Тема урока: Практическая работа №2«Изучение свойств соляной кислоты»
методическая разработка по химии (9 класс)

Серпак Надежда Ивановна

Предварительный просмотр:

Серпак Надежда Ивановна

учитель химии и биологии

Муниципальное бюджетное

 общеобразовательное учреждение

Новоандриановская средняя

общеобразовательная школа                                                                

Тема урока: Практическая работа №2«Изучение свойств соляной кислоты»

Предмет: химия

Класс: 9

УМК: Химия. 9 класс : учебник для общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М.: Просвещение, 2019

Цель урока:

образовательная: закрепить знания о свойствах соляной кислоты; формировать навыки практической работы с реактивами, совершенствовать умения обращаться с кислотами; научить способам распознания соляной кислоты и ее солей; составлять уравнения реакций; наблюдать и делать выводы;  

развивающая: совершенствовать навыки работы с химической посудой; развивать коммуникативные навыки работы в парах; развивать познавательный интерес к химии;

воспитательная: воспитывать ответственность, самостоятельность при выполнении практической работы,  формировать коммуникативные качества обучающихся при организации работы в парах; формировать познавательный интерес, ценностное отношение  к химии как науке и учебному предмету.

Планируемые результаты:

  • Регулятивные УУД: определить последовательность действий для получения результата, делать необходимые выводы по наблюдениям во время проведения опытов, закрепить теоретические знания на практике.
  • Познавательные УУД: научиться проводить химический эксперимент, используя теоретические знания,
  • Коммуникативные УУД: уметь работать в группах, уметь представить результаты своих опытов.
  • Личностные УУДосознание своей роли каждым участником группы, осознание своей роли в группе для достижения общей цели.

Тип урока: урок закрепления  знаний (практическая работа).

Форма урока: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах

Технологии урока:

обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативные, объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, частично-поисковые, исследовательские.

Необходимое техническое оборудование:

штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, лакмус, гранула цинка, медная проволока, оксид меди (II), сульфат меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия, нитрат серебра, универсальная индикаторная бумага.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, инструкционная карта практической работы (приложение 1), раздаточный материал инструкция по ТБ  «Техника безопасности при работе с кислотами».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I

Организационно - мотивационный

Мотивация к учебной деятельности и деление на группы реализуется через фронтальную работу по вопросам повторения основных понятий темы «Анализаторы» (биология 8 кл.),

(Приложение 2).  

Приветствие.

Сообщает о том, что урок – практикум, просит поделиться на группы. Сообщает Несколько интересных фактов из биологии:

1. Желудок человека вынужден ежедневно обновлять свою поверхность взамен пострадавшей от желудочного сока, то есть соляной кислоты.

2.Желудочный сок человека достаточно агрессивен для того, чтобы полностью растворить бритвенное лезвие за неделю — это происходит благодаря соляной кислоте.

Делятся на группы по 3 человека (кинестетик, аудиал, визуал.

Л

II

Актуализация опорных знаний и умений

Актуализация опорных знаний и умений реализуется через фронтальную работу по вопросам повторения основных понятий тем «Пищеварительная система» (биология 8 кл.),  «Типичные химические свойства кислот. Индикаторы. Таблица растворимости.

»(химия, 8 кл.),  которые потребуются на данном уроке.

Работа с презентацией

(Приложение 2).  

Опрашивает фронтально.

Повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке: химические свойства кислот, водородный показатель, индикаторы, правила работы с таблицей растворимости и электрохимическим рядом металлов.

Умение делать выводы, анализ своих знаний.

Р, П

III

Целеполагание

Формулирование темы урока, постановка цели.

Повторение правил ТБ при работе с едкими веществами (Приложение 7).

Предлагает  сформулировать тему и цель практической работы.

Работа с презентацией

(Приложение 2).  

Называют тему практической работы. Записывают тему в маршрутных листах.

Формулируют цель.

Готовятся к проведению практической работы.

Расписываются в инструкциях по ТБ.

Умение формулировать и ставить цель практической работы.

П

IV

Изучение нового, обмен информацией

Проведение практической работы.

На этом  этапе учащиеся заполняют маршрутные листы (Приложение 4), в них записывают в графе индивидуальной работы полные и сокращенные ионные уравнения для проведенных группой реакций.

Выполнение заданий для развития функциональной грамотности.

Наблюдает за правильностью выполнения приемов и операций учащимися, соблюдением правил ТБ.

Предлагает представить результаты проведенных опытов в маршрутных листах. Контролирует выполнение заданий  в каждой группе.

Решают ситуационные задачи, выполняют эксперименты. Один ученик от команды выполняет лабораторный опыт согласно инструкции (кинестетик) (Приложение 3). Один ученик от команды рассказывает свои наблюдения (визуал).

Один ученик от команды записывает на доске молекулярное уравнение проведенной реакции(аудиал).

Умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе;

наблюдение самостоятельно проводимых опытов, химических реакций; описание самостоятельно проведенных  экспериментов,  используя для  этого  естественный (русский, родной) язык и язык химии;

умение делать выводы и умозаключения из наблюдений.

Р, П, К, Л

V.

Оценивание результатов самоконтроль и взаимоконтроль.

Контроль и самопроверка знаний.

На этом  этапе учащиеся заполняют оценочные листы.

Предлагает заполнить оценочные листы(Приложение 5): 

оценить свою работу в соответствии с критериями оценивания в оценочном листе.

Выдает эталон для проверки (Приложение 6).

Проверяет правильность заполнения маршрутных листов и графы индивидуальной работы.

Оценивает работу учащихся на уроке.

Ученики проверяют правильность написания наблюдений, уравнений и выводов в своих тетрадях каждый самостоятельно.

Проводят оценивание работы в соответствии с оценочным листом.

Затем обмениваются маршрутными листами и делают взаимопроверку в соответствии с выданным эталоном для проверки.

Умение делать выводы и умозаключения из наблюдений.

Р, Л, К

VI

Рефлексия

На этапе рефлексии учащиеся заполняют вторую часть оценочного листа в которой им предлагается  оценить свою работу на уроке

и высказывают своё отношение к уроку.

Подводит итог урока. Проводится рефлексия при помощи второй части оценочного листа.

Отвечают на вопрос:

ребята по кругу высказываются методом микрофона, выбирая начало фразы из рефлексивного набора и высказывают своё отношение к уроку.

Умение делать выводы, анализ своей работы, проводить рефлексию.

Р, Л

VII

Информация о домашнем задании

Заключительное слово учителя.

Задает домашнее задание, инструктирует учащихся о его выполнении.

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по его выполнению.

Л


Алгоритм подготовки учащихся к групповой работе

1)заранее сформировать группу из 3 человек (учащиеся, разные по уровню знаний, организаторским способностям, среди которых выделяется руководитель- организатор, организующий работу в группе);

Алгоритм  работы учащихся в группе

1)распределить обязанности;

3)выслушать и обсудить мнения всех членов группы при выполнении заданий;

4) составить отчет о результатах работы;

5)оценить вклад каждого участника в результат работы группы;

6) представить отчет



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Инструкция 1.

Опыт № 1,2.        Взаимодействие соляной кислоты HCl с металлами.

В одну пробирку с соляной кислотой положите гранулу цинка, а в другую — кусочек медной проволоки.

Что наблюдаете?

Со всеми ли металлами реагирует соляная кислота? Сделайте вывод.

Инструкция2.

Опыт № 3.        Взаимодействие соляной кислоты HCl с основаниями.

К раствору гидроксида натрия добавьте фенолфталеин. Затем по каплям прилейте соляную кислоту.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Инструкция 3.

Опыт № 4.        Взаимодействие соляной кислоты HCl с солями.

В пробирку с карбонатом кальция прилейте соляную кислоту.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Инструкция 4.

Опыт №5. Взаимодействие соляной кислоты HCl с основными оксидами.

  1. В  пробирку поместите немного оксида меди (II) и нагрейте раствор.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Инструкция 5.

Опыт № 6.  Действие индикатора на соляную кислоту HCl.

В пробирку с соляной кислотой добавьте 1-2 капли лакмуса.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Инструкция6.

Опыт № 7,8. Распознавание соляной кислоты HCl и ее солей.

(Качественная реакция на хлорид-ионы)

В одну пробирку с соляной кислотой,  в другую пробирку с  раствором хлорида натрия добавьте по нескольку капель раствора нитрата серебра.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.



Предварительный просмотр:

Приложение 4.

Маршрутный лист  ученика (ФИ, класс)

Практическая работа № 2.

Цель:

Оборудование и реактивы: штатив, пробирки, держатель, спиртовка, спички, индикаторы, универсальная индикаторная бумага, цинк (гранулы), медь, оксид меди (II); растворы:  соляная кислота, хлорид натрия, гидроксид натрия, мел.

С правилами ТБ ознакомлен (а) (подпись).                                                                                                                                                           

маршрут

деятельность учащегося

Вывод:

работа в группах

 работа в группах

индивидуально

Блок 1. Химические свойства соляной кислоты

Задание 1

Опыт № 1,2.        Взаимодействие соляной кислоты HCl с металлами.

В одну пробирку с соляной кислотой положите гранулу цинка, а в другую — кусочек медной проволоки.

Что наблюдаете?

Со всеми ли металлами реагирует соляная кислота? Сделайте вывод.

Опыт № 3.        Взаимодействие соляной кислоты HCl с основаниями.

К раствору гидроксида натрия добавьте фенолфталеин. Затем по каплям прилейте соляную кислоту.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Опыт № 4.        Взаимодействие соляной кислоты HCl с солями.

В пробирку с карбонатом натрия прилейте соляную кислоту.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Опыт №5. Взаимодействие соляной кислоты HCl с основными оксидами.

  1. В  пробирку поместите немного оксида меди (II) и нагрейте раствор.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

 Задание для развития функциональной грамотности №1:

рН кожи и волос здорового человека составляет примерно 5 (смотри шкалу). Для мытья волос Таня использует нейтральный шампунь с рН в пределах 6―8.

 Какую жидкость может использовать Таня в качестве ополаскивателя волос после мытья головы, если она хочет поддержать естественный рН волос?

1) Дистиллированную воду (рН в пределах 7).

2) Дождевую воду(рН в пределах 5-6).

3) Слабый раствор пищевой соды(рН в пределах 8-9).

4) Слабый раствор лимонного сока(рН в пределах 2).

К 2 реакциям составьте  полное и сокращённое ионные уравнения.

Блок 2. Распознавание соляной кислоты и её солей.

Опыт № 6.  Действие индикатора на соляную кислоту HCl.

Испытать содержимое пробирки универсальной индикаторной бумагой.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Опыт № 7,8. Распознавание соляной кислоты HCl и ее солей.

(Качественная реакция на хлорид-ионы)

В одну пробирку с соляной кислотой,  в другую пробирку с  раствором хлорида натрия добавьте по нескольку капель раствора нитрата серебра.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Задание для развития функциональной грамотности №2:

 Хозяйки давно приметили и используют свойство свекольного отвара. Чтобы борщ был ярко-красным, в него перед окончанием варки добавляют немного пищевой кислоты – уксусной или лимонной. Цвет меняется буквально на глазах. Объясните это явление.

      К 2  реакциям составьте  полное и сокращённое ионные уравнения.



Предварительный просмотр:

Приложение 5.

Оценивание результатов

Оценочный лист _____________________________(Ф. И. ученика)

Критерии оценки:

«0»- ничего не могу, не понимаю; не знаю; не умею;

«1»- частично могу, понимаю; знаю; умею;

«2»- сам могу, понимаю; знаю; умею. Полное и правильное заполнение графы «Индивидуальная работа» в маршрутном листе.

Задания

Max балл

Мои баллы

Задание № 1

2

Задание № 2

2

Задание № 3

2

Задание № 4

2

Задание № 5.

2

Задание № 6

2

Оценка за урок: 12-11 баллов-”5”; 10-9 баллов - “4”; 8- 6 баллов- “3”.

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке:

1. На уроке я работал          активно/пассивно                                                                          

2.Своей работой на уроке я     доволен/недоволен                                                                    

3. Урок для меня показался     коротким/длинным                                                                                                                                     4. Мое настроение             стало лучше/стало хуже                                                            

6.Домашнее задание мне кажется   легким/трудным                                                                                             интересным/не интересным

                                                 

 



Предварительный просмотр:

Приложение 6.

Эталон для проверки

Практическая работа № 2

Тема: «Изучение свойств соляной кислоты»

Цель: практически изучить свойства соляной кислоты, научиться отличать соляную кислоту и её соли от других кислот и солей.

Оборудование: штатив, пробирки, держатель, спиртовка, спички, индикаторы, универсальная индикаторная бумага, цинк (гранулы), медь, оксид меди (II); растворы:  соляная кислота, хлорид натрия, гидроксид натрия, мел.

Ход работы.

I. Инструктаж по ТБ и выполнению работы.

II. Выполнение работы

Блок 1. Химические свойства соляной кислоты

Задание 1

Опыт № 1,2.        Взаимодействие соляной кислоты HCl с металлами.

  1. В первую пробирку кладу 2-3 гранулы цинка.

Zn + 2HCl ZnCl2 +H2

Наблюдение: выделяется газ без цвета и запаха.

  1. Во вторую пробирку помещаю кусочек медной проволоки. Нагреваю.

Наблюдение: признаков реакции нет даже при нагревании. Соляная кислота реагирует с металлами, стоящими в ряду напряжений до Н.

Вывод :Соляная кислота реагирует с цинком, в результате этого взаимодействия выделяется газ – водород. С медью соляная кислота не реагирует, т.к. медь является неактивным металлом (см. Электрохимический ряд  металлов).

Опыт № 3.        Взаимодействие соляной кислоты HCl с основаниями.

К раствору гидроксида натрия добавляю фенолфталеин. Затем по каплям приливаю соляную кислоту.

HCl + NaOH  NaCl + H2O

H++ Cl-+ Na+ + OH-  Na+ + Cl- + H2O

H++ OH-  H2O

Наблюдение: изменяется окраска раствора.

 Вывод :При взаимодействии соляной кислоты с раствором гидроксида натрия происходит нейтрализация. В результате меняется рН раствора.

Опыт № 4.        Взаимодействие соляной кислоты HCl с солями.

В  пробирку добавляю кусочек мела.

CaCO3 + 2HCl  CaCl2+ CO2 + H2O

CaCO3 + 2H+ + 2Cl-  Ca2+ +2Cl-+ CO2 + H2O

CaCO3 + 2H+  Ca2+ + CO2 + H2O

Наблюдение: выделяется газ без цвета и запаха.

Вывод :При взаимодействии соляной кислоты с раствором карбоната кальция происходит выделение углекислого газа.

Опыт №5. Взаимодействие соляной кислоты HCl с основными оксидами.

В  пробирку помещаю немного оксида меди (II) и нагреваю раствор.

CuO + 2HCl  CuCl2 +H2O

Наблюдение: раствор стал синего цвета.

Вывод :При взаимодействии соляной кислоты с раствором оксида меди (II) происходит образование раствора хлорида меди (II) синего цвета.

Блок 2. Распознавание соляной кислоты и её солей.

Опыт № 6.          Действие индикатора на соляную кислоту HCl.

Испытываю содержимое пробирки универсальной индикаторной бумагой.

Наблюдение: универсальная индикаторная бумага стала розового цвета, что свидетельствует о кислой среде.

Опыт № 7,8. Распознавание соляной кислоты HCl и ее солей.

(Качественная реакция на хлорид-ионы)

Исследую вещества с помощью нитрата серебра.

Наблюдение: в обеих пробирках образовался осадок белого цвета.

Значит в первой  пробирке содержится соляная кислота, а во второй  пробирке    – хлорид натрия.

HCl + AgNO3  AgCl +HNO3

H+ + Cl- + Ag+ + NO3-  AgCl +H+ +NO3-

Cl- + Ag+  AgCl 

NaCl + AgNO3  AgCl +NaNO3

Na+ + Cl- + Ag+ + NO3-  AgCl +Na+ +NO3-

Cl- + Ag+  AgCl 

  Вывод: концентрированная соляная кислота – это бесцветный раствор, сильно дымящийся во влажном воздухе, с резким запахом. Специфическим свойством соляной кислоты является взаимодействие с раствором нитрата серебра с образованием осадка белого цвета, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах. Это качественная реакция на хлорид-ионы.



Предварительный просмотр:

Приложение 7.

F:\школа 2021-2022\точка роста\Новая папка1\Новая папка1\img7.jpg

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новоандриановская средняя общеобразовательная школа Практическая работа № 2. «Изучение свойств соляной кислоты» Предмет: химия Класс: 9 Автор: учитель химии и биологии Серпак Надежда Ивановна 2022г.

Слайд 2

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории: Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Слайд 4

Разумеется , любой человек в своей жизни использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом , и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Слайд 5

Желудочный сок человека достаточно агрессивен для того, чтобы полностью растворить бритвенное лезвие за неделю — это происходит благодаря соляной кислоте. Желудок человека вынужден ежедневно обновлять свою поверхность взамен пострадавшей от желудочного сока, то есть соляной кислоты.

Слайд 7

Практическая работа № 2. «Изучение свойств соляной кислоты» Цель: практически изучить свойства соляной кислоты, научиться отличать соляную кислоту и её соли от других кислот и солей. Оборудование и реактивы : штатив, пробирки, держатель, спиртовка, спички, индикаторы, универсальная индикаторная бумага, цинк (гранулы), медь, оксид меди ( II ); растворы: соляная кислота, хлорид натрия, гидроксид натрия, мел.

Слайд 9

Водоро́дный показа́тель ( pH , — мера определения кислотности водных растворов

Слайд 12

Выполнение практической работы Блок №1 и блок №2 (используем инструкции, таблицу растворимости и маршрутный лист) Задания для развития функциональной грамотности

Слайд 13

Задание для развития функциональной грамотности №1: рН кожи и волос здорового человека составляет примерно 5 (смотри шкалу). Для мытья волос Таня использует нейтральный шампунь с рН в пределах 6―8. Какую жидкость может использовать Таня в качестве ополаскивателя волос после мытья головы, если она хочет поддержать естественный рН волос? 1) Дистиллированную воду (рН в пределах 7). 2) Дождевую воду(рН в пределах 5-6). 3) Слабый раствор пищевой соды(рН в пределах 8-9). 4) Слабый раствор лимонного сока(рН в пределах 2).

Слайд 15

Задание для развития функциональной грамотности № Хозяйки давно приметили и используют свойство свекольного отвара. Чтобы борщ был ярко-красным, в него перед окончанием варки добавляют немного пищевой кислоты – уксусной или лимонной. Цвет меняется буквально на глазах. Объясните это явление.

Слайд 16

ИНДИКАТОРЫ ИНДИКАТОРЫ в химии (лат. indicator указатель) — вещества, изменяющие свой цвет в присутствии тех или иных химических соединений в исследуемой среде (в растворе, в воздухе, в клетках, в тканях), а также при изменении pH или окислительно -восстановительного потенциала среды

Слайд 17

Контроль, самопроверка и взаимопроверка знаний ( используем оценочный лист и эталон проверки) Задания Max балл Мои баллы Задание № 1 2 Задание № 2 2 Задание № 3 2 Задание № 4 2 Задание № 5. 2 Задание № 6 2 Критерии оценки: «0»- ничего не могу, не понимаю; не знаю; не умею; «1»- частично могу, понимаю; знаю; умею; «2»- сам могу, понимаю; знаю; умею

Слайд 18

Рефлексия Оцените свою работу на уроке (используем оценочный лист ): 1. На уроке я работал активно/пассивно 2 . Своей работой на уроке я доволен/недоволен 3. Урок для меня показался коротким/длинным 4. Мое настроение стало лучше/стало хуже 6 . Домашнее задание мне кажется легким/трудным интересным/не интересным

Слайд 19

Информация о домашнем задании Подготовить сообщение об использовании соляной кислоты Истории открытия соляной кислоты

Слайд 20

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум исследование свойств соляной кислоты.

Получить соляную кислоту, исследовать её свойства. Доказать, что полученный раствор - соляная кислота. Провести инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами с нагревательными приборами, с...

Тема урока: Практическая работа № 1 ”Государственный строй стран мира”.

Цель:1.     Обобщить знания учащихся о социально-экономическом развитии стран богатых (экономически развитых) и стран бедных (экономически развивающихся, самых отсталых).2....

Тема урока: Практическая работа №2 «Измерение информации» 10-классе(презентация)

(Решение задач по теме «Измерение информации»)Цели:образовательные –формирование понятия количества информации, алфавитного подхода при определении количества информации, закрепить  единицы ...

Урок-исследование на тему: «Изучение свойств азотной кислоты»

УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение свойств азотной кислоты» /для учащихся 9 классов/...

презентация " Химические свойства соляной кислоты"

Работа разработана для проведения практической работы 9 кл...

Практическая работа №2 «Изучение свойств соляной кислоты».

Тип урока - урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа).Цельобразовательная: закрепить знания о свойствах соляной кислоты; формировать навыки практической работы с реактивами, совер...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ И ИХ ПРОИЗВОДНЫХ"

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме "Изучение свойств карбоновых кислот и их производных" в соответствии с рабочей программой по учебной дисц...