Методические рекомендации к самостоятельным работам по химии
методическая разработка по химии (10, 11 класс)

Першунина Елена Владимировна

Методические рекомендации к самостоятельным работам по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.rek_._k_sam.rab_.-_oup._himiya-ap.docx139.89 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса

 и информационных технологий «Царицыно»

(ГБПОУ Колледж «Царицыно»)

Методические рекомендации

по выполнению самостоятельных работ

по дисциплине ОУП.11 Химия

(базовый уровень)

Москва

2021

Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин. Рекомендованы к использованию в учебном процессе.

Протокол от  ___________г. № ___

Заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин Клюева И.В.

 

 

 

 

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине ОУП.11 Химия (базовый уровень) / Першунина Е.В. - М.: ГБПОУ Колледж "Царицыно", 2021 - 45с.

     

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине ОУП.11 Химия (базовый уровень) предназначены для студентов первого курса ГБПОУ Колледж "Царицыно", обучающихся по специальности 12.02.01 Авиационные приборы и комплексы. Методические рекомендации используются для организации самостоятельных работ по химии.

 

 

 

 

Введение

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине ОУП.11 Химия (базовый уровень) разработаны для организации самостоятельных работ студентов первого курса, обучающихся по специальности 12.02.01 Авиационные приборы и комплексы.

Методические рекомендации составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования.

Методические рекомендации содержат:

  1. Задачи и упражнения по неорганической и органической химии для самостоятельного решения и выполнения.
  2. Рекомендации по выполнению проектной работы.
  3. Рекомендации по написанию рефератов.
  4. Рекомендации по созданию презентации.
  5. Рекомендации по работе с таблицами.
  6. Рекомендации по составлению опорного конспекта.
  7. Рекомендации по подготовке сообщения

Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.

Самостоятельная внеаудиторная работа по химии проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности студентов,

самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,

самосовершенствованию и самореализации;

- формирования умений планировать и выполнять свою работу.

Содержание

  1. Задачи и упражнения по неорганической химии

5

  1. Задачи и упражнения по органической химии

12

  1. Рекомендации по составлению опорного конспекта

33

  1. Рекомендации по работе с таблицами

33

  1. Рекомендации по подготовке сообщения

34

  1. Рекомендации по подготовке реферата

34

  1. Рекомендации по подготовке презентации

37

  1. Рекомендации по подготовке проекта

40

  1. Список используемой литературы и интернет-источников

44

Задачи и упражнения по неорганической химии

 Классификация и номенклатура неорганических соединений

1 вариант

 1. Назовите следующие соединения: Na2O, CuO, SO2, SO3, MnO2; CaCO3; Na2SO4; KNO3

 2. Составьте формулы соединений по их названиям: сульфат кальция, гидроксид меди (II),

         фосфат магния, хлорид аммония, нитрат хрома (III).

2 вариант

  1. Дайте названия следующим кислотам: HNO3, H2SO3, H2S, H3PO4, HNO2, H2SO4, H3PO4.

  2. По названиям солей составьте их формулы: карбонат натрия, сульфат железа (II), фосфат лития, гидроксохлорид магния, сульфат железа (III).

3 вариант

    1. Составьте формулы соединений по их названиям: оксид меди (I), нитрид кальция, нитрат    натрия, сернистая кислота, гидроксид хрома (III), сульфат железа (II).

    2. Сгруппируйте по классам и назовите следующие соединения: CuSO4, СаО, HMnO4, CaS, NaHSO4, Al(OH)3, HNO3, CuCO3.

4 вариант

       1. По названиям кислот напишите их формулы: соляная кислота, азотная кислота, серная

кислота, азотистая кислота, сернистая кислота, угольная кислота.

        2. Дайте названия следующим гидроксидам: КОН, Ве (ОН)2, Zn(OH)2, Сr(ОН)2, А1(ОН)3, LiOH, Ba(OH)2, Сr(ОН)3

5 вариант

     1. Дайте названия следующим гидроксидам: CuОН, Mg(ОН)2, Cu(OH)2, Ba(ОН)2, А1(ОН)3,

         NaOH, Ca(OH)2, Sn(ОН)4

      2. Сгруппируйте по классам и назовите следующие соединения:

        CaSO4, Na2О, H2CrO4, FeS, NaHSO4, CuОН, Mg (NO3)2, K2CO3.

6 вариант

   1. По названиям солей составьте их формулы: карбонат кальция, нитрат железа (II), фосфат

магния, нитрит кальция, гидрокарбонат магния, сульфат алюминия, сульфат хрома (III)

   2.Дайте названия соединениям:

         K2O, Cr2O3, NO2, NO, MnO4; Ca3 (PO4)2; FeSO4; Al (NO3)3.

Задачи на определение массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вариант 1

Какой объем воды потребуется для растворения нитрата калия массой 8 г, если в

приготовленном растворе соли массовая доля соли должна составить 0,03?

Вариант 2

Чему равна массовая доля растворенного вещества в растворе, если в 300г воды

растворили 30 г хлорида натрия?

Вариант 3

Какой объем воды потребуется для растворения нитрата серебра массой 5,1 г, если в приготовленном растворе массовая доля соли должна составить 3 %?

Вариант 4

Чему равна масса раствора, в котором содержится 10 г растворенного вещества           массовая доля, которого составляет 0,2?

Вариант 5

Определите массовую долю KCl в растворе, если хлорид калия массой 50 г

растворено в воде массой 200 г?

Вариант 6

Чему равна масса раствора и массовая доля растворенного вещества, если в 100 г воды растворено 5 г сульфата натрия?

Вариант 7

Какой объем водорода выделится (н.у.) при взаимодействии 6,5 г цинка со 100 г раствора соляной кислоты, массовая доля кислоты в растворе равна 0,01?

Вариант 8

При взаимодействии 100 г  раствора серной кислоты, массовая доля кислоты составляет 0,02 с гидроксидом натрия, образовалась соль. Определите массу полученной соли?

Вариант 9

Вычислите массовую долю (%) раствора, полученного при растворении 200мл хлороводорода в 10 мл воды?

Вариант 10

При взаимодействии 11 г загрязненного карбоната натрия с избытком хлороводородной  кислоты получилось 2,24 л (н.у.) газа. Вычислите массовую долю (%) примеси в соде.

Вариант 11

Какой объем воды потребуется для растворения соли массой 28 г, если в приготовленном  растворе массовая доля соли должна составить 0,1?

Вариант 12

Чему равна массовая доля растворенного вещества в растворе, если в 200 г воды растворили 20 г хлорида натрия?

Строение вещества

                     1. Какова природа химической связи?

                     2. Какие виды химической связи существуют между атомами в соединениях?

                     3. Опишите механизм образования ковалентной связи.

                     4. Какая связь называется ковалентной?

                     5.Чем отличается ковалентная полярная связь от ковалентной неполярной связи?

                     6. Какая связь называется ионной?

                    7. Чем отличается механизм образования ионной связи от ковалентной?

                    8. Какая связь называется металлической?

                    9. Опишите механизм образования металлической связи.

                   10. Какая химическая связь называется водородной?

                   11. Приведите примеры соединений с ионной, ковалентной, металлической связью между атомами.

                   12. Перечислите вещества между молекулами которых существует водородная связь

Периодический закон Д. И. Менделеева. Строение атомов»

Задание:

Вариант №1.

1. Элемент находится в VI группе и 3-м периоде периодической системы. Нарисуйте схему строения его атома. Опишите этот элемент по плану в учебнике.

2. Какой из элементов №3 или .№19 обладает более ярко выраженными свойствами металла? Ответ объясните.

3. Напишите уравнение реакции между гидроксидом элемента №19 и высшей кислородсодержащей кислотой элемента №7. Назовите все вещества.

4. Напишите формулы хлоридов, образованных элементами № 20, 37 Хлор в этих соединениях одновалентен.

5. Напишите формулу высшего оксида элемента №16. Вычислите массовую долю кислорода в этом оксиде.

Вариант №2.

1. Элемент находится в 3-м периоде и во II группе периодической системы. Нарисуйте схему строения его атома. Опишите этот элемент по плану в учебнике.

2. Какой из элементов—№11 или №13—обладает более ярко выраженными свойствами металла? Ответ объясните.

3. Напишите уравнение реакции между оксидом элемента №12 и высшей кислородсодержащей кислотой элемента №16. Назовите все вещества.

4.. Напишите формулы сульфидов, образованных элементами № 3, 56. Сера в этих соединениях двухвалентна.

5. Напишите формулу высшего оксида элемента №12. Вычислите массовую долю кислорода в этом оксиде.

Вариант №3. 

1. Атомный номер химического элемента 15. Нарисуйте схему строения его атома. Опишите этот элемент по плану в учебнике.

2. Какой из элементов — №16 или № 17 — обладает более ярко выраженными свойствами неметалла? Ответ объясните.

3. Напишите уравнение реакции между следующими веществами, данными в виде растворов: водородным соединением элемента №17 и гидроксидом элемента №20. Назовите все вещества.

4. Напишите формулы высших оксидов для элементов №6, 15.

5. Напишите формулу высшего оксида элемента №20. Вычислите массовую долю кислорода в этом оксиде.

Вариант №4. 

1. Атомный номер химического элемента 6. Нарисуйте схему строения его атома. Опишите этот элемент по плану в учебнике.

2. Какой из элементов — № б или №14 — обладает более ярко выраженными свойствами неметалла? Ответ объясните.

3. Напишите уравнение реакции между растворами следующих двух веществ: водородного соединения элемента №17 и гидроксида элемента №11. Назовите все вещества.

4. Напишите формулы хлоридов, образованных элементами № 20, 49  Хлор в этих соединениях одновалентен.

5. Напишите формулу высшего оксида элемента №16. Вычислите массовую долю кислорода в этом оксиде.

Растворы. Термохимические уравнения.

Задания:

Вариант №1.

Задачи на приготовление растворов

1.В каком объеме воды надо растворить 200г. хлорида железа (III) чтобы получить раствор с массовой долей растворенного вещества 15 %.?

 Задачи на расчет молярной концентрации раствора.

2.Определите молярную концентрацию раствора с массовой долей гидроксида натрия 20% плотностью 1.22 г/мл.

Задачи на термохимические уравнения

3.Вычислите количество теплоты, которая выделится при горении этана массой 32 грамма, если тепловой эффект данной реакции 310 кДж/моль

Вариант №2.

Задачи на смешивание растворов.

1. Сколько граммов воды необходимо взять для приготовления 200г. 25% раствора из 60% раствора серной кислоты?

 Задачи на расчет молярной концентрации раствора.

2. Определите молярную концентрацию раствора с массовой долей сульфата натрия 1,5% плотностью 3,7 г/мл.

Задачи на термохимические уравнения

3. По термохимическому уравнению  H2+ Cl2   = 2HCl + 184,36 кДж  рассчитайте, какой объем затрачен  на образование  хлороводорода, если при этом выделилось 921,8 кДж теплоты.

Вариант №3.

Задачи на приготовление растворов

1. В 400 мл  воды растворили 11,2 л. сероводорода. Определите процентное содержание сероводорода в полученном растворе.

 Задачи на расчет молярной концентрации раствора.

2. Какая масса соли потребуется для приготовления раствора хлорида калия объемом 200 мл с концентрацией 0.15 моль/л

 Задачи на термохимические уравнения

3.  Вычислите  количество  теплоты,  которое  выделится  при  горении  водорода  массой  100 г,  если  тепловой  эффект  реакции  434 кДж.

Окислительно-восстановительные реакции. Гидролиз. Классы неорганических веществ.

Задания:

Вариант №1

1. Укажите, при взаимодействии растворов каких веществ образуется осадок:

a) AgNО3 и К3РО4; б) CuSО4 и NaOН в) КОН и НС1; г) ВаС12 и K24. Напишите уравнения рeакций в молекулярной и ионной формах. Назовите все вещества и определите к какому классу они относятся

2. Укажите, какие из перечисленных солей подвергаются гидролизу при растворении в воде: карбонат натрия, хлорид калия, нитрат меди(II). Напишите соответствующие реакции. Укажите тип среды и тип гидролиза

3. расставьте коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса:

1)Р + НNO32О → Н3РО4  + NО.

2)Nа23 + КМnО4 + Н24 = Nа24 + К24 + МnSО4 + Н2О.

4. решите задачу: К раствору, содержащему 60 г гидроксида калия, прилили  15% раствор соляной кислоты массой 90 г.  Какая масса соли образовалась? (задача на избыток и массовую долю в-ва в растворе)

Вариант №2

1. Укажите, при взаимодействии растворов каких веществ одним из продуктов реакции является вода: a) Na23 и HN03; б) MgCl2 и AgNО3; в) НС1 и Ва(ОН)2; г) NaOH и Н3РО4. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Назовите все вещества и определите к какому классу они относятся

2. Укажите, какие из перечисленных солей подвергаются гидролизу при растворении в воде: нитрат калия, сульфид натрия, хлорид железа(Ш). Напишите соответствующие реакции. Укажите тип среды и тип гидролиза

3. расставьте коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса:

1)K2Cr2O7 + H2S + H2SO4 = K2SO4 + Cr2(SO4)3 + S + H2O

2)AgNО3 + Н2О = Ag↓ + НNО3 + О2↑.

4. решите задачу: При нагревании смеси оксида кальция массой 25 г с  углеродом массой 23  г получили карбид кальция с выходом 80%.  Определите массу  выделившегося карбида кальция. (задача на избыток и выход продукта реакции)

Вариант №3

I. Укажите, при взаимодействии растворов каких веществ образуется осадок: a) FeCl3 и NaOH; б) HN03 и КОН; в) Ba(NО3)2 и Na23; г) A12(S04)3 и К3РО4. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Назовите все вещества и определите к какому классу они относятся

2. Укажите, какие из перечисленных солей подвергаются гидролизу при растворении в воде: сульфат натрия, нитрат цинка, карбонат калия. Напишите соответствующие реакции. Укажите тип среды и тип гидролиза

3. расставьте коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса:

1)Zn + H2SO4 →  ZnSO4+ H2S + H2O

2)KMnO4 + K2SO3 + KOH → K2MnO4 + K2SO4 + H2O

4. решите задачу: Рассчитайте массу карбоната натрия, получающегося при пропускании оксида углерода (IV) массой 15 г через раствор массой 40 г с массовой долей гидроксида натрия 30%. (задача на избыток и массовую долю в-ва в растворе)

Вариант №4 (упр)

1. Укажите, при взаимодействии растворов каких веществ одним из продуктов реакции является вода: а) К2СО3 и НС1; б)Са(ОН)2 и HNО3; в) NaOH и H24; г) NaNО3 и H24. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Назовите все вещества и определите к какому классу они относятся

2.  Укажите, какие из перечисленных солей подвергаются гидролизу при растворении в воде: хлорид алюминия, сульфид калия, хлорид натрия.

Напишите соответствующие реакции. Укажите тип среды и тип гидролиза

3. расставьте коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса:

1) H2O2 + HI = I2 + H2O

2)P + KClO3 → KCl + P2O5

4. решите задачу: Сколько граммов осадка  может быть получено при слиянии 45 г 15%-го раствора хлорида кальция с некоторой массой раствора карбоната натрия.

Задачи и упражнения по органической химии

Номенклатура органических соединений

1 вариант

1. Назовите по международной и рациональной номенклатуре углеводород класса

алканов:

                     СH3

                      I

Н3С – СH2 – С – СH2 – С H3

                                                    I

                       СH3

Варианты ответов:

а) 3,3-диметилпентан или диметилдиэтилметан

б) 3-диметилпентан или диэтиметилметан

в) 3,3-диэтилпропан или триметилэтилметан

2. Назовите по международной номенклатуре углеводород класса алкенов:

СН2 – СН – СН2 – СН = СН2

           I          I

          СН3    СН3

                    Варианты ответов:

                    а) 4-метилгексен-1

                    б) 4-метилгесен-2.

                    в) 3-метилпентен-1

                    г) 4,5-диметилпентен-1

3. Формула, соответствующая названию гексен-1

а). СН3 –СН2 – СН2 – СН = СН – СН3

б). СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН = СН2 - СН3

в). СН2 = СН – СН2 – СН2 – СН2 – СН3

г). СН3 – СН2 –СН = СН – СН2 – СН3

Варианты ответов:

1. а)

2. б)

3. в)

4. г)

4. Составьте формулы углеводородов по названию веществ:

а) 2,4,4 – триметилгексан

б) 2- метил, 3- этилоктен- 2

в) 3,3-диметилпетин -1

2 вариант

                   1.Назовите углеводород по международной номенклатуре

СН3 –СН – СН – С = СН – СН3

            I        I        I

           СН3   СН3    СН3

                    Варианты ответов:

                    а) 3-метил, 4-метил, 5-метилгексен-2

                    б) 3,4,5-триметилгексен-2

                    в) 2,3,4-триметилгексен-4

2. Назовите углеводород по международной номенклатуре и рациональной номенклатуре

СН3 – СН2 – СН - СН – СН2 – СН2

                       I        I                     I

                      СН3   СН3                        C2H5

                    Варианты ответов:

а) 5,6 -диметилоктан или метилэтилизопетилметан

б) 3,4 – диметилоктан или метилизопропилбутилметан

в) 3,4 –диметил,6-этилгексан или метилизопропилбутилметан

                 

 3. Формула, соответствующая названию 4-метилгексен-2.

а). СН3 –СН2 – СН – СН = СН – СН3

                           I

                          СН3

б). СН3 – СН2 – СН2 – СН – СН = СН2

                                       I

                                      СН3

в). СН2 = СН – СН2 – СН – СН2 – СН3

                                      I

                                     СН3

г). СН3 – СН2 –СН = С – СН2 – СН3

                                    I

                                   СН3

Варианты ответов:

1. а)

2. б)

3. в)

4. г)

                     4. Составьте формулы углеводородов по названию веществ:

а) 2,4,4 – триметилгексен-2    б) 2,5- диметил, 3- этилоктен- 2    

в) 3,3,4-триметилпентан

Основные понятия органической химии и химическое строение органических веществ

1 вариант

Выберите правильный ответ

А.1. Причина многообразия органических веществ:

1. атомы углерода образуют различные цепи

2. атомы углерода в соединениях 4-х валентные

3. атомы углерода образуют разные соединения

А.2. Согласно теории А.М.Бутлерова химические свойства органических соединений зависят:

1. от взаимного влияния атомов в молекуле

2. от химического строения вещества

3. от химического строения вещества и взаимного влияния атомов в молекуле

А.3. Причина различных свойств веществ, имеющих одинаковый качественный и количественный состав:

1. изомерия

2. гомология

3. влияние атомов друг на друга

А.4. Гомологи это:

1. вещества, имеющие одинаковое строение, свойства и молекулярные формулы

2. вещества, имеющие одинаковое строение и свойства, но разные молекулярные

формулы

3. вещества, имеющие разное строение и свойства, но одинаковые молекулярные

формулы

                   А.5. Выберите группу веществ, относящуюся к природным органическим

соединениям:

1. жир, капрон, белок

2. каучук, шерсть, хлопок

3. шелк, полиэтилен, резина

                 

 Найдите соответствие между типом химической реакции и химическим уравнением

А.6. Галогенирование                        1. C2H4 + H2О  t,kat→ C2H5ОН

А.7. Дегидрирование                         2. С6 Н12   t, kat→ C6H6 +3H2

А.8. Гидратация                                 3. C2H6 + Сl2  свет→ C2H5Cl + HCl

           

   Найдите соответствие между пространственным строением молекулы органических

              веществ и типом гибридизации электронных облаков атома углерода:

А.9. тетраэдр                                                                1.sp2

А.10. правильный треугольник                                  2.sp3

А.11. плоская                                                               3.sp

2 вариант

Выберите правильный ответ

А.1. Атом углерода проявляет валентность равную 4:

1.образует 4 ковалентные связи с другими атомами

2. содержит 4 электрона на внешнем энергетическом уровне

3. содержит 4 неспаренных электрона на внешнем энергетическом уровне

А.2.Согласно современной теории строения органических веществ свойства веществ зависят от:

1.химического строения вещества и электронной природы химической связи

2. электронной природы химической связи и пространственного строения молекул

3 химического строения вещества, электронной природы химической связи и

пространственного строения молекул

                   А.3. Выберите группу веществ, относящуюся к органическим синтетическим

соединениям:

1. пенопласт, капрон, полистирол

2. каучук, шерсть, хлопок

3. лен, полиэтилен, резина

Найдите соответствие между типом химической реакции и химическим уравнением

А.4. реакция присоединения                1. C2H6  t, kat→ С2H2 + 2Н2

А.5. реакция отщепления                     2. C3H8  + Cl2  свет→ C3H7 Cl + HCl

А.6. реакция замещения                       3. С2H4 +H2O t, kat→ С2H5OH

Выберите правильный ответ

А.7. Электронная формула атома углерода

1. 1S22S22P6

2. 1S22S22P4

3. 1S22S22P2

А.8. Изомеры это:

1. вещества, имеющие одинаковое строение, свойства и молекулярные формулы

2. вещества, имеющие одинаковое строение и свойства, но разные молекулярные

формулы

3. вещества, имеющие разное строение и свойства, но одинаковые молекулярные

формулы

                  Найдите соответствие между пространственным строением молекул органически веществ и пространственной формой молекул

                 А.9. < связи 1200, тип гибридизации sp2                            1. плоская

                А.10. < связи109,280 ,тип гибридизации Sp3                     2. тетраэдр

                А.11. < связи1800 , тип гибридизации sp                           3. правильный треугольник

Углеводороды и их природные источники

Вариант 1

                   Выберите правильный ответ

А.1. Формула соответствующая гомологическому ряду алкенов

                   1. CnH2n

                   2. CnH2n+2

                   3. CnH2n-2

                   А.2.  Пространственное строение молекул  алкенов:

1. гибридизация sp, угол связи 1800, форма молекул плоская

2. гибридизация sp3, угол связи 109,280, форма молекул тетраэдр

3. гибридизация sp2, угол связи 1200, форма молекул треугольник

А.3. Пи-связь образуется за счет:

1. перекрывания гибридных электронных облаков атома углерода и соединяет центры ядер атомов

2. перекрывания гибридных электронных облаков атома углерода и не соединяет центры ядер атомов

3. перекрывания р - электронных облаков атома углерода и не соединяет центры ядер атомов

А.4. Специфическая реакция алканов:

1. замещения

2.обмена

3. Присоединения

А.5. Реакции присоединения у алкенов и алкинов протекают по химической связи:

1. сигма-связи между атомами С – С

2. сигма-связи между атомами С – Н

3. пи-связи между атомами С – С

А.6. Бензол по химическим свойствам проявляет двойственный характер, так как молекула имеет:

1. прочную 6π- связь и σ-связь между атомами углерода

2. прочную 6π- связь между атомами углерода

3. прочную 6π- связь между атомами углерода и σ-связь между атомами углерода и водорода

                   Найдите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции:

А.7. C6H12  t, kat→                          1. С2H4 + HOH

А.8.  C3H8 +Cl2  свет                   2. С2H3Cl

А.9. С2H2 + HCl t, kat→                 3. C3H7Cl + HCl

А.10. С2H5OH   t, kat→                  4. C6H6 +3H2

А.11. В состав нефти входят углеводороды:

1. алканы, циклоалканы, ароматические углеводороды

2. алкены, алканы, циклоалканы

3.циклоалканы, ароматические углеводороды, алкины

                            А.12. Крекинг процесс переработки нефти:

1. для расщепления углеводородов с большой молекулярной массой

2. для получения низкооктановых бензинов

3. для получения мазута

Вариант 2

                    Выберите правильный ответ

А.1.  Пространственное строение молекул алканов:

1. гибридизация sp, угол связи 1800, форма молекул плоская

2. гибридизация sp3, угол связи 109,280, форма молекул тетраэдр

3. гибридизация sp2, угол связи 1200, форма молекул треугольник

А.2. Сигма-связь образуется за счет:

1. перекрывания гибридных электронных облаков атома углерода и соединяет центр ядер атомов

2. перекрывания гибридных электронных облаков атома углерода и не соединяет центры ядер атомов

3. перекрывания р - электронных облаков атома углерода и не соединяет центры ядер атомов

А.3. Специфическая реакция алкенов:

1. замещения

2.обмена

3. Присоединения

А.4. Реакции замещения у алканов протекают по химической связи:

1. сигма-связи между атомами С – С

2. сигма-связи между атомами С – Н

3. пи-связи между атомами С – С

А.5. Бензол проявляет свойства:

1. алканов

2. Алкенов

3. Алканов и алкенов

Найдите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции:

                             А.6. C2H6 + Br2 свет→                     1. C2H4Br2

А.7. С2H4 + Br2  t, kat→                    2. C2H5Br + HBr

А.8. C6H6 + Br2  FeBr3                            3. C6H5Br + HBr

А.9. C6H6 + Br2 t, kat→                     4. C6H6Br6

Выберите правильный ответ

                  А.10. Формула соответствующая гомологическому ряду алканов

                 1. CnH2n

                 2. CnH2n+2

                 3. CnH2n-2

                А.11.  В состав природного газа входят:

               1. метан, этан, пропан, бутан, этен, пропен, этин

               2. метан, этан, пропан, бутан, жидкие алканы (С5 – С7)

               3. жидкие алканы (С5 – С7), этен, этин, пропен, бензол

              А.12. Риформинг процесс переработки нефти для получения:

              1. газообразных углеводородов и метилового спирта

              2. низкооктановых бензинов и сырья для химической промышленности

              3. высокооктановых бензинов и сырья для химической промышленности

Углеводороды и их природные источники

          1. Какие соединения называются углеводородами?

          2. Какие существуют классы углеводородов?

          3. Что такое гомологи?

          4. Назовите общую формулу гомологического ряда алканов, алкенов, алкинов.

          5. Что такое алканы? Что такое алкены? Что такое алкины?

          6. Какие химические связи существует между атомами в молекулах углеводородов?

          7. Чем отличается сигма-связь от пи-связи?

          8. Запишите реакцию замещения: C2H6 + Cl2 

          9. Запишите реакцию присоединения: C2 H4 + Cl2 

         11. Какие классы углеводородов легко окисляются?

         12. Какие продукты получаются в результате сжигания углеводородов?

Предельные углеводороды

Задание:

Ответить на вопросы теста с одним вариантом ответа. На 8 вопрос необходимо предоставить решение

Вариант №1

1. Процентное содержание углерода в гексане (С6Н14): (с вычислениями)

а) 83,7%;   б) 86,20%;   в) 16,40%;   г) 14,37%.

2. Какова молекулярная формула органического соединения состава СпН2п + 2, где п = 1:

а) С2Н6;  б) СН4;    в) Н : С : С : Н;     г) С2Н4.

3. Изомером 2,3 – диметилбутана является: (написать каждую формулу)

а) 2,2 – диметилпропан;  б) гексан;   в) 3 – этилнонан;  г) гептан.

4. Гомологами октана являются:

а) бутин и пропен;    б) изобутан и этиловый спирт;

в) гептин и гептен;    г) метан и этан.

5. Какой из ниже перечисленных алканов не способен к реакции изомеризации:

а) бутан;    б) этан;   в) пентан;    г) нонан.

6. В какие реакции не вступает бутан: (написать возможные реакции)

а) дегидрирования;   б) изомеризации;

в) присоединения;     г) горения

7. Реакция на удлинение цепи называется:

а) Вюрца; б) Кучерова; в) Фишера; г) Зимина.

8. Органическое вещество имеет состав: w(С) = 82,8%, w(Н) = 17,2%. Плотность его паров по водороду равна 29. Определите молекулярную формулу вещества: (решить полностью задачу)

а) С4Н8;   б) С4Н10;   в) С5Н10;     г) С5Н12.

Вариант №2.

1. Процентное содержание углерода в бутане (С4Н10): (с вычислениями)

а) 83,60%;   б) 82,75%;   в) 16,40%;   г) 14,37%.

2. Какова молекулярная формула органического соединения состава СпН2п + 2, где п = 2:

а) С2Н6;  б) СН4;    в) Н : С : С : Н;     г) С2Н4.

3. При каком объёмном отношении метана и хлора (это коэффициенты) основным продуктом реакции является дихлорметан: (написать уравнение реакции)

а) 2:1;              б) 1:2;           в) 1:1;         г) 1:4.

4. Плотность паров пентана по водороду равна: (решить по формуле: М (пентана)=D (H2)* M(H2))

а) 33;   б) 34;   в) 35;   г) 36.

5.   Геометрическая форма молекул алканов:

 а) плоская;               б) линейная;   в) зигзагообразная;  г) тетраэдрическая.

6. Для молекул алканов характерны следующие геометрические параметры и электронное строение:

1)      тип гибридизации атомов углерода:

a) sp2 ;      б) sp3 ;      в) sp ;      г) sp3d;

7. Предельный углеводород СН3-СН(СН3)-СН(СН3)-СН(СН3)-СН3 имеет систематическое название.

а) 3-этилгексан;                              б) 3,3-диметилгексан;

в) 2,3,4-триметилпентан;               г) 2,2,4-триметилпентан.

8. Найдите молекулярную формулу алкена, массовая доля углерода в котором составляет 85,7%. относительная плотность этого алкена по азоту (N2) равна 2.(решить задачу) 

а) С2Н4   б) С4Н8   в) С4Н10    г) С3Н6

Вариант №3.

1. Процентное содержание углерода в бутане (С3Н8): (с вычислениями)

а) 83,60%;   б) 81,8%;   в) 16,40%;   г) 14,37%.

2. Какова молекулярная формула органического соединения состава СпН2п + 2, где п = 3:

а) С3Н6;  б) С3Н4;    в) Н : С : С : Н;     г) С3Н8.

3. Изомером 3 – метилпентана является: (написать каждую формулу)

а) 2,2 – диметилпропан;  б) гексан;   в) 3 – этилнонан;  г) гептан.

4. В названиях предельных углеводородов используется суффикс:

а) -ан;   б)-ен;        в)-диен;         г)-ин

5. Наиболее характерными для алканов реакциями являются: (написать эту реакцию)

а) замещение;     б) разложение;   в) присоединение;      г) полимеризация

 

6. В природе алканы встречаются в составе:

а) мела, известняка, мрамора;   б) атмосферного воздуха;

в) природного и попутного нефтяного газов;

7. Циклоалканы также называют:

а)нафтенами    б)циклометиленами

в)ацетиленами  г)диенами

8. При дегидрировании пропана образовалось 10 грамм водорода. Вычислите объём вступившего в реакцию пропана ( единственным продуктом реакции является пропилен): (решить задачу)

а) 112 л;   б) 120 л

в) 224 л;   г) 0,1 л.

Непредельные углеводороды

Задание:

Вариант №1.

1. для вещества, имеющего строение СН═  С—СН2—СН2—СН3, составьте формулы: а) изомера положения тройной связи; б) ближайшего гомолога; в) изомера углеродной цепи, дайте всем веществам названия по систематической номенклатуре.

2. Напишите уравнения реакций: а) взаимодействия пропена с бромоводородом; б) горения ацетилена в кислороде; в) получении бутена из бутана; г) взаимодействия этилена с хлором. Назовите продукты реакций

3. Напишите структурные формулы и сравните строение молекул этана и этина. Что у них общего? В чем различия? Какая молекула химически активнее и почему?

4. Какой объем кислорода (н. у.) расходуется при сжигании смеси, состоящей из 20 л этилена и 10 л метана? (задача в 2 реакции)

Ответ: 80 л

Задание:

Вариант №2

1. Для вещества, имеющего строение СН2 = СН—СН = СН—СН3, составьте формулы: а) ближайшего гомолога; б) изомера углеродной цепи; в) изомера положения двойных связей. дайте всем вещества м названия по систематической номенклатуре.

2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: метан → ацетилен →этан → хлорэтан → этилен.

3. Напишите структурные формулы и сравните строение молекул бутена-1 и бутана. Что у них общего? В чем различия? Какая молекула химически активнее и почему?

4. Какой объем этилена (н. у.) можно получить из этилового спирта С2Н6О массой 100 г, если объемная доля выхода этилена составляет 88%?

Ответ: 42,86 л

Задание:

Вариант №3.

1. для вещества, имеющего строение СН2=С—СН3, составьте а)изомера углеродной цепи

                                                                           │

б)гомолога                                                    СН3                                                                 

Назовите вещества по номенклатуре.

2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения СаС2    ацетилен →этилен→бромэтан→бутан.

3. Напишите структурные формулы и сравните строение молекул бутана и бутадиена-1,3. Что у них общего? В чем различия? Какая молекула химически активнее и почему?

4. Какой объем ацетилена можно получить из карбида кальция массой 80 г, содержащего 10% примесей.  Ответ: 25,2 л

Спирты. Альдегиды.

Задание:

Вариант №1.

1.  Тест –Часть А: выберите один вариант ответа из четырех

1. Органическое вещество, молекулярная формула которого С7Н12, относится к гомологическому ряду

  1. этилена
  2. ацетилена
  3. бензола
  4. метан

2. В молекулах какого вещества отсутствуют π-связи?

  1. циклопентена
  2. ацетилена
  3. стирола
  4. метилциклобутана

3. Основным продуктом реакции этилена с водным раствором перманганата калия является

  1.  ацетальдегид
  2.  этанол
  3.  этан
  4.  этиленгликоль

4. Какое из приведенных ниже веществ не является альдегидом?                                                                                  1) СН3С(Н)=О;  2) С2Н5ОН;  3) НС(Н)=О;  4) СН3СН2С(Н)=О.

5. Реакция «серебряного зеркала» представлена схемой:                        

1) СН3С(Н)=О + Cu(OH)2 … ;   2) СН3С(Н)=О + O2 …  

3) СН3С(Н)=О + Ag2O … ;        4) НС(Н)=О + H2 … .

6. Какая функциональная группа определяет принадлежность соединения к классу карбоновых кислот?

  1. -OR
  2. -COOH
  3. -СН=О
  4. -ОН
  5. -COOR

7. Состав пентина-1 соответствует общей формуле

  1. CnH2n-6                                            
  2. CnH2n-4                                            
  3. CnH2n-2
  4. CnH2n

8.Какой из ниже перечисленных алканов не способен к реакции изомеризации:

1) бутан;    2) этан;   3) пентан;    4) нонан.

9. Реакция на удлинение цепи называется:

1) Вюрца; 2) Кучерова; 3) Фишера; 4) Зимина.

10. Укажите реакцию замещения:                                                                H2SO4 конц

      1) СН4+С12       h,υ                                              3) СН3 - CH2 OH

      2) СН2 = СН2+ Вг2 (р-p)                                             4) СН3- NН2 + НСl

Часть В.

Тестовые задания со свободным кратким ответом или на установление соответствия

В1. Установите соответствие между формулой соединения и его классом

 Формулы                               Класс: 1)алканы    2)арены    3)алкадиены 4)арены

А        CH2=CH-CH=CH2  

Б.        C6H5-CH(CH3)2

В.        (CH3)2CH-CH2-C(CH3)3

Г.        CH3-CH(C2H5)-CH(CH3)-C2H5

Д.        C6H5-CH=CH2          

А

Б

В

Г

Д

В2. Составьте структурную формулу: 

2,2,3-триметилпентанола-1.

В3. Назовите вещество по формуле

Часть С.

Вопросы со свободным развернутым ответом

С1. Осуществите цепь превращений:

Са→СаС2strpr.gif (62 bytes) ацетилен strpr.gif (62 bytes) С2Н2Вr2 

С2. Решите задачу:

Вычислите объем водорода, выделившийся при взаимодействии натрия массой 4,6 г с этиловым спиртом

Вариант №2.

1.  Тест –Часть А: выберите один вариант ответа из четырех

1. Изомером октана является:

  1.  бутан
  2. 2 метилгептан
  3. 2,2 -диметилпропан
  4.  октен

2. Этилен может реагировать с

  1. Na
  2. HBr
  3. С6Н5СН3
  4. KOH

3. Глицерин относится к классу веществ

1)  одноатомные спирты        2)  арены

3)  эфиры                                  4)  многоатомные спирты

4. Какая из приведенных ниже реакций является качественной на альдегиды?                             

1) НС(Н)=O + Сu(ОН)2 … ;  2) НС(Н)=O + Н2 … ;  

3) НС(Н)=O + О2 … ;            4) нет верного ответа.

5. В результате реакции уксусной кислоты с пропанолом-1 образуется

  1. Диэтиловый эфир
  2. пропаналь
  3. этиловый эфир пропановой кислоты
  4. пропиловый эфир уксусной кислоты

 6. Какова молекулярная формула органического соединения состава СпН2п + 2, где п = 2:

1) С2Н6;  2) СН4;    3) Н : С : С : Н;     4) С2Н4.

7. Предельный углеводород СН3-СН(СН3)-СН(СН3)-СН(СН3)-СН3 имеет систематическое название.

1) 3-этилгексан;                              2) 3,3-диметилгексан;

3) 2,3,4-триметилпентан;               4) 2,2,4-триметилпентан.

8. Формула пропановой кислоты

1) СН3-СН2-С2Н5              2) С2Н5-CООН  

3) СН3-С(О)-СН3               4) С2H5-СОH,  

9. Какая функциональная группа определяет принадлежность соединения к классу спиртов?

  1. -OR
  2. -COOH
  3. -СН=О
  4. -ОН

10. Гомологом пропанола-2 является

  1. пропан                                        
  2. пропанол-1        
  3. метилэтиловый эфир                        
  4. бутанол-2

Часть В.

Тестовые задания со свободным кратким ответом или на установление соответствия

В1. Установите соответствие между формулой соединения и его классом

 Формулы                               Класс: 1)алканы    2)алкены    3)алкины 4)арены

А        CH2=CH-CH2-CH3  

Б.        CH3-CH(CH3)2

В.        (CH3)2CH-CH2-C(CH3)3

Г.        CH3-C≡C-C2H5

Д.        C6H5-СН3        

А

Б

В

Г

Д

В2. Составьте структурную формулу: 

2-метил-3-этилгептаналь

В3. Назовите вещество по формуле

Часть С.

Вопросы со свободным развернутым ответом

С1. Осуществите цепь превращений:

СН4 strpr.gif (62 bytes) С2Н2 strpr.gif (62 bytes)  СН3СОН strpr.gif (62 bytes) СН3СН2ОН 

С2. Решите задачу:

Какой объем ацетилена можно получить при разложении 15 литров метана

Вариант №3.

1.  Тест –Часть А: выберите один вариант ответа из четырех

  1. Формальдегиду соответствует формула

1) СН2О        2)С2Н4О2         3)СН4О        4) СО2Н2

  1. В молекулах какого вещества имеются π-связи?
  1. циклопентана
  2. пентана
  3. метилбутана
  4. этилена
  1. К какому типу относится реакция взаимодействия хлора с метаном

(на свету)
          1) окисления   2) изомеризации
         3) замещения   4) соединения

4.  Вещества с общей формулой CnH2n могут относиться к классам

          1) алкинов и алкенов        2) алкинов и алкадиенов

          3) алкенов и алкодиенов        4) алкенов и циклоалканов

5. Формула уксусного альдегида – это:                                                                                                        

  1. СН3С(Н)=О;
  2. НС(Н)=О;  
  3. СН3(СН2)5С(Н)=О;
  4. СН3(СН2)3С(Н)=О.

6. Тип реакции С2Н5ОН → С2Н4 + Н2О

1) замещение                                2) присоединение

3) гидрирование                        4) дегидратации

7. Атомы углерода в молекуле ацетилена находятся в …гибридизации

1)  sp                                2)sp2                                          3)  sp3      4) sp 4

8. Голубой осадок гидроксида меди(II) образует васильково-синий раствор под действием

1) бутилена                2) бутанола                3)глицерина        4) бутадиена-1,3

9. При взаимодействии бутена с водой образуется

1) бутанол                                         2) бутин                        

3)бутадиен                                         4) бутаналь

10. Вещество, соответствующее формуле CnH2n-2

  1. пропан
  2. бутин-1
  3. циклогексан
  4. циклогексин

Часть В.

Тестовые задания со свободным кратким ответом или на установление соответствия

В1. Установите соответствие между исходными веществами и основным продуктом реакции.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

А) СН3─ СH2─СH2Cl + NaOH

Б) СН2═СН─СН3 + Н2О

В) СН3─CH2─CH2- ОН + CuO

Г) СН3─CH2─СН═О + Н2

ПРОДУКТ РЕАКЦИИ

  1. СН3─СHОН─СH3
  2. СН3─СH2─СH2─ОН
  3. СН3─CH2─СН═О

А

Б

В

Г

В2. Составьте структурную формулу: 

4,4-Диметил-5,5-диэтилоктин-2

В3. Назовите вещество по формуле

Часть С.

Вопросы со свободным развернутым ответом

С1. Осуществите цепь превращений:

СН4 strpr.gif (62 bytes) С2Н2 strpr.gif (62 bytes) С6Н6 strpr.gif (62 bytes) С6Н5–Вr.

                             

                           

С2. Решите задачу:

Определите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 83,72% углерода. Относительная плотность паров этого углеводорода по водороду равен 43. Назовите его.

   

Критерии оценки выполненной работы:

Оценка

Критерии выставления оценки

Примечания

Отлично

Задание выполнены полно и без ошибок или имеется небольшая неточность (негрубая ошибка)

Полнота представленной информации. Своевремен-ность выполнения задания.

Хорошо

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Удовлетворительно

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные

Неудовлетворительно

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Рекомендации по составлению опорного конспекта

Требования к составлению конспекта: конкретность, сохранение внутренней последовательности и логики; фактичность и отсутствие многословия; стилистика плана; в зависимости от вида обрабатывается одна или несколько тем.

Текстовый конспект - краткое изложение или краткое содержание материала.

Основные требования к написанию конспекта: системность, логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

Этапы конспектирования:

  1. Обдумай, в какой последовательности лучше изложить содержание текста.

2. Составь план в виде схемы (так легче запомнить текст,

понять логику изложения).

3. Запись трудного текста осуществляй по абзацам;

- запись веди своими словами, не переписывай текст учебника;

- стремись к краткости;

- пользуйся правилами записи текста;

- сопровождай запись основных мыслей примерами, таблицами.

4. Осуществи запись новых терминов, понятий.

5. Выдели главные факты, выводы, идеи.

Рекомендации по работе с таблицами

Таблица (из лат. tabula «доска») — способ передачи содержания, заключающийся в организации структуры данных, в которой отдельные элементы помещены в ячейки, каждой из которых сопоставлена пара значений — номер строки и номер колонки. Таким образом, устанавливается смысловая связь между элементами, принадлежащими одному столбцу или одной строке.

Алгоритм заполнения таблицы:

1. Прочтите названия оглавлений таблицы.

2. Прочтите текст учебника и с помощью карандаша, укажите в нем

материалы к каждой графе.

3. Запишите в соответствующие графы таблицы указанные материалы

из текста в сокращенном виде.

Рекомендации по подготовке сообщения

Сообщение – это краткое изложение тенденций, явлений, составляющих проблемы; информационная выдача данных, каких-либо сведений (знаковых, текстовых, изобразительных, числовых). Сообщение отличается краткостью, конкретностью лаконичностью и чаще носит характер оповещения, чем анализа, обобщения. При завершении раздела сообщения имеют аналитический характер и могут отражать определенные тенденции в развитии явления или в разработке проблемы. Требования к составлению сообщения: информативность, краткость, конкретность, лаконичность, характер оповещения

Рекомендации по подготовке реферата

Цель работы над рефератом – обретение студентом навыков библиографического поиска необходимой литературы, аналитической работы с книгой и периодикой, обобщение информации из используемых источников и последующего письменного оформления текста.

Реферат готовится на основе анализа не менее четырех-шести научных и литературных источников. Во введении к реферату обосновывается выбор темы, дается анализ актуальности и глубины главной проблемы реферата. В реферате должно быть представлено мнение различных авторов по общей теме.

Алгоритм подготовки реферата:

1. Продумайте тему работы, определите содержание, составьте

предварительный план.

2. Составьте список литературы, изучая её, фиксируйте материалы, которые

планируете включить в текст работы, распределяя их по разделам

составленного Вами плана работы.

3. Делайте сноски к используемым материалам.

4. Во введении к работе раскройте актуальность темы, предмет и объект

изучения, укажите цель и задачи работы, методы изучения темы.

5. Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы,

обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их

конкретными примерами и фактами.

6. Проявляйте своё личное отношение, отразите в работе свои собственные

мысли.

7. В заключительной части работы сделайте выводы.

8. Перечитайте работу и зафиксируйте замеченные недостатки, исправьте их.

Критерии оценки реферата:

Реферат - наименее самостоятельная разновидность студенческой работы и к нему предъявляется меньше требований. По определению, реферат не должен содержать никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения. Для реферата вполне достаточно, если вы, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, сумеете обосновать, в чем вы видите ее преимущество.

Объем реферата должен быть не менее 5 и не более 15 печатных страниц через два интервала. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Ваша задача состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.

Наконец, очень важно, быть может, даже важнее всего, чтобы текст был правильно оформлен. Именно в процессе написания рефератов приобретается и оттачивается необходимое для будущего научного работника умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст. Построение реферата вытекает из поставленных перед ним задач. Оно напоминает строение школьного сочинения. При написании реферата необходимо следовать следующим требованиям:

1. Текст первоисточников (как печатных изданий, так и Интернет-источников) необходимо не копировать, а перерабатывать (собственные выводы после осмысления текста вынести в заключительную часть).

2.Если используется дословная выдержка из текста, то она должна быть оформлена по правилам цитирования (в таком случае цитирование не будет являться плагиатом):

- цитата должна быть выделена особым шрифтом (уменьшенным шрифтом, курсивом) или кавычками (« », „ “);

- обязательна ссылка на источник. Ссылку следует оформить подстрочной сноской.

Оглавление - это план реферата, в котором каждому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти. Текст делится на три части: введение, основную часть и заключение.

Во введении вы должны обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать и кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы, используемые источники литературы. 

Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но она может быть и цельным текстом. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее и высказывается ваше отношение к ним. Иногда, если это необходимо, текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками. В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы.

При подготовке реферата студент может обращаться к преподавателю за разъяснением непонятного материала. Соответственно оформленный отчет

Структура реферата

Титульный лист.

Содержание - оглавление с обозначением нумерации страниц.

Введение. Обоснование выбора темы и её актуальности.

Основная часть. Смысловые части темы выделяются в отдельные главы. При необходимости главы разбиваются на параграфы. Раскрывая тему, следует подтверждать свои доводы фактами, цифрами и цитатами.

Заключение. Общие выводы по теме, согласие или несогласие с авторами первоисточников.

Список используемых источников.

Требования к оформлению

Общий объем реферата не более 15 страниц:

1 стр. – титульный лист,

1 стр. – содержание, 10 стр. – введение и основная часть, 1 стр. – заключение, 1 стр. – список использованных источников (до 10).

Текст работы оформляется шрифтом Times New Roman.

На первой странице печатается план, включающий в себя:

  • введение;
  • параграфы;
  • раскрывающие суть проблемы;
  • заключение

В конце реферата представляется список использованной литературы (не менее 5 источников) с точным указанием авторов, названия, места и года ее издания.

Титульный лист должен содержать следующую информацию:

1) полное название учебного заведения;

2) название учебной дисциплины;

3) заглавие (тема) работы. Наименование работы на титульном листе должно совпадать с названием темы по заданию;

4) фамилия автора;

5) должность, фамилия преподавателя,

6) город и год выполнения работы

Титульный лист является первой страницей работы, но номер страницы на ней не проставляется. Нумерация страниц начинается со второго листа.

Рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов). На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления.

В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

 объем текста на слайде – не больше 7 строк;

 маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

 отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

 значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации. Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления.

В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

 выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

 использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации); Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах).

Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления. Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком. Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже). Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы).

Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой. Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы.

Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом. Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне. Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста..."). Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление. Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

 удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);

 к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?

 не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления? После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Критерии оценки презентации

Содержание оценки

1. Содержательный критерий правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации

Рекомендации по подготовке проекта.

Титульный лист должен содержать:

- Полное название учебного заведения, на базе которого осуществляется исследование.

Если работа выполнялась в научно-исследовательском учреждении, его название тоже нужно указать.

- Название работы;

- Имя автора/ авторов работы;

- Имя научного руководителя;

- Местонахождение учебного заведения;

- Год написания работы.

Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с

указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно

повторять названия глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней

одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой

последующей ступени смещаются вправо по отношению к заголовкам предыдущей

ступени. Все они начинаются с заглавной буквы. Номера страниц фиксируются в

правом столбце содержания.

Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются

цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики

которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.

Аннотация

Это краткое изложение сути работы (исследуемой проблемы, цели исследования,

полученных результатов и выводов). Оно не должно превышать 1000-1500 знаков.

В последнее время резюме нередко сопровождается рисунком или схемой,

описывающей основные результаты работы.

Введение

Здесь описывается исследуемая проблема, актуальность, практическая и/или

теоретическая значимость исследования; определяется объект и предмет исследования,

указываются цель и задачи исследования. Все перечисленные выше составляющие

введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Работа начинается с постановки проблемы, изучению которой посвящено

исследование. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить

из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное

значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.

Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования.

Необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее

время?

После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.

Под объектом исследования в биологических работах обычно понимают организмы

(клетки, ткани и т.п.), изучаемые для решения поставленной проблемы. Их подробное

описание нужно дать в разделе «Материалы и методы».

Предмет исследования – изучаемый процесс или явление. Он дает представление о том,

какие свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет

устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования и во

многом определяет методику.

Кроме объекта и предмета исследования, во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.

Под целью исследования понимают конечные научные и практические результаты,

которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы выполнения

исследования, необходимые для достижения поставленной цели.

Важный момент для большинства (но не всех!) типов исследований –

формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое, научно

обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального

доказательства его правильности.

Гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

- проверяема (фальсифицируема) – нужно четко представлять, при каких

результатах гипотеза будет отвергнута; не включает в себя слишком много

положений;

- не содержит неоднозначных понятий;

- выходит за пределы простой регистрации фактов, побуждает к их объяснению и

предсказанию;

- гипотеза может содержать конкретно новую мысль, идею;

- гипотеза не включает ценностных суждений.

Главы основной части посвящены раскрытию содержания исследовательской работы.

Обзор литературы

Первая глава основной части работы (целиком строится на основе анализа научной

литературы (в публикуемых научных статьях этот раздел обычно объединяют с

введением, а вот в диссертациях или дипломных работах он всегда присутствует). При

ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме,

изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, должны быть

сделаны соответствующие обобщения и выводы.

В этом разделе целесообразно отразить следующие аспекты:

- определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;

- изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме,

выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но

недостаточно полно и точно;

- перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и

проявления (признаки, нормальное и патологическое функционирование) изучаемого

явления.

Материалы и методы

Постарайтесь изложить методику работы настолько подробно, чтобы при

необходимости любой желающий мог ее повторить. Воспроизводимость – одно из

важнейших требований к научным работам! В экспериментальных работах часто

бывает нужно подробно описать:

- объекты, с которыми вы проводили опыты (например, растения или животных) – их

возраст, пол, место сбора и т.п.;

- условия, в которых проводились опыты (сезон, время суток, температура,

освещенность, длительность наблюдений и др.);

- использованные приборы (их марка, точность измерений и др.) и реагенты;

- объем выборок и способ их разделения на подгруппы (например, опытную и

контрольную группу);

- использованные при обработке данных статистические методы.

Нужно не только описать методы, но и постараться обосновать их выбор.

Результаты

Этот раздел содержит описание результатов вашей работы. В большинстве

экспериментальных работ по биологии результаты количественные и содержат какие-то сравнения. Поэтому, кроме текста, в этот раздел включается иллюстративный

материал: таблицы, графики, диаграммы, фотоснимки и др. Все эти материалы

размещаются под названием Рис. или Табл. Проверьте, что нумерация рисунков и

таблиц в вашей работе сквозная и идет по порядку; разместите все рисунки так, чтобы

подписи к ним были на той же странице. Если в работе есть графики не забудьте

подписать их оси. Помните: читатель – ваш друг!

Обсуждение

Это крайне важный раздел. Он должен содержать анализ полученных результатов и их

сравнение с ранее полученными. Например, если между вашими результатами и

литературными данными есть явное противоречие – нужно постараться его объяснить.

Если вы выдвигали гипотезу – нужно обсудить, удалось ли ее подтвердить или

опровергнуть. На основании полученных данных можно выдвинуть новые гипотезы и

наметить пути их проверки в дальнейших исследованиях.

Выводы

Анализ экспериментальных данных завершается разделом Выводы. При их составлении

необходимо учитывать следующие правила:

- выводы должны вытекать из результатов данного исследования и не требовать

дополнительных исследований;

- выводы должны соответствовать поставленным задачам;

- выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества

цифрового материала;

- выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.

Список литературы

В конце работы указываются все те (и только те!) источники, на которые есть ссылки

в тексте (а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения

научно -исследовательской работы). Список литературы должен быть оформлен в

едином стиле и по единому стандарту, как и ссылки в тексте.

Приложение

Здесь располагают материалы большого объема, например, первичные результаты:

данные измерений, таблицы, графики, фотографии результатов экспериментов и т.д.

Список используемой литературы и интернет-источников

Литература:

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
  3. Габриелян О.С. и др. Химия. Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. –М., 2017
  4. Габриелян О.С.и др. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
  5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
  6. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2017
  7. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень— 5-е изд., — М. : Просвещение, 2019.
  8. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень— 5-е изд., — М. : Просвещение, 2019.
  9. Рабочая тетрадь для практических и лабораторных занятий по химии/ Самсонова Н.С.,  Фарниева М. Г.. - М.: ГБПОУ "1-й МОК", 2015 - 52с.

Интернет-ресурсы:

  1. www.chemnet.ru
  2. www.chemistry.ru
  3. www.school-collection.edu.ru
  4. www.alhimik.ru
  5. www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
  6. www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
  7. www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
  8. www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
  9. www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
  10. www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).
  11. www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
  12. www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
  13. www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).

Учебно-методический отдел

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы

«Московский колледж управления, гостиничного бизнеса

и информационных технологий «Царицыно»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ

по дисциплине ОУП.11 Химия (базовый уровень)

Ответственный за выпуск:

Компьютерная верстка:

Тираж 50 экз.

Печать лазерная

Отпечатано в ГБПОУ Колледж «Царицыно»

115569, г. Москва, Шипиловский проезд, д.37, к.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для самостоятельной работы по теме: «Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом”.

Этот материал разработан для самостоятельной работы для студентов  при изучении темы "Строение ядра. Кариотип. Хромосомы человека".  Здесь есть задания, схемы и рисунки по которым студенты б...

Методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов

Представлены методические рекомендации по выполнению рефератов, докладов, работе с учебной литературой и др....

методические рекомендации для самостоятельной работы по биологии

методические рекомендации позволят самостоятельно изучить данный материал...

Методические рекомендации к самостоятельным работам

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ  ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИМСЯ 1 И 2 КУРСОВ...

Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине "География"

Методические рекомендации  составлены  с учетом специфики дисциплины в различных формах: самостоятельная работа студентов, в том числе групповые и индивидуальные задания; написание  реф...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при работе с учебной, дополнительной и справочной литературой и при составлении схем, тезисов, конспектов

Даанные методические рекомендации помогают сформировать умения работать с дополнительной и справочной литературой, электронными словарями и энциклопедиями, воспитывать культуру чтения; ознакомить с ви...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...