Урок по теме "Путешествие в мир кислот"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Велиева Любовь Александровна

Урок по теме "Кислоты", в игрофой форме, 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_puteshestvie_v_mir_kislot.docx70.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока химии

(с использованием ИКТ)

 

тема: «Путешествие в мир Кислот»

  (8 класс)

 

 Цели урока:

Образовательная: овладение новыми знаниями о кислотах как классе неорганических соединений, формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции, навыка работы по определенному алгоритму.

Деятельностная: контроль и самоконтроль изученных понятий по теме «Кислоты: состав и номенклатура».

Задачи урока:

Обучающие:

         актуализировать имеющиеся знания учащихся о классификации кислот;

         усвоение новых понятий (кислоты, номенклатура и классификация кислот) и способов самостоятельной поисковой деятельности;

         формирование умений и  навыков экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, практически определять кислоты с помощью индикатора.

Развивающие:

         развитие синтезирующего мышления – развитие умений устанавливать единые признаки и свойства целого, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы;

         совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете;

         развитие умений учебного труда – умение конспектировать, наблюдать, объяснять и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии, развитие самостоятельности и умение работать в группе.

Воспитательные:

         воспитание положительного отношения к знаниям, повышение мотивации к учению;

         продолжить формирование умения высказывать свои взгляды, суждения, развивать химическую речь;

         воспитывать  толерантность (формирование уважительного, терпимого отношения  друг к другу, выслушивать ответы товарищей, умение бесконфликтно работать в группе).

Учебник: Габриелян О.С. Химия: 8 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2015.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная; работа в группах; работа с опорным конспектом; интерактивная (путешествие).

Методы и методические приемы: 

         объяснительно – иллюстративный (презентация, опорный конспектпрактическая работа);

         словесный (слово учителя, беседа с учащимися);

         репродуктивный (создание проблемной ситуации, ответы на вопросы);

         частично – поисковый (игра «Третий лишний», практическая работа, работа с заданиями при классификации кислот).

Средства обучения:

Учебно-материальные: мультимедийное оборудование, электронная презентация в программе PowerPoint, технологическая карта учащегося, лабораторное оборудование (штатив с пробирками,  растворы кислот НCl, H2SO4, набор индикаторов: универсальная индикаторная бумага, метилоранжевый, фенолфталеин).

Дидактико-методические: химический язык.

Психолого-педагогические: задания познавательного характера.

Деятельность учащихся на уроке: «Я – сам, я – личность»:

– формирую цели и содержание своей деятельности;

– определяю способы и пути достижения поставленных целей;

– исследую выбранные мною объекты;

– диагностирую и контролирую освоение различных видов деятельности;

– анализирую результаты своих достижений;

– контролирую и анализирую деятельность своих товарищей.

Деятельность учителя: «Наблюдает и координирует ход учебного занятия»:

– создает условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе классного коллектива;

– поощряет стремление учащегося находить свой способ работы, анализировать способ работы других в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

– создает педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановку для естественного самовыражения;

– оценивает и поощряет работу учащихся, учитывая инициативность, творчество, оригинальность ответов, уровень знаний и новизну изложенного материала, умение работать в коллективе.

Предполагаемые результаты обучения:

Личностные результаты. Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Метапредметные результаты:

Регулятивные результаты. Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные результаты. Умение формулировать высказывание. Умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Познавательные результаты. Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию.

Предметные результаты:

знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; правила техники безопасности при работе с кислотами.

уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.

Продолжительность урока: 40 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

2.1. Конспект урока.

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УДД

I. Организационный момент (2 минуты)

Слайд

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку, состояние рабочего места. Организация внимания (небольшая психологическая пауза, побуждающая учащихся быть внимательными на уроке). Ознакомление учащихся с формой работы на уроке (работа с использованием опорного конспекта).

Учащиеся приветствуют учителя.

Учащиеся знакомятся с опорным конспектом.

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.

II. Мотивационно-целевой этап (4 минуты)

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Слайд

Задание: Распределите формулы по классам неорганических соединений в таблицу.

Распределяют предложенные формулы в таблицу по классам:
HCl, HNO
3, H2SO4, Ca(OH)2, K2O, Na2O, Al2O3, Zn(OH)2, Al(OH)3.
(
заполнение таблица 1  в опорном конспекте).

Познавательные: структурирование знаний.

Личностные: мотивационная основа учебной деятельности.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество.

 

Слайд

Вопрос: Можно ли объединить оставшиеся формулы веществ в одну группу?

Учащиеся рассуждают, высказывают свою точку зрения о том, что по составу оставшиеся вещества похожи, поэтому их можно объединить в одну группу.

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос: Ребята, пожалуйста, подумайте, о чём идет речь?

Учитель обращает внимание учащихся на доску, где представлены картинки (щавель, лимон, уксусная кислота, аскорбиновая кислота, яблоко, муравей) и просит назвать признак, который объединяет все эти объекты.

Учащиеся рассуждают, высказывают свою точку зрения о том, что речь на уроке пойдет о кислотах, так как все объекты на доске имеют кислый вкус

 

Слайд

 

 

 

 

- Правильно, ребята. Тема нашего с вами урока «Кислоты» (работа с использованием опорного конспекта).

Учащиеся записывают тему урока в опорный конспект.

Слайд

Вопрос: какие цели вы поставили бы перед собой при изучении данного вопроса, что нам необходимо узнать?

Цели урока, после ответов учащихся появляются на доске.

Учащиеся формулируют цели урока.

III. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности (22 минуты)

Слайд

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир кислот. Вот наш маршрут:

Станция  Информационная

Станция  Историческая

Станция  Cтоп! Красный   свет!            

Станция  Индикаторная

Станция  Практическая

 

Познавательные: определение понятий; умение структурировать знания; умение устанавливать причинно- следственные знания; использование знаково-символических средств.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; развитие регуляторов морального поведения;

Регулятивные: познавательная инициатива; осуществление самоконтроля по результату и способам действия; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество, учет разных мнений; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

Станция Информационная.

По формулам дайте определение классу кислоты.

Дают определение «Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка» (проверяют по слайду). Записывают в опорном конспекте.

Слайд

Изучим состав и название кислот.

Заполняют вместе с учителем таблицу  № 2  в опорном конспекте (только колонка – название кислот, остальные данные будут заполнены на последующих уроках).

Слайд

Чем отличаются приведённые пары кислот?

Задание: На какие группы можно разделить кислоты?

 

Запишем признаки классификации кислот и  основные группы.

По предложенным примерам кислот называют признаки классификации.

 

 

Ответ:

а) По наличию кислорода: бескислородные и кислородсодержащие (заполнение схемы № 1 в опорном конспекте).

б) По количеству водорода: одноосновные, двухосновные, трёхосновные (заполнение схемы № 2 в опорном конспекте).

Слайд

Какие кислоты вам знакомы из жизненного опыта?

Ответ: яблочная, лимонная, уксусная, молочная и др.

в) По происхождению: органические и неорганические (заполнение схемы № 3 в опорном конспекте).

Слайд

Станция Историческая

Слушают рассказ о работе химика Шееле,  открытии и свойствах некоторых кислот.

Слайд

Физкультминутка гимнастика для глаз  

Расслабьтесь и дышите спокойно. Опустите локти на стол. Шея и позвоночник должны находиться на одной прямой линии. Закройте глаза руками, попробуйте  вспомнить что-нибудь приятное. Выполняем 1 минуту.

Затем выполняем «комплекс гимнастики для глаз» – повторяем глазами движения фигур на слайде  (движения глаз плавные).

Слайд

СТАНЦИЯ   “СТОЙ! КРАСНЫЙ СВЕТ!”

Как вы думаете в чем заключается «Первая помощь при ожоге едкими кислотами?»

Повторяют хором: «КИСЛОТЫ РАЗРУШАЮТ КОЖУ, ТКАНИ, ДРЕВЕСИНУ!»

Фронтальная беседа о «Первой помощи при ожоге едкими кислотами».

Слайд

Правила ТБ при работе с едкими веществами. 

Читают опорный конспект: «Меры безопасности при работе с кислотами» (по цепочке).

Слайд

Станция Индикаторная

Как можно распознать кислоты?

Объясняют что такое индикаторы.

Слайд

Практическая работа.

Исследование окраски индикаторов в кислотных средах (форма работы: групповая).

Выполняют опыты по описанию в опорном конспекте: «Исследование окраски индикаторов в кислотных средах» и заносят результаты в таблицу № 3 в опорном конспекте.

Слайд

Станция – Практическая.

Назовите области применения кислот.

Фронтальная беседа о применении кислот на практике: в медицине  (аскорбиновая, фолиевая, липоевая, ацетилсалициловая); в кулинарии: уксусная, лимонная.

IV. Этап закрепления новых знаний (7 минут)

Слайд

Рассмотрены ли вопросы намеченные по теме «Кислоты» (состав,  классификация,  свойства. Как работать с кислотами?) 

Фронтальная беседа: повторение основных разделов темы-определение кислот; классификация; правила ТБ.

Личностные: развитие регуляторов морального поведения.

Познавательные: использование знаково-символических средств.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением.

Слайд

Задание в опорном конспекте.

Индивидуальное выполнение заданий и взаимопроверка (проверка по слайду).

VI. Рефлексивно-оценочный этап (3 минуты)

Слайд

Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели?

Ответе на вопросы на слайде.

Какие новые понятия узнали?

Что вызвало больший интерес?

Чему научились?

Что на уроке понравилось?

Что не понравилось? Почему?

Охарактеризуйте урок одним словом.

 Урок был ____________

По очереди характеризуют урок, отвечают на вопросы и делают вывод.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: внутренняя позиция школьника; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: самооценка полученных результатов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

 

V. Этап информации о домашнем задании (2 минуты)

Слайд

Выучить все новые понятия, формулы и названия кислот.

Читают эту информацию в опорном конспекте.

 

 

 

 


ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

 

Дата     ______________                                                  Ф. И. __________________________

 

Урок по теме:_________________________________________________________________

 

Задание № 1.

Распределите предложенные формулы по классам:

 

HCl, HNO3,  H2SO4,  Ca(OH)2,  K2O,  Na2O,  Al2O3,  Zn(OH)2,  Fe(OH)3.

 

Таблица № 1.

ОКСИДЫ

ОСНОВАНИЯ

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кислоты это –  ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Таблица  № 2.

Номенклатура кислот и солей

 

Формула

кислоты

Название кислоты

Кислотный

остаток

Пример

соли

Название соли

Кислотный оксид

1

HF

 

 

 

 

 

 

2

HCl

 

 

 

 

 

 

3

HBr

 

 

 

 

 

 

4

HI

 

 

 

 

 

 

5

H2S

 

 

 

 

 

 

6

H2SO4

 

 

 

 

 

 

7

H2SO3

 

 

 

 

 

 

8

HNO3

 

 

 

 

 

 

9

HNO2

 

 

 

 

 

 

10

H2CO3

 

 

 

 

 

 

11

H2SiO3

 

 

 

 

 

 

12

H3PO4

 

 

 

 

 

 

 

Классификация кислот.

 

Блок-схема: документ: СХЕМА № 1 по содержанию кислорода

Блок-схема: документ: СХЕМА № 2 по количеству атомов водорода

Блок-схема: документ: СХЕМА № 3 по происхождению

https://documents.infourok.ru/0926bcbf-69ef-4040-a8c6-271d5c2c4ede/0/image006.gif

Надпись:

Надпись:

https://documents.infourok.ru/0926bcbf-69ef-4040-a8c6-271d5c2c4ede/0/image009.gif

Надпись:

Надпись:

Надпись:

Блок-схема: альтернативный процесс: Меры безопасности при работе с кислотами: 1. Особую осторожность следует соблюдать при работе с кислотами. 2. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку в ладонь). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость. 3. При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг или частиц на лицо или одежду. 4. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом. 5. После употребления реактива банку и склянку закрыть пробкой и поставить на место. 6. При нагревании пробирки не держать ее отверстием к себе или в сторону товарищей.     При разбавлении концентрированных растворов серной кислоты необходимо приливать тонкой струйкой в воду, а не наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Практическая работа:  

Исследование окраски индикаторов в кислотных средах.

Даны в 2-х пробирках по 1-2 мл растворы кислот.

1.      Исследуйте реакцию среды универсальной индикаторной бумагой.

2.      Добавьте в пробирки № 1 несколько капель индикатора МЕТИЛОВЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ.

3.      Добавьте в пробирки № 2  не сколько капель индикатора ФЕНОЛФТАЛЕИН.

4.      Запишите свои наблюдения в таблицу № 3.

Таблица № 3.  

Изменение окраски индикатора.

 

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИНДИКАТОРНАЯ БУМАГА (ЛАКМУСОВАЯ БУМАГА)

МЕТИЛОВЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ

ФЕНОЛ - ФТАЛЕИН

НЕЙТРАЛЬНАЯ СРЕДА

 

 

 

КИСЛОТНАЯ СРЕДА

 

 

 

 

Задание №2

 

А) Дан «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Подчеркните и назовите их.

H2OSOHBrNa2CO3MgBaH2CO3SO4KOH

H3PO4P2O5CaH2SHPH3NO2CS2NH3CO3

HClBaSHKSHH2NaOH2SiO3NaClH2SO4

 

Б) «Третий лишний»

Укажите кислоту, которая не соответствует признаку, объединяющему две другие. Назовите кислоты.

а) H2S                                          б) H2SO4                                    в) HNO3

     HNO                                          H3PO                                        HF

     H3PO4                                          H2CO3                                        HBr

 

 

Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели?

Охарактеризуйте урок одним словом. Урок был _________________________

 

Домашнее задание: Выучить все новые понятия, формулы и названия кислот.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по теме "Кислоты" 8 класс

Конспект урока и презентация    по теме "Кислоты" 8 класс,  автор учебника О.С.Габриелян, 2 часа в неделю по учебному плану....

Разработка урока по химии на тему: «Кислоты».

Формат презентации Microsoft Office PowerPoint (ZIP-архив, размер 416 Кб)Задачи: Сформировать понятие о кислотах;Рассмотреть их классификацию по разным признакам;Познакомиться с химическими...

урок в 9 классе Азотная кислота

Клочкова Виолетта Михайловна,  учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....

Презентация к уроку по теме "Химические свойства кислот"

Презентация содержит много опорных схем, используемых для быстрого запоминания учебного материала, и анимацию. Презентация рассчитана на 8 класс, но может быть использована для повторения материала и ...

Урок-практикум исследование свойств соляной кислоты.

Получить соляную кислоту, исследовать её свойства. Доказать, что полученный раствор - соляная кислота. Провести инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами с нагревательными приборами, с...

Конспект урока химии "Представители непредельных карбоновых кислот. Связь между углеводородами, спиртами, альдегидамии кислотами"

Представлена разработка урока химии для обучающихся 11 класса по теме "Представители непредельных карбоновых кислот. Связь между углеводородами, спиртами, альдегидамии кислотами"....