Образовательный квест. Повторение изученного в 8-ом классе.
методическая разработка по химии (9 класс)

Асафьева Мария Сергеевна

Для достижения целей урока согласно новым образовательным стандартам мною был организован и проведен живой образовательный квест на уроке химии для учащихся 9-го класса гимназии, обучающихся по программе О.С. Габриеляна 68 часов в году.

Урок-квест был направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся, полученных в 8-ом классе, т.е. на подготовку к контрольной работе по теме «Повторение изученного в 8-ом классе». Время, за которое учащимся необходимо пройти образовательный квест - один урок (45 минут).

В основе квеста лежит история о том, как в штате Кемиока в Японии в 1960- х годах у местных жителей стали очень хрупкими кости. Было определено, что причиной такого явления был неизвестный элемент-металл, являющийся примесью при добыче цинка в 1900-х года, который сбрасывался в реку [37]. Участникам квеста необходимо разгадать, что это за элемент-металл. Выполняя каждое из заданий, учащиеся получают букву для составления разгадки и направление движения к следующей станции.

Образовательный квест состоит из 6 станций, включающих в себя задания разного уровня сложности и разных типов. На каждой станции только 1 задание. Задания описаны и представлены ниже.

После прохождения каждого задания-станции учащиеся получали букву, которая была разгадкой для истории и ключом к зашифрованной презентации. Учащиеся по итогу квеста собрали слово кадмий, а так же ознакомились с материалами презентации о его свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_kvest.docx92.65 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный квест-урок «Убийца Годзиллы», направленный на обобщение и систематизацию знаний.

Задание 1. Расчетная химическая задача с алгоритмическим предписанием ориентированная на закрепление умений вычислять массу (куска мела) по известному объему выделившегося газа (углекислого) в результате реакции.

Задание-задача.

Сколько граммов весил кусок мела,        который опустили в соляную кислоту, если при этом выделилось 8,96 литров газа. Последовательно ответьте на вопросы, чтобы решить задачу, таблица 1:

«Таблица 1 – Формулировка вопросов к задаче и ответы на них»

Задание

Ответ

1. Из чего состоит мел? Из какого вещества?        Напишите        формулу

этого вещества.

Мел состоит преимущественно из известняка. Вещество карбонат кальция СаСО3 .

2. Предположите, сколько граммов масса мела. Выпишите вероятное        значение        из

предложенных: 20, 30, 40, 50, 60.

40 граммов весит кусок мела.

3. Для решения задачи, вам необходимо понять: какая реакция произошла? Почему? Запишите уравнение реакции. Какой газ выделился    в    результате

проведенной реакции?

Произошла реакция обмена, так как выделился газ. СаСО3 + 2HCl=CaCl2 + CO2 + H2O

В результате реакции выделился углекислый газ.

4. Решите задачу.

Дано:

Решение:

V(CO2)

=

СаСО3 + 2HCl=CaCl2 + CO2 + H2O

8,96л

n(CO2)=V/Vm=8,96/22,4=0,4 моль

Найти:

по уравнению реакции 1 моль CO2

m(СаСО3)-?

соответствует        1        моль        СаСО3,

следовательно, n (СаСО3)= n(CO2)=0,4

моль

m(СаСО3)= n*M=0,4*100=40г

Ответ: m(СаСО3)=40г

5. Сверьте ответ, который у вас получился,        с        предполагаемым

значением.

Задание 2. Задание, включающее в себя схемы образования ионов, в которых необходимо дополнить правую часть, дописав заряд иона, который образуется. Затем выбрать процесс, где образуются положительно заряженные ионы. Из букв, соответствующих правильным ответам составить слово.

Дополните схемы образования ионов. Выберите процесс, где образуются положительно заряженные ионы. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы сможете составить слово, куда вам необходимо дальше следовать, чтобы найти следующее задание. Определите сумму полученных положительных зарядов. Смотри таблицу 2.

«Таблица 2 – Задание -схема процесса преобразования атомов в ионы»

F0  + 1 е̄ 

К

K0  - 1 е̄

Р

Na0 - 1 е̄

А

P0  + 3 е̄

Л

Ba0 – 2 е̄

П

Mg0 –2 е̄

 

Т

As0 + 3 е̄

О

Ca0 – 2 е̄

А

S0 +  2 е̄

С

Ответ на задание 2 в таблице 3. Из получившихся бук, соответствующих положительно заряженным частицам, получилось слово парта.

Таблица 3 – Решение задания-схемы преобразования атомов в ионы»

F0  + 1 е̄ 

F-

К

K0  - 1 е̄

K+

Р

Na0 - 1 е̄

Na+

А

P0  + 3 е̄

P-3

Л

Ba0 – 2 е̄

Ba+2

П

Mg0 –2 е̄

 

Mg+2

Т

As0 + 3 е̄

As-3

О

Ca0 – 2 е̄

Ca+2

А

S0 +  2 е̄

S-2

С

            Задание 3. Далее учащимся предлагается осуществить цепочку превращений согласно схеме, составить уравнения реакций. Для этого ест

карточки с формулами веществ, нужными индексами, коэффициентами и химическими элементами. Определить сумму коэффициентов всех реакций.

Составьте генетический ряд согласно схеме, представленной ниже. Осуществите цепочки превращений, напишите уравнения реакций. Для этого есть карточки, таблица 4, выберите нужные индексы, коэффициенты и химические элементы. Определите сумму коэффициентов всех реакций.

Металл → соль→ амфотерный гидроксид → амфотерный оксид→ соль

«Таблица 4 – Карточки для составления уравнений реакций»

Zn

Zn(NO3)2

2

+

+

+

ZnCl2

Zn(OH)2

H2

ZnCl2

2

NaOH

NaCl

H2O

2

ZnO

Zn(OH)2

N2O5

ZnO

HCl

+

+

+

Ответ на задание 3 в таблице 5. Сумма коэффициентов всех реакций - 17.

«Таблица 5 – Решение задания-карточек»

Zn

+

2

HCl

ZnCl2

+

H2

ZnCl2

+

2

NaOH

Zn(OH)2

+

2

NaCl

Zn(OH)2

ZnO

+

H2O

ZnO

+

N2O5

Zn(NO3)2

Задание 4. Сканворд (рисунок1), включающий в себя основные термины, изученные в 8-ом классе: типы химических реакций, классификация неорганических веществ, степень окисления, генетическая цепочка, закон сохранения масс и др.

Рис. 1 - Сканворд

Ответы на сканворд:

1. соль; 2. соединения; 3. цепочка; 4. обмена; 5. коэффициент; 6. гидроксид;

  1. степень; 8. Ломоносов; 9. замещения; 10. щелочь; 11. кислоты; 12. разложения. Задание 5. Задание, направленное на работу с текстом (смысловое чтение),

в котором описаны некоторые закономерности в Периодической таблице Д.И. Менделеева: изменения заряда ядра, высшей степени окисления, радиуса атома, изменения числа энергетически уровней атомов, металлические, неметаллические, окислительные, восстановительные свойства атомов, изменения валентных электронов. Учащемуся необходимо выделить из текста закономерности и обозначить их изменение стрелками. Стрелка вверх, если увеличение, стрелка вниз, если уменьшение.

Прочитайте текст (приложение 1) и отразите изменение свойств в периоде и группе стрелками вверх – увеличение, вниз – уменьшение в схеме, рисунок 2, занеся в таблицу следующие элементы: натрий, алюминий, бериллий, кальций, магний, согласно их расположению в периодической системе Д.И. Менделеева. Затем, составьте правильную последовательность стрелок в периоде и группе.

Рис.2 - Схема изменения свойств элементов по периоду и в группе

Ответ на задание 5:

  1. по периоду слева направо: ↑↓↑↑↑↑↓↑
  2. в группе сверху вниз: ↑↑↑↓↓↑↑↓

Задание 6. Выведенные закономерности изменения свойств атомов химических элементов нужно использовать, чтобы выполнить следующее задание. Определить ряд из трех элементов в таблице 6 по заданному изменению свойств, вычеркнуть его стрелкой, указывающей направление изменения свойств (сверху вниз/ справа налево/ с левого нижнего угла в правый верхний и тд.), чтобы получилась определенная фигура.

«Таблица 6 – Ряды элементов»

нем.св-ва↑

R ↑

ЭО↓

мет. св-ва ↓

Cl

Rb

O

Al

Be

Ca

N

O

F

Mg

Cu

Li

Br

Sr

Ti

Cu

Zn

Sr

C

N

O

C

F

Na

Mg

Cu

C

Pb

Sn

Ba

N

C

N

Ag

Ba

He

R ↓

вал. электр. ↓

Z↓

В.С.О. ↑

Fe

F

Rn

K

Mg

B

H

C

Ne

Cl

Si

S

Pd

I

P

Na

Be

Al

Br

O

I

F

O

Se

Be

H

He

Li

Ca

Ga

As

Sn

Cl

N

Al

Te

В.С.О. ↑

R ↑

R ↓

эн.ур.↑

Be

Na

P

As

In

Cl

Cl

In

As

Ba

Ca

Mg

B

Si

Ge

Si

Au

Ne

Ne

Au

Si

Rb

Sr

Y

Al

Ga

In

I

H

Zn

Zn

H

I

Sc

Ca

K

нем.↓

вост.св-ва↑

ок.св-ва↑

мет.↑

Br

S

F

S

Cl

Ar

Si

Fe

Li

Sb

I

Li

Cl

Se

Ne

F

He

Ne

Ca

F

Na

Li

Be

C

Ar

O

As

K

Rb

Cs

Br

Se

As

B

Sr

N

Ответ на задание 6. Получилась фигура, см. рисунок 3:

Рис. 3 - Ответ-фигура на задание 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку в 7 классе по повторению изученного в 5-6 классах

Данная работа проводится в начале учебного года, когда заканчиваются уроки повторения изученного в 5-6 классах....

Урок русского языка в 10 классе . Повторение изученного в 5-9 классах

В материалах данного урока проведена с учащимися работа над ошибками, проверены пунктуационные навыки. Параллельно ведется работа по подготовке учащихся к ЕГЭ (задания А1, А3, А4) В гиперссылках даны ...

Входной тест для 7 класса по теме “Повторение изученного в 5-6 классах”

Результаты данного тестирования в начале учебного года помогают учителю организовать систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков учащихся 7 класса по орфографии глагола, по преду...

Урок русского языка в 9 классе на тему: "Повторение изученного в 5-8 классах"

ТЕМА: « Повторение изученного в 5 - 8 классах" (на материале текста «Слово о полку Игореве»)Дата: 2.10.2015г. ЦЕЛИ:- повторить материал, изученный в 5 - 8 кл, в разделах &l...

Контрольная работа для 7 класса по теме "Повторение изученного в 5-6 классах"

Контрольная работа для 7 класса по  теме "Повторение изученного в 5-6 классах"...

Упражнения по русскому языку для 7 класса "Повторение изученного в 5-6 классах"

Данные упражнения дополняют материал учебников, помогают вспомнить основные темы, изученные в 5-6 классах....

Упражнения по русскому языку для 7 класса "Повторение изученного в 5-6 классах"

Данные упражнения помогут вспомнить основные темы, изученные в 5-6 классах....