Конспект урока: «Что такое химическое уравнение?» (8 класс)
план-конспект урока по химии (8 класс)

Куземина Людмила Алексеевна

На данном уроке у обучающихся формируется представление о химическом уравнении как условной записи процесса превращения одних веществ в другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_kl._chto_takoe_himicheskoe_uravnenie.docx65.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33

ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Конспект урока: «Что такое химическое уравнение?» (8 класс)

        

                                                                               

                                                                         Учитель химии

                                                                                     высшей квалификационной категории

                                                                                     Куземина Людмила Алексеевна

                                           

                                                                         

                                                Смоленск, 2020

Тема урока: Что такое химическое уравнение?

Цель урока: сформировать представление о химическом уравнении как условной записи процесса превращения одних веществ в другие.

Задачи урока:

  • вспомнить понятия, которые взаимосвязаны с темой урока;
  • закрепить умения записывать формулы веществ на основании их качественного и количественного состава;
  • понимать разницу между схемой и уравнением химической реакции;
  • сформировать первоначальные умения по расстановке коэффициентов;
  •  осознать, что химическое уравнение отражает химический процесс, экспериментальным подтверждением которого является опыт;
  • направлять поисковую деятельность учащихся на решение взаимосвязанных внутри и межпредметных учебных проблем.

Технология проблемного обучения

Оборудование:

  • карточки со словами;
  • карточки с формулами веществ;
  • таблички с названием учебных ситуаций;
  • прибор для демонстрации электролиза воды.

        Ход урока.

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Присаживайтесь.

Посмотрите, все ль в порядке:

Учебник, ручки  и тетрадка.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

Урок начну с вопроса.

Ребята, как вы думаете, если существует химический язык, то, что в нем можно считать буквами, словами и предложениями?

Ответ учащихся

Продолжите фразу:

«зная знаки и валентность химических элементов, можно

 записать …  …, а зная формулы веществ, участвующих в реакции, составляют … …»

А теперь сформулируйте тему урока, используя подсказку на доске:

Что такое …  …. ?

2О          2Н2 + О2

Работа с тетрадью: число, классная работа, тема урока.

Метазнание

Ребята,  с чем у вас ассоциируется термин «Химическое уравнение»?

Метазнак

Сформулируйте цель урока … …

Кузьма Прудков говорил «Принимаясь за дело, соберись с духом».

Готовы работать дальше?

  1. Операционно-исполнительный этап

  1. В названиях многих лекарств, а также веществ и смесей, используемых в быту, «спрятаны» названия химических элементов, определите эти элементы и запишите их символами:

                        

  • иодомарин
  • марганцовка
  • магнитный железняк
  • хлороформ
  • фосфалюгель

  • бромгексин
  • боразон
  • кальций-Д3 никомед
  • медный купорос
  • фторопласт

I, Mn, Fe, Cl, P, Br, B, Ca, Cu, F

  1. Ученик получил задание составить по названиям веществ их химические формулы. Выполняя задание,  он не оставил пробелы между формулами веществ, в результате чего у него получилась следующая запись:

H2OP2O5AlO3NaH2CO2N2K2SSiO2

Определите вещества и разделите их на 2 группы по составу:

Простые вещества

Al

O3

Na

H2

N2

Сложные вещества

H2O

P2O5

CO2

K2S

SiO2

Очень часто химические знания, полученные в школе, мы воспринимаем оторвано от жизни. Но это не так! Вспомним лето!

Лежу на берегу, вокруг одни оксиды,

Куда не погляжу – прекраснейшие виды:

Песочек-пляж, вода морская,

А с моря бриз. Волна крутая.

И воздух … дышится легко,

Вода парное молоко.

Назовите формулы веществ, зашифрованные в стихотворении.

  1. Диктант. Составьте  формулы веществ по их названиям:
  • оксид серы (VI),
  • серная кислота,
  • кислород,
  • гидроксид меди (II),
  • хлор,
  • гидроксид лития,
  • азотная кислота,
  • оксид серебра

SO3,  Н24,  O2,  Cu(OH)2,  Cl2,  LiOH, HNO3, Ag2O

Что мы понимаем под термином «химическая формула»?

Теперь мы можем с помощью химических формул представить химический процесс, заключающийся в превращении одних веществ в другие.

Метаспособ

Переходим к ситуации «Моделируем понятие». 

                      II  II

Cu + O2               CuO

В уравнении химической реакции число атомов каждого химического элемента слева и справа должно быть одинаковым.

Можем ли мы данную запись химической реакции считать уравнением? Почему?

Если в схеме расставить коэффициенты, то она превратится в уравнение.

                         

                           II  II

2Cu + O2                  2CuO

Химическое уравнение – это условная запись …  … с помощью …  … и … перед ними.

Метазадача

Следующая ситуация называется «Составляем уравнение»

  1. Преобразуйте схемы в уравнение реакции

Al + Cl2         AlCl3

HgO          Hg + O2

Mg + HCl           MgCl2 + H2

P + O2          P2O5

  1. Исчезнувшие формулы

NH3          … + …    

Са + …           Ca3N2

Al + …           Al2(SO4)3 + H2

K + H2          …

Метапроблема

Так что же отражает химическое уравнение? (химический процесс)

Как в этом убедиться? (провести опыт)

Проведем опыт по разложению Н2О под действием постоянного электрического тока, уравнение этой реакции записано на доске в теме урока.

Демонстрация опыта!!!

Метасмысл

С веществами в природе, быту, промышленности, в нашем организме постоянно происходят какие-либо изменения.

Ситуация «Определи явление»:

  • замерзание воды,
  • вытягивание медной проволоки,
  • пожелтение листьев,
  • образование черного налета на серебряных изделиях,
  • растворение уксуса в воде,
  • прокисание молока,
  • испарение воды,
  • измельчение кусочка сахара,
  • при сгорании серы в кислороде образуется газ с резким запахом,
  • при разложении воды образуется водород и кислород

ФФХХФХФФХХ (самопроверка)

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Давайте подведем итог работы на уроке, используя глаголы, записанные на доске:

закрепил …

научился …

справился …

понравилось …

 Я подведу  итог сегодняшней работы на уроке словами лауреата Нобелевской премии Н.Н.Семенова «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии».

Домашнее  задание:

подготовить рассказы о реакциях:

  • фотосинтез,
  • реакции горения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока:"Основные типы химических реакций " 8 класс

План-конспект урока с использованием ЭОРов....

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ (ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКА)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ....

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Конспект урока по химии в 10-м классе по теме "Химические свойства спиртов и их применение"

Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии — это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопр...

Конспект урока «Что такое функция», 7 класс, Алимов Ш.А., Колягин Ю.М.

Конспект урока по теме «Что такое функция»Обучающие цели: сформировать у учащихся понятие функции, способов её задания, умение находить соответствующее значение функции.План урока: 1) Орга...

План-конспект урока по теме "Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" в 8 классе

План-конспект урока по теме "Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" в 8 классе...