Практическая работа №2 «Изучение свойств соляной кислоты».
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Балан Лариса Павловна

Тип урока - урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа).

Цель

  • образовательная: закрепить знания о свойствах соляной кислоты; формировать навыки практической работы с реактивами, совершенствовать умения обращаться с кислотами; научить способам распознания соляной кислоты и ее солей; составлять уравнения реакций; наблюдать и делать выводы;  
  • развивающая: совершенствовать навыки работы с химической посудой; развивать коммуникативные навыки работы в парах; развивать познавательный интерес к химии;
  • воспитательная: воспитывать ответственность, самостоятельность при выполнении практической работы,  формировать коммуникативные качества обучающихся при организации работы в парах; формировать познавательный интерес, ценностное отношение  к химии как науке и учебному предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_sv-v_solyanoy_k-ty_s_instrukts.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

Урок химии

9 класс

Тема: Практическая работа №2

«Изучение свойств соляной кислоты».

Тип урока - урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа).

Цель

  • образовательная: закрепить знания о свойствах соляной кислоты; формировать навыки практической работы с реактивами, совершенствовать умения обращаться с кислотами; научить способам распознания соляной кислоты и ее солей; составлять уравнения реакций; наблюдать и делать выводы;  
  • развивающая: совершенствовать навыки работы с химической посудой; развивать коммуникативные навыки работы в парах; развивать познавательный интерес к химии;
  • воспитательная: воспитывать ответственность, самостоятельность при выполнении практической работы,  формировать коммуникативные качества обучающихся при организации работы в парах; формировать познавательный интерес, ценностное отношение  к химии как науке и учебному предмету.

Планируемые результаты: уметь применять полученные теоретические знания о свойствах соляной кислоты в практической работе, проводить опыты по осуществлению реакций в соответствии с  правилами безопасного обращения с химическими веществами и правилами пользования химической посудой, описывать свойства веществ и наблюдения в ходе эксперимента.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, лакмус, гранула цинка, медная проволока, сульфат меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия, нитрат серебра.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, инструкционная карта практической работы (приложение 1), раздаточный материал инструкция по ТБ  «Техника безопасности при работе с кислотами».

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, частично-поисковые, исследовательские.

Структура урока

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности.
  3. Постановка цели и задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.
  4. Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.
  5. Самостоятельное выполнение практической части работы и текущее инструктирование учителя.

Составление отчета. Контроль, взаимоконтроль в процессе выполнения работы.

  1. Подведение итогов урока. Проведение рефлексии. 
  2. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

 

Ход урока

1.   Организационный этап.

Приветствие. Определение готовности обучающихся к уроку. Позитивный настрой на урок.

На каждом столе набор химических реактивов и оборудования: штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, лакмус, гранула цинка, медная проволока, оксид меди (II), сульфат меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия, нитрат серебра.

Обучающиеся оформляют  практическую работу в тетрадях для практических работ.

        2. Мотивация учебной деятельности.

Зайдя в класс, вы увидели, что сегодня он превратился в большую химическую лабораторию. Представьте, что вам, как  ее научным сотрудникам, поручили провести ответственную исследовательскую работу. Надеюсь, что вы покажите себя серьезными и ответственными работниками. 

Девиз урока: “Химик требуется не такой, который лишь из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся…” М.В. Ломоносов.

3. Постановка цели и задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.

Напомните, пожалуйста, какое химическое соединение мы изучали на прошлом уроке? Правильно, соляную кислоту, ее свойства, способы получения. Поэтому тема сегодняшнего урока: «Практическая работа по теме «Изучение свойств соляной кислоты». Определяем  цели урока,  записываем их в тетрадь. Зная цели, составляем вместе план урока.

4. Актуализация опорных знаний.

Перед тем, как начать практическую работу проведем небольшую химическую разминку. Вспомним, какие физические и химические свойства соляной кислоты.  Проверим домашнее задание.

На производстве перед проведением испытаний, исследований обязательно проводят с сотрудниками инструктаж по охране труда.

Сегодня мы тоже, как научные сотрудники химической исследовательской лаборатории проведем инструктаж по ТБ перед проведением практической работы, используя инструкцию.  Обучающиеся повторяют правила безопасной работы с кислотами и щелочами, нагревательными приборами. В тетрадях учащиеся делают запись «С правилами ТБ при работе с кислотами и щелочами, нагревательными приборами ознакомлен(а)».

  1. Самостоятельное выполнение практической части работы и текущее инструктирование учителя. Составление отчета.

Дорогие друзья!  На каждом столе есть инструкционная карта с четкой инструкцией по выполнению практической работы. Напоминаю требования к оформлению  результатов проведенных исследований в тетрадях: следует кратко записать, что делали, что наблюдали, записать соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионных  видах,  сделать вывод.

В ходе практической работы буду осуществлять контроль за вашей деятельностью, за соблюдением техники безопасности. По завершению практической работы представьте результаты своих научных исследований на проверку.

Ход работы:

Задание 1. В пробирку налейте 1 мл соляной кислоты и добавьте 1-2 капли лакмуса. Какие изменения с раствором происходят?  Запишите свои наблюдения. Появление розово-красной окраски раствора.

Задание 2. В две пробирке налейте по 1 мл соляной кислоты. В первую пробирку добавьте гранулу цинка, а во вторую – медную проволоку. Что наблюдаете? Со всеми ли металлами реагирует соляная кислота? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах, протекающих между соляной кислотой и указанными металлами.

Соляная кислота реагирует с цинком, в результате этого взаимодействия выделяется газ – водород. С медью соляная кислота не реагирует, т.к. медь является неактивным металлом.

Zn +2HCl = ZnCl2 + H2

Zn + 2H+ + 2Cl - = Zn2+ + 2Cl - + H2

Zn + 2H+ = Zn2+ + H2

Задание 3. К свежеприготовленному гидроксиду меди (II) добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Как объяснить образование в пробирке раствора синего цвета? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

Приготовление гидроксида меди (II): к раствору гидроксида натрия добавляют немного раствора сульфата меди (II).

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Cu2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH - = 2Na+ + SO42- + Cu(OH)2

Cu2++ 2OH- = Cu(OH)2

Образуется синий желеобразный осадок.

При взаимодействии соляной кислоты со свежеприготовленным раствором гидроксида меди (II) происходит растворение осадка и образование раствора хлорида меди (II) синего цвета.

Cu(OH)2↓ + 2HCl = 2H2O + CuCl2

Cu(OH)2↓ + 2H+ + 2Cl - = 2H2O + Cu2+ + 2Cl –

Cu(OH)2↓ + 2H+= 2H2O + Cu2+

Задание 4. В пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты и добавьте раствор карбоната натрия. Что наблюдаете? Как объяснить выделение газа при данном взаимодействии? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

При взаимодействии соляной кислоты с раствором карбоната натрия происходит выделение углекислого газа.

Na2CO3 + 2HCl = H2O + CO2↑ + 2NaCl

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl - = H2O + CO2↑ + 2Na+ + 2Cl –

2H+ + CO32- = H2O + CO2

Задание 5. В пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты и добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Аналогично в пробирку с раствором хлорида натрия добавить несколько капель раствора нитрата серебра. Напишите уравнения в молекулярном и ионном видах. Ответьте на вопрос, что является реактивом на соляную кислоту.

Реактивом на соляную кислоту и ее соли является раствор нитрата серебра, в результате реакции  образуется белый творожистый осадок хлорида серебра.

HCl + AgNO3 = AgCl↓ + HNO3

H+ + Cl - + Ag+ + NO3- = AgCl↓ + H+ + NO3-

Ag+ + Cl - = AgCl↓

Во время проведения практической работы учитель наблюдает за действиями учащихся, помогает в случае необходимости. Результаты опытов обговариваются. Учащиеся в тетрадях записывают вывод.

После окончания практической работы учащиеся должны привести рабочее место в порядок.

  1. Домашнее задание и  инструктаж по его выполнению.

Повторить §35.  

Подготовить сообщение (на выбор):  1) о применении соляной кислоты;  

2) из истории открытия соляной кислоты.

  1. Подведение итогов урока.  Проведение рефлексии.

Уважаемые сотрудники исследовательской лаборатории! Вы сегодня на славу потрудились. Работали дружно, слаженно. Результаты проведенных вами исследований вы сдали на проверку. Ответьте, пожалуйста на вопросы:

Что открыли, узнали на уроке? Почему было трудно? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Над чем заставил задуматься урок?

Всем спасибо! Хорошего настроения!

Приложение 1

Практическая работа № 2.

«Изучение свойств соляной кислоты»

Цель: Исследовать химические  свойства соляной кислоты.

Оборудование и реактивы: пробирки, соляная кислота, лакмус, Mg, Сu, Cu(OH)2,  NaOH,    CuSO4 , Nа2CO3, NаCl, AgNO3.

С правилами ТБ ознакомлен (а) (подпись).

Ход работы.

Опыт № 1.          Действие индикатора на соляную кислоту HCl.

В пробирку с соляной кислотой добавьте 1-2 капли лакмуса.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Опыт № 2.        Взаимодействие соляной кислоты HCl с металлами.

В пробирку с соляной кислотой положите гранулу цинка, а в другую — кусочек медной проволоки.

Что наблюдаете?

Со всеми ли металлами реагирует соляная кислота? Сделайте вывод.

Составьте уравнение реакции.

Опыт № 3.        Взаимодействие соляной кислоты HCl с основаниями.

К свежеприготовленному раствору гидроксида меди прилейте соляную кислоту.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Справка. Для получения  гидроксида меди Cu(OH)2  к раствору CuSO4 прилить щелочь NaOH, при этом образуется осадок голубого цвета Cu(OH)2:

CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Опыт № 4.        Взаимодействие соляной кислоты HCl с солями.

В пробирку с карбонатом натрия прилейте соляную кислоту.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Опыт № 5.                 Распознавание соляной кислоты HCl и ее солей.

(Качественная реакция на хлорид-ионы)

В одну пробирку с соляной кислотой,  в другую пробирку с  раствором хлорида натрия добавьте по нескольку капель раствора нитрата серебра.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.
Напишите уравнения проведенных реакций в молекулярном виде.

Укажите, как можно отличить: а) соляную кислоту от других кислот, б) хлориды от других солей
Почему вместо раствора нитрата серебра(I) можно также использовать раствор нитрата свинца(II)?

Сделайте общий вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум исследование свойств соляной кислоты.

Получить соляную кислоту, исследовать её свойства. Доказать, что полученный раствор - соляная кислота. Провести инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами с нагревательными приборами, с...

Практическая работа по теме: "Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами)".

Практическая работаТема: Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами).Инструктивная карта № 1«Взаимодействие предельных одноосновных карбоновых кислот с металлами»Инструктивная карта...

Урок-исследование на тему: «Изучение свойств азотной кислоты»

УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение свойств азотной кислоты» /для учащихся 9 классов/...

презентация " Химические свойства соляной кислоты"

Работа разработана для проведения практической работы 9 кл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ И ИХ ПРОИЗВОДНЫХ"

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме "Изучение свойств карбоновых кислот и их производных" в соответствии с рабочей программой по учебной дисц...

Лист-отчет практической работы по теме Свойства уксусной кислоты

Лист-отчет  предстален в виде таблицы с наводящими вопросами для оформления результатов проведения лабораторных опытов в режиме реального или виртуального эксперимента. Также его можно использова...

Тема урока: Практическая работа №2«Изучение свойств соляной кислоты»

Тип урока: урок закрепления  знаний (практическая работа)....