Использование технологии В.М. Монахова для диагностики и контроля знаний учащихся.
статья по химии (9 класс)

Пищалова Светлана

В статье дано краткое описание педагогической технолоии В.М. Монахова и составление технологической карты учебной темы, которая включает в себя составление логической структуры учебной темы, диагностику, разработку домашнего задания. Диагностическое целеполагание по постановке микроцели для каждого урока. Даны конкретные примеры логической структуры темы, примерные задания самостоятельных работ, домашних работ с дифференцированными заданиями. А также коррекция в случае не выполнения самостоятельных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл img_20220503_201231.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Использование педагогической технологии В.М. Монахова для диагностики и контроля знаний учащихся.

                                                     

                                                      Пищалова С.Е. учитель химии

                                                         «ГБОУ школа № 500»

Умственное развитие учащихся включает в себя наряду с развитием творческого мышления и другие компоненты практической деятельности: развитие памяти, логического мышления, интеллектуальных навыков и т.п., оно совершенствуется в процессе решения как творческих задач, так и стандартных. Сочетание простого воспроизведения знаний и творческого решения обуславливает реальную основу воспитания самостоятельности мышления школьников на различных этапах обучения. Поэтому так важно выработать у всех учащихся навыки выполнения различных заданий по изучаемой теме.

После того, как закончился этап формирования у учащихся знаний, умений и навыков по теме, необходимо проверить и оценить приобретенные ими знания. Этой цели служат контролирующие письменные самостоятельные работы. Они являются одним из этапов диагностики, роль которой при обучении школьников трудно переоценить.

Диагностику следует проводить на каждом отрезке обучения, диагностируя то содержание, которое считается так или иначе отработанным. По результатам диагностики проектируется процесс на каждом шаге. Чтобы этот процесс был наиболее эффективным, требуется научный подход в организации диагностики.

Большим подспорьем для учителей в поиске новых технологий проведения диагностики я считаю технологический учебник по алгебре авторов А.Г. Мордковича, В.М. Монахова и Е.Е. Тульчинской, разработанный на основе педагогической технологии В.М. Монахова.

Именно эта педагогическая технология помогла мне в организации мониторинга качества обучения учащихся, т.е. в организации непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение каждого ученика от незнания к знанию.

Существенными чертами педагогической технологии В.М. Монахова является  доверие профессиональному мастерству учителя, безусловное соблюдение физиолого- гигиенических норм работы учителя, гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного времени, диагностичное целеполагание, объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала и комфортность процесса обучения для учителя и ученика.

Основной объект проектирования в технологии — это учебная тема. В каждой теме учитель проектирует так называемые микроцели в форме «знать», «уметь», «понимать», которые должны отражать стандарт и быть понятными ученикам. Микроцели это своеобразный «сухой остаток» в виде необходимых знаний и умений, освобождённых от второстепенных деталей. Работающие по традиционной методике учителя стараются дать весь объём знаний на уроке, а не о достижении микроцели – приобретении учащимися нового знания. По В.М. Монахову, учебный процесс – это последовательная реализация поставленных микроцелей, что отражено в технологической карте.

Исходя из целей обучения, определяются содержание, диагностика, дозированное домашних заданий и коррекция. После определения этих параметров учитель составляет технологическую карту по теме, куда заносятся все данные.

Остановлюсь подробно на каждом параметре и посвященному ему блоке технологической карты. Все начинается с целеполагания. Критериями целеполагания являются конкретность, диагностируемость, достижимость. Под целью понимается задача или система задач, необходимых для отработки учебных действий.  В каждой большой теме учитель выделяет микроцели, которые необходимо достичь. В технологической карте они обозначены Bl, В2, ... и т.д. (вопрос 1, вопрос 2 и т.д.), тем самым процесс продвижения учащихся по теме и требования к результатам ее усвоения становятся понятными каждому ученику.

Затем учитель в соответствии с отводимым на изучение темы количеством часов продумывает логическую структуру учебного процесса, в которой указывает необходимый путь от постановки цели до ее достижения, которое выявляется в ходе проведения диагностики. За три недели до начала изучения темы карта вывешивается в классе(предметном кабинете), чтобы учащиеся имели возможность познакомится с ней.

Второй этап данной технологии – реализация в учебном процессе поставленных микроцелей. Методические средства выбирает сам учитель в соответствии со своим педагогическим опытом.

Диагностику (блок Д) учитель составляет по каждой микроцели в соответствии с ее содержанием, дифференцируя сложность заданий по трем уровням: два задания на оценку «удовлетворительно» на уровне базовой подготовки, и еще два - на уровни «хорошо» и «отлично». В данной технологии реально выполняется принцип гарантированности образовательной подготовки учащихся, создаётся равноправное положение учителя и ученика. Учащихся заранее знакомятся (в начале изучения темы)  с примерными заданиями по самостоятельной работе, конкретными требованиями к знаниям и умениям.

Стандартные задания должны быть одинаковыми по трудности и понятны учащимся, задания на «4» и «5» - более трудными. Если два первых задания выполнены без ошибок, то ученик получает зачет (в момент проверки его образовательная деятельность соответствует стандарту). Если допущены ошибки в первых двух заданиях, то ученик попадает в группу коррекции. Если ошибка только в одном из них, то ученик может рассчитывать на зачет, когда выполнит соответствующее дозированное домашнее задание. Если домашнее задание выполнено правильно, то ученику ставится зачёт. Эти правила выводят взаимоотношения учителя и ученика на новый уровень.  

Домашние задания учащихся в данной технологии должны гарантировать подготовку их к диагностике. Причем в домашних заданиях должны присутствовать задания всех уровней сложности, что позволяет учащимся не только предвидеть оценку за свои знания по теме, но и иметь право выбора будущей оценки, что полностью соответствует Закону «Об образовании».

Составление заданий трёх уровней сложности – очень трудоёмкая работа. Бывает что ученик выполняет задание на «4» и «5» и при этом не справляется со стандартными заданиями. В этом случае речь идет об ошибке учителя, который неправильно составил задания. Рекомендую сначала составить задания на «5», затем – стандартные, а между ними – задания на «4».

Число самостоятельных диагностических работ должно соответствовать количеству учебных часов и числу микроцелей. Обычно ставится одна микроцель на четыре – шесть уроков. Все проведённые диагностики для каждого ученика позволяют свести к минимуму риск случайности в его подготовленности.  

В.М. Монахов одними из основных принципов своей технологии считает безусловное соблюдение физиолого-гигиенических норм работы ученика и гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса. Дозировка домашних заданий должна отвечать этим принципам.

Мерой домашней работы в рассматриваемой технологии обучения служат задания трёх уровней сложности:

  • упражнения, для успешного выполнения первых двух заданий
  • упражнения, для успешного выполнения третьего задания
  •  упражнения, для успешного выполнения четвёртого задания

Дозированное домашнее задание замыкает треугольник компонентов (блоков) технологической карты:

                         Цель  → Диагностика

                            Домашнее задание

Цель определяет диагностику; диагностика позволяет дозировать домашнее задание, которое также должно быть направлено на достижение микроцели.

   Каждый учитель должен заранее продумывать возможные затруднения учащихся при освоении учебного материала, выявлять наиболее типичные ошибки, допускаемые учащимися при освоении данной микроцели. Затем учитель составляет набор эталонных задач, на которых ученик, по образному выражению авторов, «въезжает» в стандарт.

В течение ряда лет я работала над разработкой технологических карт, материалов для диагностики и коррекции знаний учащихся в соответствии с педагогической технологией В.М. Монахова. Приведу пример одной из таких разработок по теме «Теория электролитической диссоциации», 9 класс. В технологической карте содержится логическая структура уроков по данной теме - это цепочка уроков, которая разбита на группы по числу микроцелей (п. – повторение, н.м. - новый материал, р.з. - решение задач). На последнем уроке каждой группы проводится диагностика (ср. - самостоятельная работа), примерное содержание которой приведено в технологической карте, которая вывешивается в классе для ознакомления с нею учащихся.

В технологической карте в блоке Б (домашние задания) перечислены лишь те номера заданий из задачника, которые способствуют успешному выполнению самостоятельных работ. Это не значит, что только они составляют домашнее задание. Домашнее задание обязательно включают материал на повторение. Кроме того домашняя работа часто включает необязательную часть творческого характера (найти другой способ решения, придумать задачу на заданную тему, решить нестандартную задачу и т.п.), что позволяет проявить себя ученикам, заинтересованно изучающим математику и химию.

Блок коррекция (К) содержит сведения о наиболее типичных ошибках, допускаемых учащимися при выполнении подобных заданий.

К каждой технологической карте разрабатываются наборы эталонных задач для учащихся, не прошедших диагностику.

Ниже представлено поурочное планирование по учебнику Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара, Москва Издательский центр «Вентана- Граф» 2018г. по теме «Теория электролитической диссоциации» (9 класс), технологическая карта, система самостоятельных работ, составленных мною, в которых все задания дифференцированы по уровням сложности в соответствии с технологией В.М. Монахова, а также материалы для коррекции знаний учащихся.

Поурочное планирование по теме: «Теория Электролитической диссоциации» (13 ч).

1 урок.        Сведения о растворах. 1ч

2 урок.        Электролиты и неэлектролиты. 1ч

3- 4 урок.         Диссоциация электролитов с разным типом связи. 2ч

5 урок.         Основные положения ТЭД. 1ч

6 урок.        Сильные и слабые электролиты. 1ч

7 урок.         Реакции ионного обмена. 1ч

8 урок.        Химические свойства кислот с точки зрения ТЭД 1ч

9 урок.        Химические свойства оснований с точки зрения ТЭД 1ч

10 урок.        Химические свойства солей с точки зрения ТЭД 1ч

11 урок.        Решение задач. 1ч

12 урок.        Практическая работа №1 «Реакции ионного обмена». 1ч

13 урок.        Контрольная работа. 1ч


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ТЕМЕ:

«Теория электролитической диссоциации».

Логическая структура учебного процесса.

№ урока

1

2

3- 4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

микроцели

п.

н.м

н.м

н.м

н.м

н.м

р.з

р.з

р.з

р.з

р.з

диагностика

с.р №1

с.р

№2

с.р

№3

п.р№1

к.р№1

Домашнее задание

Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

Б6

Б7

Б8

Б9

Коррекция

К1

К2

К3

«н.м» - новый материал;             «р.з» - решение задач

«с.р» - самостоятельная работа;       «п.р» - практическая работа

«п»  - повторение                  «к.р» - контрольная работа.

В

Микроцель

Диагностика

Коррекция

В1

Уметь записывать уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей

С.р1

  1. вариант          2 вариант

Записать диссоциацию веществ:

  1. бромоводородная кислота, гидроксид бария, хлорид железа, оксид фосфора (V)
  2. сульфид калия, оксид лития, гидроксид кальция, азотная кислота

3. Зарисовать схематично  диссоциацию в-в с разными типами связей, используя предыдущие задания.

4. Объясните роль воды в процессе электролитической диссоциации кислот, запишите диссоциацию сероводородной, сернистой и фосфорной кислот.

К1 Не знают названия солей

Типичные ошибки:

а) неправильно записывают формулы солей

б) не учитывают количество ионов и их заряды

в) не учитывают, что оксиды и нерастворимые вещества не  на ионы

В2

Уметь составлять полное и сокращённое уравнение

С.р.2

1 вариант               2 вариант

Составить полное и сокращённое ионное уравнение

1.серная кислота и нитрат бария

карбонат калия и соляная кислота

2. сульфат меди и гидроксид натрия

Гидроксид бария и азотная кислота

3. Основные положения ТЭД

4. Записать уравнение в молекулярном и полном ионном виде по сокращённому

Ba2+ + SO42-→ BaSO4

Ag+ + Cl- →AgCl

К2

Затруднение состоит в составление формул кислот, оснований солей, записи уравнений в молекулярном и ионном виде.

Типичные ошибки:

а)составление формул в-в, запись уравнения

б) не записывают количество ионов и их заряды

в)теряются в записи сильных и слабых электролитов, не записывают  распад кислот (угольной и сернистой  кислот) на оксиды

Уметь записывать свойства веществ с точки зрение ТЭД

С.р 3

1 вариант             2 вариант

Записать уравнения в молекулярном и  ионном виде (ПИУ и СИУ)

1. Железо взаимодействует с соляной кислотой, хлорид железа взаимодействует с гидроксидом натрия

2. Цинк взаимодействует с сульфатом свинца, нитрат серебра взаимодействует с бромидом калия

3. Ca →Ca(OH)2 → CaCO3 → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2 (записать названия всех веществ в цепочке и ионные уравнения там, где это возможно.

4. Записать химические свойства кислот с точки зрения ТЭД на примере серной кислоты и получить сульфат бария всеми возможными способами.

К3

Затруднение состоит в запоминании свойств веществ и условиях протекания реакций

Типичные ошибки:

1.Не умеют пользоваться рядом активности металлов

2. Не обращают внимание на силу кислот

3. Не учитывают что оксиды и нерастворимые в-ва записываются в молекулярном виде

Дозированное домашнее задание по теме ТЭД.

Фамилия ученика

Номер домашнего задания

Оценки

удовлетворительно

хорошо

отлично

Б1

Б2

Б3

Б1 – повторить формулы кислот, названия солей, составление формул оксидов, оснований, солей по тетради, стр.18 №3

Б2 – § 4, стр.22 №1,2,3,4, 5, повторить типы химических связей по таблице в тетради

Б3 - § 5,6 стр. 28 №1,2, стр. 31 №1,4,5.

Б4 - § 7, стр. 35 №1,2,3

Б5 - § 8, стр.39 №1,2, 3,4, 5.

Б6 - § 9, стр.41 №3, записать в тетради химические свойства кислот в полном и сокращённом ионном виде.

Б7 - §10, стр.46 №1,2,3,4, записать в тетради уравнения химические свойства оснований в ПИУ и СИУ.

Б8 - §11, стр.49 №1у, 2в, 5,6, записать в тетради химические свойства солей в ПИУ и СИУ, прочитать ПР №2 на стр. 50-51

Б9 – вспомнить и решить все предыдущие домашние задания на стр. 22- 49, выделенные красным цветом на оценку «4» и «5».

«ТЭД» - теория электролитической диссоциации;

«ПИУ» - полное ионное уравнение;

«СИУ» - сокращённое ионное уравнение;

«ПР» - практическая работа.

Коррекция:

Фамилия учащегося

Номер домашнего задания

Зачёт/незачёт

К1 § 4, стр.22 №1,2,3

К2 § 8 стр.38 под значком опыт, стр. 39№1

К3 § 9,10,11 стр.48 из таблицы «Способы получения солей» записать все возможные уравнения в ПИУ и СИУ

Коррекция проводится не в конце четверти, а по результатам микроцели для тех учащихся, которые не получили зачет. Учитель предоставляет учащимся образцы рассуждений, всевозможные опорные пособия - планы, схемы, таблицы, рисунки, памятки, проводит работу по развитию рефлексирующей деятельности.

 В рассмотренной выше технологии все стадии учебного процесса объединяются единой логической структурой технологической карты, что позволяет на основе успешного обучения последовательно и конкретно управлять развитием индивидуальных качеств и дарований личности учащихся.

Санкт- Петербург, г. Пушкин 2021 - 2022 г.г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЛЕЙНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

В своей работе с учащимися я использую, так называемые релейные контрольные работы. Термин «релейная» контрольная работа и сам прием заимствованы мною из книги Анатолия Гина «Приемы педагогиче...

Коррекция и контроль знаний учащихся с использованием интерактивной доски

Краткое обобщение опыта по работе с интерактивной доской. Наиболее часто использумые методические приемы на уроках истории и обществознания....

Организация системы контроля знаний учащихся с использованием ЭОР

Подборка ЭОР  для контроля знаний по разным темам...

Использование элементов дистанционного обучения при использовании системы СИНТЕЗ для контроля знаний учащихся по химии

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся. Действительно, проверка и оценка зн...

Методика использования кроссвордов по физике для контроля знаний учащихся

В статье помещен опыт использования кросвордов на уроках физики...

Использование информационных технологий в организации контроля знаний учащихся

Перед современной школой поставлены задачи, обусловленные переходом к системе непрерывного образования, в связи с чем большое значение приобретает использование в системе обучения информационных техно...