Урок русского языка в 9 классе на тему: "Повторение изученного в 5-8 классах"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Семивражская Светлана Валентиновна

ТЕМА: « Повторение изученного в 5 - 8 классах" (на материале текста «Слово о полку Игореве»)

Дата: 2.10.2015г.

 

ЦЕЛИ:

- повторить материал, изученный в 5 - 8 кл, в разделах «Фонетика», «Графика», «Орфография», «Лексика», «Фразеология»; подготовка к ОГЭ;

- развивать познавательную активность, кругозор, мышление, воображение, устную и письменную речь, творческие способности; интерес к ономастике;

- воспитывать гражданскую позицию, уважительное отношение к национальным традициям,  художественному творчеству.

 

Оборудование:  тексты «Слова» в разных переводах (Д. Лихачёва, Н. Заболоцкого, В. Жуковскиого и др.)

Подготовка к уроку: домашнее задание даётся по группам, выступления учащихся на 3 - 5 минут

1 группа собирает информацию о славянских языческих богах: Трояне, Даждьбоге, Стрибоге, Хорсе, Велесе (Волосе) и др.;(Бабочкин Вл.,Бабочкин Д., Исайкин И))

2 группа объясняет выражения из текста памятника, в которых встречается собственное имя Троян;(Сорокин А., Крылов Дм)

3 группа ищет объяснение прозвищ князей:   Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй тур Всеволод;(Амелин С.,Заикин А)

4 группа занимается поиском фразеологизмов со словом меч, объясняет их значение.(Бондарева Я.,Плахов Ев.,)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9kl_urok_rus.yaz_.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

ТЕМА: « Повторение изученного в 5 - 8 классах" (на материале текста «Слово о полку Игореве»)

Дата: 2.10.2015г.

ЦЕЛИ:

- повторить материал, изученный в 5 - 8 кл, в разделах «Фонетика», «Графика», «Орфография», «Лексика», «Фразеология»; подготовка к ОГЭ;

- развивать познавательную активность, кругозор, мышление, воображение, устную и письменную речь, творческие способности; интерес к ономастике;

- воспитывать гражданскую позицию, уважительное отношение к национальным традициям,  художественному творчеству.

Оборудование:  тексты «Слова» в разных переводах (Д. Лихачёва, Н. Заболоцкого, В. Жуковскиого и др.)

Подготовка к уроку: домашнее задание даётся по группам, выступления учащихся на 3 - 5 минут

1 группа собирает информацию о славянских языческих богах: Трояне, Даждьбоге, Стрибоге, Хорсе, Велесе (Волосе) и др.;(Бабочкин Вл.,Бабочкин Д., Исайкин И))

2 группа объясняет выражения из текста памятника, в которых встречается собственное имя Троян;(Сорокин А., Крылов Дм)

3 группа ищет объяснение прозвищ князей:   Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй тур Всеволод;(Амелин С.,Заикин А)

4 группа занимается поиском фразеологизмов со словом меч, объясняет их значение.(Бондарева Я.,Плахов Ев.,)

ХОД УРОКА:

I .  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ.

- Сегодня на уроке мы повторим материал по основным разделам языкознания, изученный в 5-8 классах.

III. ПОВТОРЕНИЕ  материла, изученного в 5-8 классах

1.Работа над отрывком:

И настала тяжкая година,

Поглотила русичей чужбина,

Поднялась Обида от курганов

И вступила девой в край Троянов.

- Прочитайте выразительно отрывок, определите, о каком времени здесь говорится  

(Ответ: речь идёт о временах, наступивших после поражения князя Игоря).

- В каких словах звонкие согласные звуки находятся в слабой позиции?

 ( Ответ: тя[ш]кая - согласный [ж] стоит перед глухим согласным, поэтому происходит оглушение; такой же процесс происходит в словах [ф]ступила, [ф] край; Трояно[ф] –оглушение согласного на конце слова ).

- Найдите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв.

(тяжкая– 6 б., 7 зв.; поднялась – 9 б., 8 зв.; Троянов – 7 б., 8 зв.)

- Определите, простое это или сложное предложение  (сложное, т.к. содержит несколько грамматических основ)

- Выпишите все грамматические основы ( настала година, поглотила чужбина, Обида поднялась и вступила )

- Охарактеризуйте каждое простое предложение, укажите вид связи

 ( Ответ: 1 простое предложение двусоставное, 2 предложение двусоставное, 3 предложение двусоставное, осложнено однородными сказуемыми. Между 1 и 2 , 2 и 3 предложениями связь бессоюзная)

- Прочитайте выражения, определите, какие из них не являются словосочетаниями

Тяжкая година;

поглотила русичей;

чужбина поглотила;

в край Троянов;

поднялась и вступила;

вступила в край;

поднялась от курганов;

вступила девой

(Ответ:  поднялась и вступила, чужбина поглотила)

- Запишите словосочетания, графически укажите главное и зависимое слово,  определите  вид подчинительной связи

- Книжное выражение тяжкая година замените стилистически нейтральным (Ответ: трудное время)

- К слову година подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень (год, годовщина, годик, погодки, годовалый, ежегодно, погодовая (запись)

- Определите способ образования слова година

( Ответ: год + ин (а)  година,  это имя существительное, образованное суффиксальным способом)

- Подберите и запишите слова, образованные по этой же словообразовательной модели. (детина  дет+ин (а) и др.)

- Подойдут ли к этой словообразовательной модели слова чужбина и мамина (нет, т.к. в слове чужбина суффикс - бин, а в слове мамина суффикс - ин участвует в образовании притяжательного прилагательного)

- Назовите имена собственные в этом отрывке (Обида, Троянов (край)

- Образ девы - обиды, лебеди- девушки, плещущей лебедиными крыльями типичен для народной поэзии

Проверка домашнего задания.

1 группа учащихся 

(сообщает информацию о славянских языческих богах: Трояне, Даждьбоге, Стрибоге - бог ветра, Хорсе (Хресови) - бог Солнца, Велесе (Волос) – одновременно пастуший бог и бог поэзии и др.)

2 группа учащихся 

(объясняет выражения, в которых встречается собственное имя Троян. 

«были вечи Трояни» - были языческие времена

«рища  во тропу Трояни» - носясь по божественным путям

«на землю Трояню» - на Русскую землю

«на седьмом веци Трояни» - на последнем веке язычества, напоследок языческих времён).

2. Сравнение значения слова полк в древнерусском языке и современном русском языке

 - Как бы вы объяснили название «Слово о полку Игореве»? (ответы учащихся)

- В древнерусском языке слово полк имело несколько значений: <поход >, <войско >,<  сражение >, < сборище >, < народ >. В названии берётся значение  < поход > (повествование о походе Игоря)

- Найдите в толковом словаре сколько значений имеет это слово сейчас (прямое значение  < воинская часть > и переносное < множество >, < толпа>)

- Подберите однокоренные слова к слову полк, выполните морфемный разбор слов

(Ответ: полководец, ополчение, полковой, ополчиться, ополченец, полковник)

3 . Сравнение русского полногласия и церковнославянского неполногласия

- Прочитайте предложение, найдите слова одного и того же корня:

«Дети бесови кликом поля перегородиша, а храбрии русици преградиша черлёными щиты»

- В русском языке слова церковнославянского происхождения и  чисто русского дают различные оттенки значения. Это увеличивает богатство и гибкость языка, позволяя выражать различные, очень незначительные оттенки значения, особенно важные в художественной речи. Два глагола перегородиша и преградиша имеют также каждый свои оттенки. Русские преградили (создали преграду) поля своими щитами, они преграждают путь половцам, а половцы поля перегородили кликом и свистом, хотят напугать русских.

- Образуйте пары слов русского полногласия и церковнославянского неполногласия:

Сторож – страж, город – …( град ), берег – …( брег ), золото – …( злато ), волосы- …( власы ), ворота – …( врата), дерево – … ( древо).

…( Шелом ) – шлем,  …( голова ) – глава,  …( ворон ) – вран,  …(боронь) – брань,  …(соловей) – славий,  …(ворог) – враг.

4 . Объяснение прозвищ князей.

- Найдите в текстах отрывки, объясняющие, почему получили такие прозвища:  Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй тур Всеволод

Проверка домашнего задания.

3 группа 

( объясняет прозвища князей:    Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй тур Всеволод.

        - Ярослав Мудрый был деятельный князь. При нем ещё сохранялось политическое единство Руси, высокого развития достигли литература, ораторское искусство, ремесло. Прочным и могущественным было  международное положение Руси.

 Прозвище Ярослава Осмомысла имеет несколько толкований: от большого количества его мыслей, забот; от знания нескольких языков; от того, что он вообще был умён «за восьмерых».

Буй тур Всеволод. «Турами» в древней Руси называли два вида диких быков: первобытный бык и зубр. Тур в Древней Руси был символом мужества и силы. Охота на туров считалась очень опасной.

Олег Гориславич прославился тем, что принёс горе  братоубийственными войнами и походами. О нём говорится в тексте памятника, что он «мечом ковал крамолу». Меч был символом войны, но и чести. Олег своими крамолами обесчестил меч. Попробуйте современным языком растолковать этот фразеологизм (достигать желаемого любыми средствами и др.)

Проверка домашнего задания

4 группа учащихся

( сообщает,  какие удалось найти  фразеологизмы со словом меч, объясняет их толкование )

Огнём и мечом - …, перековать мечи на орала - …,  Дамоклов меч - …,

вложить меч в ножны - …, взявший меч от меча и погибнет - …, поднять меч - …, меч правосудия - …

- Запишите, рядом напишите краткое толкование

(Ответ: например, беспощадно уничтожить, перестроиться на мирный лад, постоянная опасность, окончить войну, за зло будет дан отпор, начать войну, честный суд)

5 . Повторение изобразительных средств языка.

Установите соответствия:

1 эпитет

2 метафора

3 сравнение

4 фразеологизм

5 олицетворение

6 гипербола

а) Серым волком по полю кружил,

     Как орёл под облаком парил.

б) растекаться мыслию по древу

в) Вещие персты он подымал

     И на струны возлагал живые

г) стоном стонет мать- земля сырая

д) Мужество избрал себе опорой

е) Оседлал вершины ты Карпат

     И подпёр железными полками

(Ответы: 1 – в, 2 – д, 3 – а, 4 – б, 5 – г, 6 – е ).

IV.  РЕФЛЕКСИЯ .V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.Готовиться к конт диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.

Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009.  Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...

Урок русского языка в 8кл. Комплексное повторение материала, изученного в 5-7кл

Урок русского языка 8кл.Комплексное повторение материала,изученного в 5-7кл....

Презентация к уроку русского языка по теме "Систематизация и обобщение изученного о СКС", 7 класс

Цели урока:•повторение и обобщение знаний учащихся о словах категории состояния;•развитие навыков связной речи;•формирование умения употреблять слова данной морфологической категории в речи. През...

Презентация по русскому языку 7 кл. Тема: "Обобщающее повторение изученного за курс 7 класса"

Обобщающее повторение содержит задания по типу ГИА, адаптированные для 7 кл.А4. ФонетикаА5. Правописание чередующихся гласных в корнеА6. Правописание приставок...

Открытый урок по русскому языку По теме «Систематизация и обобщение изученного о глаголе» 6 класс

1. Посмотреть, как дети усвоили тему «Глагол», как умеют определятьморфологические признаки.2. В работе над предложением повторить знаки препинания приоднородных членах.3. Работать над орфографией: уч...

Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и информатике по теме: «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА». 7 класс

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ  «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА...