Урок-практикум исследование свойств соляной кислоты.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Акимкина Татьяна Ивановна

Получить соляную кислоту, исследовать её свойства. Доказать, что полученный раствор - соляная кислота. Провести инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами с нагревательными приборами, со щелочами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №17»

  1. Рузаевского муниципального района
  2. Урок-практикум
  3. по химии в 8 классе.
  4. «Получение соляной кислоты и исследование ее свойств».
  5. Провела: учитель химии
  6. Акимкина Татьяна Ивановна

Республика Мордовия, г. Рузаевка 2011 г.

Тема: Практическая работа в 8 классе

«Получение соляной кислоты и исследование её свойств»

Цель: Получить соляную кислоту, исследовать её свойства. Доказать, что полученный раствор - соляная кислота. Провести инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами с нагревательными приборами, со щелочами.

Ход урока

1.Организационный момент.

А) Подготовка класса к работе. Работа будет проходить  по группам. Раздаточный материал на 5 столах.

Б) На каждом столе следующий набор реактивов и оборудования: спиртовка, спички, трубка с пробкой, пробирки, химический стакан с водой.

NaCl , H 2 SO 4 , лакмус , Zn ,  Mg , AgNO3 , NaOH , CuSO4 , K 2 CO 3

В) Инструктаж учителем по технике безопасности на уроке. Как работать с кислотами, щелочами, нагревательными приборами.

2. Проведение опытов.

Ход работы

Опыт № 1

«Получение соляной кислоты»

А) собирание прибора, установка пробирки  с пробкой и газоотводной трубкой в соответствующем положении для нагревания, над горелкой конец  газоотводной трубки в стакан с водой.

Б) в пробирке NaCl , H 2 SO 4

В) нагревание, получение HCl

Г) Исследование полученной кислоты в стакане индикатором лакмусом. Синий лакмус при приливании становится красным. На всех пяти столах получена кислота.

2NaCl+ H 2 SO 4 +  H 2 SO 4+ 2HCl↑

Опыт № 2

«Взаимодействие HCl с металлами»

   В две пробирки наливаем HCl и кладем в одну цинк, в другую магний. В обеих пробирках наблюдается выделение газа, но с магнием реакция идет более энергично, так как он активнее цинка.

Mg + 2HCl → MgCl 2 + H 2

Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2

Опыт № 3

«Взаимодействие HCl с гидроксидами (Cu(OH)2)

   Получаем Cu(OH)2  - гидроксид меди. Приливаем к раствору CuSO 4 щелочь NaOH, образуется осадок голубого цвета:

CuSO4 + 2NaOH → Cu (OH)2↓ + Na 2SO4

    При добавлении к осадку, полученной кислоты, он растворяется.

Опыт № 4

«Взаимодействие HCl с солями»

    Берем раствор соли K 2CO 3 карбонат калия, приливаем соляную кислоту, выделяется газ.

K 2CO 3 + 2HCl → 2KCl + H 2O + CO2 ↑

   Этот опыт тоже подтверждает, что нами получена кислота.

3.Заключение.

Выводы.

Итак, в ходе работы получена кислота она реагирует:

А) с металлами

Б) с гидроксидами

В) с солями

Г) меняет цвет индикатора.

4.Закрепление решение задач

Расчетная задача предложена по уравнению получения кислоты.

Задача: вычислить количество вещества HCl , если соли было взято 5 моль

 5 моль                                                     x моль

2NaCl + H 2SO4 → Na SO4 + 2HCl

2 моль                                                       2 моль

Решение:

5 моль/2 моль : x моль/2 моль

x = 5  моль

5. Д/З

Вычислить количество вещества НCl, если соли было взято 2 моль.

Литература:

  1. Балашова Е.Ф.Учись решать задачи по химии. Саранск: Мордов.кн.

изд-во 2009.-96 с

  1. А. М. Радецкий, В.П. Горшкова Дидактический материал по химии для 8 класса.  Москва «Просвещение» 2008 г.
  2. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия 8 класс. Москва «Просвещение» 2008 г.
  3. А. А. Кушнарев Учимся решать задачи по химии. М.: Школа-Пресс, 224 с. 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".

Разработка урока по теме : "Соляная кислота, её свойства. Качественная реакция на соляную кислоту и её соли - хлориды".Цель урока по химии: Систематизировать имеющиеся знания по химическим свойствам к...

Урок-практикум Пропорция. Основное свойство пропорции

Урок-практикум Пропорция. Основное свойство пропорции...

презентация " Химические свойства соляной кислоты"

Работа разработана для проведения практической работы 9 кл...

Практическая работа №2 «Изучение свойств соляной кислоты».

Тип урока - урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа).Цельобразовательная: закрепить знания о свойствах соляной кислоты; формировать навыки практической работы с реактивами, совер...

Методическая разработка урока "Свойства кислот на примере соляной кислоты"

Методическая разработка урока химии в 8/9 классах в теме Свойства кислот. Методическая разработка представляет собой технологическую карту урока и презентацию для использования интерактивной доски, оп...

Тема урока: Практическая работа №2«Изучение свойств соляной кислоты»

Тип урока: урок закрепления  знаний (практическая работа)....