Оценивание проектной деятельности
статья по химии (9 класс)

Голубева Анастасия Игоревна

Остро становится проблема использования в обучении химии в школах учебно-исследовательских проектов, которые могут развить мотивацию и познавательный интерес учащихся через эмоции, в том числе положительные, для более продуктивной их работы по разнообразным дисциплинам.

Существует большое количество методических пособий и книг, которые позволяют учителю значительно сократить время для подготовки к уроку, но только в едином государственном и основном государственном экзамене указываются критерии оценивания заданий для определения уровня достигнутых знаний и умений учащегося. Таким образом, возникает необходимость разработки новых форм учебных заданий, которые позволили бы учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, возможности оценивания предметных и метапредметных результатов, а также создания критериев оценивания каждой формы учебных заданий, открытой не только для учителя, но и для учеников. Опираясь на критерии оценивания работ, ученики смогут выбрать уровень сложности, согласно индивидуальным особенностям и одновременно понимать уровень собственной подготовки. Критерии оценивания к различным формам заданий предоставят возможность совершать коррекцию полученных знаний и умений учащихся самостоятельно или с помощью учителя. Все это удовлетворяет требованиям ФГОС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_pedagogicheskogo_issledovaniya.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Оценивание результатов проектной деятельности

На современном этапе образовательной системы основы деятельности всех структур и работников заключены в Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС). В нем представлены, как и обязанности участников системы образования, так и требования к знаниям и умениям, которыми должны обладать учащиеся в результате освоения программы основного общего образования. Они распределяются на три категории: личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты овладения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать следующие аспекты:

1) воспитание российской гражданской идентичности, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

4) формирование толерантного отношения к окружающим;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообществ.

При завершении учебы у учащихся должны быть развиты универсальные учебные действия (УУД), или же, иначе говоря, метапредметные знания и умения. Ученики должны уметь:

  • самостоятельное определение целей своего обучения и развитие мотивов и интересов познавательной деятельности;
  • самостоятельное планирование, как достигнуть поставленных целей, в том числе и альтернативных;
  • соотношение своих действий с предполагаемыми результатами, а также осуществлять контроль деятельности в ходе достижения поставленных задач;
  • изменение своих действий в зависимости от ситуации и ее условий;
  • оценивание результатов выполнения учебной задачи и реальных возможностей ее решения;
  • определение понятий, умение обобщать и классифицировать, а также устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Однако, современные потребности общества заключены не только в требований ФГОС ООО и СОО. Современный темп развития общества требует от «нового» человека креативности, творческого подхода в решении различных задач, самостоятельности и инициативности. Государству требуются способы выявления одаренных и талантливых детей, которые в будущем стали бы опорой для страны. Этому способствует проектная деятельность.

Остро становится проблема использования в обучении химии в школах учебно-исследовательских проектов, которые могут развить мотивацию и познавательный интерес учащихся через эмоции, в том числе положительные, для более продуктивной их работы по разнообразным дисциплинам.

Проектная деятельность – это технологический процесс, организуемый самими учащимися при поддержке учителя. Доля поддержки зависит от возраста и уровня овладения учащимися процессуальных умений и навыков.

Учащиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта должна быть утверждена руководителем школьного МО и завучем по УВР.

Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников.

  Технология проектной деятельности включает ряд мыслительных и практических действий:

1. Определение цели проекта (целеполагание);

2. Выбор средств достижения цели;

3.Разработка программы действий, включая поиск, выбор и анализ информации.

4.Планирование: определение порядка действия, выявление последовательных этапов, анализ временных ресурсов, установление сроков завершения каждого из этапов;

5. Реализация плана, создание продукта;

6. Презентация продукта;

7. Оценивание и рефлексия.

При разработке критериев оценки проектной деятельности нас должен интересовать в первую очередь не столько предметный аспект результатов выполнения проекта, сколько личностный и метапредметный аспекты самой деятельности, деятельности выполнения проекта:  

  1. Критерии оценивания содержательного компонента. 

    При оценивании содержательной основы проекта принимаются во внимание следующее:

  • значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике, правильность выбора используемых методов исследования,
  • глубина раскрытия проблемы,
  • доказательность принимаемых решений,
  • наличие аргументированных выводов и заключений.
  1. Критерии оценивания деятельностного компонента.

В данном случае принимается во внимание:

  • степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта,
  • характер взаимодействия участников проекта.
  1. Критерии оценивания результативного компонента.

При оценивании результатов проекта учитывается:

  • форма предъявления проекта и качество его оформления,
  • презентация проекта,
  • содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов,
  • грамотное изложение самого хода исследования и
  • интерпретация его результатов.

Критерии оценивания выполнения проекта

Компоненты проектной деятельности

Критерии оценивания

Оценка в баллах

  1. Содержательный

Значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике

0-2

Правильность выбора используемых методов исследования

0-2

Глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей

0-2

Доказательность принимаемых решений

0-2

Наличие аргументированных выводов и заключений

0-2

  1. Деятельностный

Степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта

0-2

Характер взаимодействия участников проекта

0-2

  1. Результативный

Форма предъявления проекта и качество его оформления

0-2

Презентация проекта

0-2

Содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов

0-2

Грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов.

0-2

Новизна представляемого проекта

0-2

Максимальный балл

24

          0 баллов – отсутствие данного компонента в проекте;

1 балл – наличие данного компонента в проекте;

2 балла – высокий уровень представления данного компонента в проекте.

Шкала перевода баллов в школьную оценку:

0-6 баллов – неудовлетворительно (низкий уровень);

7-12 – удовлетворительно (базовый уровень);

13-18 – хорошо (высокий уровень);

19-24 – отлично (повышенный уровень).

   Оценивание учебных проектов с помощью методики критериального оценивания позволяет снять субъективность в получаемых оценках. После того, как баллы за проект выставлены, ученику следует дать возможность поразмышлять. Что лично ему дало выполнение этого учебного задания, что у него не получилось и почему (непонимание, неумение, недостаток информации и т.д.);  если обнаружились объективные причины неудач, то, как их следует избежать в будущем; если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценивания проектной деятельности учащихся.

Критерии оценивания таких работ над проектом как публикация и презентация.Подробная инструкция по каким параметрам оценивается такой вид работы....

Критерии оценивания проектной деятельности по математике в старшей школе (статья)

Статья посвящена актуальному вопросу методического обеспечения проектной деятельности в старшей профильной школе на примере отбора и конструирования критериев оценки проектной деятельности обучающихся...

Статья на тему: "Критерии оценивания проектной деятельности на уроках биологии".

В статье показаны  критерии для оценивания проектной деятельности, которые учащиеся используют при защите проектов. Учащиеся самостоятельно проводят оценку презентаций своих проектов, которые в г...

Критерии оценивания проектной деятельности

Оценивание индивидуальных проектов...

Критерии оценивания проектной деятельности

Оценивание индивидуальных проектов...

Критерии оценивания проектной деятельности учащихся

Критерии оценивания проектной деятельности учащихся...

Критерии оценивания проектной деятельности

Критерии оценивания проектной деятельности...