Конспект урока "Практическая работа по химии "Изучение свойств уксусной кислоты" 10 класс
план-конспект урока по химии (10 класс)
Данный материал предназначен для учащихся и учителей. Конспект включает в себя весь материал, который пригодится при подготовке, проведении урока и заполнении и проверке отчетов по данной практической работе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 167.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ХИМИЯ 10 КЛАСС
Тема: Практическая работа №2. Свойства раствора уксусной кислоты.
Цель урока: Изучить свойства раствора уксусной кислоты.
Задачи: обучающие:
- формирование знаний о типах химических реакций, характерных для карбоновых кислот;
- познакомить с химическими свойствами кислот на примере уксусной кислоты.
- продолжать закреплять навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
Развивающие: развитие познавательного интереса, внимания, логического мышления, навыков совместной работы.
Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, бережного отношения к лабораторному оборудованию.
Предметные результаты:
Знать: типы химических реакций на примере карбоновых кислот (реакция замещения, реакция ионного обмена, реакция этерификации).
Уметь:
- соблюдать технику безопасности при работе в химической лаборатории;
- выполнять лабораторные опыты по инструкции;
- составлять молекулярное уравнение химической реакции, составлять полное ионное уравнение и сокращенное ионное уравнение;
- делать выводы к опытам.
Тип урока: Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. Урок — практическое занятие.
Цель работы: исследовать свойства раствора уксусной кислоты.
Оборудование и реактивы: методическое пособие с инструкциями по проведению опытов (раздаточный материал см. в приложении 1), пробирки, гидроксид натрия, карбонат натрия, порошок магния, цинк в гранулах, фенолфталеин, индикаторная бумага, раствор метилового оранжевого.
Ход урока:
- Вводная часть: повторение правил техники безопасности при выполнении практических работ, при работе со стеклянной лабораторной посудой, при работе со спиртовкой, при работе с кислотами и щелочами.
- Основная часть: учащиеся приступают к выполнению практической работы. Необходимо прочитать методическое пособие, провести опыты, убрать за собой рабочее место и составить отчет по практической работе.
Ход работы:
Опыт 1. Реакция индикаторов на раствор уксусной кислоты.
В три пробирки налейте 1- 2 мл раствора уксусной кислоты. В первую пробирку опустите полоску индикаторной бумаги. Во вторую пробирку налейте 1-3 капли раствора фенолфталеина. В третью пробирку налейте 1-2 капли раствора метилового оранжевого. Что наблюдаете? Схематично зарисуйте опыт в тетради, запишите наблюдения. Запишите вывод.
Запишите наблюдения:
Пробирка 1: _________________
Пробирка 2: _________________
Пробирка 3: _________________
Рекомендуемые ответы:
Пробирка 1: индикаторная (лакмусовая) бумага становится красной.
Пробирка 2: изменения окрашивания раствора не происходит/ раствор остается бесцветным.
Пробирка 3: раствор становится красным
Рисунок необходимо нарисовать в тетради (схематично)
Запишите вывод: ________________________________________________________________________
Рекомендуемый вывод: характерные изменения окраски индикаторов (лакмусовая бумага краснеет, фенолфталеин окрашивание не меняет, метиловый оранжевый становится красным) свидетельствуют о том, что данное вещество носит кислотный характер.
Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.
В одну пробирку положите гранулу цинка, в другую порошок магния. В обе пробирки прилейте 1 мл уксусной кислоты. Что наблюдаете? Сравните скорость этих реакций? Запишите соответствующие уравнения химических реакций, составьте ПИУ и СИУ, назовите продукты, укажите тип реакции, запишите наблюдения и вывод.
Рекомендуемый ответ:
2СН3СООН + Мg = H2↑ + (CH3COO)2 Mg – реакция замещения
Ацетат магния
2CH3COO - +2H+ + Mg0 = H02↑ + 2CH3COO- + Mg2+
2H+ +Mg0 = H02↑ + Mg2+
2СН3СООН + Zn = H2 ↑ + ( CH3COO)2 Zn– реакция замещения
Ацетат цинка
2CH3COO - +2H+ + Zn0 = H02↑ + 2CH3COO- + Zn2+
2H+ +Zn0 = H02↑ + Zn2+
Запишите наблюдения:
Пробирка 1: _________________
Пробирка 2: _________________
Рисунок необходимо нарисовать в тетради (схематично), отметить наблюдения.
Рекомендуемые ответы:
Пробирка 1: через некоторое время начинается медленное выделение мелких пузырьков.
Пробирка 2: сразу начинается бурное выделение мелких пузырьков.
Запишите вывод: ________________________________________________________________________
Рекомендуемый вывод: уксусная кислота, вступая в реакцию с металлами, проявляет типичные кислотные свойства – в результате реакции выделяется водород. Реакция с цинком идет медленнее, потому что цинк менее активный металл, чем магний.
Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.
В пробирку налейте 1 мл гидроксида натрия и добавьте 1 каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? Почему? Затем добавьте к содержимому пробирки уксусную кислоту. Почему происходит обесцвечивание? Запишите уравнение химической реакции, полное и сокращенное ионные уравнения, назовите продукты, запишите наблюдения и вывод.
Рекомендуемый ответ:
СН3СООН + NaOH = H2O + (CH3COO)Na – реакция обмена
Ацетат натрия
CH3COO - +2H+ + Na+ + OH- = H2O + CH3COO- + Na+
2H+ +OH- = H2O
Запишите наблюдения:
Пробирка 1: _____________
Рисунок необходимо нарисовать в тетради (схематично).
Рекомендуемые ответы:
Пробирка 1: при добавлении фенолфталеина к гидроксиду натрия происходит изменение цвета раствора на малиновый. При дальнейшем добавлении уксусной кислоты в эту пробирку раствор обесцвечивается.
Запишите вывод: ________________________________________________________________________
Рекомендуемый вывод: данный опыт доказывает, что уксусная кислота проявляет типичное свойство кислоты – вступает в реакцию нейтрализации с основанием. А цвет индикатора изменяется, т.к. реакция среды перестает быть щелочной.
Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями слабых неорганических кислот.
В пробирку налейте 1 мл карбоната натрия и по каплям добавьте уксусную кислоту. Что наблюдаете? Почему?
Запишите уравнение химической реакции, полное и сокращенное ионные уравнения, назовите продукты, запишите наблюдения и вывод.
Рекомендуемый ответ:
2CH3COOH + Na2CO3 → 2CH3COONa + H2O + CO2↑
2CH3COO - +2H+ + Na+ + CO32- = 2CH3COO- + 2Na+ +H2O + CO2↑
2H+ + CO32- = H2O + CO2↑
Запишите наблюдения:
Пробирка 1: _____________
Рисунок необходимо нарисовать в тетради (схематично).
Рекомендуемые ответы:
Пробирка 1: наблюдается интенсивное выделение пузырьков газа, слышно характерное шипение.
Запишите вывод: ________________________________________________________________________
Рекомендуемый вывод: уксусная кислота проявляет типичное свойство кислот – вымещает из растворов солей слабую угольную кислоту.
Опыт 5. Взаимодействие уксусной кислоты с спиртами.
В пробирку налейте 2 мл раствора уксусной кислоты. Прилейте 2 мл изоамилового спирта (CH3)2CHCH2CH2OH. Затем осторожно добавьте 1 мл концентрированной серной кислоты. Пробирку закройте пробкой с длинной стеклянной трубкой-холодильником. Смесь осторожно подогрейте на водяной бане. После охлаждения добавьте к содержимому пробирки несколько миллилитров воды. При этом образуются маслянистые капли нерастворимого в воде изоамилового эфира уксусной кислоты с характерным запахом грушевой эссенции.
Запишите уравнение химической реакции, назовите продукты, запишите наблюдения и вывод.
Рекомендуемый ответ:
Изоамиловый эфир уксусной кислоты
Изоамиловый спирт + уксусная кислота +(в присутствии серной кислоты конц.) = изоамиловый эфир уксусной кислоты (запах грушевой эссенции) + вода – реакция этерификации.
Запишите вывод: ________________________________________________________________________
Рекомендуемый вывод: уксусная кислота является органической кислотой, она вступает в реакцию этерификации со спиртом в присутствии концентрированной серной кислоты с образованием эфира уксусной кислоты и соответствующего спирта (определяют по запаху).
ОБЩИЙ ВЫВОД К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ: _______________________________________
Рекомендуемый общий вывод: нами проведены опыты по изучению свойств уксусной кислоты. Опытами доказано, что уксусная кислота проявляет все типичные свойства кислот (изменяет окраску ламусовой бумажки и раствора метилового оранжевого на красный цвет), вступает в реакцию с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода, с выделением водорода, вступает в реакцию нейтрализации с основанием, вытесняет слабую угольную кислоту из раствора ее солей, а также уксусная кислота проявляет свойство органической кислоты – она вступает в реакцию этерификации со спиртами.
- Заключительная часть урока:
- обратить внимание учащихся, что сначала необходимо убрать рабочее место, вымыть пробирки, убрать оборудование и протереть столы, а затем начать оформлять отчет о практической работе.
- напомнить учащимся про правила оформления отчета по практической работе.
- обсудить с учащимися сложности, с которыми они столкнулись при выполнении опытов.
- обсудить положительные впечатления от выполнения практической работы.
- далее учащиеся заполняют отчет по практической работе.
Приложение 1
Раздаточный материал
ХИМИЯ 10 КЛАСС
Тема: Практическая работа №2. Свойства раствора уксусной кислоты.
Цель работы: исследовать свойства раствора уксусной кислоты.
Оборудование и реактивы: пробирки, гидроксид натрия, карбонат натрия, порошок магния, цинк, фенолфталеин, индикаторная бумага, раствор метилового оранжевого.
Ход работы:
Уважаемые учащиеся!
При выполнении практической работы соблюдайте технику безопасности!
Опыт 1. Реакция индикаторов на раствор уксусной кислоты.
В три пробирки налейте 1- 2 мл раствора уксусной кислоты. В первую пробирку опустите полоску индикаторной бумаги. Во вторую пробирку налейте 1-3 капли раствора фенолфталеина. В третью пробирку налейте 1-2 капли раствора метилового оранжевого. Что наблюдаете? Схематично зарисуйте опыт в тетради, запишите наблюдения. Запишите вывод.
Запишите наблюдения:
Пробирка 1: _________________
Пробирка 2: _________________
Пробирка 3: _________________
Рисунок необходимо нарисовать в тетради (схематично)
Вывод: _________________________________________________________________________
Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.
В одну пробирку положите гранулу цинка, в другую порошок магния. В обе пробирки прилейте 1 мл уксусной кислоты. Что наблюдаете? Сравните скорость этих реакций? Запишите соответствующие уравнения химических реакций, составьте схему электронного баланса, назовите продукты, укажите тип реакции, запишите наблюдения и вывод.
2СН3СООН + Мg = H2↑ + ( CH3COO)2 Mg
2СН3СООН + Zn = H2 ↑ + ( CH3COO)2 Zn
Запишите наблюдения:
Пробирка 1: _________________
Пробирка 2: _________________
Рисунок необходимо нарисовать в тетради (схематично), отметить наблюдения на рисунке!
Вывод:_________________________________________________________________________
Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.
В пробирку налейте 1 мл гидроксида натрия и добавьте 1 каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? Почему?
СН3COOH + NaOH → СН3COONa + H2O
Затем добавьте к содержимому пробирки уксусную кислоту. Почему происходит обесцвечивание? Запишите уравнение химической реакции, полное и сокращенное ионные уравнения, назовите продукты, запишите наблюдения и вывод.
Запишите наблюдения:
Пробирка 1: _____________
Рисунок необходимо нарисовать в тетради (схематично), отметить наблюдения на рисунке!
Вывод:_____________________________________________________________________________
Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями слабых неорганических кислот.
В пробирку налейте 1 мл карбоната натрия и по каплям добавьте уксусную кислоту. Что наблюдаете? Почему?
Запишите уравнение химической реакции, полное и сокращенное ионные уравнения, назовите продукты, запишите наблюдения и вывод.
СН3COOH + Na2CO3 → СН3COONa + H2O + CO2↑
Запишите наблюдения:
Пробирка 1: _____________
Рисунок необходимо нарисовать в тетради (схематично), отметить наблюдения на рисунке!
Вывод:___________________________________________________________________________
Опыт 5. Взаимодействие уксусной кислоты с спиртами.
В пробирку налейте 2 мл раствора уксусной кислоты. Прилейте 2 мл изоамилового спирта (CH3)2CHCH2CH2OH. Затем осторожно добавьте 1 мл концентрированной серной кислоты. Пробирку закройте пробкой с длинной стеклянной трубкой-холодильником. Смесь осторожно подогрейте на водяной бане. После охлаждения добавьте к содержимому пробирки несколько миллилитров воды. При этом образуются маслянистые капли нерастворимого в воде изоамилового эфира уксусной кислоты с характерным запахом грушевой эссенции.
Изоамиловый спирт + уксусная кислота +(в присутствии серной кислоты конц.) = изоамиловый эфир уксусной кислоты (запах грушевой эссенции) + вода – реакция этерификации.
Запишите уравнение химической реакции, назовите продукты, запишите наблюдения и вывод.
Вывод: ______________________________________________________________________________
ОБЩИЙ ВЫВОД К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ: _______________________________________
Не забудьте убрать за собой рабочее место и сдать оборудование!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по живому миру "Свойства воды", 2 класс
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.Расширить кругозор, пассивный словарь.Воспитывать бережное отношение к природе....

конспект с презентацией по теме "Свойства функций" 9 класс
Конспект урока по теме: СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ (9 класс) Цели занятия: изучить свойства функции; выя...

Конспект урока по теме "Распределительное свойство умножения" 6 класс
Тема урока: Распределительное свойство умножения.Тип урока: Систематизация знаний.Цели: закрепить знаний учащихся при умножении дробей, нахождения дроби от числа и применении распределительного ...

План-конспект урока "Объект и его свойства", Информатика, 3 класс
План - конспект урока "Объект и его свойства" предназначен для объяснения материала учащимся 3-х классов (8-9лет), обучающимся по программе курса информатики для 2 – 4 классов начально...
Лист-отчет практической работы по теме Свойства уксусной кислоты
Лист-отчет предстален в виде таблицы с наводящими вопросами для оформления результатов проведения лабораторных опытов в режиме реального или виртуального эксперимента. Также его можно использова...

Конспект урока по естествознанию "Уникальные свойства воды" (5 класс)
Знакомство учащихся 5 класса с уникальными свойствами воды, как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле. Создание условий для формирования ответственного отношения человека к природным во...

Самостоятельная работа по теме "Свойства параллелограмма" 8 класс
Самостоятельная работа по теме "Свойства параллелограмма" 8 класс выполнена в форме карточек , в которых чертеж уже выполнен. Данная работа помогает выработать у учащихся умение читать черте...
