ядрами атомов водорода. (Ядро водородного атома, или протон, обладает массой, очень близкой к 1 а. е. м., и зарядом +e.)

Рисунок 1.7. Расщепление ядра азота α- частицей в камере Вильсона

Процесс испускания протонов был изучен с помощью камеры

Вильсона. Внутрь камеры Вильсона, заполненной азотом, помещался α- радиоактивный препарат.

Примечание:

 а) фотография следов в камере;

 б) схема следов «вилки»; 

α - след α- частицы, столкнувшейся в точке A с ядром азота, p и O - следы продуктов расщепления - протона и ядра кислорода. [4, с. 542]

Один из следов «вилки» - след протона. Ввиду меньшего заряда протон

действует на атомные электроны с меньшей силой, чем α- частица и поэтому производит меньшую ионизацию на единице пути и образует в камере Вильсона более  тонкий след. Более жирный след принадлежит частице,

ионизующей сильнее α- частицы и обладающей, следовательно, большим

зарядом. Природу этой частицы можно установить, используя законы

30

сохранения заряда и массы. До соударения мы имели две частицы:

1) α- частицу (т. е. ядро атома гелия) с зарядом +2 единицы и массой 4 единицы и 2) ядро атома азота с зарядом +7 единиц и массой 14 единиц. Суммарный заряд равен +9 единиц, суммарная масса 18 единиц. После соударения также имеются две частицы, одна из которых является протоном (т. е. ядром атома водорода) с зарядом +1 и массой 1. На долю второй частицы остается заряд +8 и масса 17.

Восьмым элементом периодической системы является кислород. Рассматриваемая «вилка» указывает на явление превращения ядер азота и гелия в ядра кислорода и водорода. [4, с. 543]

Вслед за открытием Резерфорда были найдены и другие подобные процессы, в которых происходит превращение ядер (следовательно, и атомов) одних элементов в ядра (атомы) других элементов. Такие процессы получили название ядерных реакций:

42He2+ + 147N   →  178O + 11H         или     42He2+ + 147N →  178O + 11p    

Открытие ядерных реакций имело принципиальное значение: впервые была доказана возможность искусственного превращения элементов.

Приложение 3:   7.53-8.37

Поначалу удавалось бомбардирующих  α- частиц. Чтобы проникнуть внутрь атомного ядра, превратить лишь ничтожное количество вещества: одно ядерное превращение приходится на сто тысяч - миллион налетающая заряженная частица должна преодолеть огромные силы электростатического

отталкивания, т.к. и частица, и бомбардируемое ядро обладают

 положительным зарядом. Поэтому ядерные превращения могут производить только достаточно быстрые частицы, способные преодолеть электростатическое отталкивание. Но, двигаясь в веществе, быстрые частицы, расходуя свою энергию на ионизацию и возбуждение атомов,

затормаживаются, захватывают электроны и превращаются в нейтральные

атомы. Ввиду малых размеров ядер лишь немногие частицы сталкиваются с

31

ядром до того, как они растратят свою энергию. Редкие случаи и приводят к

ядерным  расщеплениям.

     Ядерные реакции и искусственную радиоактивность могли наблюдать еще в 1988 г. Пьер и Мари Кюри. В своем докладе на заседании французской Академии наук они отмечали повышенную радиоактивность фотопластинки после воздействия на нее α- излучения радия, в 50 раз большую, чем у урана. Однако уровень знаний о радиоактивности в то время был таков, что Кюри прошли мимо наблюдаемого ими искусственного превращения какого-то элемента, содержащегося в материале пластинки.

1.6.6. Открытие нейтрона.

Для более тяжелых элементов требовался заряд с большей энергией и нейтральный. В 1932 году Д. Чедвик обнаружил нейтрон, предсказанный Э. Резерфордом в 1920 г. Масса этой частицы близка массе протона, а заряд отсутствует   10n. Нейтроны были открыты благодаря реакциям:

94Be + 42 He  →  10n + 126 C, или   Be(α,n)12C         (Боте, Беккер, 1930г.)

Нейтроны, не имеющие электрического заряда, способны проникать до ядер любого атома, не встречая электростатических сил. Нейтрон  захватывается ядром, и благодаря этому происходит  ядерная  реакция. Примером ядерной реакции под действием нейтронов является расщепление бора:                               105B +  10n  →  73Li + 42He    

Ядро бора, захватывая нейтрон, расщепляется на ядра лития и гелия, разлетающиеся с большой скоростью.

Реакцию бора с нейтронами можно наблюдать, поместив в камеру Вильсона тонкий слой бора. Облучая камеру быстрыми нейтронами, мы увидим на снимках жирные следы ядер лития и гелия, выходящих во все стороны из слоя (рисунок 1.8 (а)). [4, с. 548]

Рисунок 1.8. Схема опыта по наблюдению расщепления бора быстрыми и медленными нейтронами

32

Примечание: 1 - источник нейтронов, 2 - тонкая борная пленка в камере Вильсона, 3 - парафиновая сфера. Короткие жирные следы вызваны ядрами 73Li, более длинные - α- частицами. Штриховой линией указан путь одного из нейтронов в парафиновой сфере

При среде, созданной для замедления скорости движения нейтронов, например, парафиновой сферой, нейтроны попадут в камеру Вильсона с энергией, во много раз меньшей своей начальной энергии. Действие парафина будет неожиданным: число следов на снимках, а значит число расщеплений ядер бора, многократно увеличится (рисунок 1.8(б)). Следовательно, чем медленнее нейтроны, тем с большей эффективностью они захватываются ядрами и производят ядерные реакции.

Сильное поглощение ядрами медленных нейтронов объясняется

отсутствием сил электрического отталкивания (так как нейтрон лишен

заряда) и существованием сил притяжения между ядрами и нейтронами.

 Чем медленнее движется нейтрон, тем большее время находится он под

действием сил притяжения со стороны ядра и тем легче захватывается им. Захват ядрами является одной из причин, почему нейтроны не существуют длительно в свободном виде. Второй причиной является  радиоактивность

нейтрона. Свободный нейтрон с течением времени превращается в протон, испуская при этом электрон и нейтрино. Период полураспада нейтрона –

33

около 15 мин.

До этого все ядерные реакции, например, N(α, p)O сводились к превращению одного стабильного изотопа в другой стабильный. При облучении бора и магния происходят реакции, в результате которых тоже получаются неустойчивые ядра. [4, с. 548]

1.7. Цена успеха

1.7.1.Терапевтическое действие радия.

Супруги Кюри отметили действие радия на человеческий организм (как и Анри Беккерель, они получили ожоги, прежде чем поняли опасность обращения с радиоактивными веществами) и высказали предположение, что радий может быть использован для лечения опухолей. Терапевтическое значение радия было признано почти сразу, и цены на радиевые источники резко поднялись. Однако Кюри отказались патентовать экстракционный процесс и использовать результаты своих исследований в любых коммерческих целях. По их мнению, извлечение коммерческих выгод не соответствовало духу науки, идее свободного доступа к знанию. Несмотря на это, финансовое положение супругов Кюри улучшилось, так как Нобелевская премия и другие награды принесли им определенный достаток. В октябре 1904 г. Пьер был назначен профессором физики в Сорбонне, а месяц спустя

Мария стала официально именоваться заведующей его лабораторией. В декабре у них родилась вторая дочь, Ева, которая впоследствии стала

концертирующей пианисткой и биографом своей матери.

1.7.2. Слава.

Супруги Кюри достигли мировой славы. О них заговорили в научном мире всех стран. Толпа любопытных и журналистов осаждает дом Кюри,

телеграммы грудой лежат на рабочем столе, тысячи статей в газетах. Шумиха вызывает недовольство со стороны четы Кюри. Пьер и Мари чувствовали

34

себя счастливыми, что члены шведской академии наук оценили их открытие по достоинству, их трогает радость близких людей. Миллионы мужчин и женщин выражают Кюри свои пылкие чувства за умственные затраты на открытие радия, его лечебной силы против страшной болезни. Они стремятся вторгнуться в интимную жизнь удивительной пары, вызывающие различные толки своим дарованием, кристально чистой жизнью и бескорыстием. Жадное стремление этой толпы копаться в жизни ее кумиров отнимает у них единственные драгоценности, которые им хотелось бы сохранить: внутреннюю сосредоточенность и  тишину. Их быт, вызывавший своей скромностью удивление и уважение самых прожженных газетчиков, приобретает известность, становится общественным достоянием, темой для газетной статьи. Бедность, переутомление, людскую несправедливость оба Кюри перенесли без жалоб, но чем больше растет их известность, тем сильнее обостряется нервозность. От славы Кюри ждали в качестве вознаграждения кафедру, лабораторию, сотрудников и желанные кредиты. Франция оказалась последней страной, которая признала их: потребовались

медаль Дали и Нобелевская премия, чтобы Парижский университет предоставил Пьеру Кюри кафедру физики.

Мария, получив звание «знаменитой мадам Кюри», будет временами счастливой, но только в тишине лаборатории или в тесном кругу своей семьи.

1.7.3. Гибель Пьера. Мадам Кюри – первая женщина-профессор.

Мария черпала силы в признании ее научных достижений, любимой работе, любви и поддержке Пьера. Но в апреле 1906 г. Пьер погиб в уличной катастрофе. Лишившись ближайшего друга и товарища по работе, она ушла в себя. Однако нашла в себе силы продолжать работу. В мае факультетский

совет Сорбонны назначил ее на кафедру физики, которую прежде возглавлял

ее муж. Когда через шесть месяцев Мария Кюри прочитала свою первую

35

лекцию, она стала первой женщиной-профессором – преподавателем

Сорбонны.

Обязанности «вдовы Кюри» испугали бы даже крепкого человека. Она должна и воспитывать детей, и зарабатывать на жизнь, и с блеском носить звание профессора. Она должна, уже не имея научной опоры в лице Пьера Кюри, продолжать работы, начатые совместно с ним, сама давать все указания, советы ассистентам и студентам и осуществить важную миссию: создать лабораторию, достойную обманутых надежд Пьера, такую, где молодые исследователи смогут развивать новую науку о радиоактивности.

В 1910 году она выпускает свой основной труд «Руководство по радиоактивности».

1.7.4. Международный эталон. Радиоактивные часы Кюри.

В лаборатории Кюри сосредоточила свои усилия на выделении чистого

металлического радия, а не его соединений.

До сих пор всякий раз, когда она пыталась получить чистый радий, дело ограничивалось солями радия (хлористыми или бромистыми), представлявшими собой его единственную устойчивую форму.  В 1910 г. ей удалось в сотрудничестве с А.Дебьерном получить это вещество и тем самым

завершить цикл исследований, начатый 12 лет назад. Она доказала, что радий является химическим элементом. Мария устанавливает способ дозировки радия путем измерения интенсивности его излучения. Она доводит эту трудную технику до желанной цели и создает у себя в лаборатории отдел дозиметрии, куда ученые, врачи смогут отдавать для проверки радиоактивные вещества или минералы и получать сведения о количестве содержащегося в них радия.

Опубликовывая «Классификацию радиоэлементов» и «Таблицу

радиоактивности констант», она заканчивает также работу общего характера: получение первого международного эталона радия, который составляет 21

36

миллиграмм чистого хлористого радия. Мадам Кюри приготовила эталон, с которым надлежало сравнивать все остальные источники для Международного бюро мер и весов.

Радий сделался одним из важнейших элементов научного исследования и получил широкое применение и медицине. В добычу радия были вложены крупные капиталы, и громадные прибыли потекли в руки капиталистов так же, как это случилось с рентгеновскими лучами. Но супруги Кюри, как и Рентген, ничего не получили за свои открытия. Весь свой опыт они предоставили всем желающим его использовать.

Как метод получения радиоэлементов был основан на точном измерении их излучения, так эти же измерения, доведенные до высшего предела точности, послужили основой изготовленного мадам Кюри

международного эталона радия. Все современные приемы радиоактивных измерений основаны на классических работах мадам Кюри 1911 - 1912 г.г.

Мадам Кюри достигла в измерениях скорости радиоактивного распада точности, превышающей все другие измерения, определив 7-й знак. Она даже предложила измерять время по скорости распада, так как эта скорость может быть измерена с громадной точностью и не меняется ни от каких внешних воздействий. С 1903 г. существуют радиоактивные часы Кюри.

1.7.5. Дважды лауреат Нобелевской премии. Франция - Отечество по призванию. Отечество???

В конце 1910 г. по настоянию многих ученых кандидатура Марии Кюри была выдвинута на выборах в одно из наиболее престижных научных обществ – Французскую академию наук. Пьер Кюри был избран в нее лишь за год до своей смерти. За всю историю Французской академии наук ни одна женщина не была ее членом, поэтому выдвижение кандидатуры Марии Кюри

привело к жестокой схватке между сторонниками и противниками этого

шага. После нескольких месяцев оскорбительной полемики в январе 1911 г.

37

кандидатура Кюри была отвергнута на выборах большинством в один голос.

Через несколько месяцев Шведская королевская академия наук присудила Марии Кюри Нобелевскую премию по химии «за выдающиеся заслуги в развитии химии: открытие элементов радия и полония, выделение радия и изучение природы и соединений этого замечательного элемента». 

Кюри стала первым дважды лауреатом Нобелевской премии.

1.8. Институт радия – корпус Кюри

1.8.1. Радий на пользу людям.

В 1909 году Парижский университет и Пастеровский институт планируют создать  Радиевый институт для исследований  радиоактивности  с двумя отделениями: Мария Кюри была назначена директором отделения

фундаментальных исследований и медицинского применения радиоактивности, профессор Клод Рего занимался изучением рака и

лечением больных. Оба учреждения будут работать сообща над развитием науки о радии. Мария Кюри планирует современную лабораторию, такую, что могла бы соответствовать своему назначению и через тридцать, и через пятьдесят лет после создания. В июле 1914 года Институт радия был построен.

1.8.2. Война. Служить Отечеству

Коллеги Марии Кюри призваны в армию. Мария откладывает незаконченные труды и помышляет только об одном: служить своей второй родине. Ознакомившись с организацией военной службы, она находит в ней пробел: полевые госпитали совсем лишены рентгеновских установок, позволявших исследовать, «увидеть» и сфотографировать кости человека и органы.

Мария отлично разбираясь в этом вопросе, создает одну установку за другой из средств лабораторий университета и распределяет по госпиталям.

38

Для обслуживания аппаратов завербованы добровольцы из профессоров, ученых, инженеров. Создает первый «радиологический автомобиль» из обыкновенного автомобиля, оснащенного рентгеновским аппаратом и динамо, которое приводится в движение автомобильным мотором и дает необходимый ток для обслуживания полевых госпиталей.

Кроме двадцати автомобилей Мария Кюри оборудовала двести рентгеновских кабинетов, в 1915 году она передала свой запас радия стране, каждую неделю она посылает пробирки с эманацией радия в различные госпитали. Они способствуют лечению неудачно зарубцевавшихся ран и многих повреждений кожи. Мария предлагает правительству организовать и

обеспечить подготовку специалистов по радиологии. Сто пятьдесят сестер

-радиологов обучает она с 1916 по 1918 год.

 Накопленный опыт обобщила в монографии «Радиология и война» в 1920 г.

У Марии не одна, а две победы, Польша возрождается из пепла после полутора векового рабства и становится независимой. Патриотическая мечта, во имя которой она много лет назад чуть не пожертвовала своим призванием.

1.8.3. Мир. Расцвет.

После войны Кюри возвратилась в Радиевый институт. В последние годы своей жизни она руководила работами студентов и активно способствовала применению радиологии в медицине. Периодически Мария совершала поездки в Польшу и консультировала польских исследователей. В 1921 г. вместе с дочерьми Кюри посетила Соединенные Штаты, чтобы принять в дар 1 г радия для продолжения опытов. Во время своего второго

визита в США (1929 г.) она получила пожертвование, на которое приобрела еще грамм радия для терапевтического использования в одном из варшавских госпиталей. Филадельфия. Почетные звания. Докторские степени. В Нью-Йорке – диплом доктора Колумбийского университета, в

39

Чикаго ей присваивают звание почетного члена местного университета, еще несколько почетных званий, триумфальное шествие по Соединенным Штатам продолжается.  По возвращению из Америки мадам Кюри задает себе вопросы: «…большинство моих друзей утверждают, и не

без оснований, что если бы Пьер Кюри и я узаконили наши права, мы бы

приобрели бы средства, достаточные для того, чтобы самим построить

Институт радия, а не преодолевать бесконечные препятствия и трудности, которые…тяжким бременем лежат на мне. И все-таки я думаю, что мы были правы…

…правильно организованное человеческое общество должно предоставлять работникам все необходимое для их работы, избавить их жизнь от материальных забот и дать им возможность свободно отдаваться научному исследованию». [3, с. 272]

1.8.4. Активная социальная деятельность.

Путешествие Марии Кюри по Америки было поучительным. Добровольное отчуждение от окружающего мира парадоксально. Ученый с мировым именем  ответственен за новую науку. Значение ее имени таково, что одним жестом, одним своим присутствием она может претворить в жизнь

 любой проект, имеющий общеполезное значение и близкий ее сердцу. Со времени путешествия она уделяет время и для внешних общений, и для общественных миссий. Италия, Голландия, Англия, Испания, Бельгия – в мире нет больше уголка, где бы не знали ее имени.

В 1922 году совет Лиги наций избирает мадам Кюри-Склодовскую членом Международной комиссии по научному сотрудничеству. Она борется

с тем, что называет «анархией в мировой научной работе» [3, с. 274] и пытается привлечь своих собратьев к согласованной работе над разрешением целого ряда определенных вопросов, по виду незначительных, но таких, от которых зависит прогресс научного познания: рациональная организация

40

библиографии таким образом, чтобы научный работник сразу мог найти все сведения о полученных достижениях других ученых в той области, которую он изучает; единая система обозначений и терминологии в науке; унификация формата изданий; краткие рефераты работ, опубликованных в

журналах; составление таблицы констант.

Вынужденная ограничивать свою практическую деятельность, Мария

посвящает себя более широкому развитию международных стипендий. Ученая-физик, всегда чуждавшаяся материальной выгоды, становится ради своих коллег борцом за «научную собственность»: она стремится обосновать авторское право ученых, право вознаграждения за бескорыстные научные труды, легшие в основу промышленной технологии. Ее мечта – найти для лабораторий средство против бедности в виде субсидий на научные исследования за счет прибылей капиталистов.

Борьба за международную культуру, соединенную с уважением к различным национальным культурам, защита свободы личности и таланта. 

В 1932 году Мария Кюри претворяет еще один проект в жизнь – открылся Институт радия в Польше.

1.8.5. Лаборатория

Пятьдесят научных сотрудников каждое утро ждут здесь ее появления, стремятся спросить совета, получить указание. В ее замечаниях нет ни беспорядочности, ни недоговоренности. В течение нескольких минут, которые она посвящает кому-нибудь из научных сотрудников, мадам Кюри целиком сосредотачивается на данной проблеме, известной ей во всех подробностях.  К ней приходят ее ученики в минуты отчаяния, твердо веря, что мадам Кюри обнаружит ошибку в опыте. Научные сотрудники лаборатории Кюри под руководством Мария Кюри изучают еще не исследованные области учения о радиоактивности. С 1919 по 1934 год физики и химики Института радия опубликовали четыреста восемьдесят три

41

работы, из них тридцать четыре дипломные и диссертации. Мария отдает большую часть своего времени обязанностям директора, руководителя и радуется тем победам, одержанные той коллективной личностью, которую она зовет тоном затаенной гордости

«лабораторией», как будто на земле не существует никакой  другой лаборатории.

1.8.6. Искусственная радиоактивность.

Под руководством мадам Кюри ее дочь Ирен и зять Фредерик Жолио, являясь сотрудниками ее лаборатории, открыли искусственную радиоактивность: во многих случаях продукты расщеплений радиоактивны. Радиоактивные вещества, образующиеся в результате ядерных реакций, получили название искусственно-радиоактивных в отличие от естественно-радиоактивных веществ, встречающихся в природных минералах.

Ученые помещали пластинку серебра поблизости от источника нейтронов, окруженного парафином, чтобы нейтроны замедлялись и легко захватывались ядрами и вызывали ядерную реакцию. Газоразрядный счетчик

реагирует - пластинка стала радиоактивной, испускаются электроны (β- излучение). При этом обнаруживается, что радиоактивность, приобретенная серебром, постепенно ослабевает, спадая вдвое за каждые 2,3 мин. Таким образом, в обычном серебре образовалось какое-то радиоактивное вещество, обладающее периодом полураспада в 2,3 мин. Вспомогательные эксперименты и теоретические соображения показывают, что произошла ядерная  реакция

 10747Ag+10n   → 10947Ag+γ                                                   

При этой реакции испускается γ- излучение. Образующиеся атомы изотопа серебра  108Ag оказываются β- радиоактивными и распадаются, испуская электроны и нейтрино, и превращаются в атомы устойчивого изотопа  кадмия:

42

 10747Ag→10848Cd +e- +ν,          Т = 2,3 мин.                  

Радиоактивность изотопа 108Ag объясняет, почему в природном серебре, представляющем смесь изотопов с массовыми числами 107 и 109, не

встречается изотоп с массовым числом 108: такой изотоп обладает малой продолжительностью жизни и распадается практически полностью вскоре после образования.

Искусственная радиоактивность - распространенное явление: в настоящее время получено по нескольку искусственно-радиоактивных изотопов для каждого из элементов периодической системы. Общее число известных искусственно-радиоактивных изотопов превышает 1500, тогда как естественно-радиоактивных изотопов существует лишь около 40, а число устойчивых (нерадиоактивных) изотопов равно 260.

Все три типа излучений  - α-, β-, γ- характерные для естественной  радиоактивности, - испускаются также и искусственно-радиоактивными веществами.

Реакцию образования позитронов, обладающих массой электрона, но несущих положительный заряд, открыл Жолио-Кюри (1932 г.)

2713Al+ 42He  →   3015P+10n    или  27Al(α,n)30P  

При облучении алюминия α- частицами испускается нейтрон и образуется изотоп фосфора с массовым числом 30. Получаемый по приведенной реакции изотоп фосфора 3015P является радиоактивным и распадается с испусканием позитронов (символ  e+) и нейтрино

3015P   →  3014Si + e+ + ν,   Т= 2,5 мин.

Период полураспада фосфора 3015P равен 2,5 мин; продуктом его

распада является устойчивый изотоп  кремния 3014Si. [4, с. 551]

Последствия этого открытия неоценимы для химии, биологии, медицины, дающего возможность заводским способом получать вещества, имеющие нужные радиоактивные свойства.

43

1.8.7. Неутомимая, нечеловеческая деятельность!

  Вот уже двадцать пять лет, как мадам Кюри преподает. В «свободные минуты» пишет статьи и книги: «Изотопия и изотопы», биографию Пьера

 Кюри, которая была опубликована в 1923 году, научную работу – итог

своей лекционной деятельности, книгу под названием «Радиоактивность».

Она работает с большой поспешностью и с присущей ей

неосторожностью. В отношении себя она не соблюдает элементарных правил предосторожности, выполнения которых строго спрашивает с учеников: трогать пробирки с радиоактивными веществами только пинцетом, ни в коем случае не прикасаться к ним, пользоваться свинцовыми щитами во избежание последствий облучения. Есть вещи поважнее. Мария только что построила в Аркейе завод для переработки радиоактивных минералов. Она с увлечением проводит в нем первые опыты. Уже тридцать лет Мария Кюри имеет дело с радием, вдыхает его эманацию.

Вот что пишет М.П. Шаскольская (1966 г.) в биографии Фредерика Жолио-Кюри (Серия «Жизнь замечательных людей»): «В те далекие годы, на заре атомного века, первооткрыватели радия не знали о действии излучения.

Радиоактивная пыль носилась в их лаборатории. Сами экспериментаторы спокойно брали руками препараты, держали их в кармане, не ведая смертельной опасности» (6, с. 266), и далее: «К счетчику Гейгера поднесен листок из блокнота Пьера Кюри (через 55 лет после того, как в блокноте вели записи. - В. В. Алпатов), и ровный гул сменяется шумом, чуть не грохотом. Листок излучает радиоактивность, листок как бы дышит ею, излучение действует на счетчик, показания счетчика переходят в звук… Фредерику

пришло в голову: но если столь сильна радиоактивность листка, то он должен действовать на фотопластинку так, как действовала когда-то урановая руда у Беккереля…  В полной темноте Фредерик положил листок на несколько минут на фотопластинку, и затем проявил ее….  Пластинка почти вся почернела… Радиоактивные следы, невидимые глазом, подействовали на

44

пластинку. Но что это? Среди черных пятен ясно проявился отчетливый след – след пальца,  державшего листок пятьдесят пять лет тому назад, пальца, столь часто касавшегося радиоактивного препарата, что даже через

полстолетия обнаружился его снимок. Чей это палец? Пьера или Марии? В глубоком волнении Фредерик вспоминает изъязвленные, всегда прикрытые

 пальцы Марии Кюри».

Вследствие многолетней работы с радием ее здоровье стало заметно ухудшаться. Мария и Пьер не знали, с чем имели дело. Их пальцы были обожжены. Оба страдали от физического и умственного истощения, но даже и подумать не могли, что это каким-то образом связано с их открытиями.

Приложение 3:  6.37-7.13  

Мария Кюри скончалась 4 июля 1934 г. от лейкемии в небольшой больнице местечка Санселлемоз во французских Альпах.

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
  1. 2.1. Дешевая, надежная, неисчерпаемая энергия, получаемая от крупных атомных электростанций на основе деления и синтеза атомных ядер
  1. 2.1.1.Освещение и обогревание городов.
  2. Приложение 4:  4.15-4.58,  приложение 2:  3.45-11.12
  3. 2.1.2. Использование электроэнергии промышленностью и сельским хозяйством.
  4. Приложение 4:  22.33-25.55
  5. 2.1.3. Опреснение воды, увеличение продуктов питания.
  6. Приложение 5:  9.08-10.28,   приложение 6:  19.45-22.03
  7. 2.1.4. Новые промышленные процессы, электрические шоссейные дороги.
  8. Приложение 5:  17.25-18.53
  9. 2.1.5. Экономическая переработка отходов, города с закрытым циклом, морские перевозки. Приложение 6:  18.25-19.42
  1. 2.2. Чистые ядерные взрывчатые вещества
  1. 2.2.1. Строительство каналов, портов, водохранилищ.
  2. 2.2.2. Новые методы добычи полезных ископаемых, нефти и газа.
  3. Приложение 6:  11.24-13.20, 14.35-15.33
  1. 2.3. Небольшие атомные батареи на основе радиоактивных изотопов

2.3.1.  Энергия для обеспечения искусственных органов человека.

  1.  Энергия для питания аппаратуры и приборов в космическом пространстве и глубинах океанов.
  1. Ракеты с ядерными двигателями, компактные ядерные энергетические установки.
  1. Исследование Луны, планет, областей далекого космоса.

Приложение 7:  22.11-23.08  

  1.  Передвижные атомные электростанции, корабли с ядерными двигателями.  Приложение 7:  23.08-24.16, приложение 8:  6.28-6.52
  1. Измерение больших промежутков времени с использованием

46

естественных радиоактивных изотопов

  1. Определение возраста геологических пород.
  2. Археология, историография.
  1. Области применения естественных и искусственных изотопов
  1. Медицина, промышленность.

Приложение 9:  16.19-16.55, 17.11-17.51, приложение 7:  2.07-7.33, 7.37-13.45

  1. Контроль над загрязнением окружающей среды.

Приложение 6: 18.25-19.42

  1. Химия.
  2. Сельское хозяйство.
  3. Криминалистика, другие области.

Приложение 7: 18.42-22.09,  приложение 6: 22.23-25.43

  1. Использование излучения радиоактивных изотопов и излучения ядерных реакторов
  1. Онкология.

Приложение 7: 14.11-18.39,  приложение 6: 1.53-10.20

  1. Промышленная радиография.  Приложение 6: 16.30-17.19
  2. Стерилизация хирургических инструментов.

Приложение 6: 17.33-18.19

  1. Ускорение технологических процессов в химической и других отраслях.
  1. Высокотемпературная плазма, полученная в результате термоядерных исследований
  1. Универсальный растворитель для переработки отходов промышленности.
  2. Источник электроэнергии.  Приложение 7:  2.07-7.33
  1. Кнопочные манипуляторы-полуроботы и телеманипуляторы
  1. Промышленные и домашние машины для выполнения тяжелой работы.[5, с.123]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Она была директором большого Радиевого института, вокруг же

образовалась школа, получившая типичные черты научного  направления мадам Кюри. Область исследования расширилась: наряду с химией              радиоэлементов, с изучением их лучей выросла область молекулярной физики, адсорбции, ядерных спектров и т. п. В центре всего этого движения стояла мадам Кюри. Она направляла каждую из многих десятков работ, ежегодно выходивших из ее института. Ближайшим помощником ее была дочь Ирен Кюри.

В школе мадам Кюри выросли такие талантливые экспериментаторы, как Хольвек, Розенблюм, Ирен Кюри и ее муж Жолио. Для всех них характерны те же черты прекрасно разработанной количественной методики, высшей претенциозности, систематического выделения изучаемого явления, хотя бы по едва заметным его признакам.

Так была найдена небольшая примесь альфа-частиц с большим пробегом среди громадного преобладания однородных частиц малой скорости (работы Ирен Кюри), были обнаружены нейтроны (Ирен Кюри и Жолио), ими же было обнаружено образование позитрона и электрона при поглощении светового кванта (фотона) ~ материализация энергии, как это явление назвала мадам Кюри. Ирен Кюри и Жолио открыли новый вид радиоактивности, вызванный бомбардировкой атомного ядра, - явление, открывающее новую эру в учении о ядре. Все это - крупнейшие открытия нашего времени.

Величайшим достоинством Марии Кюри как ученого было ее несгибаемое упорство в преодолении трудностей: поставив перед собой проблему, она не успокаивалась до тех пор, пока ей не удавалось найти решение. Тихая, скромная женщина, которой досаждала ее слава, Мария сохраняла непоколебимую верность идеалам, в которые она верила, и людям, о которых она заботилась. После смерти мужа она оставалась нежной и

преданной матерью для двух своих дочерей.

48

Помимо двух Нобелевских премий, Кюри была удостоена медали Вертело Французской академии наук (1902), медали Дэви Лондонского королевского общества (1903) и медали Эллиота Крессона Франклиновского института (1909). Она была членом 85 научных обществ всего мира, в том числе Французской медицинской академии, получила 20 почетных степеней. С 1911 г. и до смерти Кюри принимала участие в престижных Сольвеевских конгрессах по физике, в течение 12 лет была сотрудником Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций.

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.

2. О физике и физиках. Иоффе А.Ф. – Л., «Наука», 1977- 260 с.

3. Мария Кюри.  Кюри Е. – Москва, Атомиздат, 1979, перевод с французского Е.Ф. Корша под ред. профессора В.В. Алпатова. – 319 с.

4. Элементарный учебник физики. Т.3. Атомная и ядерная физика.  Ландсберг Г.С. – М.: Наука, 1985 – 663 с.

5. Радиоактивные элементы. Шалинец А.Б., Фадеев Г.Н. - Москва «Просвещение», 1981 – 143 с.

6. Жолио Кюри. Серия «Жизнь замечательных людей», Шаскольская М.П.  изд-е 2, М., «Молодая гвардия», 1966 – 208 с.

7. Электронный ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по теме "Организация проектной деятельности в пропедевтике геометрических понятий (6 класс)"

Работа представляет собой разработку методического обеспечения по курсу "Наглядная геометрия 6 класс". В работу включены теоретические аспекты проектной деятельности, поурочное пла...

Презентация по английскому языку о жизни и научной деятельности Марии Склодовской-Кюри

Презентация представляет собой дополнительный материал, который можно использовать при формировании  у учащихся 6-8 классов умения перевода специализированных текстов....

Презентация к дипломной работе на тему: "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"

Презентация к дипломной работе на тему : "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"...

Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа.

Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа....

Дипломная работа веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся

Данная работа раскрывает один из приемов проектной технологии в урочной и внеурочной  деятельности...

Дипломная работа на тему: «Изучение особенностей учебной деятельности и особых образовательных потребностей детей с лёгкой степенью олигофрении»

      Дипломная работа по рограмме профессиональной переподготовки «Безопасность жизнедеятельности в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образ...