Рабочая программа общеразвивающего курса дополнительного образования "Подготовка к ОГЭ по химии (решение химических задач)"
рабочая программа по химии (8, 9 класс)

Рудик Виктория Станиславовна

Данный элективный курс является дополнительным при изучении химии по программе курса химии (общая химия) для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.

Программа рассчитана на 140 часов обучения для учащихся 8-9 классов. Направлена на подготовку учащихся к ОГЭ.

На занятиях курса "Решение химических задач" обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки.

Химические знания, сформированные на внеурочных занятиях, помогут обучающимся в подготовке к экзамену по химии и в дальнейшем осознанно выбрать направление профильного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_8-9_oge.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

Частное общеобразовательное учреждение

                                                гимназия «Эрудит»

                                                   Утверждено

                                                  решением педсовета протокол №1

                                от 28.08.2021 года

                                        Председатель педсовета

                                                  _________   Агранович Л. С.

  1. РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА
  1. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
  2. ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 По __общеразвивающему курсу дополнительного образования «Подготовка к ОГЭ по химии (решение химических задач)»___________________

 Уровень образования (класс) _основное общее__8-9 класс         

 Количество часов __136___                  

 Учитель _______Рудик  Виктория Станиславовна                 _____

 Программа разработана на основе     авторской программы В.С.Степановой «Решение химических задач», 2018г.

В соответствии с __ФГОС основного  общего образования_____________

                             

Пояснительная записка

        Данный  элективный курс является дополнительным при изучении химии по программе курса химии (общая химия) для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.

        Программа рассчитана на 140 часов обучения для учащихся 8-9-х классов.

Планируемые результаты 

На занятиях курса  «Решение химических задач» обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки. Занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науке, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на внеурочных занятиях, помогут обучающимся в подготовке к экзамену по химии и в дальнейшем осознанно выбрать направление профильного обучения.

Предметными результатами освоения программы являются:

  • в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
  • в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;
  • в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению теоретической части, планировать и проводить химический эксперимент;
  • использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
  • в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Личностными результатами являются:

  • в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
  • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.

Метапредметными результатами являются:

  • владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;
  • умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • использовать различные источники для получения химической информации.

 

Содержание обучения

8 класс

Раздел 1. Основные законы и понятия химии (12 часов)

Решение  задач на нахождение массовых долей элементов в веществе.

Задачи на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе.

Задачи         на         нахождение молекулярных формул  неорганических веществ по данным массовых долей элементов.  

Задачи         с использованием   количества вещества при нахождении объѐма газов, числа молекул и массы вещества.

Нахождение         массовой доли вещества в смеси.

Нахождение объѐмной доли компонентов в смеси газов.

Раздел 2. Количественные соотношения в газах (6 часов)

Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов.

 

Задачи на  газовые законы (законы Бойля – Мариотта и Гей– Люссака и  уравнение Клапейрона–Менделеева).

 Вычисления         с использованием закона Авогадро и следствий из закона.

Раздел 3. Количественные соотношения в растворах (18 часов)

Задачи на нахождение массовых долей растворѐнных  веществ в растворах.

Задачи на нахождение молярной концентрации растворов.

Задачи на использование в качестве растворѐнного вещества кристаллогидратов.

Задачи на концентрирование, разбавление и смешивание растворов веществ, между которыми не происходят реакции.

Раздел 4. Задачи с использованием  уравнений реакций (22 часов)

Задачи с  уравнением  реакции.

Задачи на уравнения реакций, когда одно из реагирующих веществ

содержит примеси.

Задачи на уравнения реакций с указанием практического выхода реакции.

Задачи         на         избыток         и недостаток.

Смешанные задачи.

Задачи на термохимических уравнениях.

Задачи на последовательных превращениях.

Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах.

Задачи         на         параллельных реакциях.

Раздел 5. Решение олимпиадных задач 8 класса (10 часов)

Решение олимпиадных задач школьного и городского уровня разных лет.

 Избранные         олимпиадных задач предыдущих лет.

Школьная         олимпиада         по химии.

9 класс

Раздел 1. Особенности ОГЭ по химии (1 час) 

  • кодификатор элементов содержания
  • спецификация Кимов ОГЭ по химии
  • информационные ресурсы ОГЭ

Раздел 2. «Мир химии» – теоретический материал по неорганической химии и первоначальным представлениям по органической химии, методика решения заданий разного уровня сложности –(50 часов) 

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (неполярная, полярная), ионная, металлическая.

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических соединений.

Номенклатура неорганических соединений.

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей (средних)

Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

Химические свойства оснований и кислот.

Химические свойства амфотерных гидроксидов.

Химические свойства солей (средних)

Химические свойства простых веществ неметаллов: галогенов, кислорода, серы. Химические свойства простых веществ неметаллов: азота, фосфора, углерода, кремния Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Человек в мире веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.  Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисления по химическому уравнению. (№21)

Расчётные задачи: вычисление массовой доли химического элемента в веществе, вычисления по химическому уравнению с использованием массовой доли растворённого вещества в растворе. (№15, 21)

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена.  Химические свойства простых веществ металлов: щелочных, щелочноземельных, магния и их соединений, железа и его соединений, алюминия, его соединений.

Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов.

Качественные реакции на анионы в растворе (Cl-, Br-, I-, S2-, SO32-, SO42-, NO3-, PO43-, CO32-,  SiO32-)

Качественные реакции на катионы в растворе (NH4+, Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+, Al3+, Cu2+, Zn2+)

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

Раздел включает работу по тренировочным заданиям для определения готовности школьников к экзамену по тому или иному разделу с последующим анализом и методическими рекомендациями.

 

Раздел 3. Тестовый практикум. – (12 часов) 

Включает непосредственно тестирование и работу с бланками ответов.

 

Раздел 4. Выполнение практических работ. – (5 часов)

Раздел включает работу обучающихся по практической части ОГЭ по химии.

Тематическое планирование

8 класс

п/п

Кол-во часов

 

Основное содержание

 

УУД

 

Раздел 1. Основные законы и понятия химии (12 часов)

1

 

2

 

3

 

 

4

5

6

2

 

2

 

 

 2

 

 

2

 

2

2

 

Решение  задач на нахождение массовых долей элементов в веществе.

Задачи на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе

Задачи         на         нахождение

молекулярных формул  неорганических веществ по данным массовых долей элементов.

Задачи         с использованием   количества вещества при нахождении объѐма газов, числа молекул и массы вещества

Нахождение         массовой         доли

вещества в смеси

Нахождение объѐмной доли компонентов в смеси газов 

Формировать умение: решать  расчетные задачи по образцу и  аналогии, в  сходной ситуации, а  также  в новой ситуации; умение быстро и  четко формулировать свои мысли, применять знания в сходной ситуации, применять знания  в новой ситуации, логически рассуждать;

выбирать более рациональный  способ решения задач;

пользоваться ПСХЭ Д.И.Менделеева для получения информации о химическом элементе, применять химический язык для описания уравнений химических реакций. 

Раздел 2. Количественные соотношения в газах (6 часов)

7

8

9

2

2

2

Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов.

Задачи на  газовые законы (законы Бойля – Мариотта и Гей– Люссака и  уравнение Клапейрона–Менделеева).

 

Вычисления         с использованием закона Авогадро и следствий из закона.

Формировать         умение: 

производить   расчеты  с  использованием  газовых

законов; умение  применять  газовые  законы  для  решения  задач по аналогии  или  в  сходной ситуации;

умение производить  простейшие   расчеты  с  использованием  газовых законов; умение  применять  газовые  законы  для  решения  задач по уравнению реакции по аналогии  или  в  сходной ситуации; рассчитывать  относительную    плотность  газов;         работать         с дополнительной литературой.  

Раздел 3. Количественные соотношения в растворах

 (18 часов)

10

11

12

13

3

2

3

10

Задачи на нахождение массовых долей растворѐнных  веществ в растворах

Задачи на нахождение молярной концентрации растворов

Задачи на использование в качестве растворѐнного вещества кристаллогидратов

Задачи на концентрирование, разбавление и смешивание растворов веществ, между которыми не происходят реакции

Формировать умение: рассчитывать  массовую долю р.в. и массу  вещества в растворе, решать задачи по образцу и  аналогии, в  сходной ситуации, а  также  в новой ситуации;  рассчитывать     молярную концентрацию.

Раздел 4. Задачи с использованием  уравнений реакций (22 часов)

14

 

15

 

 

16

 

 

17

18

 

19

 

20

 

 

21

 

22

4

 

2

 

 

3

 

2

2

2

3

 

 

2

 

2

Задачи на уравнения реакций

 

Задачи на уравнениях реакций, когда одно из реагирующих веществ содержит примеси

 

Задачи на уравнениях реакций с указанием практического выхода реакции

 

Задачи         на         избыток         и  недостаток

 

Смешанные задачи

 

Задачи на термохимических уравнениях

 

Задачи на последовательных превращениях

 

Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах.

 

Задачи         на         параллельных

реакциях

Формировать         умение: записывать         уравнения химических  реакций;  производить расчѐты по параллельным и последовательным уравнениям хим. реакций; решать задачи на избыток и недостаток, по термохимическим  уравнениям;         задач         на примесь         и         практический выход. 

Раздел 5. Решение олимпиадных задач 8 класса (10 часов)

 23

24

25

4

4

2

 

Решение олимпиадных задач школьного и городского уровня разных лет

 Избранные         олимпиадных

задач предыдущих лет  

Школьная         олимпиада         по

химии 

Формировать умение:

решать задачи повышенного и олимпиадного уровня.

9 класс

п/п

Кол-во часов

 

Основное содержание

 

УУД

 

Раздел 1. Особенности ОГЭ по химии (1 час) 

1

 

1

 

  • кодификатор элементов содержания
  • спецификация Кимов ОГЭ по химии
  • информационные ресурсы ОГЭ

Формировать умение: научится использовать различные источники для получения химической информации

Раздел 2. «Мир химии»

 (50 часов)

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

2

2

1

1

2

2

2

1

1

2

2

3

3

1

1

1

2

4

1

1

1

1

1

Строение атома.

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (неполярная, полярная), ионная, металлическая.

Валентность химических элементов.

Степень окисления химических элементов.

Простые и сложные вещества.

Основные классы неорганических соединений.         

Номенклатура неорганических соединений.

Химическая         реакция. Условия         и признаки протекания         химических реакций.         

Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

 

Электролиты         и         неэлектролиты. Катионы         и анионы.

Электролитическая         диссоциация кислот, щелочей, солей (средних)

Реакции         ионного         обмена         и условия         их осуществления.

Химические         свойства         оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

Химические свойства оснований и кислот.  

Химические свойства амфотерных гидроксидов.

Химические свойства солей (средних).

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Реакции ионного обмена. (№22)

Химические         свойства         простых веществ неметаллов: галогенов, кислорода, серы.

Химические         свойства         простых веществ неметаллов: азота, фосфора, углерода, кремния.

 Чистые вещества и смеси.

Правила безопасной работы в школьной лаборатории.

Человек в мире веществ.

Окислительно-восстановительные         реакции.

Окислитель и восстановитель. (№14, 20)

Химические свойства простых веществ металлов: щелочных, щелочноземельных, магния и их соединений, железа и его соединений, алюминия, его соединений.

Определение характера среды растворов кислот и щелочей         с         помощью индикаторов.         

Качественные реакции на анионы в растворе (Cl-, Br-, I-, S2-, SO32-, SO42, NO3-, PO43-, CO32-, SiO32-)

Качественные реакции на катионы в растворе

(NH4+, Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+, Al3+, Cu2+, Zn2+).  

Получение газообразных веществ.

Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

Научится         определять         цели         и         задачи деятельности,         выбирать средства         реализации цели и применять их на практике; различать вещества разных         классов простых и сложных веществ, определять их химические свойства, в том числе и изученных органических веществ;  различать         по качественным         реакциям предложенные катионы и анионы;  описывать         химические         реакции, наблюдаемые         в         ходе         демонстрационного и лабораторного экспериментов;  делать         выводы  из результатов проведённых химических экспериментов; объяснять         генетическую         связь         между веществами         разных         классов         неорганических веществ;

Составлять схему электронного баланса к окислительно-восстановительным         реакциям, правильно расставлять коэффициенты на основе составленной схемы, определять окислитель и восстановитель; рассчитывать массовые доли химических элементов в веществах; производить вычисления по химическому уравнению с использованием массовой доли растворённого вещества в растворе.

Раздел 3. Тестовый практикум. – (12 часов) 

35

12

Решение пробных КИМов ОГЭ

Правильность оценки своих возможностей при выполнении заданий теста; умение безошибочно заполнять бланки.

Раздел 4. Выполнение практических работ. –

(5 часов)

36

5

Решение практической части ОГЭ по химии.

Уметь объяснять влияние различных факторов на скорость химических реакций.

Развивать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Совершенствовать экспериментальные умения в проведении химического эксперимента.

 Развивать умения оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, находить адекватные способы взаимодействия с одноклассниками во время проведения практической работы.

Список литературы 

  1. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 8 класс – М: Вентана-Граф, 2011.  
  2. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е. Титова И.М и др. – М: Вентана-Граф, 2011.
  3. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 9 класс – :Вентана-Граф,2011.  
  4. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е. Титова И.М и др. – М: Вентана-Граф, 2011.
  5. Н.А. Шириков, О.И. Ширикова. Расчетные задачи по химии/ВГПУ: Русь; 2008
  6. Готовимся к олимпиаде по химии: сборник заданий и ответов для 8-11 классов/Н.А. Шириков, О.И . Ширикова, А.Н.Ласточкин. – М: АРКТН, 2008 (школьное образование)
  7. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник, 8-11 классы, 2001  
  8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1998  
  9. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999  
  10. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
  11. Химия. Пособие – репетитор для поступающих в ВУЗЫ. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004.
  12. Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралева В.А. Химия 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2022. – Ростов-на-Дону. Легион, 2021.
  13. Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралева В.А. Химия 9 класс. Тематические тесты для подготовки к государственной итоговой аттестации 2022. – Ростов-на-Дону. Легион, 2021.
  14. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 9 класс. – М. Русское слово, 2015.
  15. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Самостоятельные работы по химии. 9 класс. – М. Русское слово, 2015.
  16. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач. – М. Русское слово, 2009.

СОГЛАСОВАНО                                                СОГЛАСОВАНО

на заседании МО протокол №1                  заместитель директора по УМР от «_27_» августа 2021 г.                                        __________ М.В.Соколова

 руководитель МО                          

 __________  __Т.Н.Кравченко                             «_27_» августа 2021 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу дополнительных образовательных услуг "Физика и химия вокруг нас" 8 класс

Данная программа является курсом, позволяющим развивать навыки творческого подхода к изучению школьных предметов «Физика» и «Химия».Основная задача курса – формировать представления о явлениях и закон...

Авторская рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ"

Программа  элективного курса  по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю, итого- 35 часов в год . Предполагае...

Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...

Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»

Программа данного курса направлена на расширение и закрепление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она  дает возможность учащимся познакомиться с и...

Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»

Программа данного курса направлена на расширение и углубление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она  дает возможность учащимся познакомиться с ин...

Интегрированный урок алгебры и химии "Решение химических задач различными способами"

Интегрированный урок  алгебры  и химии "Решение химических задач различными способами"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 10 КЛАССА «Методы решения физических задач» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 Учебный курс  рассчитан на учащихся 10 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Курс  предполагает участие детей в ко...