Конспект урока "Практическая работа по химии "Изучение свойств уксусной кислоты" 10 класс
план-конспект урока по химии (10 класс)

Степанова Анна Сергеевна

Данный материал предназначен для учащихся и учителей. Конспект включает в себя весь материал, который пригодится при подготовке, проведении урока и заполнении и проверке отчетов по данной практической работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_publ_1.docx167.95 КБ

Предварительный просмотр:

ХИМИЯ 10 КЛАСС

Тема: Практическая работа №2. Свойства раствора уксусной кислоты.

Цель урока: Изучить свойства раствора уксусной кислоты.

Задачи: обучающие:

- формирование знаний о типах химических реакций, характерных для карбоновых кислот;

- познакомить с химическими свойствами кислот на примере уксусной кислоты.

- продолжать закреплять навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.

Развивающие: развитие познавательного интереса, внимания, логического мышления, навыков совместной работы.

Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, бережного отношения к лабораторному оборудованию.

Предметные результаты:

Знать: типы химических реакций на примере карбоновых кислот (реакция замещения, реакция ионного обмена, реакция этерификации).

Уметь:

- соблюдать технику безопасности при работе в химической лаборатории;

- выполнять лабораторные опыты по инструкции;

- составлять молекулярное уравнение химической реакции, составлять полное ионное уравнение и сокращенное ионное уравнение;

- делать выводы к опытам.

Тип урока: Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. Урок — практическое занятие.

Цель работы: исследовать свойства раствора уксусной кислоты.

Оборудование и реактивы: методическое пособие с инструкциями по проведению опытов (раздаточный материал см. в приложении 1), пробирки, гидроксид натрия, карбонат натрия, порошок магния, цинк в гранулах, фенолфталеин, индикаторная бумага, раствор метилового оранжевого.

Ход урока:

  1. Вводная часть: повторение правил техники безопасности при выполнении практических работ, при работе со стеклянной лабораторной посудой, при работе со спиртовкой, при работе с кислотами и щелочами.
  2. Основная часть: учащиеся приступают к выполнению практической работы. Необходимо прочитать методическое пособие, провести опыты, убрать за собой рабочее место и составить отчет по практической работе.

Ход работы:

Опыт 1. Реакция индикаторов на раствор уксусной кислоты.

В три пробирки налейте 1- 2 мл раствора уксусной кислоты. В первую пробирку опустите полоску индикаторной бумаги. Во вторую пробирку налейте 1-3 капли раствора фенолфталеина. В третью пробирку налейте 1-2 капли раствора метилового оранжевого. Что наблюдаете? Схематично зарисуйте опыт в тетради, запишите наблюдения. Запишите вывод.

опыт 1

Запишите наблюдения:

Пробирка 1: _________________

Пробирка 2: _________________

Пробирка 3: _________________

Рекомендуемые ответы:

Пробирка 1: индикаторная (лакмусовая) бумага становится красной.

Пробирка 2: изменения окрашивания раствора не происходит/ раствор остается бесцветным.

Пробирка 3: раствор становится красным

Рисунок необходимо нарисовать в тетради (схематично)

Запишите вывод: ________________________________________________________________________

Рекомендуемый вывод: характерные изменения окраски индикаторов (лакмусовая бумага краснеет, фенолфталеин окрашивание не меняет, метиловый оранжевый становится красным) свидетельствуют о том, что данное вещество носит кислотный характер.

Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

В одну пробирку положите гранулу цинка, в другую порошок магния. В обе пробирки прилейте 1 мл уксусной кислоты. Что наблюдаете? Сравните скорость этих реакций? Запишите соответствующие уравнения химических реакций, составьте ПИУ и СИУ, назовите продукты, укажите тип реакции, запишите наблюдения и вывод.

Рекомендуемый ответ:

2СН3СООН + Мg = H2↑ + (CH3COO)2 Mg – реакция замещения

Ацетат магния

2CH3COO - +2H+ + Mg0 = H02↑ + 2CH3COO- + Mg2+

2H+ +Mg0 = H02↑ + Mg2+

2СН3СООН + Zn = H2 ↑ + ( CH3COO)2 Zn– реакция замещения

Ацетат цинка

2CH3COO - +2H+ + Zn0 = H02↑ + 2CH3COO- + Zn2+

2H+ +Zn0 = H02↑ + Zn2+

опыт 2

Запишите наблюдения:

Пробирка 1: _________________

Пробирка 2: _________________

Рисунок необходимо нарисовать в тетради (схематично), отметить наблюдения.

Рекомендуемые ответы:

Пробирка 1: через некоторое время начинается медленное выделение мелких пузырьков.

Пробирка 2: сразу начинается бурное выделение мелких пузырьков.

Запишите вывод: ________________________________________________________________________

Рекомендуемый вывод: уксусная кислота, вступая в реакцию с металлами, проявляет типичные кислотные свойства – в результате реакции выделяется водород. Реакция с цинком идет медленнее, потому что цинк менее активный металл, чем магний.

Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.

В пробирку налейте 1 мл гидроксида натрия и добавьте 1 каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? Почему? Затем добавьте к содержимому пробирки уксусную кислоту. Почему происходит обесцвечивание? Запишите уравнение химической реакции, полное и сокращенное ионные уравнения, назовите продукты, запишите наблюдения и вывод.

Рекомендуемый ответ:

СН3СООН + NaOH = H2O + (CH3COO)Na – реакция обмена

Ацетат натрия

CH3COO - +2H+ + Na+ + OH- = H2O + CH3COO- + Na+

2H+ +OH- = H2O

опыт 3

Запишите наблюдения:

Пробирка 1: _____________

Рисунок необходимо нарисовать в тетради (схематично).

Рекомендуемые ответы:

Пробирка 1: при добавлении фенолфталеина к гидроксиду натрия происходит изменение цвета раствора на малиновый. При дальнейшем добавлении уксусной кислоты в эту пробирку раствор обесцвечивается.

Запишите вывод: ________________________________________________________________________

Рекомендуемый вывод: данный опыт доказывает, что уксусная кислота проявляет типичное свойство кислоты – вступает в реакцию нейтрализации с основанием. А цвет индикатора изменяется, т.к. реакция среды перестает быть щелочной.

Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями слабых неорганических кислот.

В пробирку налейте 1 мл карбоната натрия и по каплям добавьте уксусную кислоту. Что наблюдаете? Почему?

Запишите уравнение химической реакции, полное и сокращенное ионные уравнения, назовите продукты, запишите наблюдения и вывод.

Рекомендуемый ответ:

2CH3COOH + Na2CO3 → 2CH3COONa + H2O + CO2

2CH3COO - +2H+ + Na+ + CO32- = 2CH3COO- + 2Na+ +H2O + CO2

2H+ + CO32- = H2O + CO2

Запишите наблюдения:

Пробирка 1: _____________

Рисунок необходимо нарисовать в тетради (схематично).

Рекомендуемые ответы:

Пробирка 1: наблюдается интенсивное выделение пузырьков газа, слышно характерное шипение.

Запишите вывод: ________________________________________________________________________

Рекомендуемый вывод: уксусная кислота проявляет типичное свойство кислот – вымещает из растворов солей слабую угольную кислоту.

Опыт 5. Взаимодействие уксусной кислоты с спиртами.

В пробирку налейте 2 мл раствора уксусной кислоты. Прилейте 2 мл изоамилового спирта (CH3)2CHCH2CH2OH. Затем осторожно добавьте 1 мл концентрированной серной кислоты. Пробирку закройте пробкой с длинной стеклянной трубкой-холодильником. Смесь осторожно подогрейте на водяной бане. После охлаждения добавьте к содержимому пробирки несколько миллилитров воды. При этом образуются маслянистые капли нерастворимого в воде изоамилового эфира уксусной кислоты с характерным запахом грушевой эссенции.

Запишите уравнение химической реакции, назовите продукты, запишите наблюдения и вывод.

Рекомендуемый ответ:

Изоамиловый эфир уксусной кислоты

Изоамиловый спирт + уксусная кислота +(в присутствии серной кислоты конц.) = изоамиловый эфир уксусной кислоты (запах грушевой эссенции) + вода – реакция этерификации.

Запишите вывод: ________________________________________________________________________

Рекомендуемый вывод: уксусная кислота является органической кислотой, она вступает в реакцию этерификации со спиртом в присутствии концентрированной серной кислоты с образованием эфира уксусной кислоты и соответствующего спирта (определяют по запаху).

ОБЩИЙ ВЫВОД К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ: _______________________________________

Рекомендуемый общий вывод: нами проведены опыты по изучению свойств уксусной кислоты. Опытами доказано, что уксусная кислота проявляет все типичные свойства кислот (изменяет окраску ламусовой бумажки и раствора метилового оранжевого на красный цвет), вступает в реакцию с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода, с выделением водорода, вступает в реакцию нейтрализации с основанием, вытесняет слабую угольную кислоту из раствора ее солей, а также уксусная кислота проявляет свойство органической кислоты – она вступает в реакцию этерификации со спиртами.

  1. Заключительная часть урока:

- обратить внимание учащихся, что сначала необходимо убрать рабочее место, вымыть пробирки, убрать оборудование и протереть столы, а затем начать оформлять отчет о практической работе.

- напомнить учащимся про правила оформления отчета по практической работе.

- обсудить с учащимися сложности, с которыми они столкнулись при выполнении опытов.

- обсудить положительные впечатления от выполнения практической работы.

- далее учащиеся заполняют отчет по практической работе.

Приложение 1

Раздаточный материал

ХИМИЯ 10 КЛАСС

Тема: Практическая работа №2. Свойства раствора уксусной кислоты.

Цель работы: исследовать свойства раствора уксусной кислоты.

Оборудование и реактивы: пробирки, гидроксид натрия, карбонат натрия, порошок магния, цинк, фенолфталеин, индикаторная бумага, раствор метилового оранжевого.

Ход работы:

Уважаемые учащиеся!

При выполнении практической работы соблюдайте технику безопасности!

Опыт 1. Реакция индикаторов на раствор уксусной кислоты.

В три пробирки налейте 1- 2 мл раствора уксусной кислоты. В первую пробирку опустите полоску индикаторной бумаги. Во вторую пробирку налейте 1-3 капли раствора фенолфталеина. В третью пробирку налейте 1-2 капли раствора метилового оранжевого. Что наблюдаете? Схематично зарисуйте опыт в тетради, запишите наблюдения. Запишите вывод.

опыт 1

Запишите наблюдения:

Пробирка 1: _________________

Пробирка 2: _________________

Пробирка 3: _________________

Рисунок необходимо нарисовать в тетради (схематично)

Вывод: _________________________________________________________________________

Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

В одну пробирку положите гранулу цинка, в другую порошок магния. В обе пробирки прилейте 1 мл уксусной кислоты. Что наблюдаете? Сравните скорость этих реакций? Запишите соответствующие уравнения химических реакций, составьте схему электронного баланса, назовите продукты, укажите тип реакции, запишите наблюдения и вывод.

2СН3СООН + Мg = H2↑ + ( CH3COO)2 Mg

2СН3СООН + Zn = H2 ↑ + ( CH3COO)2 Zn

опыт 2

Запишите наблюдения:

Пробирка 1: _________________

Пробирка 2: _________________

Рисунок необходимо нарисовать в тетради (схематично), отметить наблюдения на рисунке!

Вывод:_________________________________________________________________________

Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.

В пробирку налейте 1 мл гидроксида натрия и добавьте 1 каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? Почему?

СН3COOH + NaOH → СН3COONa + H2O

Затем добавьте к содержимому пробирки уксусную кислоту. Почему происходит обесцвечивание? Запишите уравнение химической реакции, полное и сокращенное ионные уравнения, назовите продукты, запишите наблюдения и вывод.

опыт 3

Запишите наблюдения:

Пробирка 1: _____________

Рисунок необходимо нарисовать в тетради (схематично), отметить наблюдения на рисунке!

Вывод:_____________________________________________________________________________

Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями слабых неорганических кислот.

В пробирку налейте 1 мл карбоната натрия и по каплям добавьте уксусную кислоту. Что наблюдаете? Почему?

Запишите уравнение химической реакции, полное и сокращенное ионные уравнения, назовите продукты, запишите наблюдения и вывод.

СН3COOH + Na2CO3 → СН3COONa + H2O + CO2

Запишите наблюдения:

Пробирка 1: _____________

Рисунок необходимо нарисовать в тетради (схематично), отметить наблюдения на рисунке!

Вывод:___________________________________________________________________________

Опыт 5. Взаимодействие уксусной кислоты с спиртами.

В пробирку налейте 2 мл раствора уксусной кислоты. Прилейте 2 мл изоамилового спирта (CH3)2CHCH2CH2OH. Затем осторожно добавьте 1 мл концентрированной серной кислоты. Пробирку закройте пробкой с длинной стеклянной трубкой-холодильником. Смесь осторожно подогрейте на водяной бане. После охлаждения добавьте к содержимому пробирки несколько миллилитров воды. При этом образуются маслянистые капли нерастворимого в воде изоамилового эфира уксусной кислоты с характерным запахом грушевой эссенции.

Изоамиловый спирт + уксусная кислота +(в присутствии серной кислоты конц.) = изоамиловый эфир уксусной кислоты (запах грушевой эссенции) + вода – реакция этерификации.

Запишите уравнение химической реакции, назовите продукты, запишите наблюдения и вывод.

Вывод: ______________________________________________________________________________

ОБЩИЙ ВЫВОД К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ: _______________________________________

Не забудьте убрать за собой рабочее место и сдать оборудование!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по живому миру "Свойства воды", 2 класс

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.Расширить кругозор, пассивный словарь.Воспитывать бережное отношение к природе....

конспект с презентацией по теме "Свойства функций" 9 класс

       Конспект урока по теме:            СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ (9 класс) Цели занятия: изучить свойства функции; выя...

Конспект урока по теме "Распределительное свойство умножения" 6 класс

Тема урока:  Распределительное свойство умножения.Тип урока: Систематизация знаний.Цели: закрепить знаний учащихся при умножении дробей, нахождения дроби от числа и применении распределительного ...

План-конспект урока "Объект и его свойства", Информатика, 3 класс

План - конспект урока "Объект и его свойства" предназначен для объяснения материала учащимся 3-х классов (8-9лет), обучающимся по программе курса информатики для 2 – 4 классов начально...

Лист-отчет практической работы по теме Свойства уксусной кислоты

Лист-отчет  предстален в виде таблицы с наводящими вопросами для оформления результатов проведения лабораторных опытов в режиме реального или виртуального эксперимента. Также его можно использова...

Конспект урока по естествознанию "Уникальные свойства воды" (5 класс)

Знакомство учащихся 5 класса с уникальными свойствами воды, как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле. Создание условий для формирования ответственного отношения человека к природным во...

Самостоятельная работа по теме "Свойства параллелограмма" 8 класс

Самостоятельная работа по теме "Свойства параллелограмма" 8 класс выполнена в форме карточек , в которых чертеж уже выполнен. Данная работа помогает выработать у учащихся умение читать черте...